Во что обходится факторинг?
Факторинг исключительно выгоден для динамично развивающегося бизнеса. Чтобы убедиться в этом, проведем оценку выгод и дополнительных затрат, связанных с факторинговым обслуживанием.
В современной практике коммерческого кредита в контракте непременно оговаривается срок платежа. И, тем не менее, оплата часто задерживается. К тому же всегда остается вероятность банкротства покупателя, при котором поставщик теряет некоторые или (что более вероятно) все принадлежащие ему по праву деньги, которые могли быть предназначены на уплату его собственных долгов перед поставщиками и на зарплату персоналу. Очевидно, что прибыли от сделки он тем более не получит. Конечно, выбирая партнера, производитель старается свести эту вероятность к нулю, но нулевой она всё равно никогда не станет, а то, насколько она к нему приблизится, зависит от качества кредит-менеджмента.
Так что предоставление кредита всегда связано с риском. "Плохие" долги всегда будут неотъемлемой частью торговли на условиях коммерческого кредита, и в худшем случае могут привести даже к банкротству поставщика, если он не сможет расплатиться по своим обязательствам. Важно, правда, отметить, что в нормально развивающихся отраслях, на которые, собственно, и нацелена услуга, над кредитным риском преобладает риск потери ликвидности. Ведь товарное кредитование существенно отличается от коммерческого, банковского. И главное отличие именно в том, что если не возвращённый в срок банковский кредит чаще всего оказывается безнадежным, обязательства по товарному кредиту почти всегда выполняются, несмотря на первоначальную просрочку платежа - поскольку в его основе лежит реальная поставка товаров.
Уровень платежной дисциплины во многих отраслях в России вполне соответствует международным стандартам, однако это не смягчает проблему хронического дефицита оборотных средств (речь идет о предприятиях, продающих высоколиквидные товары). Если круг покупателей достаточно широк, то проблемы неплатежей для них, как правило, нет, есть лишь проблема задержки платежей - что не одно и то же. Срок оборачиваемости дебиторской задолженности составляет в России в среднем 60-70 дней. Столь большой срок очень неудобен для производителя, который и так находится в условиях постоянного дефицита оборотных средств.
Таким образом, первое, что должно быть включено в калькуляцию затрат, - расходы на кредит-менеджмент, необходимый для управления практикой предоставления коммерческого кредита. Основные его задачи - тщательная запись и учет дебиторских задолженностей. Ясны и цели: сдерживать накопление "плохих долгов" и по возможности снизить процесс размывания прибыли, вызываемый несвоевременными платежами со стороны покупателей.
Многие предприятия начинаются с малых компаний с небольшим штатом, управляемых своими владельцами. Общая проблема для новичков - нехватка оборотных средств. Это большая проблема, требующая своевременного, а главное, правильного решения. Многие менеджеры предприятий изначально смотрят на нее неверно и пытаются решить ее, как им кажется, "проще". То есть вместо планирования, разработок, производства и продаж тратят время на поиск кредитов от поставщиков и банков на максимально возможные сумму и срок, проводя при этом многочисленные переговоры и требуя от покупателей более быстрой оплаты. Это влечет за собой не только часто бесполезную трату времени и денег. Постепенно вообще теряется то, ради чего компания создавалась. Вместо того чтобы искать новых покупателей, предлагая им лучшие товары и максимально (но обоюдно) удобные способы оплаты, приходится постоянно разбираться с нехваткой денег. Конечно, изначально размер средств планируется и даже предполагаются некоторые задержки в оплате. Но если фактические показатели оказываются хуже прогнозов, бизнес начинает разваливаться.
Наличие оборотных средств - жизненно необходимый фактор для успешного бизнеса. Их источниками обычно являются дебиторские задолженности и заёмные средства. Внимание при этом, как правило, уделяют именно заёмным средствам, управление же дебиторскими задолженностями, представляющими собой один из крупнейших активов компании, уходит на второй план.
В калькуляцию своих затрат по управлению дебиторскими задолженностями предприятие, предполагающее заниматься кредит-менеджментом своими силами, должно включать:
- затраты на персонал;
- административные затраты (офисные, телефонные, почтовые и компьютерные расходы);
- юридические затраты, связанные с взиманием дебиторских задолженностей;
- затраты на получение кредитной информации;
- "плохие долги" (и/или плата за кредитное страхование).
Все эти затраты нужно оценить и сравнить с комиссиями, взимаемыми факторинговой компанией. На данном этапе сравнения важно правильно соразмерить свои силы. Поставщик должен сравнить стоимость услуг полного факторинга с собственными затратами на кредит-менеджмент и решить, найдутся ли у его предприятия достаточные и долговременные ресурсы для самостоятельного его осуществления. Кстати, даже тот, кто в принципе признаёт важность управления рисками, часто бывает склонен занижать реальные затраты на него. Растущая компания и так требует больших денежных вливаний. При росте компании нагрузка изначально обычно падает на существующих менеджеров до тех пор, пока не становится слишком тяжелой. Промежуточные и временные меры (скажем, прием еще одного сотрудника) увеличивают затраты, но не могут быстро и эффективно исправить ситуацию. В течение периода роста компании все ресурсы обычно направлены на сферы, которые представляются наиболее необходимыми, то есть на производство и продажи. Денег на то, что принято считать второстепенным, не остается. Или остается слишком мало для полноценного решения назревающих проблем.
Встав на факторинговое обслуживание, поставщик несет дополнительные расходы по оплате, оплате дополнительного курьера на подвоз документов и сотрудников бухгалтерии на выполнение новых проводок.
Расходы фактора, включаемые в себестоимость, можно сгруппировать по элементам и статьям расходов. Показатели выразим как доли в структуре текущих расходов и расходов на капитальные вложения из расчета 100% по каждому разделу соответственно. Текущие расходы группируются в соответствии с их экономическим содержанием по отдельным элементам.
Расходы на содержание аппарата:
- заработная плата и отчисления от ФОТ;
- прочие затраты;
- хозяйственные расходы;
- расходы на содержание основных фондов;
- амортизация основных фондов, нематериальных активов;
- транспортные расходы;
- расходы по содержанию вычислительной и оргтехники, прочие IT затраты;
- информационные, консультационные услуги сторонних организаций для поддержки бизнеса;
- расходы по рекламе и PR.
Каждый элемент можно представить в разрезе статей с указанием названия и процентного соотношения из расчета 100% в итоге.
Структура себестоимости по калькуляционным статьям такова, что расходы на заработную плату и отчисления от ФОТ по отношению к производственному процессу подразделяются на пропорциональные (то есть изменяющиеся прямо пропорционально объему работ, связанных с производством, продвижением и продажей факторингового продукта) и непропорциональные (меняющиеся непропорционально объему тех же работ).
К пропорциональным расходам отнесены следующие операции:
- административное управление дебиторской задолженностью клиента;
- анализ выписки по пришедшим документам в рамках отдела;
- анализ возможного финансирования (в том числе разрешительно/запретные операции в рамках финансирования), установление лимитов, контроль;
- анализ состояния клиентской базы, регистрация клиентов;
- обработка платежей (получение расчетных документов, регистрация поставок, проведение платежей, взаимодействие с бухгалтерией";
- обработка информационных баз (справочников, каталогов, интернет-ресурсов и др.) с целью отбора контактов;
- оформление, согласование и подписание договоров, дополнительных соглашений;
- подготовка и опубликование статей о факторинге в тематических печатных изданиях;
- подготовка и участие в семинарах, конференциях, съездах по факторингу;
- подготовка материалов для интернет-сайта;
- проверка новых и потенциальных клиентов;
- работа на выставках;
- работа с клиентами (обучение, консультации, развитие программного комплекса);
- работа с регионами (поиск агентов и клиентов, проверка дебиторов);
- работа с филиалами (контроль, сверка отчетности, проверка новых клиентов, установление лимитов, консультации, развитие программного комплекса);
- развитие программного комплекса;
- разработка новых продуктов и услуг, нестандартных схем факторингового обслуживания;
- разработка, редактирование, согласование документации по факторингу для внутренних и внешних пользователей;
- составление служебной документации (анкеты, служебные записки, запросы).
- Значительно скромнее выглядит перечень непропорциональных расходов, куда входят:
- выполнение заданий и поручений руководства;
- деловые очные переговоры, включая переговоры за пределами офиса;
- деловые переговоры по телефону;
- деловая переписка, рассылка и прием электронных, факсимильных сообщений;
- контроль бюджетных процедур, подготовка отчетности;
- консультирование сотрудников группы по вопросам факторинга;
- маркетинговые исследования рынка факторинга в РФ, мониторинг деятельности конкурентов, оценка конкурентоспособности;
- оптимизация взаимодействия между подразделениями, проведение собраний.
Как известно, эффективность любой деятельности отражается на ее финансовых результатах. Если говорить о том, что обуславливает привлекательность рынка факторинга, то следует выделить высокие темпы его роста в последние годы, ненасыщенный спрос на факторинговые услуги (и, как следствие, большой потенциал рынка), а также хорошую доходность этих операций.
И. Покаместов,
доцент кафедры финансов, кредита
и банковского дела МЭСИ
"БДМ. Банки и деловой мир", N 2, февраль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БДМ. Банки и деловой мир"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Регистрационное свидетельство N ПИ N ФС 77-26288 от 17 ноября 2006 г.
Учредитель: издательство "Русский салон периодики"
Издается при поддержке Ассоциации региональных банков России, Международного конгресса промышленников и предпринимателей и Гильдии финансовых менеджеров России
С 1995 до конца 2006 года журнал выходил под названием "Банковское дело в Москве"