г. Красноярск |
|
02 апреля 2013 г. |
Дело N А33-11824/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "27" марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "02" апреля 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Морозовой Н.А.,
судей: Дунаевой Л.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания Шалухиной Ж.В.,
при участии: от заявителя - Погодиной Г.М., директора на основании выписки из протокола собрания от 13.01.2012; Котух И.Ф., представителя по доверенности от 03.04.2012;
от ответчика - Емандыкова С.Н., представителя по доверенности от 14.02.2012 N 24/2012-05;
от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора администрации Тасеевского района Красноярского края - Ларькова П.В., представителя по доверенности от 26.03.2013 N 7,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Локон"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 10 декабря 2012 года по делу N А33-11824/2012,
принятое судьей Куликовой Д.С.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Локон" (ИНН 2436000355, ОГРН 1022400649600) (далее - ООО "Локон", заявитель, общество), участник ООО "Локон" Сиполь Тамара Григорьевна обратились в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Красноярскому краю (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) (далее - ответчик) о признании незаконным решения федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Красноярскому краю (далее - ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Красноярскому краю) от 09.06.2010 N Ф24/10-2-65766 об аннулировании сведений о земельном участке с кадастровым номером 24:36:1712002:131, площадью 805,30 кв.м., расположенном по адресу: Красноярский край, Тасеевский район, с. Тасеево, ул. Советская, 31; об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Красноярскому краю восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 24:36:1712002:131, площадью 805,30 кв.м., расположенного по адресу: Красноярский край, Тасеевский район, с. Тасеево, ул. Советская, 31.
Заявление принято к производству суда.
Определением от 31.07.2012 возбуждено производство по делу, для участия в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (ИНН 2466124510, ОГРН 1042402980290) (далее - Управление Росреестра по Красноярскому краю), Администрация Тасеевского района Красноярского края (ИНН 2436000108, ОГРН 1022400649237) (далее также - Администрация).
Определением от 07.12.2012 производство по делу в части требований, заявленных участником общества с ограниченной ответственностью "Локон" Сиполь Тамарой Григорьевной, прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 10 декабря 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано по основанию пропуска заявителем срока на обращение за судебной защитой.
Заявитель обратился с апелляционной жалобой на указанное решение, просит его отменить и удовлетворить заявленные требования по следующим основаниям:
- срок на обжалование ненормативного акта был пропущен по уважительным причинам;
- аннулирование сведений не законно, так как оно было осуществлено в период судебного разбирательства, в результате чего судебный акт стал неисполнимым; Управление Росреестра по Красноярскому краю было стороной в споре и располагало сведениями о наличии судебного спора в отношении участка, ответчик должен был запросить у Росреестра сведения о наличии спора; согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвитие) наличие судебного спора препятствует аннулированию сведений о земельном участке;
- защита прав общества в ином порядке невозможна, в связи с изменением законодательства общество утратило право на выкуп земельного участка по льготной цене; Администрация пытается пересмотреть судебный акт, уменьшив площадь земельного участка.
Ответчик заявленные требования не признает, возражает против их удовлетворения по следующим основаниям:
- заявителем пропущен срок для обжалования решения,
- оспариваемое решение принято в полном соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", наличие судебного спора не является основанием для неосуществления аннулирования, ответ от Росреестра об отсутствии зарегистрированных прав на земельный участок был получен;
- письмо Минэкономразвития, на которое ссылается заявитель, нормативным актом не является;
- у общества и Администрации имеется спор о размере земельного участка, что исключает возможность рассмотрения спора в порядке рассмотрения дел, вытекающих из публичных правоотношений;
- восстановление аннулированных и исключенных из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке не предусмотрено указанным законом.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора (Администрация Тасеевского района Красноярского края) считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, поясняет, что оспариваемое решение получили в июле 2010 года, и что в связи с аннулированием сведений исполнение судебного акта по делу N А33-157/2010 не возможно.
В материалы дела представлены документы - ответчиком: копия уведомления о вручении письма 66001810443519, реестр 2 от 29.06.2010 об отправке ценных писем с простым уведомлением, третьим лицом (Администрацией Тасеевского района Красноярского края) - копия письма N 1602 с оригиналом проставленных на нем рукописно даты и подписи. Руководствуясь частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приобщает данные документы к материалам дела как приложенные к отзывам на апелляционную жалобу, а так же письмо N 1602 - как документ, имеющийся в материалах дела в копии, то есть не являющийся новым для настоящего дела.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление Росреестра по Красноярскому краю о времени и месте заседания извещено надлежащим образом, своих представителей не направило. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей третьего лица, при непредставлении им отзыва.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы судом установлены следующие обстоятельства.
Согласно кадастровому паспорту от 18.06.2008 N 36/08-290 сведения о земельном участке с кадастровым номером 24:36:1712002:131 внесены в государственный кадастр недвижимости 06.06.2008.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.07.2010 по делу N А33-157/2010 установлены следующие обстоятельства:
"На основании договора купли-продажи N 00202 от 04.12.1992 товарищество с ограниченной ответственностью "Локон" приобрело в собственность муниципальное предприятие парикмахерскую "ЛОКОН", в том числе здание парикмахерской, 1971 года ввода в эксплуатацию, общей площадью 107,5 кв.м., расположенное по адресу: Красноярский край, п. Тасеево, ул. Советская, 31.
На основании постановления администрации Тасеевского района Красноярского края N 205 от 26.06.1996 ТОО "Локон" преобразовано в ООО "Локон".
Нежилое здание парикмахерской "Локон" 1971 года ввода в эксплуатацию, общей площадью 107,5 кв.м., а также вспомогательное временное сооружение "сарай", общей площадью 18,2 кв.м. по адресу: Красноярский край, п. Тасеево, ул. Советская, 31, расположены на земельном участке, который на основании государственного акта на право пользования землей от 27.10.1992 серия A-I N 318481 предоставлен МП парикмахерская "Локон" в бессрочное и бесплатное пользование размером 0,36 га, согласно плану землепользования."
"05.05.2009 ООО "Локон", в порядке статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", обратилось к Администрации Тасеевского района Красноярского края с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:36:1712002:131 в собственность.
К заявлению приложены, в том числе договор купли - продажи объекта по адресу: п. Тассаево по ул. Советская, 31; землеустроительное дело по межеванию земельного участка; кадастровый план земельного участка.
Из кадастрового паспорта на земельный участок от 10.06.2008 N 36/08-290 следует, что земельный участок с кадастровым номером 24:36:1712002:131 имеет общую площадь 805,3 кв.м., относится к землям населенного пункта, разрешенное использование - для общественно-деловых целей.
Площадь земельного участка соответствует материалам межевания, вид права: государственная собственность, сведения о правообладателе отсутствуют.
Письмом Администрации Тасеевского района Красноярского края от 09.11.2009 N 2125 в предоставлении земельного участка отказано. Причина отказа: земельный участок с кадастровым номером 24:36:1712002:131, общей площадью 805,30 кв.м. находится на территории центрального парка с. Тасеево, а территория парка относится к землям общего пользования, которые в силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации приватизации не подлежат".
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.07.2010 отменено решение Арбитражного суда Красноярского края от 15.04.2010 по делу N А33-157/2010, принят новый судебный акт. Признано недействительным решение Тасеевской администрации, изложенное в письме от 09.11.2009 N 2125.
Решением от 09.06.2010 N Ф24/10-2-65766 ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Красноярскому краю аннулированы сведения о земельном участке с кадастровым номером 24:36:1712002:131 в связи с истечением срока действия "временного" статуса сведений о земельном участке с момента постановки его на учет (06.06.2010) и отсутствием зарегистрированных прав или ограничений (обременении) на момент истечения этого срока (часть 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и пункт 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития от 04.02.2010 N 42).
Как следует из дополнительных пояснений ответчика от 13.03.2013, заявителем при постановке участка на кадастровый учет была Администрация, решение об аннулировании сведений о земельном участке было направлено в Администрацию Тасеевского района Красноярского края 29.06.2010 почтовым отправлением с уведомлением о вручении и 05.07.2010 было получено адресатом. Третье лицо (Администрация) подтвердила получение решения в июле 2010 года.
Согласно кадастровой выписке от 09.07.2012 N 24/12-199182 земельный участок с кадастровым номером 24:36:1712002:131 снят с учета 09.06.2010.
ООО "Локон" обратилось с заявлением в администрацию Тасеевского района Красноярского края (от 28.06.2011 вх. N 1656) с просьбой предоставить земельный участок в собственность в соответствии с Землеустроительным делом по межеванию земельного участка по адресу: Тасеевский район, с. Тасеево, ул. Советская, д. 31 за N 124 от 25.08.2008, по решению Третьего арбитражного суда от 20.07.2010. Заявление подписано Удаловой Т.К.
Письмом от 21.10.2011 N 1602 Администрация Тасеевского района Красноярского края пояснила заявителю, что срок действия "временного" статуса сведений о земельном участке с кадастровым N 24:36:1712002:131 истек и отсутствовали зарегистрированные права или ограничения (обременения) на момент истечения этого срока в Росреестре, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии было принято решение от 09.06.2010 N Ф24/10-2-65766 "Об аннулировании сведений о земельном участке"; для оформления земельного участка в собственность ООО "Локон" необходимо обратиться в администрацию района с заявлением установленной формы с приложением необходимых документов.
Согласно надписи на письме "Получено 24.10.2011 (подпись)" (без расшифровки), письмо получено 24.10.2011 Удаловой Т.К. Представитель общества указывает, что в настоящее время не возможно узнать у Удаловой Т.К., получала ли она данное письмо, в документах общества, которые остались после смерти директора, данное письмо отсутствует.
Представитель администрации представил в суд копию письма N 1602, с оригиналом проставленных на нем от руки подписи и даты.
ООО "Локон" обратилось с заявлением в администрацию Тасеевского района Красноярского края (вх. N 3062) о предоставлении земельного участка из категории земель населенных пунктов, площадью 805,3 кв.м. для общественно деловых целей. Заявление подписано Удаловой Т.К.
Представленные в материалы дела копии данного заявления имеют различия: представленная обществом датирована "02 ноября", год не проставлен, входящий от 02.01.2011 года, перечня приложений нет. Представленная ответчиком копия имеет дату входящего "02.11.2011", перечень приложений, дата "2 ноября 2011".
Письмом от 01.12.2011 N 1941 администрация Тасеевского района Красноярского края направила в адрес заявителя утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (кадастровый квартал 24:36:1712002) для дальнейшего выполнения кадастровых работ.
ООО "Локон" обратилось с заявлением в администрацию Тасеевского района Красноярского края (от 09.12.2011 вх. N 2458) с просьбой дать ответ, на основании каких правоустанавливающих документов уменьшили площадь земельного участка, заявленного для межевания; земельный участок не находится в парковой зоне; на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, который утвержден 28.11.2011, не обозначен сарай, который является неотъемлемой частью имущества ООО "Локон", как вспомогательное сооружение, находится по адресу: Красноярский край, с. Тасеево ул. Советская 31, и расположен на участке, который на основании государственного акта на право пользования землей от 27.10.1992 серия А-1 N 318481 предоставлен МП парикмахерская " Локон" в бессрочное и бесплатное пользование, размером 0,36 га; поэтому земельный участок, на котором находится сарай, должен быть учтен при межевании и обозначен на схеме. Заявление подписано Погодиной Г.М.
Письмом от 17.01.2012 N 86 Администрация Тасеевского района Красноярского края пояснила заявителю, что для включения земельного участка, находящегося под сараем, в схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденную 28.11.2011, необходимо представить в администрацию района правоустанавливающий документ на данное сооружение.
Письмом от 24.01.2012 (вх. N 156 от 25.01.2012) заявитель представил в Администрацию Тасеевского района Красноярского края копию технического паспорта на здание парикмахерской. Заявление подписано Погодиной Г.М.
Письмом от 20.02.2012 N 384 Администрация Тасеевского района Красноярского края пояснила заявителю, что согласно справке Дзержинского отделения Тасеевского производственного участка Федеральное государственное унитарное предприятие "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" право собственности на объект недвижимого имущества - нежилое здание "Парикмахерской" по адресу: Россия, Красноярский край, с. Тасеево, ул. Советская, зд. 31 зарегистрировано в собственности за ООО "Локон" на основании договора купли-продажи от 04.12.1992 N 00202; иные объекты недвижимого имущества в договоре купли-продажи от 04.12.1992 N 00202 не указаны; поэтому схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выданная 02.12.2011, действительна; для дальнейшего выполнения кадастровых работ заявителю необходимо обратиться к кадастровому инженеру.
Ссылаясь на то, что решение ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Красноярскому краю от 09.06.2010 N Ф24/10-2-65766 об аннулировании сведений о спорном земельном участке влечет прекращение его существования как объекта земельных отношений и является для ООО "Локон" непреодолимым препятствием по исполнению судебного акта арбитражного суда по делу N А33-157/2010 ввиду отсутствия кадастровых сведений о спорном земельном участке, что в свою очередь нарушает право ООО "Локон" на его выкуп в установленном законом порядке, уже подтвержденного Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.07.2010 по делу А33-157/2010, ООО "Локон" обратилось с заявлением в суд.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов государственных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых актов и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, принявших оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Общество обратилось с заявлением о восстановлении пропущенного срока для обращения с заявлением о признании недействительным решения об аннулировании сведений о земельном участке от 09.06.2010 N Ф24/10-2-65766; пояснило, что о снятии земельного участка с кадастровым номером 24:36:1712002:131 нынешнему директору общества стало известно из кадастровой выписки от 09.07.2012 N 24/12-199182.
По мнению апелляционного суда, причины пропуска срока на обжалование являются уважительными в силу следующих обстоятельств.
Как следует из листков временной нетрудоспособности, Удалова Т.К. находилась на больничном в периоды: с 01.09.2010 по 01.10.2010, с 02.10.2010 по 21.10.2010, с 21.11.2011 по 29.11.2011, с 30.11.2011 по 29.12.2011, с 30.12.2011 по 01.01.2012. Согласно справке N 3, Удалова Т.К. скончалась 10 января 2012 года.
Таким образом, почти сразу после получения письма N 1602 Администрации Тасеевского района Красноярского края Удалова Т.К. ушла на больничный и находилась на нем с вплоть до своей смерти с непродолжительными периодами трудоспособности.
Протоколом от 13.01.2012 N 3 директором ООО "Локон" избрана Погодина Г.М. Согласно справке, выданной обществом, и данным им пояснениям, в период нахождения Удаловой Т.К. на больничном и до 13.01.2012 обязанности директора общества никто кроме нее не исполнял. Согласно пункту 10.1 Устава общества, единоличным исполнительным органом общества является директор.
Представитель общества указывает, что в документах общества, которые были переданы новому директору, данное письмо отсутствует.
Из иных документов, имеющихся в распоряжении общества, общество не имело возможности сделать вывод о том, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 24:36:1712002:131 аннулированы в связи с истечением срока действия "временного" статуса сведений.
В том числе данный вывод не мог быть сделан обществом из заявления в администрацию Тасеевского района Красноярского края (вх. N 3062) о предоставлении земельного участка из категории земель населенных пунктов, площадью 805,3 кв.м. для общественно деловых целей. Указанное заявление соответствует процедуре, указанной в части 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, в распоряжении общества имеется иная копия этого заявления - без перечня приложений, без которых невозможно сделать вывод о характере и правовом основании заявления, и с указанием даты его регистрации как входящего - 02 января 2011 года, и без проставления года в дате его подписания. Хронологически дата подачи этого заявления, исходя из копии, имеющейся у общества, предшествует подаче заявления с просьбой предоставить земельный участок в собственность в соответствии с Землеустроительным делом по межеванию земельного участка по адресу: Тасеевский район, с. Тасеево, ул. Советская, д. 31 за N 124 от 25.08.2008, по решению Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.07.2010 (вх. N 1656 от 28.06.2011). Следовательно, общество не имело возможности соотнести заявление (вх. N 3062) с иными документами и сделать вывод, что на основании данного заявления начата процедура, предусмотренная частью 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке.
Из последующей переписки между Администрацией и обществом, осуществляемой как Удаловой Т.К., так и Погодиной Г.М., не следует, что общество знало об аннулировании сведений о земельном участке.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что в момент снятия земельного участка с учета вопрос о его выкупе являлся предметом судебного спора в рамках дела N А33-157/2010, где Администрация Тасеевского района - третье лицо в настоящем споре, являлась ответчиком; Управление Роснедвижимости по Красноярскому краю - третьим лицом. Решение о снятии с учета принято 09.06.2010, о принятии оспариваемого решения Администрация знала с 05.07.2010, резолютивная часть постановления Третьего арбитражного апелляционного суда была оглашена 13.07.2010; однако при этом в ходе судебного заседания никто о данном обстоятельстве не заявил.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что срок на обжалование решения федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Красноярскому краю от 09.06.2010 N Ф24/10-2-65766 об аннулировании сведений о земельном участке с кадастровым номером 24:36:1712002:131, площадью 805,30 кв.м., расположенном по адресу: Красноярский край, Тасеевский район, с. Тасеево, ул. Советская, 31 подлежит восстановлению.
По мнению суда апелляционной инстанции, положения пункта 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", на которые ссылается суд первой инстанции, не устанавливают императивного запрета на восстановление сроков в указанных в нем случаях, что следует из лексической конструкции "как правило", допускающей существование иных толкований, и должны применяться с учетом фактических обстоятельств каждого конкретного спора.
Из ранее указанных норм статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что в предмет доказывания по делу входят факты соответствия (несоответствия) оспариваемого акта или его отдельных положений закону или иному нормативному правовому акту, наличие (отсутствие) полномочий у органа, принявшего оспариваемый акт, а также нарушение (ненарушение) оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение о признании недействительными ненормативных правовых актов, действий (бездействия) незаконными принимается арбитражным судом в том случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как следует из имеющихся в материалах дела документов, исключительное право на приобретение земельного участка с кадастровым номером 24:36:1712002:131 в собственность и об отсутствии препятствий для его выкупа у ООО "Локон" было установлено постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.07.2010 по делу N А33-157/2010.
Аннулирование сведений о спорном земельном участке влечет прекращение его существования как объекта земельных отношений и повлечет невозможность исполнения судебных актов ввиду отсутствия подтверждения местоположения границ и площади земельного участка, - указанный вывод следует из законодательства и пояснений третьего лица.
Вместе с тем, это нарушает право общества на выкуп земельного участка, при том, что право на выкуп было установлено вступившим в законную силу судебным актом. В части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Нарушение данного правила влечет нарушение принципа правовой определенности в отношениях сторон и означает нарушение права на эффективную судебную защиту.
Суд апелляционной инстанции так же учитывает, что о принятии оспариваемого решения Администрация Тасеевского района знала с 05.07.2010 - даты получения письма от ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Красноярскому краю. Резолютивная часть постановления Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А33-157/2010, где администрация являлась ответчиком, было оглашена 13.07.2010.
Ответчик по настоящему спору - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Красноярскому краю указывает, что в его действиях отсутствовала противоправность, так как аннулирование сведений о земельном участке с кадастровым номером 24:36:1712002:131 было осуществлено в связи с истечением срока действия "временного" статуса сведений о земельном участке с момента постановки его на учет (06.06.2010) и отсутствием зарегистрированных прав или ограничений (обременении) на момент истечения этого срока (часть 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и пункт 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42).
Вместе с тем, по мнению суда апелляционной инстанции, оспариваемое решение противоправно, поскольку порождает неправовые последствия. Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает так же следующее.
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" правовым последствием кадастрового учета является подтверждение существования объекта недвижимости, права на который непосредственно у конкретного лица возникают и могут быть зарегистрированы по основаниям и в порядке, установленным законом, а также прекращения существования объекта недвижимости.
В части 1 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" указано, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения, которые носят временный характер до утраты ими в установленном настоящим законом порядке временного характера, не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
В силу части 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 данной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Согласно приказу Минэкономразвития от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости", в отношении образованных объектов недвижимости "временный" статус кадастровых сведений изменяется на "учтенный", а в отношении преобразуемых объектов недвижимости - на "архивный" в случае поступления в порядке информационного взаимодействия от органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, документов о зарегистрированных вещных правах на все образованные объекты недвижимости. Исключением из данного правила является образование земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности до ее разграничения. В таком случае основанием для изменения статуса кадастровых сведений является поступление документов о зарегистрированных вещных правах хотя бы на один из образованных земельных участков.
Суд первой инстанции, принимая решение, исходил из того, что как следует из материалов дела и не опровергнуто ООО "Локон" сведения о государственной регистрации вещных прав или государственной регистрации аренды на земельный участок с кадастровым номером 24:36:1712002:131 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
Вместе с тем, согласно письму Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.02.2010 N 14-1343-ВК "Об аннулировании сведений о земельных участках, имеющих временный характер", с целью реализации части 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" органу кадастрового учета рекомендуется не позднее дня, следующего за днем истечения указанного в части 4 статьи 24 Закона о кадастре срока, подготовить перечень земельных участков, сведения о которых подлежат аннулированию и исключению из государственного кадастра недвижимости, и направить его в подразделение, осуществляющее государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с целью получения информации о:
зарегистрированных правах;
зарегистрированных ограничениях (обременениях) прав (о государственной регистрации аренды);
существующих на момент направления запроса правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования.
Решение об аннулировании сведений должно приниматься после поступления от Подразделения по регистрации прав информации о наличии (отсутствии) указанных выше сведений (с указанием даты и номера государственной регистрации права, ограничения (обременения) права).
Ответчиком не представлено суду доказательств исполнения данной обязанности.
Ответчик ссылается на то, что данное письмо не является нормативным актом. Вместе с тем, указанное письмо является по своей правовой природе локальным внутриорганизационным актом, исполнение которого является обязательным в силу отношений функционального подчинения между федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами и структурными подразделениями.
Указанное письмо было издано 26.02.2010. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 N 157-р в ведении Федерального агентства кадастра объектов недвижимости находилась, в том числе, Земельная кадастровая палата по Красноярскому краю. Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии "Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено (пункт 3); функции упраздненного Федерального агентства кадастра объектов недвижимости переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 утвержден План-график наделения федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" (правопредшественников Кадастровой палаты) по субъектам Российской Федерации полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости (пункт 1); федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, согласно Плану-графику соответственно с 1 июля 2010 года, с 15 сентября 2010 года и с 1 декабря 2010 года (пункт 2).
Таким образом, исполнение письма от 26.02.2010 N 14-1343-ВК было обязательно для ответчика до того момента, как документ был отозван с исполнения письмом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 28.11.2012 N 14-9817-НА, которым в свою очередь, предложена иная схема взаимодействия территориального органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра", что подтверждает обязательность исполнения письма N 14-1343-ВК теми лицами, которым оно адресовано, а, следовательно, и возможность расценить его неисполнение как нарушение с их стороны.
Письмо Минэкономразвития от 15.12.2011 N Д23-5165 "О временном характере сведений государственного кадастра недвижимости о земельных участках", на которое ссылается ответчик, было издано после совершения им оспариваемых действий.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что требование заявителя подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции - отмене, так как содержащее выводы, не соответствующие обстоятельствам дела.
Согласно части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в решении суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Заявитель требует от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Красноярскому краю восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 24:36:1712002:131, площадью 805,30 кв.м., расположенного по адресу: Красноярский край, Тасеевский район, с. Тасеево, ул. Советская, 31 - то есть устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Локон". В связи с чем суд считает необходимым применить восстановительную меру - обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Локон".
При подаче апелляционной жалобы заявителем оплачена государственная пошлина в сумме 2000 рублей по платежному поручению от 19.12.2012 N 45. Определением от 09.01.2013 года обществу возвращено 1000 рублей излишне оплаченной государственной пошлины. Таким образом, расходы общества на оплату государственной пошлины, связанные с рассмотрением настоящего дела в суде апелляционной инстанции, составляют 1000 рублей. В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат возмещению заявителю за счет ответчика.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "10" декабря 2012 года по делу N А33-11824/2012 отменить. Принять новый судебный акт.
Заявленное требование удовлетворить. Признать незаконным решение Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 09.06.2010 N Ф24/10-2-65766.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Локон".
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Локон" 1000 рублей расходов по оплате государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
Е.В. Севастьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-11824/2012
Истец: Адвокатский кабинет "Ирина Котух и Ко", ООО Локон, участник ООО Локон Сиполь Тамара Григорьевна
Ответчик: ФГБУ Федеральная кадастровая палата Росреестра по Красноярскому краю
Третье лицо: Администрация Тасеевского района Красноярского края, Управление Росреестра по Красноярскому краю, ФГБУ "ФКП Росреестра"