Тула |
|
22 апреля 2013 г. |
Дело N А68-9043/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.04.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 22.04.2013.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сентюриной И.Г., судей Дайнеко М.М. и Токаревой М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Антоновой А.В., при участии представителя общества с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Тульские пассажирские перевозки" (Тула, ОГРН 1077107000596, ИНН 7107099179) - Ревина В.В. (доверенность от 24.12.2012 N 251), в отсутствие надлежаще извещенного истца - министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области (Тула, ОГРН 1117154031675, ИНН 7111504013), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Тульские пассажирские перевозки" на решение Арбитражного суда Тульской области от 21.01.2013 по делу N А68-9043/2012 (судья Тажеева Л.Д.), установил следующее.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Тульской области (далее - министерство) обратилось в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Тульские пассажирские перевозки" (далее - общество) об обязании прекратить заниматься деятельностью, создающей опасность причинения вреда по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту N 263 "Алексин-Тула".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Алексинское пассажирское автотранспортное предприятие" (далее - ООО "Алексинское пассажирское автотранспортное предприятие").
Решением от 21.01.2013 исковые требования удовлетворены, суд обязал общество прекратить заниматься деятельностью, создающей опасность причинения вреда по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту N 263 "Алексин-Тула".
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой и дополнением к ней, в которых просит отменить судебный акт.
Мотивируя позицию, заявитель указывает, что ни истцом, ни судом не приведено ни одной нормы федерального законодательства, устанавливающей требования к безопасности в сфере организации пассажирских перевозок, которые были нарушены ответчиком. Настаивает, что истцом не представлено необходимых и достаточных доказательств возможности причинения вреда, вины ответчика в допущении такой возможности и причинно-следственной связи между нарушением положений Закона Тульской области от 24.07.2006 N 728-ЗТО "Об организации обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортном на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области (далее - Закон N 728-ЗТО) и постановления администрации Тульской области от 03.08.2007 N 409 "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Тульской области" (далее - постановление N 409), а также необходимости запрещения деятельности, создающей опасность причинения вреда. Полагает, что нормативно-правовые акты, на которых основано решение суда не содержат дополнительных условий, направленных на обеспечение безопасности пассажиров, и в данном деле не могут быть применены.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет регулярные пассажирские перевозки по межмуниципальному маршруту N 263 "Тула-Алексин" на основании лицензии от 08.05.2008 N АСС-71-110238 и паспорта маршрута N 263 "Тула-Алексин", утвержденного департаментом транспорта и дорожного хозяйства Тульской области 01.07.2008, внесенного в реестр Тульской области 11.12.2009 за N 81.
В соответствии с указом губернатора Тульской области от 15.09.11 N 1 "О правительстве Тульской области и органах исполнительной власти Тульской области" департамент транспорта и дорожного хозяйства Тульской области был переименован в министерство транспорта и дорожного хозяйства Тульской области.
Из содержания указанного паспорта маршрута следует, что конечной станцией в городе Туле является станция "Южная", а конечной станцией в городе Алексине - дом 29 по улице Тульской.
Факт осуществления обществом указанной деятельности без заключения договора с уполномоченным органом подтвержден материалами дела и не оспаривается им.
10.05.2012 между министерством и ООО "Алексинское пассажирское автотранспортное предприятие (перевозчик) был заключен договор N 22-01-30/07-12 об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области (лоты N 3, 28), в соответствии с которым министерство на основании постановления администрации Тульской области от 09.02.09 N 51 "Об утверждении Порядка проведения конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области" и результатов проведения конкурса (протокол от 24.04.12) поручает, а перевозчик принимает на себя обязательства по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области, указанных в приложении N 1, в том числе по маршруту N 263 "Алексин (автовокзал) - Тула (автовокзал)".
В приложении N 1 к договору указаны время начала/окончания работы, количество рейсов, количество и вместимость автобусов.
Паспорт маршрута N 263 "Алексин (автовокзал) - Тула (автовокзал)" был утвержден 06.09.2012, сведения о нем внесены в реестр Тульской области 06.09.12 за N 81.
Министерство полагая, что деятельность общества создает потенциальную опасность причинения вреда в будущем для неопределенного круга лиц, обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа отнесены к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления наделены правом, в пределах своей компетенции, решать вопросы безопасности дорожного движения.
На территории Тульской области принят закон Заон N 728-ЗТО, в соответствии с которым, как в действующей на момент вынесения судом решения по настоящему делу редакции (ст. 3.1), так и в ранее действовавших редакциях (пункт 3 статьи 3 в редакции закона N 854-ЗТО от 03.07.2007, пункт 4 статьи 3 в редакции закона N 1175-ЗТО от 15.12.2008), привлечение перевозчиков к выполнению регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах осуществляется на основании договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах, заключаемого перевозчиком с уполномоченным органом по результатам конкурсов.
Постановлением N 409 были утверждены Правила организации транспортного обслуживания населения на территории Тульской области, которые как в ранее действовавших редакциях (от 03.08.2007, от 25.02.2009), так и в ныне действующей редакции (от 27.12.2011), предусматривают в качестве основания для осуществления перевозчиком деятельности по перевозке пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах наличие заключенного между перевозчиком и уполномоченным органом договора (раздел III "Организация регулярных перевозок" постановления в редакции от 03.08.2007 и 25.02.2009, пункт 20.22 постановления в редакции от 27.12.2011).
Постановлением администрации Тульской области от 09.02.09 N 51 "Об утверждении Порядка проведения конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области" был утвержден "Порядок проведения конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области".
Вышеперечисленные документы в качестве основания для допуска перевозчика деятельности по перевозке пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах предусматривали наличие заключенного между перевозчиком и уполномоченным органом договора, заключаемого на конкурсной основе в целях отбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа.
Таким образом, осуществление перевозок пассажиров межмуниципального маршрута пассажирским автотранспортом осуществляется лишь на основании заключенного договора по результатам проведенного конкурсного отбора перевозчиков в целях отбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа, который является способом регулирования транспортного обслуживания для удовлетворения потребностей населения в безопасных и своевременных перевозках.
Организация конкурса и заключение в последующем договора на осуществление регулярных маршрутных перевозок не направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Каждый перевозчик, имеющий лицензию на право перевозки пассажиров, вправе принять участие в данном конкурсе. Конкурс носит открытый характер, не содержит каких-либо дискриминационных условий для претендентов либо ограничений для участия в нем.
Ответчик не оспаривал результаты проведенного министерством конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области, по результатом которого между министерством и ООО "Алексинское пассажирское автотранспортное предприятие" был заключен договор от 10.05.2012 N 22-01-30/07-12 об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области, в том числе по маршруту N 263 "Алексин-Тула", ссылаясь на то, что наличие у него лицензии на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом и утвержденного департаментом транспорта и дорожного хозяйства Тульской области паспорта маршрута N263 "Тула-Алексин", дает ему право осуществлять перевозки пассажиров и багажа по этому маршруту без участия в конкурсе.
Данный вывод не обоснован, поскольку наличие указанной маршрутной документации не дает обществу права осуществлять потенциально опасную для неопределенного круга лиц деятельность и перевозить пассажиров автомобильным транспортом на регулярных межмуниципальных маршрутах на территории субъекта без заключения соответствующего договора в установленном порядке. Также наличие у общества лицензии не означает само по себе право лицензиата на осуществление пассажирских перевозок без учета требований нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации дорожного движения.
Из материалов дела усматривается, что общество осуществляло деятельность по пассажирским перевозкам в отсутствие заключенного с уполномоченным органом договора. Указанный факт является нарушением требований закона, устанавливающего в целях обеспечения наиболее безопасных условий перевозок специальные критерии к перевозчикам, угрожает безопасности и может привести к причинению вреда лицам, пользующимся этими услугами, а также другим участникам дорожного движения.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что данное обстоятельство создает опасность причинения вреда в будущем, которая в силу пункта 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Указанные выводы поддерживаются действующей судебной практикой (в том числе Постановлением ФАС Центрального округа от 24.11.2011 по делу N А23-530/2011, Постановлением ФАС Поволжского округа от 14.08.2012 по делу N А06-6437/2011, Постановлением ФАС Поволжского округа от 12.11.2012 по делу N А06-1008/2012, Постановлением ФАС Поволжского округа от 09.08.2012 по делу N А06-6463/2011, Постановлением ФАС Волго-Вятского Округа от 28.02.2011 по делу N А31-4269/2010).
Таким образом, судом первой инстанции на основании оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов сторон, принято правомерное решение о запрещении обществу деятельности по осуществлению перевозки, а доводы ответчика как заявителя апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно статье 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В силу статьи 110 Кодекса госпошлина за подачу апелляционной жалобы подлежи отнесению ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-9043/2012 от 21.01.2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Г. Сентюрина |
Судьи |
М.М. Дайнеко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-9043/2012
Истец: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Тульской области
Ответчик: ООО "Транспортная компания "Тульские пассажирские перевозки"
Третье лицо: ООО "Алексинское пассажирское автотранспортное предприятие"
Хронология рассмотрения дела:
20.11.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17157/13
13.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2365/13
22.04.2013 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1114/13
04.03.2013 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1114/13
21.01.2013 Решение Арбитражного суда Тульской области N А68-9043/12