г.Челябинск |
|
22 апреля 2013 г. |
Дело N А07-17756/2012 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Червяковой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПромВодоКанал" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.02.2013 по делу N А07-17756/2012 (судья Чернышова С.Л.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан - Гайсин Р.В. (доверенность от 14.12.2013 N 3).
Общество с ограниченной ответственностью "ПромВодоКанал" (далее - заявитель, общество, ООО "ПромВодоКанал") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Управление Росприроднадзора по РБ, управление) о признании незаконным отказа в установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, изложенного в письме от 31.07.2012 N 04-02/07136, и об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем выдачи ООО "ПромВодоКанал" документа об утверждении проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение со сроком действия с 28.06.2012 (с учетом принятых судом уточнений заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.02.2013 (резолютивная часть решения объявлена 07.02.2013) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель, не согласившись с таким решением суда, обратился с апелляционной жалобой.
В апелляционной жалобе и в дополнении к ней общество просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы указывает на то обстоятельство, что оспоренный отказ мотивирован несоответствием представленных обществом материалов нормативным правовым актам по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, однако, ссылок на конкретные нормы, которым не соответствуют представленные документы, в отказе не содержится. Общество также оспаривает основания, приведенные в оспоренном отказе, и несоответствие этого отказа установленной форме (отказ оформлен письмом, а не решением). Кроме того, общество полагает, что Приложения к Методическим указаниям по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 N 703 (далее - Методические указания), не должны применяться, так как эти Приложения не были опубликованы. Помимо этого заявитель полагает, что заинтересованным лицом нарушен срок рассмотрения заявления общества, так как документы от общества получены управлением 28.06.2012, а письмо с оспоренным отказом получено заявителем лишь 13.08.2012. Общество ссылается также на наличие преюдициального судебного акта - решения Верховного суда Республики Башкортостан от 17.12.2012 по делу об административном правонарушении, которым производство по этому делу прекращено в связи с отсутствием в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Представитель Управления Росприроднадзора по РБ в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы заявителя по основаниям, изложенным в отзыве. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель ООО "ПромВодоКанал", извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Апелляционная жалоба рассмотрена без его участия.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, ООО "ПромВодоКанал" зарегистрировано в качестве юридического лица 16.07.2010 и имеет основной государственный регистрационный номер 1100266000702.
05.10.2011 обществу выдана лицензия серии 002 N 00060 на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности сроком действия до 05.10.2016 (т.1 л.д.37-38).
18.11.2011 ООО "ПромВодоКанал" обратилось в Управление Росприроднадзора по РБ с заявлением N 102-30009-3588 об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для Промплощадки N 4 - Цех БОС, Мелеузовский район, д. Кутуш ООО "ПВК" (т.1 л.д.17-18).
10.01.2012 управлением в адрес общества направлено письмо исх. N 04-02/00008, которым общество поставлено в известность о принятии решения об отказе в установлении лимитов на размещение отходов для Промплощадки N 4 в связи с несоответствием представленных материалов нормативно-правовым актам по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Этим же письмом обществу предложено после доработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение представить исправленный проект в управление (т.1 л.д.19).
27.06.2012 ООО "ПромВодоКанал" вновь обратилось в управление с заявлением N 102-114 об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для Промплощадки N 4 (т.1 л.д.21-24, 46-48). Заявление получено управлением 28.06.2012, что следует из входящей отметки на заявлении.
В ответ на это заявление письмом от 31.07.2012 исх. N 04-02/07136 Управление Росприроднадзора по РБ вновь указало на принятие решения об отказе в установлении лимитов на размещение отходов для Промплощадки N 4 в связи с несоответствием представленных материалов нормативно-правовым актам по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в том числе не устраненным по ранее выданным замечаниям в письме от 10.01.2012 N 02-04/00008 (т.1 л.д.25, 35-36). В письме приведены следующие замечания: 1) В заявлении необходимо указывать данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, а не внесение изменений; 2) Не для всех отходов представлены копии действующих документов, подтверждающих возможность передачи; 3) Действие лицензии ООО "Наптон" прекращено в связи со сменой места осуществления деятельности; 4) В составе проекта необходимо представлять копии документов, подтверждающих передачу отходов непосредственно для размещения, использования, обезвреживания, либо с переходом права собственности. После доработки проекта исправленный проект предложено представить в управление.
Не согласившись с таким решением, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспоренного отказа.
Оценивая позицию суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Требования заявителя носят характер оспаривания решения органа, осуществляющего публичные полномочия, и порядок их рассмотрения регламентирован положениями главы 24 АПК РФ, предусматривающей возможность обжалования решений, несоответствующих закону и нарушающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) установлено, что негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение относятся к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду, устанавливаемым для природопользователей в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельностью (п.1 ст.22 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Пунктом 1 статьи 18 Закона N 89-ФЗ установлено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
На основании пункта 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден Приказом Минприроды Российской Федерации от 25.02.2010 N 50.
В соответствии с п.п.5 и 7 этого Порядка, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальным предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с Методическими указаниями. Для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение юридические лица, в результате хозяйственной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления деятельности, в результате которой образуются отходы: а) заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с указанием следующих сведений: полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица; фамилия, имя и отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя; б) следующие документы: копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности); проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; копия лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов (для юридического лица - пользователя недр, имеющего лицензию на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов); документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение.
В случае выявления некомплектности представленных заявления и документов и (или) неполноты содержащихся в них сведений территориальные органы Росприроднадзора в 5-дневный срок с даты их приема в письменной форме уведомляют об этом индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п.9 указанного Порядка).
В соответствии с п.10 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, территориальные органы Росприроднадзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных в пункте 7 этого Порядка заявления и документов, принимают решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо об отказе в их утверждении (с мотивированным обоснованием). Основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является наличие недостоверной информации в составе указанных заявления и документов.
Методическими указаниями определен единый подход к разработке и общие требования к содержанию и оформлению проектов образования отходов и лимитов на их размещение (п.2 Методических указаний).
Требования к форме и содержанию разрабатываемого и оформляемого хозяйствующими субъектами проекта образования отходов и лимитов на их размещения приведены в Приложениях N N 1, 2 и 3 к Методическим указаниям.
Методические указания опубликованы в Бюллетене нормативных актов федеральных органов от 14.04.2008 N 15 без приложений, на что обоснованно указано в апелляционной жалобе. Однако, при наличии ссылки на указанные приложения в тексте опубликованных Методических указаний, основания для их неприменения отсутствуют.
Из материалов дела следует, что в нарушение требований п.7 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, обществом в заявлении об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение вместо сведений о документе, подтверждающем факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, представлены сведения о свидетельстве о внесении изменений в учредительные документы общества от 12.08.2011 серии 02 N 6500116).
Кроме того, в представленном заявителем проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение управлением выявлены неточности, искажения и неполнота сведений.
В частности, не для всех отходов представлены копии документов, подтверждающих возможность их передачи другим организациям с целью переработки, обезвреживания и/или захоронения, в соответствии с п.23 Методических указаний.
Так, в представленной заявителем в составе проекта копии договора от 01.09.2011 с ООО "Экополигон", в перечне отходов, передаваемых для размещения, не содержится сведений об отдельных видах отходов, которые, в соответствии с таблицей "Реквизиты (сведения) о организациях - поставщиках и потребителях отходов" проекта, передаются ООО "Экополигон": отходы сложного комбинированного состава в виде изделий, оборудования, устройств, не вошедших в остальные пункты (920 000 00 00 00 0); абразивные круги отработанные, лом отработанных абразивных кругов (314 043 02 01 99 5); электрические лампы накаливания отработанные и брак (923 101 00 01 99 5); отрезки и обрывки тканей смешанных (581 011 08 01 99 5); прочие отходы бумаги незагрязненные (187 199 01 01 00 5).
Также по отходу "549 030 03 01 03 4 сальниковая набивка асбесто-графитовая, промасленная (содержание масла менее 15%" в разделе проекта "Схема операционного движения отходов" цель передачи отхода указана - "сбор с целью передачи для обезвреживания" потребителем - ООО "Экополигон" по договору от 01.09.2011 N 199. Однако, указанный договор сведений о переходе права собственности на отходы не содержит, а представленный договор между ООО "Экополигон" и ООО НПП "Наптон" от 03.02.2012 N НПП000305 на сбор и обезвреживание отходов не предусматривает передачу отходов ООО "ПромВодоКанал".
Кроме того, как следует из сообщения ООО "Наптон" (т.1 л.д.132-138), действие его лицензии прекращено в связи со сменой места осуществления деятельности и продажей оборудования по обезвреживанию отходов.
Указанные недостатки выявлены управлением при оценке представленного обществом заявления об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и послужили основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении такого заявления. При этом, как в письме от 10.01.2012 исх. N 04-02/00008, так и в оспоренном письме от 31.07.2012 исх. N 04-02/07136 управлением приведено нормативное обоснование принятого решения (содержатся ссылки на положения Методических указаний и Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение). В этой связи довод апелляционной жалобы об отсутствии нормативного обоснования оспоренного отказа следует признать не основанным на материалах дела.
Специальные требования к форме принятия решения об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение нормативно не установлены, а потому содержащийся в дополнении к апелляционной жалобе довод общества о несоответствии таким требованиям оспоренного ненормативного правового акта, оформленного в виде письма, подлежит отклонению.
Изложенные в оспоренном решении факты несоответствий заявления общества и приложенных к нему документов нормативным требованиям подтверждены материалами дела и в суде первой инстанции заявителем не оспаривались. Изложенные в дополнении к апелляционной жалобе возражения общества в этой части не касаются существа выявленных нарушений, а сводятся исключительно к умозаключениям заявителя в отношении примененных судом формулировок.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о несоответствии нормативным требованиям заявления общества и приложенного к нему проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещения, что в силу п.10 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, является основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В этой связи вывод суда первой инстанции о законности оснований оспоренного отказа является правильным.
Приведенная в дополнении к апелляционной жалобе ссылка заявителя на судебный акт суда общей юрисдикции, вынесенный по делу об административном правонарушении, не может быть принята судом апелляционной инстанции, так как в силу положений ст.69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты судов общей юрисдикции, вынесенные по таким делам не имеют обязательного характера по делам, рассматриваемым арбитражным судом.
Довод заявителя о нарушении заинтересованным лицом установленного срока на принятие оспоренного решения также проверен и отклонен судом первой инстанции.
В частности, судом правомерно отмечено, что исходя из даты принятия управлением заявления общества (28.06.2012) решение от 31.07.2012 следует признать принятым в пределах 30 рабочих дней срока, что соответствует сроку, установленному п.10 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки вывода суда первой инстанции о соответствии оспоренного решения закону, что исключает возможность удовлетворения требований заявителя.
Процессуальных нарушений, являющихся в силу ч.4 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
При обращении в суд с апелляционной жалобой заявителем излишне уплачена госпошлина в размере 1000 руб. В соответствии с пп.1 п.1 ст.333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, эта сумма подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.02.2013 по делу N А07-17756/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПромВодоКанал" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ПромВодоКанал" (основной государственный регистрационный номер 1100266000702) из федерального бюджета госпошлину в размере 1000 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 19.02.2013 N 407.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-17756/2012
Истец: ООО "ПромВодоКанал"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан