Открытие, переоформление и закрытие лицевых счетов по учету
операций со средствами федерального бюджета в 2008 году
Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ (далее - Закон N 63-ФЗ) были внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) в части регулирования бюджетного процесса. В свою очередь потребовалось приведение в соответствие с бюджетным законодательством РФ отдельных законодательных актов. В соответствии со ст. 5 Закона N 63-ФЗ с 1 января по 31 декабря 2008 г. открытие и ведение лицевых счетов органами Федерального казначейства, а также ведение сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов РФ (далее - Минфин РФ).
Инструкция о порядке открытия и ведения Федеральным казначейством и его территориальными органами лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета (далее - Инструкция) была утверждена приказом Минфина РФ от 31.12.02 N 142н. Однако, в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12.11.07 N 101н Инструкция изложена в новой редакции. Новая Инструкция действует с 1 января 2008 г.
Понятия, используемые в Инструкции
В новой редакции ст. 2 Инструкции п. 2 содержит только те понятия, которые не нашли свое отражение в новой редакции БК РФ.
Обособленное подразделение получателя средств - это обособленное подразделение, созданное получателем средств федерального бюджета (далее - получатель средств), указанное в его учредительных документах. Оно действует на основании утвержденного получателем средств Положения и наделено имуществом, находящимся в оперативном управлении получателя средств. На обособленное подразделение, наделенное получателем средств обязанностью ведения бухгалтерского учета (далее - обособленное подразделение), в целях Инструкции распространяется понятие получатель средств.
Иной получатель средств федерального бюджета (далее - иной получатель средств) - получатель средств, осуществляющий в соответствии с Инструкцией операции со средствами федерального бюджета на счете, открытом ему в подразделении расчетной сети Банка России или кредитной организации (далее - банк). Также им может быть получатель средств, находящийся за пределами РФ, получающий средства федерального бюджета на обеспечение своей деятельности от главного распорядителя средств в иностранной валюте.
Клиент казначейства - главный распорядитель средств федерального бюджета (далее - главный распорядитель средств), распорядитель средств федерального бюджета (далее - распорядитель средств), получатель средств, иной получатель средств, которым в установленном Инструкцией порядке в органе Федерального казначейства (далее - ОФК) открыты соответствующие лицевые счета.
Виды лицевых счетов и их коды
П. 3 Инструкции установлено, какие виды лицевых счетов для учета операций со средствами федерального бюджета открываются в ОФК. Они приведены в таблице 1.
Таблица 1
Наименование счета | Значение счета | Код (1 и 2 разряды счета) |
1 | 2 | 3 |
Лицевой счет распоря- дителя средств |
Предназначен для учета доведенных главному распорядителю (распорядителю) средств лимитов бюджетных обязательств (далее - ЛБО) и предельных объемов финансирования и распределения их по распорядителям и получателям средств, находящимся в его ведении |
01 |
Лицевой счет получате- ля средств |
Предназначен для учета операций по отражению доведенных ЛБО*(1), кассовых расходов получателя средств в процессе исполнения расходов федерального бюджета в валюте РФ |
03 |
Лицевой счет получате- ля средств для осущес- твления операций в иностранной валюте |
Предназначен для учета операций по отражению доведенных ЛБО*(1), кассовых расходов получателя средств в процессе исполнения расходов федерального бюджета в иностранной валюте |
03 |
Лицевой счет иного получателя средств |
Предназначен для учета доведенных иному получателю средств ЛБО и объемов финансирования, а также средств федерального бюджета, перечисленных на счет в банке, для осуществления кассовых расходов иным получателем средств в процессе исполнения федерального бюджета |
09 |
Лицевой счет иного получателя средств для осуществления операций в иностранной валюте |
Предназначен для учета ЛБО и объемов финансирования, доведенных главному распорядителю средств, для осуществления операций со средствами федерального бюджета в иностранной валюте |
09 |
Таким образом, в новой Инструкции появились дополнительно два вида лицевых счетов - лицевой счет получателя средств для осуществления операций в иностранной валюте и лицевой счет иного получателя средств для осуществления операций в иностранной валюте.
Порядок формирования номера лицевого счета не изменился (11 разрядов).
Порядок открытия счетов
Как и прежде, лицевые счета в ОФК открываются клиентам, включенным в Сводный реестр. Каждому клиенту для учета операций со средствами федерального бюджета может быть открыт только один лицевой счет соответствующего вида*(2). В настоящее время несколько счетов одного и того же вида могут быть открыты только заказчикам-застройщикам, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.10.01 N 714 "Об утверждении Положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета".
П. 11 Инструкции установлено, что ОФК в пятидневный срок после открытия лицевого счета получателя средств сообщает об этом территориальному органу Федеральной налоговой службы (далее - ФНС), по месту регистрации получателя средств, если законодательством РФ предусмотрено представление ими такой информации. Таким образом, из прежней редакции данного пункта исключено, что информация должна предоставляться органам государственных внебюджетных фондов. Хотя на практике уже в 2007 году информация об открытии счета внебюджетным фондам не предоставлялась. Письмом Казначейства РФ от 17.10.07 N 42-7.1-15/5.1-376 разъяснено, что информация об открытии (закрытии или переоформлении) счетов в органы управления государственных внебюджетных фондов представляется в соответствии с ранее действующим порядком, то есть в органы управления тех государственных внебюджетных фондов, федеральными законами о бюджетах которых данная норма установлена. В 2007 г. указанными законодательными актами данная норма не была предусмотрена.
Не изменилось положение о том, что лицевые счета регистрируются ОФК в Книге регистрации лицевых счетов.
Дополнено положение о том, что допускается ведение нескольких книг регистрации лицевых счетов (п. 12 Инструкции). Зависит это от установленного порядка осуществления документооборота, с учетом организационно-штатной структуры ОФК или согласно требований законодательства РФ о защите государственной тайны. На практике встречались случаи ведения ОФК нескольких книг регистрации лицевых счетов, что ранее являлось существенным нарушением в их работе и неоднократно отмечалось в Актах внутренних проверок.
Документы, необходимые для открытия счетов
П. 13 Инструкции определен перечь документов, необходимых для открытия лицевого счета распорядителя средств главному распорядителю. Этот перечень остался неизменным по сравнению с предыдущей редакцией Инструкции.
П. 14 Инструкции определен перечень документов, которые должен представить в ОФК распорядитель средств для открытия лицевого счета распорядителя средств. Как и прежде, основанием для открытия лицевого счета распорядителя средств является представленный им в ОФК правоустанавливающий учредительный документ или письменное разрешение вышестоящего распорядителя средств, в соответствии с которыми данному распорядителю средств предоставлены полномочия по распределению ЛБО и объемов финансирования по распорядителям и получателям средств, находящимся в его ведении. Сам перечень документов не изменился.
П. 15 Инструкции установлен перечень документов, необходимых для открытия лицевого счета иного получателя средств. Лицевые счета иного получателя средств открываются для каждого иного получателя средств в ОФК по месту открытия главному распорядителю (распорядителю) средств, в ведении которого находятся иные получатели средств, лицевого счета распорядителя средств.
Лицевые счета иного получателя средств для осуществления операций в иностранной валюте открываются в Федеральном казначействе главным распорядителям средств в соответствии с Перечнем администраторов источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета и главных распорядителей средств федерального бюджета, имеющих право в текущем финансовом году получать от Федерального казначейства средства федерального бюджета в иностранной валюте, доведенным Минфином РФ до Федерального казначейства.
Перечень документов для открытия лицевого счета иного получателя средств не изменился.
Представление в орган Федерального казначейства Разрешения для открытия лицевого счета иного получателя средств для осуществления операций в иностранной валюте не требуется.
П. 16 Инструкции определен перечень документов для открытия лицевого счета получателя средств (за исключением обособленного подразделения), лицевого счета получателя средств для осуществления операций в иностранной валюте.
Для открытия лицевого счета получателя средств перечень документов не изменился.
Для открытия лицевого счета получателя средств для осуществления операций в иностранной валюте главным распорядителем средств в Федеральное казначейство представляются следующие документы:
а) заявление на открытие лицевого счета (приложение N 1 к Инструкции);
б) копия учредительного документа, заверенная учредителем или нотариально;
в) копия документа о государственной регистрации, заверенная учредителем или нотариально либо органом, осуществившим государственную регистрацию;
г) карточка образцов подписей главного распорядителя средств, подписанная руководителем и главным бухгалтером (иными уполномоченными руководителем лицами) главного распорядителя средств и скрепленная оттиском гербовой печати главного распорядителя средств на подписях вышеуказанных лиц;
д) копия свидетельства налогового органа о постановке на учет, заверенная нотариально либо выдавшим его налоговым органом.
П. 17 Инструкции определены документы для открытия лицевого счета получателя средств обособленному подразделению (без изменений).
При открытии лицевого счета распорядителя средств или лицевого счета получателя средств, лицевого счета получателя средств для осуществления операций в иностранной валюте в ОФК не предоставляются:
- копия учредительного документа, заверенная учредителем или нотариально;
- копия документа о государственной регистрации, заверенная учредителем либо нотариально, или органом, осуществившим государственную регистрацию следующим бюджетополучателям:
- федеральному органу государственной власти РФ или его территориальному органу;
- государственным органам, входящим в судебную систему и систему органов прокуратуры РФ;
- федеральному бюджетному учреждению с условным наименованием - войсковая часть, не имеющему собственного положения (устава) и действующему на основании общего положения (устава), утвержденного в установленном порядке.
В ранее действовавшей редакции Инструкции это правило распространялось только на орган государственной власти РФ или его территориальный орган. Хотя письмом Минфина РФ от 18.03.03 N 03-01-01/12-78 было разъяснено, что данная норма распространяется и на государственные органы, входящие в судебную систему и систему органов прокуратуры РФ, и на войсковые части.
ОФК в течение пяти рабочих дней после обращения клиента осуществляет проверку представленных клиентом документов, необходимых для открытия соответствующего лицевого счета. Проверяется соответствие документов требованиям Инструкции, а также данным Сводного реестра в части полного наименования, краткого наименования, организационно-правовой формы и формы собственности. Нововведением является проверка соответствия документов данным Сводного реестра.
Обращаем внимание, что распорядители и получатели средств обязаны в пятидневный срок после поступления к ним информации от главного (вышестоящего) распорядителя средств, в ведении которого они находятся, сообщать в письменной форме ОФК о всех изменениях в документах, представленных для открытия лицевых счетов (п. 19 Инструкции).
Отдельно о карточках образцов подписей...
Обратите внимание, что в новой редакции Инструкции везде указано, что карточка образцов подписей может подписываться и заверяться не только руководителем и главным бухгалтером, но и иным уполномоченным лицом.
При этом изменились требования по оформлению карточки образцов подписей бюджетополучателей Министерства обороны РФ. П. 22 Инструкции установлено, что карточка распорядителя средств и получателя средств, находящихся в ведении Министерства обороны РФ, подписывается в общеустановленном порядке (п. 21 Инструкции) либо только руководителем данного распорядителя или получателя средств (иным уполномоченным им лицом) и заверяется подписью руководителя (иного уполномоченного им лица) вышестоящего распорядителя средств и оттиском гербовой печати вышестоящего распорядителя средств в соответствии с данными Сводного реестра. Таким образом, дополнено, что такая карточка образцов подписей может подписываться не только с учетом особенностей, но и в обычном порядке.
Как и ранее, карточки образцов подписей представляются клиентами в орган федерального казначейства в двух экземплярах. В случае нотариального заверения карточки заверяется один ее экземпляр, второй принимается по разрешительной надписи главного бухгалтера (иного уполномоченного руководителем лица) ОФК после сличения образцов с нотариально заверенным экземпляром карточки. Тем не менее некоторые организации заверяют несколько экземпляров карточки нотариально. Это не является нарушением, но в то же время, заверяя несколько экземпляров карточки, организации неэффективно тратят деньги.
Карточка подписывается руководителем и главным бухгалтером клиента, которому открывается лицевой счет. Если в штате нет должности главного бухгалтера (другого должностного лица, выполняющего его функции), карточка подписывается только руководителем. В этом случае в графе "Фамилия, имя, отчество" вместо указания лица, наделенного правом второй подписи, делается запись "бухгалтерский работник в штате не предусмотрен", в соответствии с которой платежные документы считаются действительными при наличии на них одной первой подписи.
Таковы основные изменения, внесенные в Инструкцию, связанные с порядком открытия лицевых казначейских счетов. Обратимся теперь к изменениям, связанным с порядком отражения операций на лицевых казначейских счетах.
Операции на лицевых счетах распорядителей средств
Порядок отражения операций на лицевых счетах распорядителей средств не изменился (п. 38-42 Инструкции).
В п. 43 внесено уточнение, что сверка операций по движению ЛБО и объемов финансирования, учтенных на лицевых счетах распорядителей средств, должна производиться ежемесячно, не позднее третьего рабочего дня месяца, следующего за отчетным (уточнено - рабочего дня).
Сверка производится путем предоставления ОФК под расписку главному распорядителю, распорядителю средств информации по операциям, отраженным на лицевом счете распорядителя средств на первое число месяца, следующего за отчетным, сформированной нарастающим итогом с начала года по установленной Минфином РФ форме. Информация предоставляется на бумажном носителе с одновременным представлением на машинном носителе без электронной цифровой подписи. То есть дополнено, что выдается не только "Лицевой счет" на бумаге, но и его электронная версия без ЭЦП (например, структурированный файл на дискете).
Также этот пункт дополнен тем, что при наличии электронного документооборота между главным распорядителем, распорядителем и ОФК порядок представления документов с применением электронной цифровой подписи по системе электронного документооборота определяется соответствующим договором (соглашением) об обмене электронными документами.
Операции на лицевых счетах получателей
средств, иных получателей средств
Раздел 4.2. Инструкции посвящен порядку отражения операций на лицевых счетах получателей средств, а также иных получателей средств.
П. 45 Инструкции установлено, что кассовый расход федерального бюджета представляет собой передачу ОФК в банк, в котором ему открыт счет для учета операций со средствами федерального бюджета, расчетных и кассовых документов, оформленных им на основании представленных в надлежащем порядке получателями средств платежных документов, и списании банком сумм платежей со счета ОФК с отражением операции на лицевом счете соответствующего получателя средств в соответствии с кодами бюджетной классификации РФ.
Небольшое, но очень важное, дополнение внесено в п. 46 Инструкции. Указано, что кассовые расходы осуществляются в пределах доведенных ЛБО, срок действия которых наступил, и не могут превышать доведенных с начала финансового года объемов финансирования с учетом ранее осуществленных платежей и восстановленных кассовых расходов в текущем финансовом году по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ. Поясним, что уже не первый год расходные расписания с ЛБО и объемами финансирования доводятся еще до начала финансового года (в самом документе предусмотрена дата введения в действие расходного расписания - например, с 10.01.08). Поэтому бюджетное учреждение еще до начала следующего года знает объем своих прав на заключение договоров на следующий год, но кассовый расход возможен только после наступления срока действия этих ЛБО.
Исключен п. 47 прежней редакции Инструкции, предусматривающий, что кассовый расход иных получателей средств отражался на основании ежемесячных отчетов об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам, составленных иными получателями средств. На практике этот пункт уже давно не применялся.
Возврат задолженности текущего года
Внесено дополнение в п. 48 Инструкции. Указано, что в поле 104 в случае, когда дебитором по платежному поручению является также получатель средств, лицевой счет которого открыт в ОФК, указывается код бюджетной классификации РФ, соответствующий ранее произведенному кассовому расходу федерального бюджета, по которому сумма поступления подлежит отражению в бюджетном учете получателя указанных средств. Как и ранее, суммы возврата дебиторской задолженности, образовавшейся у получателя средств в процессе исполнения расходов федерального бюджета текущего финансового года, учитываются на лицевом счете получателя средств как восстановление кассового расхода с отражением по тем кодам бюджетной классификации РФ, по которым был произведен кассовый расход.
Получатель средств информирует дебитора о порядке заполнения платежного поручения, в котором указываются:
- в поле "ИНН" получателя значение идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) получателя средств;
- в поле "КПП" получателя значение кода причины постановки на учет (КПП) получателя средств;
- в поле "Получатель" полное или сокращенное наименование ОФК, в скобках полное или сокращенное наименование получателя средств и номер его лицевого счета;
- в поле "Счет N" получателя номер открытого в банке счета ОФК.
В поле "Назначение платежа" должна содержаться ссылка на номер и дату платежного поручения клиента, на основании которого ОФК ранее осуществил данный платеж, либо указаны иные причины возврата средств, а также могут быть указаны коды бюджетной классификации РФ, по которым ранее был произведен кассовый расход.
Если в платежном поручении дебитора коды бюджетной классификации РФ не проставлены, получателем средств в течение 10 рабочих дней может быть представлена заверенная подписями руководителя и главного бухгалтера получателя средств дополнительная информация в письменной форме о назначении платежа, на основании которой ОФК отражает поступившие суммы на лицевом счете получателя средств.
Учет задолженности прошлых лет
Изменилось содержание бывшего п. 51 Инструкции (в новой редакции - п. 49), касающегося учета дебиторской задолженности прошлых лет. Новой редакцией этого пункта установлено, что дебитор должен перечислить задолженность прошлых лет напрямую в доход федерального бюджета.
Если все-таки суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет поступили на лицевой счет получателя средств, то они подлежат перечислению в установленном порядке получателем средств в доход федерального бюджета не позднее пяти рабочих дней со дня их отражения на данном лицевом счете. Ранее на это давалось получателю средств три дня.
Дополнено положение о том, что ОФК не несет ответственность за несоблюдение получателем средств указанного положения.
Санкционирование расходов
П. 54 Инструкции (в прежней редакции - п. 56) устанавливает перечень документов, представляемых в ОФК для санкционирования расходов федерального бюджета.
При оплате денежных обязательств получатель средств представляет в ОФК следующие документы:
- договор (государственный контракт) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, заключенный в любой предусмотренной для совершения сделок форме, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма;
- документы, подтверждающие возникновение у получателя средств денежных обязательств по оплате за поставленные товары (накладная или акт приемки-передачи), выполненные работы, оказанные услуги (акт выполненных работ, счет);
- иные необходимые для осуществления текущего контроля установленные федеральными законами, Правительством РФ и нормативными правовыми актами Минфина РФ документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств у получателя средств.
Сохранена норма, что авансирование поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг в соответствии с законодательством РФ производится получателем средств согласно условиям договора.
Напомним, что допустимые размеры авансовых платежей на 2008 г. указаны в постановлении Правительства РФ от 14.11.07 N 778 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг.".
В размере 100% от суммы договора (контракта), как и в 2007 г., могут оплачиваться договоры:
- за услуги связи;
- за подписку и приобретение печатных изданий;
- за обучение на курсах повышения квалификации;
- за приобретение авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом;
- за приобретение путевок на санаторно-курортное лечение;
- за обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).
Разрешено 100% авансирование договоров, подлежащих оплате за счет средств, полученных от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности.
30% авансирование от суммы договора разрешено по остальным договорам (контрактам), если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Не изменились основания для отказа в приеме платежного документа (п. 55 Инструкции):
- форма платежного документа, подписи или надписи на документе будут признаны им не соответствующими образцам;
- коды бюджетной классификации РФ, указанные в платежном документе, не соответствуют проводимой операции;
- суммы, указанные в расчетно-денежном документе получателя средств на осуществление кассового расхода, превышают остаток отраженных на его лицевом счете получателя средств лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования;
- получателем средств нарушены требования, установленные п. 54 Инструкции;
- приостановлены в установленном порядке операции на лицевом счете получателя средств.
Говоря о санкционировании расходов, следует напомнить положение письма Казначейства РФ от 22.11.07 N 042-7.1-17/5.3-3981 по этому вопросу (несмотря на то что Инструкция изложена в новой редакции, письмо актуально, поскольку не противоречит новой редакции Инструкции). Письмом разъясняется, что ОФК осуществляют проверку только тех реквизитов договора, которые необходимы для отражения кассовых операций на лицевых счетах, на:
- соответствие наименования плательщика - получателя средств федерального бюджета, указанного в договоре, учредительным документам и данным Сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей федерального бюджета;
- соответствие реквизитов поставщика товаров, исполнения работ (услуг), указанных в договоре, его наименованию в платежном документе на зачисление в бюджет доходов от аренды;
- наличие даты.
П. 57 (в новой редакции - п. 55) Инструкции определен закрытый перечень причин отказа ОФК в приеме платежных документов. Указанным пунктом не предусмотрено основание для отказа в приеме платежных документов в связи с непредставлением документов, подтверждающих право исполнителя работ (услуг) на осуществление определенного рода деятельности (лицензии).
Если документ по причинам, указанным в п. 57 (в новой редакции - п. 55) Инструкции, не может быть принят к исполнению, то не позднее следующего операционного дня платежный документ возвращается клиенту с письменным обоснованием причин отказа в принятии его к исполнению. При этом допустимо указание причины отказа на обороте платежного документа, возвращаемого получателю средств бюджета.
Лицевые счета получателя средств (иного получателя средств)
для осуществления операций в иностранной валюте
Инструкция дополнена новым разделом 4.3 "Порядок отражения операций на лицевом счете получателя средств для осуществления операций в иностранной валюте и лицевом счете иного получателя средств для осуществления операций в иностранной валюте".
П. 60 установлено, что на лицевых счетах получателей средств для осуществления операций в иностранной валюте отражаются:
- доведенные расходными расписаниями главных распорядителей ЛБО и объемы финансирования для осуществления операций в иностранной валюте;
- кассовые расходы по перечислению средств федерального бюджета в иностранной валюте на обслуживание государственного внешнего долга РФ, иные кассовые расходы в иностранной валюте, которые осуществляются непосредственно со счета Федерального казначейства на основании представленных главным распорядителем средств заявлений на перевод валютных средств;
- восстановление кассовых расходов в иностранной валюте на счет ОФК.
П. 61 установлено, что на лицевых счетах иных получателей средств для осуществления операций в иностранной валюте отражаются:
- доведенные расходными расписаниями главных распорядителей ЛБО и объемы финансирования для осуществления операций в иностранной валюте иным получателям средств, находящимся за пределами РФ;
- перечисление средств федерального бюджета в иностранной валюте на обслуживание государственного внешнего долга РФ, иные расходы, которые осуществляются со счета, открытого в соответствии с законодательством РФ для учета операций со средствами федерального бюджета в иностранной валюте (далее - валютный счет) главному распорядителю средств в банке, на основании представленных главным распорядителем средств заявлений на перевод валютных средств;
- возврат остатков средств на валютном счете, не использованных иным получателем средств, на основании представленных главным распорядителем средств расходных расписаний, уменьшающих ЛБО и (или) объемы финансирования, и копий приложенных к банковской выписке платежных документов на возврат средств, зачисленных на счет ОФК.
П. 62 Инструкции установлено, что остаток объема финансирования, учтенный на лицевом счете получателя средств (иного получателя средств) для осуществления операций в иностранной валюте, не может быть меньше рублевого эквивалента суммы иностранной валюты, указанной в заявлении на перевод. В строке "Назначение платежа" заявления на перевод валютных средств указываются коды бюджетной классификации РФ и номер лицевого счета получателя средств (иного получателя средств) для осуществления операций в иностранной валюте.
Уточнение кода бюджетной классификации
Новым п. 79 Инструкции закреплено право ОФК и получателя средств в пределах текущего финансового года уточнить коды бюджетной классификации РФ, по которым операции по кассовым расходам федерального бюджета были отражены на лицевом счете получателя средств. Для уточнения операции получатель средств представляет в ОФК Уведомление об уточнении кода бюджетной классификации по произведенным кассовым выплатам (далее - Уведомление). Форма Уведомления дана в приложение N 7 к Инструкции.
Внесение изменений в учетные записи в части изменения кодов бюджетной классификации РФ по произведенным получателем средств кассовым расходам возможно только в следующих случаях:
- при изменении принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации РФ БК РФ, федеральным законом о федеральном бюджете, Минфином РФ в соответствии с установленными БК РФ полномочиями;
- при ошибочном указании получателем средств в платежном документе кода бюджетной классификации РФ, на основании которого был отражен кассовый расход на его лицевом счете.
Копия Уведомления, на основании которого ОФК учитываются операции по уточнению кода бюджетной классификации РФ на лицевом счете получателя средств, прилагается к выписке из лицевого счета получателя средств и является основанием для оформления исправительных записей в бюджетном учете получателем средств.
Указанные изменения осуществляются при наличии:
- подписи руководителя (иного уполномоченного им лица) ОФК в поле "Отметка органа Федерального казначейства" Уведомления, представленного получателем средств в ОФК;
- на лицевом счете получателя средств свободного остатка ЛБО и объемов финансирования по коду бюджетной классификации РФ, на который данные расходы должны быть отнесены.
Обратите внимание, что при этом также проводится процедура санкционирования расходов федерального бюджета.
Восстановление кассового расхода
Согласно новому п. 80 Инструкции получатель средств может восстановить суммы произведенного им кассового расхода с одного кода бюджетной классификации РФ на другой. Для этого получателю средств необходимо оформить платежный документ.
При этом указанный платежный документ оформляется с учетом следующих особенностей:
- в полях "Плательщик" и "Получатель" указываются реквизиты получателя средств;
- в поле 104 - код бюджетной классификации РФ, подлежащий восстановлению;
- в поле "Назначение платежа" - код бюджетной классификации РФ, кассовый расход по которому увеличивается.
Ссылка на платежный документ, на основании которого был ранее осуществлен восстанавливаемый кассовый расход, не требуется.
При этом санкционирование операций по кассовым расходам осуществляется в общем порядке.
Указанный платежный документ не подлежит направлению ОФК в банк.
Переоформление и закрытие счетов
Порядок переоформления счетов при изменении в установленном порядке структуры номера лицевого счета и при внесении в установленном порядке главным распорядителем средств в Сводный реестр дополнений, связанных с изменением наименования распорядителя, получателя, иного получателя средств, не вызванного их реорганизацией и не связанного с изменением их подчиненности или организационно-правового статуса, не изменился (п. 27-28 Инструкции).
Добавлен новый п. 29, которым установлено, что при изменении наименования ОФК, не вызванного его реорганизацией и не связанного с изменением подчиненности или организационно-правового статуса, лицевые счета распорядителям и получателям средств, открытые в ОФК, должны быть переоформлены.
При таком изменении наименования ОФК указанный орган не позднее следующего рабочего дня после получения данной информации письменно уведомляет об этом распорядителей и получателей средств.
В течение пяти рабочих дней после получения вышеуказанной информации распорядитель или получатель средств обязан представить в ОФК заявление на переоформление лицевого счета (приложение N 5 к Инструкции).
Уполномоченный руководителем работник ОФК на каждом экземпляре карточки образцов подписей и в Книге регистрации лицевых счетов указывает новое наименование ОФК. При этом каждое изменение должно быть подтверждено подписью главного бухгалтера ОФК (иного уполномоченного руководителем лица) с указанием даты изменения.
При реорганизации ОФК (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) лицевые счета клиентов, ранее открытые в реорганизуемом органе, подлежат закрытию и открытию во вновь созданном ОФК в порядке, установленном разделами 2 и 3 Инструкции.
Не изменились процедуры, осуществляемые при ликвидации клиента и при переходе клиента на обслуживание в другой орган Федерального казначейства (п. 30-31 Инструкции).
Исключен п. 31.1, который устанавливал особый (упрощенный) порядок открытия счетов при передаче клиента из ведения одного главного распорядителя средств в ведение другого. Часть документов на открытие счета в таком случае не предоставлялась, карточка образцов подписей оформлялась в упрощенном порядке.
В п. 32 внесено важное уточнение, что лицевые счета закрываются ОФК при отсутствии на них показателей:
- по заявлению на закрытие лицевого счета (приложение N 6 к настоящей Инструкции), представленному клиентом в связи с реорганизацией, изменением подчиненности главному распорядителю средств, завершением работы ликвидационной комиссии, переходом клиента на обслуживание в другой ОФК и его убытием с места временной дислокации на место постоянного нахождения;
- без заявления клиента в связи с исключением распорядителя, получателя, иного получателя средств из Сводного реестра в случаях, предусмотренных Правительством РФ и Минфином РФ.
Еще одно важное дополнение - счета могут закрываться без заявления клиента.
Закрытие лицевого счета без представления клиентом заявления на закрытие лицевого счета, при отсутствии показателей на лицевом счете, осуществляется ОФК в течение 5 рабочих дней со дня получения в соответствии с порядком ведения Сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, установленным Минфином РФ, информации о предварительном исключении клиента из Сводного реестра.
Закрытие лицевого счета осуществляется после подписания руководителем и главным бухгалтером ОФК в поле "отметка органа Федерального казначейства о закрытии лицевого счета" заявления на закрытие лицевого счета (приложение N 6 к Инструкции), оформленного уполномоченным руководителем ОФК работником, с указанием основания для закрытия лицевого счета "без представления клиентом заявления на закрытие лицевого счета в связи с исключением его из Сводного реестра".
Заявление о закрытии лицевого счета подшивается в юридическое дело клиента и служит основанием для осуществления записи о закрытии лицевого счета получателя средств в Книге регистрации лицевых счетов.
П. 33 Инструкции установлено, что клиент при его реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) представляет в ОФК для закрытия лицевых счетов только копию решения о реорганизации, принятого его учредителем либо иным уполномоченным на то учредительными документами органом. Таким образом, существенно сократился перечень документов, представляемых при реорганизации клиента.
Добавлен п. 35, устанавливающий, что лицевой счет иного получателя средств для осуществления операций в иностранной валюте закрывается Федеральным казначейством при исключении главного распорядителя средств из Перечня.
В п. 36 Инструкции внесены изменения. Указано, что при закрытии лицевых счетов порядок передачи ЛБО, принятых бюджетных обязательств, объемов финансирования и кассовых расходов, остатков неиспользованных объемов финансирования осуществляется в установленном Минфином РФ порядке.
Исключено из п. 36 положение о том, что с клиентом должна производиться сверка произведенных операций по счету.
При наличии на лицевом счете неотозванных ЛБО, объемов финансирования закрытие лицевого счета осуществляется ОФК после завершения финансового года без представления заявления клиента на закрытие лицевого счета.
Е.А. Король,
советник государственной
гражданской службы РФ 3 класса,
кандидат экономических наук
"Ваш бюджетный учет", N 2, февраль 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В соответствии с установленным Министерством финансов Российской Федерации порядком учета бюджетных обязательств.
*(2) За исключением случаев, установленных Правительством РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Ваш бюджетный учет"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ ФС77-19596 от 14 марта 2005 г. Выдано Федеральной службой по надзору законодательства в сфере коммуникаций и охране культурного наследия
Учредитель: ООО "НИКОС"
Адрес редакции: 109428 г. Москва, 1-й Вязовский проезд, дом 5 строение 1
Тел.: (495) 920-99-70; Факс.: (495) 983-34-68
E-mail: mail@vbu.ru
Internet: www.vbu.ru
Индексы по каталогам:
1 полугодие 2007 г
Роспечать - 20146
Пресса России - 12938
подписка на 2007 г.
Роспечать - 36020
Пресса России - 20998