Индивидуальный предприниматель приобрел в собственность магазин, имеющий несколько торговых залов. В экспликации БТИ отражена площадь каждого торгового зала в отдельности. Можно ли рассчитывать ЕНВД по каждому торговому залу в отдельности, так как в каждом торговом зале планируется отдельный аппарат ККМ, и торговые залы конструктивно отделены друг от друга и имеют разные входы?
Вопрос о применении налоговых режимов, несмотря на кажущуюся простоту, далеко не прост. Корень проблемы лежит в отсутствии в действующем законодательстве определения понятия "объект организации торговли". Даже в ГОСТе Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", содержащем более 100 определений, применяемых в сфере торговли, данное понятие отсутствует. Необходимо отметить, что позиция Минфина России в отношении рассматриваемой ситуации с течением времени претерпела значительные изменения. Так, для писем, изданных в 2005-2006 годах, характерна следующая точка зрения:
"в случае, если для осуществления розничной торговли оформлено несколько отдельных правоустанавливающих документов на приобретенные (арендуемые) помещения, в каждом из которых площадь торгового зала не превышает 150 квадратных метров, и в каждом зале предполагается установить отдельный контрольно-кассовый аппарат, то данные помещения рассматриваются как отдельные объекты организации торговли и, соответственно, площадь торгового зала в целях применения главы 26.3 НК РФ должна определяться отдельно по каждому объекту организации торговли" (письмо от 14.04.2006 N 03-11-04/3/200).
В письмах Минфина России, датированных 2007 годом, отмечено, что:
"В связи с тем что организацией арендуется два помещения в одном объекте организации торговли - магазине, для целей применения ЕНВД следует учитывать общую площадь торгового зала двух арендованных помещений, несмотря на то что аренда каждого помещения осуществляется на основании отдельного договора аренды" (письмо от 08.02.2007 N 03-11-04/3/39).
Аналогичный вывод сделан в письме от 22.05.2007 N 03-11-04/3/167.
Анализ арбитражной практики также показывает, что единого мнения среди судей в настоящее время нет. Так, например, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 07.06.2006 по делу N Ф04-3328/2006(23297-А27-35) в качестве подтверждения существования нескольких объектов организации торговли приведены следующие доводы:
из штатного расписания общества видно, что в каждом из магазинов (расположенных на разных этажах здания) имеются заведующий магазином, продавцы, грузчики, уборщики;
каждый магазин имеет свой режим работы;
наличие отдельных входов;
осуществление торговли различными видами товаров.
В другом случае при аренде предпринимателем помещений по четырем договорам и осуществлении продажи товаров различных видов (бакалейных товаров, молочной продукции, кондитерских товаров и рыбных продуктов) через отдельные секции (отделы) магазина судом признано, что деятельность осуществлялась через единый объект организации розничной торговли (постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.04.2007 по делу N А13-2847/2006-11).
Таким образом, заключение одного или нескольких договоров аренды, а также наличие контрольно-кассового аппарата в каждом торговом зале не могут однозначно свидетельствовать о наличии нескольких объектов организации торговли.
С учетом вышеизложенного, целесообразно говорить о наличии единого объекта организации торговли при осуществлении торговли через несколько залов при соблюдении следующих условий:
наличие единых складских и административно-бытовых помещений;
единый вход (выход);
единый порядок работы, наличие единой вывески с названием магазина;
осуществление расчета через любой контрольно-кассовый аппарат, независимо от вида товара;
единое штатное расписание сотрудников;
единый договор на охрану помещений.
Следовательно, при приобретении в собственность (аренде) магазина с несколькими торговыми залами, каждый из которых имеет отдельный вход, возможно доказать наличие нескольких объектов организации торговли лишь в том случае, если каждый магазин будет иметь свои индивидуальные признаки: название, штат сотрудников, график работы, свой контрольно-кассовый аппарат и даже свою книгу жалоб и предложений. Кроме того, по мнению автора, следует разработать в организации внутренний руководящий документ, в котором определить основные принципы работы организации и предусмотреть осуществление деятельности через несколько магазинов (объектов организации торговли). Указанный документ не является обязательным, но его разработка является целесообразной, в том числе в части установления порядка формирования цен на реализуемую продукцию, перечня применяемых методов и способов рекламы, а также в иных целях, зависящих от особенностей и характера деятельности субъекта предпринимательской деятельности.
И.А. Баймакова,
зам. начальника
отдела ФСКН России
1 марта 2008 г.
"БУХ.1С", N 3, март 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БУХ.1С"
Зарегистрировано Минпечати России. Рег. номер ПИ N 77-13289 от 15.08.2002.
Учредитель: ЗАО "1С Акционерное общество".
Издатель: ООО "1С-Паблишинг".
Адрес редакции: 103030, г. Москва, ул. Селезневская, д. 21.
Подписка: (495) 681-7667
Прием рекламы: (495) 681-7667
Почтовый адрес: 123056, а/я 64,
e-mail: buh@1c.ru, Internet: http://www.buh.ru, телефон (495) 681-7667