Комментарий к письму Минфина РФ
от 8 февраля 2008 г. N 03-11-04/3/56
В комментируемом письме Минфин рассказывает о переменах, произошедших с реализацией продуктов питания через торговые автоматы.
От общепита к розничной торговле
Налогоплательщик, отправивший запрос в финансовое ведомство, в 2007 году продавал горячие напитки, кондитерские изделия и иные продукты питания через торговые автоматы. Финансисты объяснили, что в прошлом году данная деятельность относилась к услугам общественного питания. Действительно, раньше торговые автоматы причислялись к объектам общепита, не имеющим зала обслуживания посетителей. Однако Закон от 17.05.2007 N 85-ФЗ исключил их из данного списка. Автоматы остались во "вмененной" главе Налогового кодекса, но теперь их причисляют к иной категории - объектам стационарной торговой сети, не имеющим залов (ст. 346.27 НК РФ).
Следует отметить, что изменениям в области общепита подверглись не только торговые автоматы. С 2008 года к объектам питания стали относить кулинарные магазины, секции и отделы. Правда, данные объекты и ранее причисляли к общепиту. Например, из постановления ФАС Центрального округа от 10.03.2006 N А09-12681/04-12 следует вывод, что владельцы кулинарных магазинов должны применять "вмененку". Кроме того, данную позицию поддерживал и Минфин России в письме от 08.10.2007 N 03-11-04/3/392. Однако указанные мнения арбитров и финансистов были лишь частными. Теперь же магазины кулинарии окончательно перевели на ЕНВД в качестве объектов общественного питания.
Но вернемся к торговым автоматам. Указанные изменения в налоговом законодательстве носят далеко не "бумажный" характер. Дело в том, что старая схема расчета суммы налога (для общепита) и новая (для объектов розничной торговли) совсем разные. Раньше физическим показателем для торговых автоматов служило количество работников, а базовая доходность на одного сотрудника составляла 4500 рублей. Теперь же численность работников не имеет значения, а каждый автомат имеет доходность в размере 9 000 рублей. Можно сделать вывод, что налоговое бремя для предпринимателей, использующих торговые автоматы, увеличилось. Ведь прежде бизнесмен, работая в одиночку, мог осуществлять реализацию продуктов питания со скольких угодно терминалов, а налог был один и тот же. Привлечение же дополнительных сотрудников для данной деятельности не имеет особого смысла: ведь торговля производится без непосредственного участия продавцов. Сейчас же с каждого автомата владельцу приходится платить в 2 раза больше. Таким образом, отдельные предприниматели, ранее законно экономившие на "вмененном" налоге, теперь вынуждены перечислять в бюджет значительно большие суммы.
Сдаем автоматы в аренду
Торговые автоматы можно не только использовать для реализации продуктов питания, но и сдавать в аренду. В данном случае арендодатель также становится "вмененщиком", но уже по другому основанию (подп. 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Сумма налога при этом в 1,5 раза меньше, так как базовая доходность для переданного в аренду объекта составляет 6 000 рублей.
До 2008 года автоматы для торговли продуктами питания нельзя было сдавать в аренду без потери права на "вмененку", так как данные объекты относились не к объектам стационарной торговой сети, а к пунктам общепита. Но теперь сдача в аренду объектов общественного питания, не имеющих залов обслуживания, также подпадает под ЕНВД. Отличий же при расчете суммы налога в данном случае нет. Нетрудно сделать вывод, что арендатор сам становится "вмененщиком": ведь Налоговый кодекс не устанавливает различий, на каком праве пользования предпринимателю принадлежат торговые объекты.
Кроме того, Минфин обратил внимание еще на одну новую норму - на подпункт 14 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса. Теперь применять ЕНВД должны и те лица, которые сдают в аренду земельные участки для размещения торговых автоматов. Доходность для одного участка составляет меньшую сумму, чем в предыдущем случае, - 5 000 рублей. До 2008 года указанный подпункт полностью отсутствовал в налоговом законодательстве.
Е.Н. Сатаев,
эксперт "НА"
"Нормативные акты для бухгалтера", N 5, март 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.