Правовое обеспечение донорства в России:
проблемы совершенствования
Направление правовой науки, посвященное донорству, развивается достаточно интенсивно. Однако законодательство, регулирующее отношения в сфере донорства все еще требует серьезных перемен.
В Российской Федерации правовое закрепление получило три вида донорства:
1) донорство для лечения бесплодия путем применения методов вспомогательных репродуктивных технологий (предоставление спермы, ооцитов, эмбрионов и суррогатное материнство);
2) донорство крови и ее компонентов:
3) донорство органов и тканей с целью их дальнейшей трансплантации.
Донорство органов, их частей и тканей, имеющих отношение к процессу воспроизводства человека, включающих в себя репродуктивные ткани (яйцеклетку, сперму, яичники, яички или эмбрионы) предусмотренное статьей 35 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г., детально урегулировано только на подзаконном уровне - Приказом Минздрава Российской Федерации от 26 февраля 2003 г. N 67 "О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия". Указанные отношения требуют правового регулирования на более высоком по юридической силе уровне - в рамках федерального закона.
В области донорства крови и ее компонентов действует Федеральный закон от 09 июня 1993 г. "О донорстве крови и ее компонентов".
Отношения донорства органов и тканей с целью их дальнейшей трансплантации урегулированы Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (ст.ст. 46, 47) и специализированным законодательством - Законом Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. N 4180-1 "О трансплантации органов и (или) тканей человека" (далее - Закон о трансплантации). Нормы последнего опираются на современные достижения науки и медицинской практики и учитывают рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения. Такие вопросы, как перечень органов человека - объектов трансплантации, перечень учреждений здравоохранения, которым разрешено осуществлять трансплантацию органов, критерии и порядок определения момента смерти человека, прекращения реанимационных мероприятий, регламентированы рядом подзаконных нормативных актов Минздравсоцразвития и РАМН.
Ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации 1993 г. закрепила, что международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы.
Для поддержания и дальнейшей реализации прав человека и основных свобод 19 ноября 1996 г. Комитетом министров Совета Европы была принята Конвенция о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине ETS N 164 (далее - Конвенция о биомедицине).
Конвенция - первый юридически обязывающий международный документ, направленный на защиту человеческого достоинства, прав и свобод путем принятия ряда принципов и запретов против неправильного использования достижений биологии и медицины. Ее целями являются защита достоинства и индивидуальной целостности человека и гарантирование каждому без исключения соблюдения неприкосновенности личности и других прав и основных свобод в связи с применением достижений биологии и медицины.
Присоединение Российской Федерации к Конвенции будет способствовать защите конституционных прав и свобод человека и гражданина в нашей стране, поэтому нормы национального законодательства в сфере донорства и трансплантации необходимо заранее привести в соответствие с положением указанного международного документа.
Нормативно-правовым актам, регулирующим отношения донорства и трансплантации характерно наличие ряда несовершенств, которые могут затруднить этот процесс.
Сегодня в хирургии широко применяются пересадки кожи, роговицы глаза, глазного яблока, хрящей, костей, мышц, сухожилий, вен, нервов, жировой ткани и др. Однако действие Закона о трансплантации распространяется на отношения донорства и трансплантации только органов и тканей, Перечень которых утвержден Приказом Минздрава РФ и Российской академии медицинских наук от 13 декабря 2001 г. N 448/106 (с изм. и доп. от 20 января 2006 г.): сердце, легкое, комплекс сердце - легкое, печень, костный мозг, почка, поджелудочная железа с 12-перстной кишкой, селезенка, эндокринные железы.
28 ноября 2005 года во Франции доктор Жан-Мишель Дюбернар провел первую в мире операцию по частичной пересадке лица (женщине, пострадавшей от покусов собаки, были пересажены нос, губы и подбородок от трупа). Несмотря на успешное применение пересадок частей человеческого организма, их донорство и трансплантация законодательного урегулирования пока не получили.
Законодатели многих зарубежных стран закрепляют перечень органов и тканей, из которых не должны создаваться медикаменты. Как правило, к последним относят: сердце, почки, легкие, печень, поджелудочную железу, кишечник и роговицу глаза. Соответствующая "оговорка о медикаментах" должна быть предусмотрена и российским законом.
Законом о трансплантации предусмотрено, что изъятие органа или ткани возможно у живого донора или у трупа. При этом статьей 11 закона закреплен приоритет проведения операций по трансплантации трупных органов и тканей. Изъятие донорских органов или тканей уже после смерти наиболее предпочтительно для гарантии и защиты права на жизнь и охрану здоровья донора. Однако, Закон о трансплантации не содержит никаких указаний относительно распоряжения человеком своими органами и тканями, направленного на будущее - на случай его смерти. Ст. 8 указанного нормативно-правового акта лишь закрепляет презумпцию согласия на изъятие органа или ткани после смерти, в соответствии с которой разрешено выражать при жизни свое несогласие на изъятие органа или ткани на случай смерти. Вместе с тем, закон не содержит прямого запрета на пожертвование части своего организма в будущем (в случае наступления смерти). Представляется, что подобное ограничение не обоснованно ограничивало бы человека в его конституционных правах и свободах, а именно в праве реципиента на жизнь (ст. 20 Конституции), охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) и праве на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22) - свободе донора распоряжаться своим организмом. С учетом острой нехватки донорских органов и тканей такое решение законодателя было бы просто негуманным по отношению к ожидающим пересадки реципиентам, препятствовало реализации конституционных прав человека и не соответствовало положениям ст.ст. 2 и 55 (ч. 2, 3) Конституции Российской Федерации.
Для поощрения донорства на случай смерти необходимо предусмотреть некоторые стимулирующие факторы, например, награждение потенциального донора почетным знаком, закрепление за членами семьи после его смерти мер социальной поддержки.
Как уже было отмечено выше, Закон о трансплантации распространяется на изъятие у человека (живого донора или у трупа) только закрепленных в Перечне органов или тканей (они были перечислены ранее). В случае изъятия донорского материала у трупа ситуация осложняется тем обстоятельством, что после смерти человека порядок изъятия у него органов и тканей, не вошедших в Перечень, урегулирован Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", что представляется не совсем обоснованным. Законодателю следует предусмотреть единый порядок для вмешательства в организм умершего. Единственным ограничением следует признать требования об охране достоинства личности человека после смерти в соответствии с религиозными или иными соображениями родственников. В случае наличия таковых, последним должно быть предоставлено право на запрет подобных вмешательств в тело умершего.
Право на донорство органов и тканей представляет собой возможность пожертвовать орган или ткань для спасения жизни или восстановления здоровья другого человека. Вместе с тем, оно включает в себя и право на участие в принятии решений о дальнейших мероприятиях уже после изъятия трансплантата (пересадки, передачи другому реципиенту) и на получение информации о заготовке, хранении и иных действиях с трансплантатом. Однако Законом о трансплантации прямо не предусмотрено право донора на распоряжение уже изъятым органом или тканью. Очевидно, что такая норма крайне необходима, например, на случай смерти предполагаемого реципиента или его отказа от пересадки.
При дополнении действующего закона в этой части следует учитывать положение статьи 22 Конвенции о биомедицине, которая предусматривает возможность хранения и использования любой части тела человека, изъятой в ходе медицинского вмешательства, в целях, отличных от тех, ради которых она была изъята, только при условии соблюдения надлежащих процедур информирования донора и получения его согласия.
В этой связи ч. 3 ст. 1 Закона о трансплантации целесообразно изменить следующим образом:
"Донорство и трансплантация органов и (или) тканей человека допускается исключительно с согласия живого донора и, как правило, с согласия реципиента. Использование объектов трансплантации в целях, отличных от тех, ради которых они были изъяты, допускается только при условии соблюдения надлежащих процедур информирования донора и получения его согласия".
По общему правилу донором органов или тканей может стать только дееспособный гражданин, достигший 18 летнего возраста. Единственным исключением из этого правила является донорство костного мозга. Несмотря на то, что донорство несовершеннолетних, безусловно, требует более строгой правовой охраны, действующим Законом о трансплантации не определен ни порядок дачи согласия на изъятие костного мозга, ни круг лиц, имеющих на это право, ни минимальный возрастной предел для несовершеннолетних доноров, ни какие-либо ограничения донорства, что может негативно отразиться на интересах столь не защищенной группы доноров.
В целях защиты конституционных прав на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, охрану здоровья и медицинскую помощь несовершеннолетних доноров в Законе о трансплантации необходимо предусмотреть следующие ограничения донорства несовершеннолетних:
а) изъятие костного мозга у несовершеннолетнего допускается при условии получения санкции уполномоченных государственных органов, например, органов опеки и попечительства и суда;
б) изъятие костного мозга у несовершеннолетнего допускается только с согласия его законных представителей;
в) в случаях, когда донор достиг возраста 15 лет, необходимо учитывать собственное мнение донора;
г) реципиентом могут быть только брат или сестра донора;
д) донорство костного мозга может иметь место только в случае непосредственной угрозы утраты жизни для реципиента, которой невозможно избежать иным способом, кроме как пересадкой костного мозга;
е) изъятие костного мозга у несовершеннолетнего не вызовет предвидимого вреда здоровью, что должно быть подтверждено заключением консилиума врачей.
В случае предоставления органа или ткани человеком при жизни Законом о трансплантации закреплено требование о наличии генетической связи между донором и реципиентом. Законодательное требование о наличии генетической связи между живым донором органов и тканей и реципиентом не представляется разумным и справедливым. Оно препятствует реализации конституционного права на жизнь нуждающихся в трансплантации людей, а также необоснованно ограничивает субъективное право человека на донорство органов и тканей, что не соответствует положению ст. 55 Конституции. В качестве условия для изъятия органов и тканей для трансплантации у живого донора, помимо генетической связи, в Законе о трансплантации было бы целесообразно предусмотреть и другую связь, которая может существовать между супругами, возлюбленными, друзьями (при условии соблюдения медицинских требований относительно приживаемости (совместимости) органа или ткани).
При принятии человеком решения пожертвовать часть своего организма уже после смерти, угрозы для жизни и здоровья донора не существует, поэтому, представляется, что в таком случае донор может пожертвовать трансплантат для любого реципиента. Принятие указанного решения целесообразно осуществлять в письменной форме: либо в виде отдельного документа, либо в завещании, где будет указаны следующие сведения:
А) какой именно орган или ткань жертвует донор (либо он предоставляет в донорских целях весь организм на усмотрение медицинских работников);
Б) информация о конкретном реципиенте (либо неопределенного круга возможных реципиентов - на усмотрение медицинских работников);
В) какие действия следует предпринимать в случае смерти предполагаемого реципиента (указание на очередность или предоставление трансплантата любому подходящему реципиенту).
Потенциальный донор имеет право на получение полной информации о последствиях такого вмешательства в его организм после смерти - он должен быть информирован о том, приведут ли такие манипуляции к обезображиванию его тела, и определить, в какой степени это приемлемо для него и его родственников. Донор имеет право в любой момент изменить принятое ранее решение. Это должно быть четко зафиксировано в действующем законодательстве.
Одним из недостатков Закона о трансплантации является его "однобокость", которая заключается в том, что правовые нормы, в большинстве своем, регулируют отношения по пересадке органов и тканей, затрагивая лишь поверхностно их донорство, в то время как донорство и трансплантация являются двумя стадиями единого лечебного процесса. Таким образом, Закон о трансплантации требует существенной доработки в части донорства органов и тканей человека.
Сегодня видится два основных направления развития правового регулирования отношений в сфере донорства:
- обобщение действующих норм по всем видам донорства в едином федеральном законе - "О донорстве в Российской Федерации";
- существенная доработка действующего Закона о трансплантации в части донорства органов и тканей человека и принятие федерального закона, регулирующего отношения в сфере репродукции человека, один из разделов которого будет посвящен донорству при применении методов вспомогательных репродуктивных технологий. В настоящее время наиболее предпочтительным представляется второй вариант, хотя он и является предварительным, поскольку доработка уже действующего законодательства связана с меньшими сложностями организационного, технического и материального характера, нежели разработка и принятие нового комплексного закона.
С.И. Поспелова,
старший преподаватель кафедры медицинского права
Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова
Ю.В. Павлова,
старший преподаватель кафедры медицинского права
Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова
(г. Москва)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья опубликована в сборнике "Научные труды III Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву" / Под ред. член-корр. РАМН, проф. Ю.Д. Сергеева. - M.: НАМП, 2007.
Редакционная коллегия: член-корреспондент РАМН, Заслуженный юрист РФ, доктор медицинских наук, профессор Ю.Д. Сергеев (председатель); доктор медицинских наук С.В. Ерофеев (зам. председателя); доктор медицинских наук И.Г. Галь; доктор экономических наук, профессор А.С. Дудов; доктор медицинских наук Л.В. Канунникова; кандидат биологических наук В.Я. Медведев; доктор экономических наук Л.Х. Торопеева; доктор юридических наук Ю.В. Трунцевский.
В сборнике представлены материалы III Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву, состоявшегося 30-31 мая 2007 года в г. Москве. Президент конгресса Юрий Дмитриевич Сергеев, член-корреспондент РАМН, Заслуженный юрист России, профессор, Президент Национальной ассоциации медицинского права, Член Совета Директоров Всемирной ассоциации медицинского права (WAML), Заведующий кафедрой медицинского права ММА им. И.М.Сеченова, Вице-председатель Российского Комитета по биоэтике, Главный редактор журнала "Медицинское право".
Организатор съезда - Национальная Ассоциация медицинского права (НАМП)
Официальный партнер: Система Гарант