Заполняем формы годовой бухгалтерской отчетности:
отчет о целевом использовании полученных средств
После новогодних каникул бухгалтерам автономных учреждений необходимо составить отчетность за 2007 год. В данной статье мы осветим основные аспекты заполнения формы N 6 "Отчет о целевом использовании полученных средств".
Общие положения
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 174-ФЗ*(1) автономные учреждения признаются некоммерческими организациями. Они обязаны вести бухгалтерский учет, представлять бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством РФ, обеспечивать ее открытость и доступность.
Первым отчетным годом для созданного автономного учреждения считается период с даты государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года. Данные о хозяйственных операциях, проведенных в период с даты принятия учредителем решения о создании и до государственной регистрации автономного учреждения, включаются в его бухгалтерскую отчетность за первый отчетный год.
Вступительная (первая) бухгалтерская отчетность автономного учреждения, созданного путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения, составляется путем переноса показателей заключительной (последней) бухгалтерской отчетности государственного или муниципального учреждения в формы бухгалтерской отчетности, разработанные автономным учреждением с учетом требований Приказа Минфина РФ от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (далее - Приказ Минфина РФ N 67н). При этом записи в бухгалтерском учете не производятся.
При составлении отчетности автономные учреждения руководствуются особенностями ее формирования для некоммерческих организаций.
Согласно Приказу Минфина РФ N 67н бухгалтерская отчетность некоммерческих организаций включает:
- бухгалтерский баланс (форма N 1);
- отчет о прибылях и убытках (форма N 2);
- отчет об изменениях капитала (форма N 3);
- отчет о движении денежных средств (форма N 4);
- приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5);
- отчет о целевом использовании полученных средств (форма N 6);
- пояснительную записку.
Дополнительно автономное учреждение обязано провести аудиторскую проверку и включить в состав годовой отчетности аудиторское заключение о ее достоверности.
Отметим, что в соответствии с Приказом Минфина РФ N 67н некоммерческие организации вправе не представлять в составе бухгалтерской отчетности формы N 3, 4 и 5 при отсутствии соответствующих данных.
Данные бухгалтерской отчетности приводятся в тысячах рублей без десятичных знаков. Организации, имеющие существенные обороты продаж, обязательства и т.п., приводят данные в миллионах рублей без десятичных знаков.
Квартальная бухгалтерская отчетность представляется в течение 30 дней по окончании квартала, годовая бухгалтерская отчетность - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ (ст. 15 Федерального закона N 129-ФЗ*(2)).
Заполнение отчета о целевом использовании полученных средств
Учитывая, что порядок заполнения форм бухгалтерской отчетности для коммерческих и некоммерческих организаций одинаков, остановимся на заполнении рекомендованного к включению в отчетность отчета о целевом использовании полученных средств (форма N 6). Если для каких-либо существенных данных в образце формы N 6, представленной в приложении к Приказу Минфина РФ N 67н, нет отдельных статей, автономные учреждения самостоятельно определяют необходимые расшифровки и включают в форму отчета дополнительные статьи, поскольку образец отчета является лишь рекомендуемым.
Обратите внимание: форма заполняется в разрезе полученных средств целевого финансирования.
Таким образом, в данной форме отражается движение по счету 86 "Целевое финансирование" и не затрагиваются обороты по иным счетам, если они не имеют корреспонденции со счетом 86.
Отметим, что счет 86 "Целевое финансирование" также применяется для учета доходов автономного учреждения от оказания услуг, предоставляемых за плату. В соответствии с п. 13 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина РФ N 67н, некоммерческая организация при принятии бухгалтерского баланса (форма N 1) в разделе "Капитал и резервы" вместо групп статей "Уставный капитал", "Резервный капитал" и "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" включает группу статей "Целевое финансирование". Минфин в Письме от 31.07.2003 N 16-00-14/243 дал разъяснения по отражению в бухгалтерском учете прибыли некоммерческих организаций от предпринимательской деятельности (после ее налогообложения), которая является источником осуществления уставной деятельности и формирования имущества организации. При этом по итогам отчетного года делается следующая бухгалтерская запись:
Дебет счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)"
Кредит счета 86 "Целевое финансирование"
Если автономным учреждением получен убыток при ведении предпринимательской деятельности, то следует сделать иную бухгалтерскую запись:
Дебет счета 86 "Целевое финансирование"
Кредит счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)"
Аналитический учет по счету 86 "Целевое финансирование" следует вести по назначению целевых средств и в разрезе источников их поступления. Целесообразно к данному счету открывать субсчета второго и третьего порядка, исходя из специфики основной деятельности учреждения и особенностей документооборота.
Отчет о целевом использовании полученных средств (форма N 6) отражает данные об использовании средств за отчетный и предыдущий год. Автономные учреждения, которые были созданы в 2007 году, заполняют только сведения за отчетный год.
Строка 100 "Остаток средств на начало отчетного года" заполняется, если автономное учреждение было создано в 2006 году и по счету 86 "Целевое финансирование" имелся кредитовый остаток неиспользованных целевых средств.
Раздел "Поступление средств"
Отметим, что в общем объеме доходов автономного учреждения кроме субсидий и субвенций на оказание государственных (муниципальных) услуг автономное учреждение может получать и другие виды целевых поступлений: благотворительные пожертвования, гранты и т.п. Данный раздел состоит из следующих строк:
- вступительные взносы (код строки 210);
- членские взносы (код строки 220);
- добровольные взносы (код строки 230);
- доходы от предпринимательской деятельности организации (код строки 240);
- прочие (код строки 250);
- всего поступило средств (код строки 260).
Строки 210, 220 автономными учреждениями не заполняются. В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона N 174-ФЗ автономное учреждение может иметь только одного учредителя, поэтому поступления в виде членских и вступительных взносов от других физических или юридических лиц запрещены.
По строке 230 указываются добровольные взносы и пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии со ст. 582 ГК РФ. Добровольные взносы могут поступать в организацию как от юридических, так и от физических лиц. Отметим, что использование имущества, пожертвованного (подаренного) автономным учреждениям, может быть обусловлено жертвователем (дарителем) по определенному назначению. В этом случае учреждение должно вести обособленный учет всех операций по использованию такого имущества.
По строке 240 отражается конечный результат, полученный от предпринимательской деятельности, то есть разница между доходами и расходами. Доходы определяются в соответствии с ПБУ 9/99 *(3). Некоммерческие организации учитывают доходы от предпринимательской и иной деятельности. Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала, за исключением вкладов собственника этой организации.
Согласно ПБУ 9/99 доходы учреждения в зависимости от их характера, условий получения и направлений деятельности организации подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие.
К доходам от обычных видов деятельности относится выручка от продажи продукции и товаров, а также поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.
Прочими доходами являются:
- поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации - с арендой;
- поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;
- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
- активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;
- поступления в возмещение причиненных организации убытков;
- суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;
- курсовые разницы;
- прочие доходы.
К прочим доходам относятся также чрезвычайные доходы. Доходами организации не признаются суммы НДС и акцизы.
Расходы учреждения формируются в соответствии с ПБУ 10/99 *(4). В зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации они подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.
Расходы по обычным видам деятельности формируют:
- расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;
- расходы, возникающие непосредственно в процессе выполнения работ и оказания услуг (приобретение электроэнергии, теплоснабжение, водоснабжение, услуги связи), расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы в части, относящейся к предпринимательской деятельности, и т.п. Указанные затраты в течение года собираются организацией на дебете счета 90 "Продажи", субсчет 90-2 "Себестоимость продаж".
По окончании отчетного периода обороты со счета 90, субсчет 90-9 "Прибыль (убыток) от продаж", закрываются на счет 99 "Прибыли и убытки". Так как некоммерческая организация не может формировать прибыль для последующего ее распределения, то для отражения финансового результата служит не счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", а счет 86 "Целевое финансирование".
Таким образом, по строке 240 указывается кредитовый оборот по счету 86 "Целевое финансирование" в корреспонденции со счетом 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".
При заполнении строки 250 указываются доходы, которые не были включены в строки 210-240. В частности, здесь отражаются суммы поступлений средств из бюджетов всех уровней, гранты, получаемые по распоряжению Правительства РФ и из иностранных фондов, и прочие поступления, имеющие целевой характер.
Необходимо отметить, что целевые поступления могут выражаться как в рублях Российской Федерации, так и в иностранной валюте. При этом курсовая разница, образующаяся на валютном счете, отражается по строке 240, а по строке 250 - сумма в рублях, по курсу на момент зачисления валюты на счет.
Строка 260 складывается из суммы всех поступлений за отчетный год (строка 210 + строка 220 + строка 230 + строка 240 + строка 250).
Раздел "Использование средств"
Данный раздел заполняется по видам использования средств и состоит из таких основных строк:
- расходы на целевые мероприятия (код строки 310);
- расходы на содержание аппарата управления (код строки 320);
- приобретение основных средств, инвентаря и иного имущества (код строки 330);
- расходы, связанные с предпринимательской деятельностью (код строки 340);
- прочие (код строки 350);
- всего использовано средств (код строки 360).
По строке 310 указывается общая сумма средств, использованная на целевые мероприятия, которая детализируется следующим образом:
- социальная и благотворительная помощь (код строки 311);
- проведение конференций, совещаний, семинаров и т.п. (код строки 312);
- иные мероприятия (код строки 313).
Данные расходы в бухгалтерском учете организации собираются по дебету счетов 20 "Основное производство", 91-2 "Прочие расходы" с последующим отнесением в дебет счета 86 "Целевое финансирование". Способ отражения в бухгалтерском учете данных расходов закрепляется в учетной политике автономного учреждения.
По строке 311 указывается сумма средств, потраченных на оказание социальной и благотворительной помощи, которая может осуществляться после уплаты налога на прибыль.
По строке 312 отражается сумма расходов, понесенных при проведении конференций, семинаров и подобных мероприятий. К ним относятся расходы, связанные с доведением рекламной информации о предстоящем мероприятии до соответствующего круга лиц, затраты на аренду конференц-зала, организацию питания и кофе-пауз, обеспечение питьевой водой, транспортом, расходы на проживание участников конференции, сумма вознаграждения, выплаченная лекторам.
По строке 313 указывается сумма средств, потраченных на проведение других целевых мероприятий.
Количество строк можно увеличить, если данной детализации недостаточно.
По строке 320 указываются расходы на содержание аппарата управления. В учете данный вид расходов собирается по счету 26 "Общехозяйственные расходы".
По строке 321 отражается сумма начисленной заработной платы, ЕСН, взносов в ПФР и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев.
По строке 322 указываются суммы выплат работникам автономного учреждения, не относящихся к оплате труда: премии к юбилею и материальная помощь, не предусмотренные положением о премировании, компенсации на приобретение книгоиздательской продукции, санаторных путевок за счет средств организации.
По строке 323 отражаются суммы командировочных расходов, в том числе начисленные суточные, расходы на проезд, наем жилого помещения, на оформление и выдачу виз, паспортов и т.п.
По строке 324 указывается сумма расходов на содержание помещений, зданий, автомобильного транспорта и иного имущества (кроме ремонта), поэтому при заполнении данной строки нужно учесть расходы на аренду имущества, эксплуатационные и коммунальные платежи. В этой же строке указываются расходы по обслуживанию офисной техники, автотранспорта и другие.
По строке 325 отражаются расходы на текущий, средний и капитальный ремонт основных средств и иного имущества (как подрядным, так и хозяйственным способом).
Прочие расходы, связанные с содержанием аппарата управления (к ним относятся плата за услуги связи, консультационные услуги, затраты на покупку и обновление компьютерных программ, страхование транспортных средств и другие), указываются по строке 326.
По строке 330 отражаются расходы на приобретение основных средств и иного имущества. Затраты на приобретение основных средств (к ним относятся все расходы, связанные с их приобретением, изготовлением и доведением до пригодного к использованию состояния) формируются в соответствии с ПБУ 6/01 *(5). Кроме того, здесь может отражаться приобретение нематериальных активов, стоимость которых формируется в соответствии с ПБУ 14/2000 *(6).
При приобретении основных средств и НМА в отчетном году учреждение делает такие бухгалтерские записи:
Дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
Кредит счета 51 "Расчетные счета" - оплачено оборудование
Дебет счетов 08-4 "Приобретение объектов основных средств", 08-5 "Приобретение нематериальных активов"
Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - приняты основные средства от поставщика
Дебет счетов 01 "Основные средства", 04 "Нематериальные активы"
Кредит счетов 08-4 "Приобретение объектов основных средств", 08-5 "Приобретение нематериальных активов" - основное средство, НМА переданы в эксплуатацию
Дебет счета 86 "Целевое финансирование"
Кредит счета 83 "Добавочный капитал" - отражено использование средств целевого финансирования на сумму, равную стоимости оборудования
Следовательно, чтобы заполнить строку 330, необходимо взять дебетовый оборот по счету 86 "Целевое финансирование" в корреспонденции со счетом 83 "Добавочный капитал".
По строке 340 отражается отрицательный результат от предпринимательской деятельности, отнесенный в дебет счета 86 "Целевое финансирование" в корреспонденции со счетом 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".
По строке 350 указываются прочие расходы, не нашедшие отражения по строкам 310-340. Это могут быть расходы, связанные с выбытием основных средств, проценты за использование кредитов и займов, суммы начисленных штрафов и пени, связанные с договорными обязательствами.
По строке 360 отражается сумма всех расходов, произведенных в течение года (строка 310 + строка 320 + строка 330 + строка 340 + строка 350).
Остаток средств на конец отчетного года показывается по строке 400. Сумма средств целевого финансирования, оставшаяся на конец года, определяется арифметически (строка 100 + строка 260 - строка 360). Полученная сумма должна совпадать с суммой, указанной в дополнительной строке пассивной части баланса в разделе "Капитал и резервы" на конец года по счету 86 "Целевое финансирование".
Если расходы автономного учреждения, произведенные в течение отчетного периода (с учетом остатка на начало года), превысили сумму поступивших целевых средств, то остаток средств приводится в круглых скобках. В пояснительной записке необходимо отметить этот факт.
В соответствии с ПБУ 4/99, если при составлении бухгалтерской отчетности организация выявила недостаточность данных для формирования полного представления о своем финансовом положении, изменениях в нем, о финансовых результатах своей деятельности, то в бухгалтерскую отчетность она включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.
С. Валова,
зам. главного редактора журнала "Автономные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
*(2) Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
*(3) Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 N 32н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99".
*(4) Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 N 33н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99".
*(5) Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01".
*(6) Приказ Минфина РФ от 16.10.2000 N 91н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учете "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"