ОМС: учет в "1С:Бухгалтерии 8"
Программа, в которой может вести учет компания, работающая в сфере обязательного и добровольного медицинского страхования, специфична и не является типовой. Специалисты отдела автоматизации ЗАО "Бизнес Технолоджи", рассказывают, какие приемы позволили адаптировать "1С:Бухгалтерию 8" под нужды страховой компании РОСНО-МС.
Справка
ОАО "РОСНО-МС" является дочерней компанией ОАО "РОСНО" - одной из крупнейших российских универсальных страховых компаний, предоставляющей весь спектр услуг на рынке страхования. Основным видом деятельности ОАО "РОСНО-МС" является обязательное медицинское страхование (ОМС). Некоторые филиалы оказывают услуги по добровольному медицинскому страхованию (ДМС).
У компании более 50 филиалов, расположенных на всей территории России. Одной из особенностей деятельности филиалов является то, что у каждого есть свои нюансы в работе с местными территориальными фондами обязательного медицинского страхования (ТФОМС). Дело в том, что в этих фондах не существует строгой вертикали в структуре и методах учета. В результате этого возникают проблемы в совместимости механизмов учета и расчета в филиалах разных регионов. Особенно остро это ощущается на этапе сбора и объединения информации при составлении сводной отчетности в головной организации.
Основной целью при разработке решения для ОАО "РОСНО-МС" было обеспечить консолидацию данных, путем максимально возможной стандартизации учетных функций и использования общих для всех филиалов классификаторов. При этом расчетным задачам уделялось наименьшее внимание, так как они имеют больше отличий, чем сходства в методах, а на формирование отчетной информации влияние оказывают опосредованное, и скорее служат целям упрощения работы.
Учет деятельности в области обеспечения медицинского страхования имеет ряд существенных отличий от учета в обычной хозрасчетной организации.
Это и особенности плана счетов, и методы ведения взаиморасчетов, учета затрат и определения финансового результата, и специализированные формы регламентированной отчетности.
В качестве базы для разработки системы была выбрана конфигурация "Бухгалтерия предприятия" на платформе "1С:Предприятие 8". Первоначальные изменения коснулись плана счетов страховой медицинской организации, который имеет ряд дополнительных счетов для учета страховых операций и предусматривает дополнительные субсчета для ведения учета по разным видам деятельности: обязательному и добровольному медицинскому страхованию.
В таблице 1 приведен фрагмент плана счетов, отражающий эти изменения.
Для учета взаиморасчетов между страховой организацией и ТФОМС разработаны дополнительные документы:
"Начисление страховых платежей по ОМС" (см. рис. 1);
"Поступление страховых платежей по ОМС" (см. рис. 2).
При автоматическом заполнении табличной части анализируются остатки по счету 77 в разрезе аналитики "Назначение страховых платежей" и "Период".
Кроме того, есть возможность распределения фактической суммы платежа пропорционально остаткам.
Реализована возможность загрузки документа из файла Клиент-банка.
Для учета взаиморасчетов между страховой организацией и лечебными учреждениями были разработаны следующие документы:
1. "Расходы по страхованию" - для оплаты счетов медицинских учреждений и выдачи авансов ЛПУ в счет оказания медицинских услуг. Документ формирует проводки Дебет 22 Кредит 51 или Дебет 60.11 Кредит 51 в случае авансового платежа. Имеется возможность заполнить табличную часть остатками задолженности перед лечебным учреждением. Реализована процедура выгрузки документов в систему Клиент-банк.
2. "Счет-фактура" - для отражения факта оказания медицинских услуг.
Документ формирует проводки по зачету авансов (при наличии), выданных лечебным учреждениям (Дебет 22 Кредит 60.11) и регистрирует сумму оказанных услуг.
3. "Акт экспертизы" - для учета штрафных санкций.
Рассмотрим наглядный пример, демонстрирующий работу документов этого блока.
Пример
В январе ЛПУ перечислен аванс в размере 1 000 руб. и учтены оказанные услуги на сумму 900 руб. (на конец месяца остаток по авансу составляет 100 руб.).
В феврале ЛПУ перечислен аванс также в размере 1 000 руб. и учтены оказанные услуги на сумму 1 500 руб. (списан аванс в размере 1 100 руб. и перед ЛПУ образовалась задолженность в размере 400 руб. на конец месяца).
В марте проведена экспертиза оказанных услуг и начислены штрафные санкции в размере 100 руб. по двум счетам-фактурам. В результате задолженность перед ЛПУ стала равной 200 руб. (400 руб. - 2 х 100 руб.).
На счет ЛПУ перечислены денежные средства в размере 1 000 руб. (200 руб. на покрытие долга и 800 руб. аванс).
Проводки, формируемые документами по данному примеру, приведены в таблице.
Таблица
Проводки к примеру
Период | Документ | Проводки БУ | Взаиморасчеты с ЛПУ | Комментарий | |||||
Дебет | Кре- дит |
Сумма про- водки, руб. |
Оста- ток |
При- ход |
Рас- ход |
Оста- ток |
|||
Январь | Расходы по страхованию N 1 | 60.11 | 51 | 1000 | 0 | 1000 | -1000 | Аванс | |
Счет-фактура ЛПУ N 1 (900 руб.) |
22.01 | 60.11 | 900 | -1000 | 900 | -100 | Зачет аванса на сумму СФ, остаток аванса 100 руб. |
||
Февраль | Расходы по страхованию N 2 (1000 руб.) |
60.11 | 51 | 1000 | -100 | 1000 | -1100 | Аванс, остаток аван- са 1100 руб. |
|
Счет-фактура ЛПУ N 2 (1500 руб.) |
22.01 | 60.11 | 100 | -1100 | 1500 | 400 | Зачет аванса, задол- женность перед ЛПУ 400 руб. |
||
22.01 | 60.11 | 1000 | |||||||
Март | Акт экспертизы к СФ N 1 (100 руб.), доля СМО 10% |
77 77 |
92 92 |
-10 10 |
400 | -100 | 300 | Перераспределение страхового платежа на долю СМО в штрафных санкциях по статье финансирова- ния |
|
Акт экспертизы к СФ N 2 (100 руб.), доля СМО 10% |
77 77 |
92 92 |
-10 10 |
300 | -100 | 200 | |||
Расходы по страхованию N 3 (1000 руб.) |
22.01 март |
51 | 200 | 200 | 200 | 0 | Произведен оконча- тельный расчет |
||
60.11 март |
51 | 800 | 0 | 800 | -800 | Аванс |
Для правильного формирования финансового результата документ "Закрытие месяца" был переработан. Все регламентные процедуры переработанного документа формируют проводки в соответствии с учетной политикой страховой организации.
Для объединения данных в единой информационной базе были реализованы механизмы обмена справочной и учетной информацией, в результате чего головная организация смогла получать от филиалов учетные данные для анализа и формирования отчетов. Проблемы разнородности данных в филиалах были решены путем организации единых классификаторов и справочников (статьи затрат, статьи прочих доходов и расходов, резервы и пр.). Это позволило объединять информацию из филиалов в головной организации и строить консолидированные отчеты.
Организации, оказывающие услуги в области обязательного медицинского страхования должны предоставлять регламентированную отчетность не только общую для всех юридических лиц, но и специализированную о результатах страховой деятельности.
В состав регламентированной отчетности программы включены формы из комплекта отчетности страховой организации (см. рис. 1 и рис. 2). Показатели отчетов рассчитываются и заполняются автоматически как по каждому филиалу отдельно, так и по головной организации в целом.
"Рис. 1"
"Рис. 2"
Из отзыва директора департамента информационных технологий информационной службы ОАО "РОСНО-МС" А.Н. Килякова:
"Новая система позволила стандартизировать учет в филиалах и решить проблемы с формированием сводной отчетности в головной организации. Это существенно снизило загрузку сотрудников финансово-экономической службы компании".
Работы выполнены
ЗАО "Бизнес Технолоджи",
тел. (495) 660-38-17,
e-mail: info@bt.ru,
persona@sbusiness.ru, www.bt.ru
"БУХ.1С", N 3, март 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БУХ.1С"
Зарегистрировано Минпечати России. Рег. номер ПИ N 77-13289 от 15.08.2002.
Учредитель: ЗАО "1С Акционерное общество".
Издатель: ООО "1С-Паблишинг".
Адрес редакции: 103030, г. Москва, ул. Селезневская, д. 21.
Подписка: (495) 681-7667
Прием рекламы: (495) 681-7667
Почтовый адрес: 123056, а/я 64,
e-mail: buh@1c.ru, Internet: http://www.buh.ru, телефон (495) 681-7667