"Белорусский" НДС по-русски
Вот уже 3 года как при ввозе товаров в Россию с территории республики Беларусь действует особый порядок взимания НДС. Однако количество вопросов, связанных с его расчетом, не уменьшается. Виной тому не вполне конкретные формулировки Соглашения между Россией и Белоруссией*(1). Именно этим документом установлены особенности расчета данного налога. На один из таких вопросов не так давно ответили специалисты Минфина России.
Коротко об истории вопроса. Товары, которые ввезены из Белоруссии, облагают НДС. Причем налог платят не на таможне (как по обычному импорту), а по месту регистрации компании-покупателя. Затем его принимают к вычету. Казалось бы, ничего особенного. Но не тут-то было. Вся проблема в порядке расчета стоимости товара, исходя из которой начисляют налог.
Ее определяют по правилам, которые установлены Положением о порядке взимания косвенных налогов*(2). Как сказано в пункте 2 этого документа, при начислении НДС налоговая база - это контрактная стоимость товара, а также затраты на его транспортировку и доставку. Из этого определения не вполне понятно, в каких случаях транспортные расходы учитывают при налогообложении, а в каких нет. И вот почему.
Бесконечные уточненки
НДС начисляют в момент "принятия на учет ввезенных товаров". Проще говоря, после их оприходования. Получается, что дата начисления НДС совпадает с датой перехода права собственности на товары от белорусского поставщика к российскому покупателю. Именно в этот момент покупатель должен оприходовать товар, отразить его стоимость в учете и начислить НДС к уплате в бюджет.
Можно предположить, что при расчете налога учитывают лишь те транспортные затраты, которые были понесены до оприходования товара. Однако финансисты считают иначе. По их мнению, затраты на транспортировку учитывают при начислении НДС вне зависимости от того, когда они возникли: до перехода права собственности на товар к покупателю или после. Также не имеет значения, какая организация оказала услуги по транспортировке: российская или белорусская*(3). Из этого можно сделать весьма неутешительные выводы.
Возьмем небольшой пример. По договору поставщик обязан доставить товары до границы с Россией и передать их представителю покупателя. В этот момент право собственности на товары переходит от одной стороны к другой. В дальнейшем покупатель с помощью организации-перевозчика доставляет товары до своего склада. Следуя логике финансистов, покупатель должен начислить НДС, исходя из контрактной стоимости товаров, увеличенной на сумму транспортных расходов. Однако, на практике это бывает сделать не так просто. Дело в том, что момент оприходования ценностей и момент их доставки на склад покупателя могут значительно отличаться по времени. Предположим, что компания получила товар в марте, а доставила его на свой склад лишь в мае. Возникает вопрос: как поступить в этой ситуации?
Получается, что на момент оприходования товара налоговую базу достоверно определить нельзя. Фирме-покупателю еще не известна сумма транспортных расходов. В результате ей придется начислить НДС и сдать декларацию по налогу по итогам I квартала. В ней она укажет сумму НДС, рассчитанную исходя из контрактной стоимости товара. А впоследствии покупателю придется доначислить налог, исходя из суммы транспортных расходов по доставке товаров, и предоставить в налоговую инспекцию уточненную декларацию.
Добавим, что теоретически товар может транспортироваться со склада на склад сколь угодно долгое количество времени. И пока компания-покупатель будет оплачивать расходы по его доставке, ей придется уточнять облагаемую базу по НДС, доначислять налог и сдавать уточненные декларации по нему.
Единственное слабое утешение - стоимость транспортных услуг при начислении "белорусского" налога учитывают без "входного" НДС. Его принимают к вычету на общих основаниях (после оказания услуги и при наличии счета-фактуры транспортной организации).
Письмо Минфина России от 1 октября 2007 г. N 03-07-13/1-26
Таким образом, стоимость услуг по транспортировке белорусских товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, осуществляемых как по территории Республики Беларусь, так и по территории Российской Федерации, включается покупателем в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость, определяемую в отношении указанных товаров. При этом суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам услуг по транспортировке таких товаров, в их стоимость не включаются.
Пример
В марте компания купила товар стоимостью 900000 руб. у белорусского поставщика. Согласно контракту, товар поставляется на условиях DAF-поставка до границы Республики Беларусь. В апреле товары были доставлены до склада покупателя автомобильным транспортом. Стоимость услуг по их транспортировке составила 118000 руб. (в т.ч. НДС - 18 000 руб.).
Бухгалтер должен отразить:
- в марте:
- 900 000 руб. - оприходован полученный товар;
- 162 000 руб. (900 000 руб. х 18%) - на числен НДС по товару.
- в апреле:
- 162 000 руб. - сумма налога перечислена в бюджет;
- 162 000 руб. - НДС по товару принят к вычету;
- 100 000 руб. (118 000 - 18 000) - отражены транспортные расходы по доставке товаров до склада покупателя;
- 18 000 руб. - учтен НДС по транспортным расходам;
- 18 000 руб. - сумма налога по транспортным расходам принята к вычету;
- 18 000 руб. (100 000 руб. х 18%) - доначислен НДС, исходя из уточненной стоимости товаров.
Доверяй, но распределяй
Несколько слов об еще одной проблеме, которая напрямую связана с транспортными услугами. Предположим, что компания ввозит товары, облагаемые по разным ставкам НДС - 10 и 18 процентов. Соответственно, НДС как со стоимости товаров, так и со стоимости транспортных услуг начисляют по этим же ставкам. А как поступить, если ценности перевозятся в рамках одного транспортного документа, и стоимость услуг по их доставке не распределена по разным видам товаров? В такой ситуации контролеры рекомендуют распределить ее самостоятельно*(4).
Правда, налоговая служба не уточнила, как именно нужно это сделать. На наш взгляд, в данной ситуации транспортные затраты целесообразно делить пропорционально тому или иному физическому показателю. Например, весу, объему или количеству транспортных мест, занятых товаром, облагаемым по определенной ставке. Конкретный порядок распределения расходов по доставке прописывают в учетной политике фирмы.
Пример
Компания ввозит в Россию из Белоруссии партию товаров по одному контракту от одного поставщика. Часть товара стоимостью 560 000 руб. составляет одежда "взрослых" размеров, облагаемая НДС по ставке 18%. Вторая часть - детская одежда стоимостью 320000 руб., облагаемая НДС по ставке 10%.
Фирма потратила 59 000 руб. (в т.ч. НДС - 9000 руб.) на перевозку товаров автотранспортом. Товарами занято 34 транспортных места. При этом "взрослая" одежда заняла 18 транспортных мест, а детская 16.
Сумма транспортных расходов, которая приходится на товары, облагаемые НДС по ставке 18%, составит:
18 мест : 34 места х (59 000 руб. - 9 000 руб.) = 26 471 руб.
Сумма транспортных расходов, которая приходится на товары, облагаемые НДС по ставке 10%, будет равна:
1 6 мест : 34 места х (59 000 руб. - 9 000 руб.) = 23 529 руб.
При ввозе товаров в Россию компания должна заплатить НДС:
- по ставке 18% в сумме:
(560 000 руб. + 26 471 руб.) х 18% = 105 565 руб.
- по ставке 10% в сумме: (320000 руб. + 23 529 руб.) х 10% = 34 353 руб.
Общая сумма начисленного налога: 105 565 + 34 353 = 139 918 руб.
В. Верещака,
главный редактор издательства
"Актуальная бухгалтерия", N 1, январь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15.09.2004
*(2) приложение к Соглашению между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь
*(3) письмо Минфина России от 01.10.2007 N 03-07-13/1-26
*(4) п. 24 письма ФНС России от 10.10.2005 N ММ-6-03/842@
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.