Междисциплинарный подход к преподаванию биоэтики и медицинского
права в высшей медицинской школе
Одной из ярких тенденций современной науки XXI века становиться ее междисциплинарность. По-видимому, это явление во многом обусловлено кризисом, связанным с узкой специализацией возникшей во второй половине XX века практически во всех научных направлениях. Отражением этого кризиса в медицине стал поиск новой модели развития на основе системного, синергетического, холистического и других подходов. Подобное явление стало наблюдаться и в области так называемых пограничных наук, в основном возникших в прошлом веке и продолжающих возникать в нынешнем. В то же время, вновь создаваемые науки в большинстве своем сохраняют тесную связь с предыдущим опытом, учитывают научные традиции, сохраняют методы и язык наук из которых они вышли. Ярчайшим явлением прошлого века явилось становление и развитее новой области междисциплинарного знания - биоэтики. До сих пор идут споры о необходимости рассматривать данную науку как совершенно новую, уникальную, требующую новых принципов и подходов или как современный этап развития медицинской этики, в частности как биомедицинскую этику. Необходимость в определении статуса данной науки, может была бы и не так актуальна, если бы не выраженный прикладной характер многих аспектов биоэтики. Особенно это стало ясно в последние годы в процессе преподавания данной научной дисциплины в высшей медицинской школе. Вначале биоэтика, включенная в 2000 г. в обязательный государственный образовательный стандарт высшей школы, (преподаваемая в ряде вузов на несколько лет ранее) долгое время рассматривалась как нечто абсолютно новое, требующее теоретического осмысления и методической разработки. На двух Всероссийских совещаниях по проблемам преподавания биоэтики в медицинских вузах обсуждались вопросы содержательного наполнения дисциплины (что преподавать?), методические аспекты (как преподавать?) и кадровые проблемы (кому преподавать?). В последующие годы были разработаны учебные программы, создана методическая и учебная литература. В зависимости от направления кафедры, где преподавалась биоэтика (кафедры философии, права, истории медицины и др.), ее кадрового состава (профессиональные философы, медики, юристы) сложились определенные традиции, методика преподавания.
В то же время, несмотря на серьезные различия в подходах к преподаванию наметилась явная тенденция к все более явному прикладному, практическому направлению в развитии биоэтики как предмета преподавания. Это проявляется и в стремлении более четко ограничить круг изучаемых проблем, например, как это было сделано П.В. Лопатиным, О.В. Карташовой (2005) в программе по биоэтике для фармацевтических факультетов, в которой, по сути, предложено изучать только проблемы фармацевтической этики. Другие авторы - М.Я. Яровинский, А.М. Сточик (2006), И.А. Шамов (2005) - предлагают больше времени в процессе преподавания отдавать решению практических задач, уменьшив количество лекционных часов, обязательно включать в программу такие проблемы как " Ятрогенные заболевания", " Врачебная ошибка" и т.д., преподавать дисциплину на нескольких уровнях, включая и постдипломный. Переводная учебная литература (Кэмпбелл А., Джиллетт Г., Джонс Г., 2005; Дж. Р. Уильямс, 2006), появившаяся в последние годы, по преимуществу также носит прикладной характер - медицинской этики.
Все, что нами было сказано в отношении преподавания биоэтики, можно отнести и к тенденциям, проблемам преподавания медицинского права в высшей медицинской школе. Причем, если в государственном образовательном стандарте предусмотрено изучение, как биоэтики, так и правоведения, то медицинское право до сих пор, по-видимому, не достаточно представлено в существующих программах, в отличие от биомедицинской или биофармацевтической этики. В то же время нельзя не отметить наметившуюся тенденцию по нахождению все большего числа точек соприкосновения между этими двумя научными дисциплинами. Данная тенденция прослеживается и в резолюции II Всероссийского методического совещания по проблемам биоэтики (РГМУ, 2005), где было рекомендовано объединение, где это возможно, кафедр биоэтики и медицинского права, и в ряде публикаций на страницах журнала "Медицинского права". Совершенно очевидно, что эту же тенденцию можно усмотреть и в выдвинутой Ю.Д. Сергеевым (2006) идее био-медицинского права как новой отрасли правовой науки. Точно так же, как и биомедицинская этика, медицинское право "не может (и не должно) отставать от реальной жизни, научно-технического прогресса, достижений медицинской науки и практики" (Сергеев Ю. Д., 2006). С этим мы совершенно согласны. Более того, идея развития биомедицинского права как нельзя лучше укладывается в систему междисциплинарного подхода к преподаванию биомедицинской этики и медицинского права.
В процессе преподавания биоэтики многие специалисты сталкивались с весьма банальной проблемой: невозможностью на достаточно высоком профессиональном уровне обсуждать конкретные этические дилеммы, в аудитории, которая не имеет представления о современной правовой регуляции данной проблемы. Например, в процессе обсуждения принципов биоэтики, таких как "делай благо", "не навреди" и др., необходимым, на наш взгляд, является обсуждение видов вреда в медицине, проблемы врачебной ошибки, ятрогении. В этом случае совершенно необходимо опираться на правовые знания по этим вопросам. Говоря об ответственности будущих медиков, необходимо дать представление о том, что данная категория - это категория "этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм" (Ю.Д. Сергеев, 2006). Необходимость преемственного последовательного или одновременного изучения этических и правовых аспектов возникает и в рамках обсуждения таких традиционных биоэтических тем, как проблема аборта, новых репродуктивных технологий, медицинского эксперимента, эвтаназии и т.д.
В то же время, возвращаясь к идее биомедицинского права, можно утверждать, что данное направление будет во многом логическим продолжением развития биомедицинской этики. Биомедицинское право предполагает правовую разработку проблем, возникающих в связи с использованием новых биотехнологий, проведением экспериментов на живых объектах, проблем обеспечения защиты прав пациентов, в том числе в области экологической безопасности и т.д. Практически этими же проблемами занимается и биомедицинская этика, но в ином, этическом ракурсе. Как показывает история медицины и медицинского права, государство формирует нормы права, исходя из норм морали. На протяжении многих лет в юридических законах происходило формальное закрепление устойчиво сложившихся и широко применяемых моральных норм. Однако на современном этапе развития биомедицинской этики, где нормы морали находятся только в процессе обсуждения, становления, учитывая плюрализм современного общества, нормы права могут и должны разрабатываться одновременно с моральными нормами. Такой интегративный подход должен быть и в науке и процессе преподавания.
К сожалению, несмотря на то, что большинство специалистов так или иначе согласны с необходимостью разработки и внедрения междисциплинарного подхода в преподавании биоэтики и медицинского права, в реальной образовательной политике в условиях высшей медицинской школы это не находит отражения. Так, в современных учебных планах продолжают сохраняться рекомендации к преподаванию биоэтики на первых курсах, медицинское право, несмотря на то, что имеет прочный научный фундамент, не является самостоятельной дисциплиной, а преподается в рамках правоведения, необходимость изучения на постдипломном уровне данных дисциплин также не определена государственными образовательными стандартами. Количество отводимых аудиторных часов, отсутствие междисциплинарного экзамена по биоэтике и медицинскому праву не отвечает ни содержанию данных дисциплин, ни их важности для практической деятельности будущего специалиста. Это в свою очередь обуславливает и недостаточную кадровую обеспеченность в системе высшей медицинской школы, нехватку специалистов по биомедицинской этике и медицинскому праву. Кроме того, даже формально исходя из названия самих дисциплин, желательным представляется наличие у преподавателей не менее двух высших образований: медицинского и юридического, медицинского и гуманитарного. Это условие трудно выполнимо, за исключением, возможно, только крупных медико-образовательных центров, таких как ММА им. И.М. Сеченова.
Ни в коем случае не отнимая самостоятельного статуса у данных дисциплин, нельзя не заметить, что в системе высшей медицинской школы было бы весьма продуктивно разработать интегрированную междисциплинарную программу по биомедицинской этике и медицинскому праву на основе квалификационных характеристик выпускника, государственного образовательного стандарта, используя системный и инвариантный подходы. Учитывая трудности кадрового характера, традиции, сложившиеся в процессе преподавания, необходимо предоставить право самим медицинским ВУЗам находить формы и возможности интеграции в процессе преподавания важнейших профессиональных дисциплин - биоэтики и медицинского права.
В.М. Остапенко,
д.м.н., доцент, зав. кафедрой философии
Смоленской государственной медицинской академии
А.С. Забелин,
д.м.н., профессор, проректор по учебной
и воспитательной работе Смоленской государственной
медицинской академии (г. Смоленск)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья опубликована в сборнике "Научные труды III Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву" / Под ред. член-корр. РАМН, проф. Ю.Д. Сергеева. - M.: НАМП, 2007.
Редакционная коллегия: член-корреспондент РАМН, Заслуженный юрист РФ, доктор медицинских наук, профессор Ю.Д. Сергеев (председатель); доктор медицинских наук С.В. Ерофеев (зам. председателя); доктор медицинских наук И.Г. Галь; доктор экономических наук, профессор А.С. Дудов; доктор медицинских наук Л.В. Канунникова; кандидат биологических наук В.Я. Медведев; доктор экономических наук Л.Х. Торопеева; доктор юридических наук Ю.В. Трунцевский.
В сборнике представлены материалы III Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву, состоявшегося 30-31 мая 2007 года в г. Москве. Президент конгресса Юрий Дмитриевич Сергеев, член-корреспондент РАМН, Заслуженный юрист России, профессор, Президент Национальной ассоциации медицинского права, Член Совета Директоров Всемирной ассоциации медицинского права (WAML), Заведующий кафедрой медицинского права ММА им. И.М.Сеченова, Вице-председатель Российского Комитета по биоэтике, Главный редактор журнала "Медицинское право".
Организатор съезда - Национальная Ассоциация медицинского права (НАМП)
Официальный партнер: Система Гарант