"Стране нужно нормальное корпоративное страхование"
(интервью с О. Афанасьевой, начальником отдела
клиентского андеррайтинга Центра комплексного страхования
финансовых рисков РОСНО)
"Рынок коммерческого страхования экспортных кредитов до сих пор узок, как по отраслям, так и по объему" - считает начальник отдела клиентского андеррайтинга Центра комплесного страхования финансовых рисков РОСНО Ольга Афанасьева. По ее мнению, без развития страхования внешнеторговых сделок будущее российского экспорт незавидно.
- Ольга Андреевна, РОСНО заинтересовано в страховании экспортных рисков из-за потенциала рынка?
- Сегодня главным, на мой взгляд, является создание финансового инструментария для экспортеров, призванного расширить возможности российских компаний для продвижения на рынки других стран. Коммерческий интерес страховщика пока на вторых ролях. Да, мы страхуем кредитные риски при экспортных операциях, но поверьте, с выполнением бизнес-плана по сборам страховой премии и так проблем не возникает, кстати, пока за счет страхования поставок импорта и продаж внутри страны товаров, по большей части, опять же импортного производства. Если российский экспорт будет развиваться увереннее и возвратит позиции хотя бы советского периода, то страховщики, несомненно, будут развивать страхование экспортных кредитов интенсивными темпами. Сейчас же приходится больше заниматься повышением страховой культуры владельцев и руководителей российских компаний, нежели разработкой реальных проектов, влияющих на состояние экспортного сегмента нашей экономики. Многие компании-экспортеры, а также главы некоторых крупнейших отечественных предприятий до сих не знают о существовании такого вида страхования! Нередко руководители удивляются возможности страхования экспорта, финансирования под застрахованную экспортную выручку. Но страна заинтересована в нормальном корпоративном страховании, а не в бизнесе по принципу "получили премию, а дальше разбирайтесь сами. В мировом страховании финансирование бизнеса - стандартная практика. У нас же классические банковские инструменты отдельно, а страхование - отдельно. В принципе, страхование кредитных рисков не только защищает, но и позволяет развивать сбыт. Во-первых, эти полисы можно подстраивать под непосредственные задачи бизнеса. Для стандартного управления рисками неисполнения обязательств контрагентами присутствует минимальная сумма франшизы, для организации финансирования под обеспечение в виде застрахованной дебиторской задолженности рассчитывается сумма страхового возмещения исходя из потребности в финансировании. В таком случае банк, помимо залогов, может принять в обеспечение дебиторскую задолженность - это более ликвидный залог, нежели товар на складе или товар в обороте, их учесть и взыскать сложнее. И банкиры прекрасно понимают, что дебиторская задолженность, застрахованная у серьезного страховщика, - гораздо более реальный залог к взысканию, нежели товар в обороте.
- Фактически получается конкуренция с банковской гарантией?
- Не совсем так. Часто банковские инструменты и страхование соседствуют в экспортных контрактах. Сегодня компании отгружают зарубежным контрагентам под аккредитивы, банковские гарантии и поручительства третьей стороны. Если у контрагента устойчивое финансовое положение, то получить банковскую гарантию или аккредитив под оборотные активы достаточно легко. С другой стороны, есть компании, которые получают гарантии под залог недвижимости, оборудования и прочего, то есть под основные средства. В этом случае операция существенно обременяется, так как дополнительно привлекается имущественное страхование, добавляются затраты на оформление и т.д. Кроме того, банковские инструменты отягощают кредитный баланс организации. А если контрагент является дистрибьютором, и у него, кроме точек продаж и оборотных средств, ничего нет? И продает он при этом хорошо? В этом случае страховой полис окажется более выгодным вариантом по сравнению с банковскими инструментами.
Экспортер может пользоваться и банковской гарантией, аккредитивами со стороны зарубежных партнеров, и одновременно увеличить поставки на объем застрахованного коммерческого кредита. Более того, чем длиннее отсрочка, тем выше вероятность кассового разрыва, а полис предотвращает этот риск и дает возможность экспортеру дополнительно финансироваться под внешнеторговый контракт, не дожидаясь оплаты. Кроме того, экспортер может продолжить наращивать производство и обеспечить непрерывность экспортных продаж.
- Какова минимальная сумма экспортного контракта, с которой вы готовы начать обсуждение?
- Минимальный размер привязан к торговому обороту компании. Если он равен ?10 млн в год, кредитный лимит одной поставки контрагенту - не менее ?10 тыс. У нас есть страхователи и с меньшим оборотом, но эти случаи специфичны и рассматриваются с точки зрения перспектив развития бизнеса такого клиента. Диапазон тарифов колеблется вокруг одного процента и зависит от нескольких факторов: цели использования договора страхования, наличия дополнительных обеспечительных инструментов (например, банковской гарантии, аккредитива, поручительства третьей стороны). Применяются разные ценовые условия, зависящие от того, является ли полис инструментом управления рисками, либо используется для дальнейшего финансирования экспортных операций, либо как "знак качества" для акционеров или потенциальных инвесторов. На размер тарифа влияет уровень франшизы, период отсрочки, фактор конкурентоспособности рынка, наличие кредитной политики, опыт работы по сделкам коммерческого кредитования и наличие убытков за прошлые периоды. При коммерческом андеррайтинге анализируется множество как объективных, так и субъективных факторов. Например, владелец компании когда-то взял кредит и не вернул его. Налицо риск оппортунистического поведения - разрешение самому себе, любимому, не исполнять взятые обязательства. И это все может учитываться.
- Какие типы рисков покрываются?
- В целом речь идет о страховании финансовой части рисков коммерческого кредитования, политическая часть не страхуется. Покрываются два вида рисков: длительный неплатеж (более девяноста дней) и банкротство по любым причинам, включая самоликвидацию. Неплатежи могут возникнуть по различным причинам, но если в их основе имущественный ущерб, то они не покрываются полисом. Но если неплатеж обусловлен неверным экономическим расчетом (например, если спрос оказался существенно ниже объема закупок) или банкротством контрагента, то полис его покроет.
- Как устроен механизм страхования кредитных рисков внутри РОСНО и какова роль вашего немецкого партнера - Euler Hermes?
- И конкуренты, и Hermes, и мы работаем по универсальной схеме. Есть страхователь, у него - пул контрагентов, их нужно проверять. Для нас Hermes - это в первую очередь перестраховщик. Во-вторых, он предоставляет оценки платежеспособности зарубежных контрагентов и прочие необходимые данные о зарубежной стороне. Из России мы отправляем запросы в офисы Hermes в тех странах, где находятся контрагенты страхователя. В ответ из страны контрагента мы получаем данные об установленном для него кредитном лимите. С нашей стороны андеррайтеры оценивают качество управления кредитными рисками у страхователя, изучают отчетность, проводят мониторинг дебиторской задолженности и так далее. Hermes заинтересован в развитии нашего бизнеса, потому что от этого зависит получение ими большего объема рисков на перестрахование. Теоретически российский экспортер может приобрести страховое покрытие кредитных рисков напрямую у Hermes в Германии. Однако оно не будет учитываться как договор страхования на территории РФ и, соответственно, не будет приниматься банками, и так далее. Так что бизнес у нас разделен: отечественными клиентами занимается РОСНО, зарубежными - Hermes. В направлении импорта это также работает, наши андеррайтеры могут исследовать состояние российского контрагента западного клиента Hermes.
- В чем заключается процедура подписания полиса?
- Клиент заполняет заявление - анкету на страхование и прикладывает к ней список контрагентов с запрашиваемыми кредитными лимитами. Андеррайтеры проводят коммерческий андеррайтинг и делают первичное коммерческое предложение по условиям страхования. Затем с помощью бизнес-подразделений Euler Hermes в юрисдикциях, где находятся контрагенты нашего потенциального страхователя, проверяется кредито- и платежеспособность действующего или потенциального контрагента, рассчитывается кредитный лимит, проводится его соизмерение с запрошенной российским клиентом величиной и акцептуются окончательные условия договора страхования. Полис содержит стандартный набор исключений, (например, военные риски) - в общем, классический вариант. Это не означает, что компания будет работать в пределах указанных сумм: часть оборота может быть гарантирована банковскими инструментами, часть страхованием, а часть поставщик может отгружать на свой риск. Но к мнению специалистов кредитного страхования лучше прислушиваться. Это может уберечь от будущих проблем. Более того, заполнив требуемые документы, можно получить от нас андеррайтерский отчет с заключением предстраховой экспертизы и посмотреть на свой портфель глазами кредитных экспертов.
Франшизу в полисе мы применяем обязательно. Важно заинтересовать клиента в поддержании дисциплины расчетов, а франшиза стимулирует его к управлению дебиторской задолженностью и правильному ведению кредитной политики. Суммой франшизы является уровень невозобновляемых убытков: грубо говоря, дефолт контрагента на сто рублей, франшиза десять процентов - значит, десять рублей мы не оплачиваем. Это, кстати, еще один позитивный эффект страхования коммерческих сделок: когда на горизонте возникает возможность страхования, клиент уже на подготовительном этапе невольно начинает формализовывать процедуры. Мы ставим определенные условия подписания полиса и помогаем клиенту привести практику в соответствие с нашими требованиями. Ничего сложного в них нет: например, это регулярные контакты с дебитором. В связи с ними страхователь, в хорошем смысле слова, вынужден дисциплинироваться. В ходе подготовки договора появляются внутренние регламенты - не для "показухи" страховщику, а действительно улучшающие работу с дебиторской задолженностью, появляются новые инструменты по взысканию просроченных долгов, усиливается порядок взаимодействия с контрагентами, начинают лучше работать клиентские специалисты. С помощью такого страхования компания не только управляет кредитными рисками, но и повышает эффективность бизнес-процессов.
- Насколько убыточен этот тип страхования?
- Убыточность - это непостоянная величина. Позапрошлый год прошел без убытков, а 2007-й оказался потрясающим, но не в области страхования кредитных рисков при экспорте, а при страховании кредитных рисков на российском рынке - из-за сбоев системы дополнительного лекарственного обеспечения.
- Каким образом ваши страхователи учитывают полис для целей налогообложения?
- К сожалению, одной из ключевых проблем до сих пор является невозможность включить премию в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, несмотря на то, что это, в общем-то, имущественный вид страхования. В свое время взносы на страхование кредитных рисков были исключены из перечня таких расходов. И это один из тех вопросов, которые мы начали решать через общественные объединения, например через Торгово-промышленную палату РФ. С необходимостью изменений согласны и в МЭРТ, и в Минфине - мы обсуждали проблему на совещаниях, посвященных созданию Экспортного агентства и развитию экспортного страхования.
- И как можно сдвинуть эту ситуацию с мертвой точки?
- Только одним способом - бизнес-сообщество должно активнее участвовать в профессиональных дискуссиях с чиновниками и стараться влиять на внесение изменений в Налоговый кодекс.
- Влияет ли наличие полиса страхования экспортного кредита при залоге дебиторской задолженности на решение банка о включении заемщика в ту или иную группу риска?
- Риск для групп резервирования определяется финансовым состоянием заемщика. Если банк видит, что на имеющийся имущественный риск существует страховое покрытие, у него есть мотив принять решение о более низком уровне риска по заемщику. У нас уже сейчас есть около десятка подобных проектов, в которых участвуют банки, и проблем с взаимопониманием не возникает. Таким образом, страхование кредитных рисков как при экспортных операциях, так и в целом при коммерческом кредитовании, является хорошим инструментом управления рисками второго уровня при любых банковских операциях, связанных с кредитованием. И при финансировании под дебиторскую задолженность в виде кредитной линии с автоматическим овердрафтом, и при управлении рисками компании-импортера, и при факторинге - во всех этих случаях наличие полиса является дополнительным инструментом управления ликвидностью банка. Потому что платежеспособность контрагентов заемщика напрямую влияет на платежеспособность самого заемщика, а исполнение им обязательств отражается на ликвидности банка. В отличие, кстати, от страхования товарооборота или товаров на складе, которое носит более неопределенный характер.
- Какие отрасли вам представляются наиболее перспективными с точки зрения клиентуры?
- Для нас перспективны любые отрасли российского экспорта, за исключением ВПК и сырьевой сферы. Там присутствуют длинные риски, которые не укладываются в нашу модель страхования коммерческих кредитов. Подразумевается, что для страхования мы рассматриваем периоды максимум до двух лет, да и то мы принимаем риск на год с возможностью автоматической годовой пролонгации. К тому же ВПК связан с политическими рисками, а они вне компетенции РОСНО и Euler Hermes. Сырье торгуется замечательно, в этой сфере широко используются форвардные контракты - риск уже захеджирован, и в страховании необходимости нет.
- А возрастающей конкуренции не опасаетесь?
- По большому счету, команды экспертов собраны только в РОСНО и "Ингосстрахе", еще есть специалисты в "КапиталЪ Страховании". Исторически сложилось, что у "Ингосстраха", пожалуй, самый большой портфель. РОСНО в силу стратегического партнерства с Euler Hermes и принадлежностью к Allianz ведет консервативную политику на рынке: кроме вероятности страхового убытка, для нас существенен риск потери репутации. Это в определенной степени важнее, чем финансовые потери. Поэтому наши договоры могут быть более жесткими, чем у конкурентов, а цены выше. Зато мы точно знаем, что не откажемся от выплат.
Беседовал
М. Гласный
"Риск-менеджмент", N 1-2, январь-февраль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Риск-менеджмент"
Журнал "Риск-менеджмент" - профессиональное издание по теории и практике комплексного управления рисками на предприятиях различных отраслей экономики. Подробная информация о внедрении новых технологий и рекомендации по созданию и применению моделей для анализа и оценки рисков.
Учредитель издания - ООО "B2B Media"
Адрес редакции: г. Москва, Малый Толмачевский пер., д. 1, 3 этаж
Телефоны: (495) 933-5519, (495) 101-3676
Internet: www.b2bmedia.ru
E-mail: info@riskmanagement.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" 18551
"Пресса России" 88020