Медико-правовой анализ медицинской помощи,
вызвавшей неудовлетворенность пациентов
Нами разработана методика медико-правого анализа медицинской помощи, вызвавшей неудовлетворенность пациента, с целью определения обоснованности жалобы.
Медико-правовой анализ медицинской помощи проводится в несколько этапов. Этапы медико-правового анализа медицинской помощи, вызвавшей неудовлетворенность пациента и обращение по поводу этой неудовлетворенности следующие.
1 этап. Выявление негативных последствий оказанной медицинской помощи или нарушения прав граждан.
Прежде всего, необходимо выделить негативные последствия, связанные не с тяжелым прогрессированием заболевания, а именно с медицинским вмешательством.
К негативным последствиям медицинского вмешательства мы отнесли:
а) затруднение стабилизации заболевания;
б) увеличение риска прогрессирования имеющегося у пациента заболевания;
в) повышение риска возникновения нового патологического процесса.
При отсутствии негативных последствий медицинского вмешательства жалоба будет признана обоснованной, если имело место нарушение прав граждан в сфере охраны здоровья (законодательно закрепленных прав пациента, предоставления мер социальной поддержки, льгот по дополнительному лекарственному обеспечению и т.д.).
2 этап. Квалификация деятельности медицинских работников при оказании медицинской помощи как надлежащего или ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей.
Для квалификации деятельности медицинских работников при оказании медицинской помощи как надлежащего или ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей мы использовали методические подходы, предложенные Александровой О.Ю. с соавт. (2006).
Подэтапами 2 этапа медико-правового анализа для определения надлежащего или ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей являются:
2.1. Соответствие требованиям, установленным нормативно-правовым актом или стандартом.
2.2. Соответствие требованиям, обычно предъявляемым к услугам подобного рода (профессиональным медицинским обычаям) - индивидуальное рассмотрение специалистами конкретных лечебно-диагностических мероприятий с учетом особенностей состояния больного, течения его заболевания и других имевших место факторов (экспертная оценка специалиста).
В случае нарушения положений обязательного нормативно-правового акта, закрепляющего права граждан в сфере охраны здоровья (законодательно закрепленные права пациента, меры социальной поддержки, льготы по дополнительному лекарственному обеспечению и т.д.) жалоба сразу признается обоснованной.
Сложнее происходит анализ при рекомендательных нормативно-правовых актах. Так, стандарты медицинской помощи утверждены приказами Министерства здравоохранения и социального развития и имеют силу рекомендательного документа. Оценка действий медицинских работников при оказании медицинской помощи, как надлежащего (ненадлежащего) исполнения профессиональных обязанностей, является прерогативой экспертов и не может абсолютно подлежать стандартизации. Экспертиза проводится на уровне медицинского учреждения или органа управления здравоохранением, является комиссионной. В состав комиссии входят специалисты, имеющие высшую категорию по врачебной специальности в соответствии со специальностями врачей, которые оказывали медицинскую помощь, вызвавшую неудовлетворенность.
По результатам данного медико-правового анализа руководитель медицинской организации совместно с назначенными лицами делают следующие выводы:
1. имеют ли место негативные последствия оказанной медицинской помощи или нарушения прав граждан в сфере охраны здоровья.
2. При несоответствии требованиям, установленным обязательным для исполнения нормативно-правовым актом, стандартом и требованиям, обычно предъявляемым к услугам подобного рода (медицинским обычаям) делается заключение о ненадлежащем исполнении профессиональных обязанностей. Жалоба признается обоснованной.
Для медико-правового анализа случаев неудовлетворенности медицинской помощью мы разработали правовую классификацию неудовлетворенности медицинской помощью. Подобная правовая классификация необходима для разработки дальнейших медико-организационных мероприятий по устранению неудовлетворенности медицинской помощью и ее профилактике.
В основе правовой классификации лежит надлежащее или ненадлежащее оказание медицинской помощи с неблагоприятным исходом (негативными последствиями) или без неблагоприятного исхода (без негативных последствий).
На основании выводов об обоснованности или необоснованности жалобы руководители МУЗ и ОУЗ разрабатывают способы и медико-организационные мероприятия по внесудебному урегулированию конфликта и устранению неудовлетворенности медицинской помощью.
Классификация неудовлетворенности медицинской помощью
Неудовлетворенность медицинской помощью | ||||
Необоснованная (при надлежащем оказании ме- дицинской помощи) |
Обоснованная (при ненадлежащем оказании ме- дицинской помощи) |
|||
Без неблагоприятного исхода |
С неблагоприятным исходом (с негативными последствия- ми) |
Без неблагоприятного исхода (нарушение прав граждан)) |
С неблагоприятным исхо- дом (с негативными по- следствиями) дефект ме- дицинской помощи |
|
Естественное прогрессиро- вание забо- левания |
Невиновное причинение вреда - вра- чебная (меди- цинская) ошибка |
В случае неудовлетворенности пациента проведенными мероприятиями пациент обращается в суд за восстановлением нарушенного права. Суд производит юридическую квалификацию оказанной медицинской помощи как виновного или невиновного причинения вреда действиями врача и определяет юридическую ответственность за причиненный вред.
О.Ю. Александрова,
доктор медицинских наук, профессор кафедры
основ законодательства в здравоохранении
ММА им. И.М. Сеченова
Т.В. Тимошенкова,
соискатель кафедры основ законодательства
в здравоохранении ММА им. И.М. Сеченова (г. Москва)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья опубликована в сборнике "Научные труды III Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву" / Под ред. член-корр. РАМН, проф. Ю.Д. Сергеева. - M.: НАМП, 2007.
Редакционная коллегия: член-корреспондент РАМН, Заслуженный юрист РФ, доктор медицинских наук, профессор Ю.Д. Сергеев (председатель); доктор медицинских наук С.В. Ерофеев (зам. председателя); доктор медицинских наук И.Г. Галь; доктор экономических наук, профессор А.С. Дудов; доктор медицинских наук Л.В. Канунникова; кандидат биологических наук В.Я. Медведев; доктор экономических наук Л.Х. Торопеева; доктор юридических наук Ю.В. Трунцевский.
В сборнике представлены материалы III Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву, состоявшегося 30-31 мая 2007 года в г. Москве. Президент конгресса Юрий Дмитриевич Сергеев, член-корреспондент РАМН, Заслуженный юрист России, профессор, Президент Национальной ассоциации медицинского права, Член Совета Директоров Всемирной ассоциации медицинского права (WAML), Заведующий кафедрой медицинского права ММА им. И.М. Сеченова, Вице-председатель Российского Комитета по биоэтике, Главный редактор журнала "Медицинское право".
Организатор съезда - Национальная Ассоциация медицинского права (НАМП)
Официальный партнер: Система Гарант