город Омск |
|
08 апреля 2013 г. |
Дело N А46-29024/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Черемновой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1239/2013) общества с ограниченной ответственностью "Плазма" на определение о процессуальном правопреемстве Арбитражного суда Омской области от 23.01.2013, принятое по делу N А46-29024/2012 (судья Стрелкова Г.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Плазма" (ИНН 5503090867, ОГРН 1055504087088)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Омской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Омской области
о признании недействительным решения от 29.06.2012 N 08-30/10-в и незаконным действия
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Плазма" - Шейко Дмитрий Анатольевич (паспорт, по доверенности б/н от 18.06.2012 сроком действия на 3 года); Нурланов Асхат Зеннатович (паспорт, по доверенности б/н от 18.06.2012 сроком действия на 3 года);
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Омской области - Карма Виктория Владимировна (удостоверение, по доверенности б/н от 29.12.2012 сроком действия до 31.12.2013);
от Управления Федеральной налоговой службы по Омской области - Битель Виктория Михайловна (удостоверение, по доверенности N 01-15/16675 от 27.12.2012 сроком действия по 31.12.2013).
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Плазма" (далее - ООО "Плазма", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Омской области от 29.06.2012 N 08-30/10-в.
От Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Омской области в суд первой инстанции поступило заявление о процессуальном правопреемстве.
Определением Арбитражного суда Омской области от 23.01.2013 по делу N А46-29024/2012 заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N1 по Омской области о процессуальном правопреемстве удовлетворено. Произведена замена заинтересованного лица по делу N А46-29024/2012 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N8 по Омской области на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N1 по Омской области.
Судебный акт мотивирован реорганизацией Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Омской области путем присоединения к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Омской области.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило определение суда отменить в части установления правопреемства.
В обоснование апелляционной жалобы указано на отсутствие в Приказе N 01-06-01/207@ от 26.10.2012 и выписке из ЕГРЮЛ информации об объеме прав и обязанностей, которые в результате реорганизации перешли от одной инспекции к другой. Податель жалобы ссылается на отсутствие передаточного акта.
Управление превысило свои полномочия, предоставленные ему законодательством в сфере налогов и сборов, допустило нарушения норм гражданского законодательства, регулирующих процедуру реорганизации юридических лиц.
От Управления Федеральной налоговой службы по Омской области поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Представители ООО "Плазма" поддержали требования, изложенные в апелляционной жалобе, просили определение суда первой инстанции в части установления правопреемства отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Омской области с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить определение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая определение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель Управления Федеральной налоговой службы по Омской области поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить определение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая определение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "Плазма" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Омской области от 29.06.2012 N 08-30/10-в о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Плазма" к ответственности за совершение налогового правонарушения, в редакции решения управления Федеральной налоговой службы по Омской области от 19.09.2012 N 16-15/11863 и признании незаконным действия Управления Федеральной налоговой службы по Омской области, совершенные 19.09.2012 и выразившиеся в отказе в удовлетворении ходатайств общества с ограниченной ответственностью "Плазма" о рассмотрении апелляционной жалобы с участием представителей общества с ограниченной ответственностью "Плазма", о привлечении свидетеля Лузинского Е.А. для участия в рассмотрении жалобы и предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Плазма" возможности задать вопросы свидетелю (с учетом уточнений).
От Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Омской области в суд первой инстанции поступило заявление о процессуальном правопреемстве.
В обоснование заявленного ходатайства представлены: приказ Управления Федеральной налоговой службы по Омской области от 26.10.2012 N 01-06-01/207@, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 31.12.2012.
23.01.2013 Арбитражным судом Омской области вынесено определение о процессуальном правопреемстве, которое обжаловано Обществом в апелляционном порядке.
Проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность и обоснованность вынесенного судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте.
Приказом ФНС от 25.10.2012 N ММВ-7-4/797 утверждено, что Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 8 по Омской области реорганизовывается путем присоединения к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Омской области.
На основании приказа Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Омской области является правопреемником в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы России N 8 по Омской области.
На основании данного приказа Управлением Федеральной налоговой службы по Омской области был принят приказ от 26.10.2012 N 01-06-01/207@, которым Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 8 по Омской области присоединена к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Омской области.
31.12.2012 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Омской области была реорганизовано путем присоединения к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N1 по Омской области, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись.
Общество в апелляционной жалобе ссылается на невозможность определения правопреемника Межрайонной ИФНС России N 8 по Омской области, прекратившей деятельность в результате проведенной реорганизации, на основании представленных налоговым органом документов.
Данное утверждение заявителя несостоятельно в связи со следующим.
Как указано ранее, пунктом 1 приказа ФНС установлено, что Межрайонная ИФНС России N 1 по Омской области является правопреемником в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности Межрайонной ИФНС России N 8 по Омской области.
Пункт 4 статьи 57 ГК РФ предусматривает, что при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
По сведениям ЕГРЮЛ 31.12.2012 в государственный реестр внесена запись с ГРН 2125543582020 о прекращении деятельности Межрайонной ИФНС России N 8 по Омской области в результате реорганизации путем присоединения к Межрайонной ИФНС России N 1 по Омской области.
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 ГК РФ с данного момента прекращена правоспособность Межрайонной ИФНС России N 8 по Омской области.
Согласно структуре УФНС России по Омской области, утвержденной пунктом 7 приказа ФНС, с 01.01.2013 Межрайонная ИФНС России N 8 по Омской области отсутствует в структуре Управления.
Сведения о правопреемстве Межрайонной ИФНС России N 1 по Омской области в отношении прав и обязанностей Межрайонной ИФНС России N 8 по Омской области содержатся в выписках из ЕГРЮЛ в отношении обоих юридических лиц, имеющихся в материалах дела.
Таким образом, с 01.01.2013 Межрайонная ИФНС России N 8 по Омской области не может выступать стороной в суде и в соответствии со статьей 48 АПК РФ подлежит замене на Межрайонную ИФНС России N 1 по Омской области, как правопреемника при реорганизации.
Однако непредставления в материалы дела передаточных актов и документов, подтверждающих создание ликвидационной комиссии не может быть препятствием для процессуального правопреемства. Суд апелляционной инстанции отмечает, что приказ ФНС и выписки из ЕГРЮЛ в отношении обеих инспекций полно и однозначно определяют правопреемство Межрайонной ИФНС России N 1 по Омской области в отношении всех прав и обязанностей Межрайонной ИФНС России N 8 по Омской области.
Таким образом, отсутствие в материалах дела передаточного акта не может повлиять на установление правопреемника реорганизованной путем присоединения Межрайонной ИФНС России N 8 по Омской области.
Общество в апелляционной жалобе ссылается на превышение руководителем Управления установленных полномочий при проведении реорганизации налоговых органов Омской области, а также о самостоятельном проведении реорганизации.
Указанный довод апелляционным судом отклоняется. Прежде всего решение о реорганизации было принято не Управлением Федеральной налоговой службы по Омской области, а ФНС России.
В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", налоговые органы составляют единую централизованную систему, которая состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов.
Как следует из пунктов 9.5, 9.6, 9.7 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, руководитель Федеральной налоговой службы:
решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной налоговой службе;
утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на ее содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете.
Приказом ФНС России от 25.10.2012 N ММВ-7-4/797 принято решение о реорганизации территориальных налоговых органов Омской области и утверждена структура УФНС России по Омской области.
Пунктом 5.3 данного приказа ФНС руководителю УФНС России по Омской области даны полномочия по организации и контролю за проведением комплекса мероприятий, связанных с указанной реорганизацией.
С целью исполнения положений приказа ФНС издан соответствующий приказ УФНС России по Омской области от 26.10.2012 N 01-06-01/207@, которым приняты организационные решения, необходимые для проведения процедуры реорганизации.
Таким образом, руководители налоговых органов действовали в соответствии с предоставленными полномочиями.
Довод подателя жалобы о нарушении правил АПК РФ привлечением в качестве заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 1 по Омской области судом отклоняется.
Согласно части 1 статьи 129 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.
При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица также в соответствии с передаточным актом (статья 58 ГК РФ).
В соответствии с положениями статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса. Для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
Таким образом, судом первой инстанции на основании представленных в материалы дела документов, подтверждающих проведенную реорганизацию и устанавливающих процессуального правопреемника, правомерно удовлетворено заявление о процессуальном правопреемстве и произведена замена заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Омской области на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Омской области.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены определения Арбитражного суда Омской области от 23.01.2013 по делу N А46-29024/2012 суд апелляционной инстанции не усматривает.
Определение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права. Апелляционная жалоба ООО "Плазма" подлежит оставлению без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы на определение арбитражного суда о процессуальном правопреемстве не предусмотрена.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Плазма" оставить без удовлетворения, определение о процессуальном правопреемстве Арбитражного суда Омской области от 23.01.2013, принятое по делу N А46-29024/2012 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-29024/2012
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Плазма"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N8 по Омской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Омской области
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Омской области
Хронология рассмотрения дела:
06.11.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5754/13
10.07.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4749/13
08.07.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4252/13
02.07.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5976/13
27.05.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4749/13
21.05.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4252/13
18.04.2013 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-29024/12
08.04.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1239/13
28.02.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1239/13
13.02.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1239/13
24.12.2012 Определение Арбитражного суда Омской области N А46-29024/12