г. Киров |
|
22 апреля 2013 г. |
Дело N А28-9119/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Савельева А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замятиной Р.В.,
при участии в судебном заседании представителей:
истца: Булычева А.В. - по доверенности от 31.12.2012 N 38-7,
ответчика: Алейниковой О.В. - по доверенности от 12.11.2012 N 7459-10-26,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - муниципального образования "город Киров" в лице администрации города Кирова
на решение Арбитражного суда Кировской области от 25 января 2013 года по делу N А28-9119/2012, принятое судом в составе судьи Шилоносовой В.А.
по иску открытого акционерного общества "Ново-Вятка" (ИНН 4345029946 ОГРН 1034316578680)
к муниципальному образованию "город Киров" в лице администрации города Кирова (ИНН 4348005534 ОГРН 1024301340238), в порядке субсидиарной ответственности - к субъекту Российской Федерации "Кировская область" в лице Департамента финансов Кировской области (ИНН 4347015963 ОГРН 1034316505497), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН 7710168360 ОГРН 1037739085636),
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Нововятского района города Кирова", Региональная служба по тарифам Кировской области,
о взыскании убытков,
установил:
открытое акционерное общество "Ново-Вятка" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному образованию "город Киров" в лице администрации города Кирова (далее - Администрация, ответчик 1, заявитель), в порядке субсидиарной ответственности - к субъекту Российской Федерации "Кировская область" в лице Департамента финансов Кировской области (далее - Департамент финансов, ответчик 2), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Министерство финансов, ответчик 3) о взыскании 2 226 286 руб. 34 коп. убытков, в виде недополученных доходов в рамках исполнения обязанности по порядку предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов организациям, предоставляющим населению услуги по отпуску тепловой энергии, в рамках реализации ведомственной целевой программы "Стабилизация финансово-экономических отношений теплоснабжающих организаций и исполнителей коммунальных услуг в 2011-2013 годах" в 2011 году (далее - Спорный период).
Исковые требования основаны на статьях 8, 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Нововятского района города Кирова" (далее - Управляющая компания, третье лицо 1), Региональная служба по тарифам Кировской области (далее - РСТ, третье лицо 2).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 25 января 2013 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Администрация обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что в соответствии с правовой позицией ВАС РФ, изложенной в постановлении Президиума от 28.12.2012 N 14489/11, возложение на публично-правовое образование ответственности за понесенные компанией убытки без исследования вопроса о соответствии закону или иному правовому акту акта государственного органа этого публично-правового образования, утвердившего спорные тарифы, не соответствует условиям, при наличии которых допускается возмещение вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов по правилам статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации. Законность действий Администрации по пересмотру размера платы граждан за коммунальные услуги в целях приведения его в соответствие с установленными по муниципальному образованию "Город Киров" предельными индексами роста платы граждан, установлена как оспариваемым судебным актом, так и решением от 03.08.2012 по делу NА28-4813/2012. Требуя возмещения вреда, истец обязан представить доказательства, обосновывающие противоправность акта, решения или действия (бездействия) органа (должностного лица), которыми истцу причинен вред. Доказательств того, что вред причинен истцу незаконными действиями МО "Город Киров" в материалы дела не представлено. В соответствии с Порядком предоставления субсидий юридическим лицам, предоставляющим населению услуги по отпуску тепловой энергии в рамках реализации ведомственной целевой программы "Стабилизация финансово-экономических отношений теплоснабжающих организаций и исполнителей коммунальных услуг в 2011-2013 годах" (далее - Порядок), утвержденным постановлением Администрации от 25.02.2011 N 598-П, получателями субсидий являются организации по управлению многоквартирными домами, а не ресурсоснабжающие организации, следовательно, у МО "Город Киров" не возникло расходных обязательств по выплате Обществу денежных средств из бюджета. Такое обязательство могло возникнуть только по отношению к Управляющей компании. Иной обязанности по возмещению истцу разницы между экономически обоснованным тарифом 1 366 руб. 09 коп. за 1 Гкал, установленным решением РСТ, и установленной постановлением N 598-П максимальной стоимостью услуги теплоснабжения для населения в размере 1 273 руб. за 1 Гкал за счет средств бюджета МО "Город Киров" действующим законодательством не установлено.
Истец в отзыве просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Подробно позиция истца изложена письменно.
РСТ поддерживает позицию, которую занимала в суде первой инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Департамент финансов, Министерство финансов и третьи лица, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей не обеспечили. РСТ заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Кировской области от 25 января 2013 года проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
Решением правления РСТ от 24.12.2010 N 46/1 для потребителей Общества установлены тарифы на тепловую энергию на 2011 год в размере 1 366 руб. 09 коп. с учетом НДС.
Решением правления РСТ от 17.09.2010 N 31/4 установлен предельный индекс максимально возможного изменения тарифов для населения за коммунальные услуги на 2011 год в размере 115%.
Органом местного самоуправления 23.08.2010 утверждена ведомственная целевая программа "Стабилизация финансово-экономических отношений теплоснабжающих организаций и исполнителей коммунальных услуг в 2011-2013 годах" (далее - программа), в которой максимально возможный тариф на услуги теплоснабжения для населения в 2011 году, исходя из планируемого возможного роста тарифа не более 115 %, определен на уровне 1273 руб./Гкал.
Постановлением администрации города Кирова от 25.02.2011 N 598-П утвержден Порядок предоставления субсидии юридическим лицам, предоставляющим населению услуги по отпуску тепловой энергии, в рамках реализации ведомственной целевой программы "Стабилизация финансово-экономических отношений теплоснабжающих организаций и исполнителей коммунальных услуг в 2011 - 2013 годах" (далее - Порядок).
В 2011 году Общество на основании договора от 15.03.2011 N 947/11-19 (с протоколом разногласий) осуществляло подачу тепловой энергии в горячей воде в многоквартирные дома, находящиеся в управлении Управляющей компании. Объем ресурса, поставленного в феврале, марте, апреле, июне, августе 2011 года, определен на основании вступивших в законную силу решений Арбитражного суда Кировской области от 15.08.2011 по делу N А28-2783/2011, от 06.09.2011 по делу N А28-3126/2011, от 10.10.2011 по делу N А28-4271/2011, от 25.11.2011 по делу N А28-8131/2011, от 25.11.2011 по делу N А28-9400/2011; в остальные месяцы 2011 года - по показаниям общедомовых приборов учета, при их отсутствии - на основании нормативов потребления коммунальной услуги отопления.
В подтверждение расчета в материалы дела представлены копии ведомостей учета параметров теплопотребления, технических паспортов жилых домов. Общее количество поставленной в 2011 году Управляющей компании на отопление многоквартирных домов тепловой энергии составило 28 235,364 Гкал. Указанный объем теплоснабжения подтверждается Управляющей компанией, расчет проверен Администрацией, ответчиками не оспаривается.
В 2011 году Управляющая компания обращалась в Администрацию за предоставлением субсидий в порядке, предусмотренном постановлением администрации города Кирова N 598-П (письмо от 23.05.2011 N 722).
Администрация письмом от 01.06.2011 N 4328-01-01 в предоставлении субсидии отказала со ссылкой на необходимость возмещения "межтарифной" разницы субъектом Российской Федерации. Поставленная тепловая энергия оплачена Управляющей компанией истцу исходя из установленной органом местного самоуправления максимально возможной стоимости теплоснабжения населения - 1273 руб. 05 коп. за 1 Гкал, а не по тарифу Общества.
Истец полагает, что понес убытки, образовавшиеся в результате разницы между экономически обоснованным тарифом и установленной максимальной стоимостью услуги теплоснабжения для населения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в суд.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В пункте 2 постановления Пленума от 22.06.2006 N 23 разъяснено, что, рассматривая иски, предъявленные согласно статьям 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
В пункте 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон; в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 2 Закона N 41-ФЗ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов с выделением предельных уровней тарифов на электрическую энергию для населения. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством Российской Федерации, устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, в рамках указанных предельных уровней тарифов (части 2 и 3 статьи 2 Закона N 41-ФЗ).
В пункте 6 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 N 145 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами" указано, что требование о возмещении вреда, причиненного в результате издания нормативного правового акта государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующего закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, может быть удовлетворено в случае, если такой нормативный правовой акт признан недействующим по решению суда общей юрисдикции, арбитражного суда.
Оспаривание нормативного правового акта на соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также на наличие полномочий органа или лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, осуществляется в порядке, установленном в главе 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.02.2012 N 14489/11 (далее - Постановление N 14489/11), возложение ответственности за понесенные ресурсоснабжающей организацией убытки, возникшие вследствие неполной компенсации разницы между тарифом для населения и экономически обоснованным тарифом, без исследования вопроса о соответствии закону или иному правовому акту акта соответствующего органа, утвердившего спорные тарифы, не соответствует условиям, при наличии которых допускается возмещение вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов по правилам статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Убытки истца обусловлены наличием в 2011 году разницы между экономически обоснованным тарифом Общества, утвержденным РСТ в размере 1 366 руб. 09 коп. с учетом НДС за 1 Гкал, и максимально возможной стоимостью теплоснабжения для населения в размере 1 273 руб. за 1 Гкал, установленной нормативными правовыми актами муниципального образования "Город Киров".
Федеральным законом от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ) (далее - Закон N 184-ФЗ) установлено, что размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей (часть 1 статьи 6). Согласно части 1.1 указанной статьи предельные минимальные и (или) максимальные индексы - устанавливаемые по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы минимально и (или) максимально возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, действующих на конец текущего финансового года. Предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по муниципальным образованиям с учетом соотношения платы граждан за коммунальные услуги и затрат на оказание коммунальных услуг.
Согласно части 6 статьи 6 Закона N 184-ФЗ в случае, если увеличение размера платы граждан за коммунальные услуги превышают установленные для соответствующего муниципального образования предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, размер платы граждан за коммунальные услуги должен быть приведен в соответствие с указанными индексами в течение одного календарного месяца с даты вступления в силу решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об установлении указанных индексов. Согласно части 6.1. указанной статьи при приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с требованиями настоящей статьи уполномоченными органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации) производится пересмотр размера подлежащей внесению платы в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом сумма необоснованно полученных платежей подлежит зачету при расчете размера платы граждан в последующий период.
Решением правления РСТ от 17.09.2010 N 31/4 для муниципального образования "Город Киров" предельный индекс максимально возможного изменения тарифов для населения за коммунальные услуги на 2011 год установлен в размере 115%.
В целях реализации положений статьи 6 Закона N 184-ФЗ Правительством Кировской области разработан Порядок пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами (постановление от 28.09.2007 N 107/401) (далее - Порядок пересмотра размера платы). В соответствие с пунктом 4 Порядка пересмотр размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами осуществляется органом местного самоуправления. Уполномоченный орган местного самоуправления принимает решение о приведении размера платы в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами и доводит решение до исполнителей, управляющих организаций, ресурсоснабжающих организаций и региональной службы по тарифам Кировской области (пункт 5 Порядка пересмотра размера платы). Управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы, обслуживающие жилищный фонд, ресурсоснабжающие организации, оказывающие услуги по теплоснабжении, водоснабжению и водоотведению гражданам, проживающим в индивидуальных жилых домах, и собственникам помещений в многоквартирном доме, приводят начисление гражданам суммы оплаты за коммунальные услуги в соответствие с принятыми уполномоченным органом местного самоуправления решением (пункт 6 Порядка).
Разница между платой за коммунальные услуги, рассчитанной в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, и платой, приведенной органом местного самоуправления в соответствие с установленными предельными индексами измерения размера платы за коммунальные услуги, возмещается ресурсоснабжающим и управляющим организациям органом местного самоуправления в пределах бюджетных ассигнований на данные цели. Формирование средств на компенсацию убытков ресурсоснабжающим и управляющим организациям в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами производится за счет межбюджетного трансферта, предусмотренного в областном бюджете на эти цели, и средств местных бюджетов (пункт 10 Порядка пересмотра размера платы).
Приказом начальника управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Кирова от 23.08.2010 N 11 утверждена ведомственная целевая программа "Стабилизация финансово-экономических отношений теплоснабжающих организаций и исполнителей коммунальных услуг в 2011-2013 годах" (далее - программа). Программа принята в целях стабилизации финансово-экономических отношений теплоснабжающих организаций и исполнителей коммунальных услуг, одной из ее задач является обеспечение доступности услуги теплоснабжения на территории муниципального образования "Город Киров". Доступность услуги теплоснабжения определяется тем, что в период реализации программы рост возможного тарифа на услуги теплоснабжения ежегодно планируется не более 115 % (индекс роста тарифа - 1,15), в этой связи максимально возможный тариф на услуги теплоснабжения для населения в 2011 году определен на уровне 1273 руб./Гкал.
Реализация программы осуществляется путем заключения договоров с исполнителями коммунальных услуг на возмещение юридическим лицам, предоставляющим населению услуги по отпуску тепловой энергии, в случае недополучения доходов в связи с оказанием указанных услуг, на возмещение затрат в виде разницы, образовавшейся между экономически обоснованными тарифами теплоснабжающих организаций и тарифом для населения, и превышения платежей сверх установленного предельного индекса изменения размера платы в соответствии с нормативными-правовыми актами, регулирующими вопросы стоимости услуг по теплоснабжению при установлении предельного размера платы за коммунальные услуги граждан.
Постановлением Администрации от 25.02.2011 N 598-П утвержден Порядок предоставления субсидии юридическим лицам, предоставляющим населению услуги по отпуску тепловой энергии, в рамках реализации ведомственной целевой программы "Стабилизация финансово-экономических отношений теплоснабжающих организаций и исполнителей коммунальных услуг в 2011 - 2013 годах" (далее - Порядок, Постановление N 598-П).
Согласно пункту 1 Порядок определяет цели и условия предоставления субсидии юридическим лицам, оказывающим населению услуги в случае превышения платежей населения за коммунальные услуги сверх установленного предельного индекса изменения размера платы. Возмещение производится из расчета максимально возможной стоимости на теплоснабжение для населения в размере 1273 руб. 05 коп.
В силу пункта 2 Порядка финансирование расходов, связанных с выполнением услуг, указанных в пункте 1, осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования "Город Киров", предусмотренных на соответствующий финансовый год в виде субсидии.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 03.08.2012 по делу N А28-4813/2012 Постановление N 598-П в части установления максимально возможной стоимости теплоснабжения для населения в размере 1273 руб. 05 коп. признано соответствующим вышестоящим нормативным правовым актам.
Постановлением Администрации от 13.12.2011 N 4357-П "О приведении платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с утвержденными предельными индексами в 2011 году" исполнителям коммунальных услуг (в том числе управляющим компаниям) также установлено взимание платы с граждан за отопление не выше максимально возможного - 1273 руб. 05 коп. 1 Гкал (с учетом предельного индекса).
Орган местного самоуправления, реализуя свои полномочия по пересмотру размера платы граждан за коммунальные услуги в целях приведения его в соответствие с установленным по муниципальному образованию "Город Киров" предельных индексов роста платы граждан за коммунальные услуги, определил фиксированную стоимость 1 Гкал для расчета платы населения за отопление.
Указанная "льготная" стоимость тепла правомерно применялась в расчетах между ресурсоснабжающей организацией и Управляющей компанией за тепловую энергию, поставленную в жилой фонд.
Согласно постановлению Правительства Кировской области от 28.09.2007 N 107/401, утвердившему Порядок пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами, компенсация возникающих в связи с пересмотром платы граждан убытков ресурососнабжающих организаций и исполнителей коммунальных услуг осуществляется за счет средств областного и местного бюджетов.
В порядке реализации данного постановления Правительства Кировской области РСТ произведен расчет средств, необходимых для компенсации в 2011 году убытков ресурососнабжающих организаций и исполнителей коммунальных услуг.
В материалы дела представлено письмо, подписанное заместителем главы Администрации на имя заместителя руководителя РСТ по Кировской области от 31.01.2011 N 569-04-01, где сообщается, что Администрацией исполнителям коммунальных услуг выделены средства на 2011 год из местного бюджета на возмещение выпадающих доходов по теплоснабжению в связи с установлением предельного индекса на коммунальные услуги для населения.
Как следует из постановления Правительства Кировской области от 24.02.2011 N 91/45 "О компенсации в 2011 году убытков ресурсоснабжающим и управляющим организациям в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами" в областном бюджете средства на выделение в 2011 году соответствующих межбюджетных трансфертов бюджету муниципального образования "Город Киров" не предусматривались.
В 2011 году в бюджете муниципального образования "Город Киров" на выделение субсидий организациям, предоставляющим населению услуги по отпуску тепловой энергии, было предусмотрено 10 391,6 тыс. руб., кассовый расход - 9824,7 тыс. руб., что следует из решения Кировской городской Думы от 30.05.2012 N 3/1 "Об утверждении отчета об исполнении бюджета муниципального образования город Киров" за 2011 год", а также представленного в материалы дела письма начальника Финансового управления администрации от 06.12.2012.
Денежные средства на компенсацию разницы между экономически обоснованным тарифом и стоимостью услуг для населения ни Управляющей компании, ни Обществу из местного бюджета не выделялись.
В пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 N 441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год" Правительство Российской Федерации указало органам местного самоуправления при установлении тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях исходить из необходимости возмещения экономически обоснованных затрат организаций на предоставление жилищно-коммунальных услуг населению с учетом заключения независимой экспертизы и стандартов качества таких услуг.
Следовательно, в силу прямого указания нормативных правовых актов орган местного самоуправления при утверждении для населения льготного тарифа обязан обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги.
Общество, являясь субъектом предпринимательской деятельности, не обязано отвечать по социальным обязательствам публично-правового образования и безвозмездно предоставлять льготы потребителям за счет собственных ресурсов. В то же время публично-правовое образование вправе установить для населения плату за коммунальные услуги ниже стоимости коммунального ресурса, поставляемого Обществом. Установив такую плату, Администрация за счет средств собственного бюджета обязана возместить истцу выпадающие доходы.
Фактически выпадающие доходы истца составили 2 226 286 руб. 34 коп.
Противоправное бездействие ответчика повлекло причинение истцу убытков.
Методика расчета убытков заявителем не оспорена, контррасчет не представлен.
Доказательств выделения денежных средств для возмещения выпадающих доходов истца, в материалы дела не представлено.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 25 января 2013 года по делу N А28-9119/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального образования "город Киров" в лице администрации города Кирова - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-9119/2012
Истец: ОАО "Ново-Вятка"
Ответчик: Администрация города Кирова, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, Субъект Российской Федерации Кировская область в лице Департамента финансов Кировской области
Третье лицо: ООО "Управляющая компания Нововятского района г. Кирова", Региональная служба по тарифам Кировской области, Управление Федерального казначейства по Кировской области