г. Владимир |
|
22 апреля 2013 г. |
Дело N А38-6221/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.04.2013.
В полном объеме постановление изготовлено 22.04.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Кирилловой М.Н., Гущиной А.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зузлевым П.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 28.01.2013 по делу N А38-6221/2012, принятое судьей Фроловой Л.А. по заявлению Отдела по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования "Юринский муниципальный район" о признании недействительным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл от 31.07.2012 N 04/026/2012-654,
при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации муниципального образования "Быковское сельское поселение".
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл в поступившем ходатайстве (входящий номер 01-АП-1633/13 от 16.04.2013) просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
01.06.2012 Отдел по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования "Юринский муниципальный район" (далее - Отдел, МО "Юринский муниципальный район") обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл (далее - Управление, регистрирующий орган, заявитель) с заявлением о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - газовых сетей, расположенных по адресу: Республика Марий Эл, Юринский район, д. Быковка, начало газопровода - 72 м. на северо-восток д. 11 ул. Совхозная, конец газопровода - д.11 ул. Совхозная. К заявлению был приложен кадастровый паспорт сооружения.
22.06.2012, 11.07.2012 Отделом для государственной регистрации дополнительно представлены сведения об отсутствии спорного имущества в реестрах муниципального и федерального имущества, реестре государственного имущества Республики Марий Эл, а также справка ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по Республике Марий Эл об отсутствии сведений о зарегистрированных правах на спорный объект.
31.07.2012 Управлением принято решение об отказе в государственной регистрации принятия на учет спорного бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
Не согласившись с решением Управления, Отдел по управлению муниципальным имуществом обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования "Быковское сельское поселение" (далее - администрация, МО "Быковское сельское поселение").
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 28.01.2013 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неправильное применение норм материального права.
По мнению регистрирующего органа, осуществление деятельности по организации газоснабжения в рамках решения вопросов местного значения отнесено к исключительным полномочиям МО "Быковское сельское поселение". Следовательно, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества должна была обращаться администрация.
Заявитель указывает, что отказ в принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества на основании заявления МО "Юринский муниципальный район" в лице Отдела по управлению муниципальным имуществом на основании абзаца 3 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации является законным и обоснованным.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле не явились, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания решения государственного органа незаконным суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие решения государственного органа закону или иному нормативному правовому акту и нарушение решением государственного органа прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с положениями статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей установлен Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580 (далее - Положение).
Согласно пункту 4 Положения на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьями 225, 236 ГК РФ.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества (пункт 5 Положения).
Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе, являются выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества (пункт 7 Положения).
Указанные положения Отделом соблюдены, что не оспаривается заявителем.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 1 статьи 11 указанного Закона территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения и (или) на территориях упраздняемых поселений межселенные территории входят в состав муниципальных районов.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Республики Марий Эл от 18.06.2004 N 15-З "О статусе, границах и составе муниципальных районов, городских округов в Республике Марий Эл", частью 3 статьи 3 главы 1 устава муниципального образования "Юринский муниципальный район" в состав муниципального образования "Юринский муниципальный район" входит территория муниципального образования "Быковское сельское поселение".
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Тем самым закон относит к вопросам местного значения муниципального района возможность организации газоснабжения поселений в границах соответствующего муниципального района.
Также статья 7 Федерального закона от 31.03.1999 "О газоснабжении в Российской Федерации" предусматривает, что организация газоснабжения населения в границах муниципального района является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Таким образом, с учетом вышеуказанных положений с заявлением о регистрации спорного объекта в регистрирующий орган вправе обратиться как муниципальное образование "Юринский муниципальный район", так и муниципальное образование "Быковское сельское поселение".
Из материалов дела следует, на спорный объект у администрации отсутствуют притязания. Кроме того, у муниципального образования "Быковское сельское поселение" отсутствует возможность содержать социально значимый объект, необходимый для организации газоснабжения населения.
Таким образом, оспариваемый отказ в принятии на учет бесхозяйного имущества, мотивированный тем, что с заявлением о государственной регистрации обратилось неуполномоченное лицо, является незаконным и нарушает права Отдела.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, Арбитражный суд Республики Марий Эл пришел к правильному заключению о том, что оспариваемое решение Управления не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы Отдела, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное Отделом требование.
Доводы Управления не опровергают законности и обоснованности принятого судом первой инстанции судебного акта.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Республики Марий Эл полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе Управления не рассматривался с учетом положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 28.01.2013 по делу N А38-6221/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
М.Н. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-6221/2012
Истец: МО "Юринский муниципальный район" в лице отдела по управлению муниципальныи имуществом, МО Юринский муниципальный район в лице отдела по управлению муниципальным имуществом администрации МО Юринский муниципальный район
Ответчик: Горномарийский отдел Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РМЭ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РМЭ
Третье лицо: Быковская сельская администрация МО Быковское сельское поселение, Муниципальное образование "Быковское сельское поселение" в лице администрации муниципального образования "Быковское сельское поселение", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл