Нет НДС - нет клиента
Применяя "упрощенку", компания получает как множество плюсов, так и несколько минусов. Освобождение от налогов недостатком не назовешь... И все-таки иногда фирме это не на руку. Как вы, наверное, уже догадались, в статье речь пойдет об НДС.
Упрощенная фирма не платит НДС. Но в результате того, что фирма-продавец НДС не выставляет, от работы с ней могут отказаться многие покупатели. В большинстве случаев оптовые. Обычно именно им выгоднее работать с поставщиками - плательщиками НДС. В чем же преимущество последних? Да просто сумму НДС по товарам, купленным у таких поставщиков, покупатели могут принять к вычету.
Может ли "упрощенный" продавец удержать покупателя, если плательщиком НДС он не является? Может. Здесь важно, во-первых, правильно сформировать продажную цену товаров. А во-вторых, убедить покупателя в том, что при такой отпускной цене ему все равно с кем работать: с плательщиком НДС или нет.
Прежде всего, пример, который проиллюстрирует причину, по которой поставщику может быть не выгодно работать с вами.
Пример
Компания-поставщик продает партию товара за 118 000 руб. Ее средняя цена на рынке составляет эту же сумму. Предположим, что покупатель, который находится на обычной системе, перепродает этот же товар за 236 000 руб. (в т.ч. НДС - 36 000 руб.).
Ситуация 1
Поставщик работает на обычной системе и платит НДС. Сумма налога, которая "заложена" в стоимость товара, составит 18 000 руб. Покупатель должен будет перечислить НДС в бюджет в сумме:
36 000 - 18 000 = 18 000 руб.
Налог на прибыль составит:
(236 000 руб. - 36 000 руб. - 100 000 руб.) х 24% = 24 000 руб.
Общая сумма налоговых платежей:
18 000 + 24 000 = 42 000 руб.
После завершения сделки на расчетном счете покупателя останется:
236 000 - 118 000 - 42 000 = 76 000 руб.
Ситуация 2
Поставщик товара работает на упрощенном режиме. Следовательно, в стоимости товара (118 000 руб.) не заложен налог на добавленную стоимость. В этой ситуации покупатель должен бюджету НДС в сумме 36 000 руб. Налог на прибыль составит:
(236 000 руб. - 36 000 руб. - 118 000 руб.) х 24% = 19 680 руб.
Общая сумма налогов будет равна:
36 000 + 19 680 = 55 680 руб.
Во второй ситуации покупатель товара переплачивает налоги в сумме:
55 680 - 42 000 = 13 680 руб.
После завершения сделки на расчетном счете покупателя останется:
236 000 - 118 000 - 55 680 = 62 320 руб.
Получается, что при прочих равных условиях работать с "упрощенцем" не выгодно. Чтобы исправить такую ситуацию, фирма на УСН может снизить стоимость товара на сумму НДС, которую покупатель перечислил бы плательщику этого налога. Тогда ему будет все равно у кого покупать товар: у "упрощенца" или поставщика на обычной системе.
Пример
Вернемся к ситуации 2 предыдущего примера. Предположим, что поставщик на УСН снизил отпускную стоимость товара на сумму НДС - 18 000 руб. Тогда она составит:
118 000 - 18 000 = 100 000 руб.
Тогда покупатель все также должен будет перечислить НДС в бюджет в сумме 36 000 руб. При этом сумма налога на прибыль увеличится. Она будет равна:
(236 000 руб. - 36 000 руб. - 100 000 руб.) х 24% = 24 000 руб.
Общая сумма налоговых платежей:
36 000 + 24 000 = 60 000 руб.
Однако часть средств будет сэкономлена покупателем, поскольку стоимость товара была поставщиком снижена. Тогда на расчетном счету фирмы-покупателя останется:
236 000 - 60 000 - 100 000 = 76 000 руб. В итоге покупатель получает ровно такой же результат, что и при работе с компанией на общем режиме налогообложения.
У такого подхода есть недостаток. От снижения цены товара потеряет сама "упрощенная" компания. В этой ситуации нужно решить, что выгоднее: удержать покупателя с теми или иными финансовыми потерями, либо же лишиться его вовсе.
В. Серов,
аудитор
"Актуальная бухгалтерия", N 1, январь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.