город Воронеж |
|
25 марта 2013 г. |
Дело N А35-14493/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 марта 2013 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ольшанской Н.А.,
судей Скрынникова В.А., Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной В.В.,
при участии в судебном заседании:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску: Абдалова Д.Р., главного специалиста-эксперта юридического отдела, доверенность N 07-06/000132 от 10.01.2013; Зуйкиной В.Н., заместителя начальника отдела камеральных проверок N 2, доверенность N 07-06/008487 от 18.03.2013 Калитвинцевой Н.Н., главного специалиста-эксперта юридического отдела, доверенность N 07-06/000157 от 10.01.2013,
от Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания города Курска": Захарова Д.А., представителя по доверенности N 3472/00-11 от 04.10.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску на решение Арбитражного суда Курской области от 20.12.2012 по делу N А35-14493/2011 (судья Кузнецова Т.В.), принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания города Курска" (ОГРН 1084632006326, ИНН 4632094924) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску о признании недействительными ненормативных актов,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания города Курска" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд Курской области с требованиями к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решений Инспекции N 15816 от 19.08.2011 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", N 296 от 19.08.2011 "Об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению", требования налогового органа N 19930 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 14.11.2011 и обязании Инспекцию устранить в порядке, предусмотренном ст.201 АПК РФ, допущенные нарушения прав Общества (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Курской области от 20.12.2012 заявленные требования удовлетворены.
Налоговый орган, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой на него, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и просит принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества.
В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган ссылается на то, что Общество не вправе претендовать на вычет налога на добавленную стоимость, предъявленного подрядными организациями в отношении стоимости работ по капитальному ремонту, не включенных в налогооблагаемую базу по НДС и не предъявленных к оплате собственникам жилья, так как в этом случае у него отсутствует такой объект налогообложения как реализация подрядных работ.
На этом основании налоговый орган полагает, что у Общества отсутствовали основания для получения налогового вычета по тем работам, которые оплачены подрядчикам за счет средств бюджета.
Кроме того, налоговый орган не согласен с выводами суда первой инстанции о том, что Инспекцией была существенно нарушена процедура рассмотрения материалов проверки в связи с неотражением в акте проверки и в оспариваемом решении ссылок на первичные бухгалтерские документы, поскольку, по мнению налогового органа, отсутствие в оспариваемом решении о в привлечении к ответственности ссылок на номера счетов-фактур не может служить основанием для признания решения недействительным.
Общество в представленном отзыве возразило против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а жалобу Инспекции - не подлежащей удовлетворению.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, дополнении к апелляционной жалобе, отзыве на жалобу и дополнениях к нему, заслушав пояснения представителей Инспекции и Общества, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, 17.03.2011 Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания города Курска" представило в Инспекцию уточненную налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2009 года, в соответствии с которой налогооблагаемая база составила 406 452 517 руб., сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, составила 73 161 453 руб., сумма налога, подлежащая вычету, определена в размере 124 743 697 руб., сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная к возмещению из бюджета, заявлена в размере 51 582 244 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки представленной декларации Инспекцией составлен акт налоговой проверки N 17223 от 01.07.2011, по результатам рассмотрения которого Инспекцией приняты решения:
- N 15816 от 19.08.2011 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", в соответствии с которым ООО "Управляющая компания города Курска" было привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату сумм НДС в виде штрафа в сумме 775 801,9 руб.; Обществу начислены пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 100 980,93 руб.; предложено уплатить задолженность по НДС в сумме 10 709 722 руб.
- N 296 от 19.08.2011 "Об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению", в соответствии с которым Обществу отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 51 582 244 руб.
Основанием для отказа в предоставлении налогоплательщику вычета по налогу на добавленную стоимость в сумме 62 292 000 руб. и для отказа в возмещении налога на добавленную стоимость послужил вывод налогового органа о неправомерном предъявлении Обществом к налоговому вычету налога на добавленную стоимость, уплаченного им подрядчикам за выполненные работы по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов за счет денежных средств, полученных Обществом из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ.
Решением УФНС России по Курской области N 653 от 31.10.2011 апелляционная жалоба Общества на решения налогового органа была оставлена без удовлетворения, а оспариваемые решения - без изменения.
На основании решения N 15816 от 19.08.2011 налоговым органом было выставлено требование N 19930 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 14.11.2011, в соответствии с которым Обществу в срок до 02.12.2011 предлагалось уплатить штраф по налогу на добавленную стоимость в сумме 7 755 662,10 руб., налог на добавленную стоимость в сумме 10 709 722 руб., пени по НДС - 100 980,93 руб.
Полагая, что решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску от 19.08.2011 N 15816, N 296 и требование N 19930 не основаны на нормах действующего законодательства и нарушают его права и законные интересы, Общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Основным видом деятельности Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания города Курска" является предоставление услуг по управлению жилищным фондом.
Статьей 2.4 Устава общества "Управляющая компания города Курска" к уставным видам деятельности отнесены, в частности, выполнение функций управляющей организации; управление недвижимым имуществом; управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда; осуществление строительных и ремонтных работ, в том числе капитального характера; оказание бытовых услуг населению.
Между комитетом жилищно-коммунального хозяйства города Курска (уполномоченный орган) и обществом "Управляющая компания города Курска" (получатель) были заключены Соглашения о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирных жилых домов.
Для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, на проведение которых было предоставлено целевое финансирование в виде субсидий, ООО "Управляющая компания города Курска" (заказчик), были заключены договоры подряда с ремонтными организациями, которыми по результатам выполнения подрядных работ за 4 квартал 2009 года были составлены акты выполненных работ и в адрес Общества выставлены счета-фактуры на их оплату с выделенным в них налогом на добавленную стоимость.
Факт выполнения подрядчиками работ по капитальному ремонту жилых домов и выставления ими Обществу счетов-фактур на оплату выполненных работ с выделенными суммами налога на добавленную стоимость был установлен налоговым органом при проведении камеральной проверки и не оспаривается им.
Оплата выполненных работ по капитальному ремонту, произведена Обществом частично (5% стоимости работ) за счет средств собственников квартир в многоквартирных жилых домах, частично (95% стоимости работ) за счет денежных средств, выделенных Обществу из бюджета в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ.
Выполненные работы по капитальному ремонту приняты Обществом от подрядчика, отражены в бухгалтерском учете и переданы собственникам квартир.
В налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 года Общество включило выручку от реализации работ по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов, поступившую от собственников квартир в этих домах, в налоговую базу для исчисления налога. Суммы субсидий на капитальный ремонт, поступившие из бюджета, в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость включены не были.
В состав налоговых вычетов по налогу Обществом была включена сумма налога на добавленную стоимость, выставленная подрядными организациями, осуществлявшими капитальный ремонт.
В силу статьи 143 НК РФ Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания города Курска" является плательщиком налога на добавленную стоимость.
В соответствии со статьей 146 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Статьей 153 НК РФ установлено, что в целях налогообложения налогом на добавленную стоимость налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 Кодекса в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) для исчисления налога на добавленную стоимость регулируется статьей 154 НК РФ, пунктом 1 которой установлено, что налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются. НК РФ кодекса налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153 - 158 Кодекса, увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщику предоставлено право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном статьей 166 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
На основании пункта 2 статьи 171 НК РФ, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В соответствии со статьей 172 НК РФ вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Основанием для уменьшения подлежащих уплате сумм налога на установленные налоговые вычеты являются, в соответствии со статьей 168, 169 НК РФ, счета-фактуры, выставленные поставщиками при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), расчетные документы и первичные учетные документы, в которых соответствующая сумма налога выделена отдельной строкой.
При этом, под первичными учетными документами понимаются документы, оформленные в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Согласно пунктам 1, 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.
Пунктом 2 статьи 173 НК РФ установлено, что в случае, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ а и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, подлежит возмещению налогоплательщику.
Порядок возмещения налога определен статьей 176 НК РФ, из которой следует, что после представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса.
Из изложенных правовых норм следует, что денежные средства на компенсацию затрат, понесенных налогоплательщиком в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по регулируемым или льготным ценам, - субсидии, поступившие налогоплательщику из бюджета, не подлежат включению в налоговую базу в целях исчисления налога на добавленную стоимость.
Вместе с тем право налогоплательщика на применение налогового вычета по налогу на добавленную стоимость не зависит от осуществления фактических расчетов с контрагентами и возникает при соблюдении следующих условий: товары, работы и услуги должны быть приобретены для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ и поставлены на учет; у налогоплательщика имеются счета-фактуры и первичные документы с выделенной в них отдельной строкой суммой налога на добавленную стоимость. Данные документы должны соответствовать требованиям, предусмотренным статьями 169 НК РФ и 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", содержать непротиворечивую и достоверную информацию, подтверждать реальность совершения налогоплательщиком соответствующих хозяйственных операций.
При наличии у налогоплательщика документов, подтверждающих его право на налоговый вычет, налоговый орган не вправе отказать ему в таком вычете и обязан, проведя камеральную проверку представленных документов, принять решение о возмещении налога из бюджета.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник должен нести бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно статьям 30, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники жилых помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме и обязаны поддерживать данные помещения в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ними, а также соблюдать правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 1 статьи 153 ЖК РФ на граждан и организации возлагается обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (подпункт 5 пункта 2 статьи 153 ЖК РФ).
При этом, в соответствии с пунктом 2 статьи 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилья устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Пунктом 7 данной статьи предусмотрено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложения управляющей организации на общем собрании собственников помещений в таком доме.
Решение общего собрания собственников помещений об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта (пункт 2 статьи 158 ЖК РФ).
Пунктом 1 статьи 159 ЖК РФ предусмотрено, что в случае, если расходы граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, то им предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Право на субсидии в соответствии с пунктом 2 статьи 159 ЖК РФ имеют, в частности, собственники жилых помещений.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных нормативными актами соответствующего уровня. При этом нормативные акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Пункт 2 статьи 161 ЖК РФ обязывает собственников помещений в многоквартирном доме выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 37 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
На основании пункта 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При этом в силу пункта 1 части 1 статьи 165 ЖК РФ для обеспечения условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирования реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий на основании Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" создана государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (пункт 1 статьи 3, пункт 1 статьи 4 Закона).
Реализация указанных целей достигается Фондом, в частности, путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на основании заявок (подпункт 3 пункта 2 статьи 4 Закона N 185-ФЗ).
Условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда закреплены в главе 5 Федеральный закон N 185-ФЗ.
В частности, согласно подпунктам 5, 6 пункта 1 статьи 14 названного Закона, в случае подачи заявки Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или муниципальных правовых актов, предусматривающих предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме (в том числе путем перечисления таких субсидий на имеющиеся или открываемые получателями субсидий банковские счета), а также предусматривающих предоставление установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации иных мер социальной поддержки гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме.
Подпунктом 10 пункта 1 статьи 14 Федеральный закон N 185-ФЗ в качестве условия предоставления финансовой поддержки предусмотрено наличие региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденной в соответствии со статьей 15 Федеральный закон N 185-ФЗ.
Статьей 18 Федерального закона N 185-ФЗ установлено, что обязательным условием предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда является долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) бюджета муниципального образования, находящегося на территории указанного субъекта Российской Федерации и претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда. Объем долевого финансирования определяется соответственно субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.
При этом, в силу пункта 6 статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ, участие в финансировании капитального ремонта многоквартирного дома собственников жилых помещений определяется в размере не менее чем пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома.
Во исполнение Федерального закона N 185-ФЗ администрацией Курской области было принято от 04.03.2009 N 71 "Об утверждении Адресной программы Курской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2009-2010 годы", в соответствии с которым были утверждены: перечень муниципальных образований Курской области, которые включены в Программу; адресный перечень многоквартирных домов, включенных в Программу; реестр работ, проводимых в многоквартирных домах, участвующих в Программе; методика расчета размера финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в рамках Программы, а также другие положения, касающиеся проведения Программы.
В свою очередь, во исполнение данного Постановления Приложением N 1 к Постановлению Администрации г. Курска от 04.03.2009 N 221 "Об утверждении Адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в городе Курске" был утвержден Перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в рамках адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в г. Курске на 2009 год.
Анализ изложенных правовых норм позволил суду сделать вывод, что денежные средства, выделяемые из бюджетов различных уровней в установленном Федеральным законом N 185-ФЗ порядке для финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, являются субсидиями, выделяемыми собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, через созданные ими (товарищества собственников жилья, кооперативы) или выбранные (управляющая организация) организации для управления многоквартирным домом.
Данные субсидии, носят целевой характер и могут быть использованы только на: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости - ремонт лифтовых шахт; ремонт крыш; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах; утепление и ремонт фасадов; разработку проектной документации для капитального ремонта; проведение государственной экспертизы проектной документации для капитального ремонта в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Правовую основу выделения субсидий в рассматриваемом случае составляют статьи 156, 158, 159 Жилищного кодекса, устанавливающие принципы формирования платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме, включающей в себя, в том числе, плату за капитальный ремонт многоквартирного дома, и ограничивающие ее размер максимально допустимой долей расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, статья 20 Федерального закона N 185-ФЗ, определяющая размер участия собственников жилых помещениях в многоквартирных домах в капитальном ремонте дома как 5% общей стоимости ремонта, а также подзаконные акты уполномоченных органов управления и местного самоуправления Курской области и г. Курска, определяющие порядок участия в софинансировании капитального ремонта многоквартирных жилых домов, порядок включения жилых домов в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, порядок предоставления субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных жилых домов.
Следовательно, бюджетные средства, полученные ООО "Управляющая компания города Курска" от Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Курска на основании соглашений о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирных домов, подпадают под понятие субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с реализацией налогоплательщиком товаров (работ, услуг, в данном случае - услуг по капитальному ремонту многоквартирных домов) с учетом льгот, предоставляемых собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (статья 78 Бюджетного кодекса).
Инспекция установила, что Обществу были выделены денежные средства в сумме 1 012 369,3 тыс. руб. в том числе: в соответствии с адресной программой N 1 - 181 879,1 тыс. руб.; в соответствии с адресной программой N 2 - 125 894,1 тыс. руб.; в соответствии с адресной программой N 3 - 704 596,1 тыс. руб.
Денежные средства были израсходованы на оплату выполненных работ подрядными организациями.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в данном случае налоговая база должна определяться в соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации, т.е. без учета денежных средств, поступивших из бюджета в качестве субсидий.
В то же время, следует учитывать, что применительно к формированию налогоплательщиком, реализующим товары (работы, услуги) по регулируемым ценам, своей налоговой обязанности по налогу на добавленную стоимость по правилам статьи 154 НК РФ и к использованию налоговых вычетов по правилам статей 171, 172 Налогового кодекса, источник поступления денежных средств для компенсации расходов (убытков) налогоплательщика, связанных с реализаций таких товаров (работ, услуг), не имеет правового значения.
Налоговым кодексом не предусмотрено ограничений права на налоговые вычеты для организаций, реализующих товары (работы, услуги) по регулируемым ценам и получающих в связи с этим субсидии за счет бюджетных средств.
С учетом изложенного, вывод налогового органа об отсутствии у ООО "Управляющая компания города Курска" права на предъявление в 4 квартале 2009 года к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных подрядчикам за выполненные работы по капитальному ремонту, и использованных для оказания соответствующих услуг населению, противоречит нормам налогового законодательства, в связи с чем отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду его несостоятельности.
Также апелляционной коллегией отклоняется и довод налогового органа о том, что работы по капитальному ремонту жилых домов, оплаченные за счет средств, выделяемых из бюджета, не были реализованы ООО "Управляющая компания города Курска" собственникам помещений в жилых домах, так как последние не производили их оплату. Данное обстоятельство, по мнению налогового органа, свидетельствует об отсутствии у Общества объекта налогообложения налогом на добавленную стоимость, а, следовательно, и об отсутствии у него права на налоговый вычет.
Согласно статье 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
На основании статьи 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализации предметов залога и передачу товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Одновременно в пункте 3 статьи 39 НК РФ содержится перечень операций, не признаваемых реализацией, в пункте 2 статьи 146 НК РФ - перечень операций, не признаваемых объектами налогообложения, а в статье 149 НК РФ - операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).
Поскольку операции по реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе, капитальному ремонту, не указаны ни в пункте 3 статьи 39 НК РФ в качестве операций, не признаваемых реализацией, ни в пункте 2 статьи 146 НК РФ в качестве операций, не признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость, то утверждение налогового органа об отсутствии в рассматриваемом случае реализации не основано на нормах налогового законодательства.
С 01.01.2010, в связи с внесением Федеральным законом N 287-ФЗ изменений и дополнений в статью 149 НК РФ, реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги), на что указано в подпункте 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ (в редакции Федерального закона N 287-ФЗ).
В силу положений пункта 5 статьи 149 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий указанные операции, вправе отказаться от освобождения их от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.
С учетом изложенного, у налогового органа отсутствовали основания для выделения из общей суммы налога, уплаченной Обществом своим контрагентам в цене приобретенных товаров (работ, услуг) в 4 квартале 2009 года, суммы налога, приходящегося на работы по капитальному ремонту, которые оплачены за счет денежных средств собственников квартир и за счет денежных средств, поступивших из бюджета, и для признания в указанной связи неправомерно предъявленным налогоплательщиком к вычету налога на добавленную стоимость в сумме 62 292 тыс. руб. по тому основанию, что данный вычет приходится на операции, не являющиеся объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
В силу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Получение субсидий не является самостоятельной экономической операцией - реализацией по смыслу статьи 146 НК РФ.
В связи с этим при получении денежных средств ООО "Управляющая компания города Курска" не включает их в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость в составе цены товаров (работ, услуг). При этом, расплачиваясь бюджетными денежными средствами с подрядными организациями, уплачивает налог на добавленную стоимость. Следовательно, налогоплательщик имеет право на его возмещение.
Поступившие бюджетные денежные средства, как и средства, получаемые от потребителей оказываемых услуг по управлению многоквартирным домом, израсходованы Обществом на уставные цели - оказание услуг по капитальному ремонту.
Каких-либо доказательств выделения этих средств непосредственно для возмещения сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных контрагентам, Инспекцией не представлено.
Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено ограничение права на налоговые вычеты для организаций, реализующих товары (работы, услуги) по регулируемым ценам и получающих в связи с этим субсидии, в случае оплаты коммунальных ресурсов за счет бюджетных средств, а также средств населения; право налогоплательщика на налоговый вычет не ставится в зависимость от источника поступления этих денежных средств.
Следовательно, вывод налогового органа об отсутствии у Общества права на предъявление к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных за работы по капитальному ремонту, и использованных для оказания соответствующих услуг населению, противоречит нормам налогового законодательства.
Доводы Инспекции о том, что Обществом не осуществлялась реализация подрядных работ собственникам помещений по причине того, что акты о приемке выполненных работ у подрядных организаций были подписаны не только управляющей организацией, но и собственниками жилья, безосновательны, так как Общество, как управляющая организация, выступало в роли заказчика при заключении с подрядчиками договоров на выполнение работ по капитальному ремонту, которые затем были переданы собственникам жилья во исполнение перед ними своих обязательств.
Рассмотрев доводы налогового органа, обосновывающие его несогласие с выводами суда первой инстанции о ненадлежащем подтверждении выявленного правонарушения в решении инспекции ссылками на соответствующие счета-фактуры контрагентов, апелляционный суд отмечает следующее.
Из содержания решения N 15816 от 19.08.2011 следует, что при проведении проверки налоговым органом был проведен анализ первичных документов и сведений, полученных от Комитета ЖКХ г. Курска (по требованию ИФНС по г. Курску N 13-17/002688 от 27.01.2011), а также книги покупок, счетов-фактур и документов, подтверждающих факты выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в рамках реализации региональной адресной программы. Решение содержит описание расходования в разрезе подрядчиков, включая НДС, денежных средств, выделенных из бюджета на капремонт дома N 10 по 1-му Аэродромному переулку и ссылку на аналогичность расходования денежных средств по всем адресным программам (л. 3). Подробно описав существо налогового правонарушения в виде оплаты налога за счет средств бюджета, инспекция подытожила сумму НДС, неправомерно, по ее мнению, заявленную в составе налоговых вычетов, установив ее размер - 62 292 тыс. руб.
Оспаривая выводы налогового органа в части существа правонарушения, Общество не ссылалось на неверный расчет Инспекции суммы вычетов, приходящихся на работы, оплаченные в рамках отношений по капитальному ремонту за счет средств, полученных из бюджета. Рассматривая дело, суд первой инстанции также установил, что всего Обществом было реализовано услуг населению по капитальному ремонту в сумме 562 661 010, 25 руб., НДС к вычету составил 62 291 966, 62 руб.
Поскольку обстоятельства дела не свидетельствуют о выявлении Обществом ошибок инспекции в исчислении Инспекцией общей суммы налога, предъявленного к вычету по однородным правонарушениям, существо которого Инспекцией описано и обосновано в решении от 19.08.2011, апелляционная коллегия полагает согласиться с доводом инспекции, о необоснованности выводов суда первой инстанции о том, что Общество не имело возможности установить, какие конкретно факты были квалифицированы в качестве налоговых правонарушений, не могло проверить правильность определения суммы необоснованно заявленных вычетов, указанных в оспариваемом Решении, и, в связи с этим, - установить действительные обязательства его, как налогоплательщика перед бюджетом, выявить и устранить возможные ошибки в исчислении им налоговой базы (л.82).
Вместе с тем, судебная коллегия отмечает, что, придя к указанным выводам, суд первой инстанции не применил пункт 14 статьи 101 НК РФ и не сделал вывода о существенном нарушении Инспекцией прав Общества, влекущих безусловное признание его решения недействительным. Поэтому оснований для изменения мотивировочной части решения суда не имеется.
По результатам рассмотрения дела апелляционная коллегия признает законным и обоснованным решение суда первой инстанции в части признания недействительными решений Инспекции от 19.08.2011 N 15816 и N 296.
Также судом первой инстанции обоснованно признано недействительным требование N 19930 по состоянию на 14.11.2011.
Как следует из материалов дела, на основании решения от 19.08.2011 N 15816 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" налоговым органом было выставлено требование N 19930.
В связи с тем, что судом первой инстанции признано недействительным решение от 19.08.2011 N 15816, послужившее основанием для выставления требования, то требование N 19930 также обоснованно признано судом первой инстанции недействительным.
Обстоятельства рассматриваемого дела установлены судом первой инстанции верно. Выводы, сделанные судом, соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального и процессуального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В указанной связи апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Учитывая результат рассмотрения дела, и руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 20.12.2012 по делу N А35-14493/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Курской области.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
В.А.Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-14493/2011
Истец: ООО "УК г. Курска", ООО "Управляющая компания г. Курска"
Ответчик: ИФНС по г. Курску
Третье лицо: УФНС по Курской области