г. Пермь |
|
23 апреля 2013 г. |
Дело N А60-48409/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 апреля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В.Г.,
судей Савельевой Н.М., Сафоновой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бакулиной Е.В.
в отсутствие лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя Муниципального унитарного предприятия "Производственное теплоснабжающее объединение"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 20 февраля 2013 года
по делу N А60-48409/2012,
принятое судьей Подгорновой Г.Н.,
по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Производственное теплоснабжающее объединение" (ОГРН 1069613005880, ИНН 6613007239)
к Финансовому управлению администрации Камышловского городского округа (ОГРН 1106613000361, ИНН 6613009902)
третьи лица: 1) Администрация Камышловского городского округа, 2) Муниципальное учреждение "Служба муниципального заказчика Муниципального образования "город Камышлов"
о признании незаконным бездействия,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Производственное теплоснабжающее объединение" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия Финансового управления Камышловского городского округа по исполнению постановления N 17АП-4711/2012-ГК от 06.06.2012 по делу N А60-56788/2011 и решения Арбитражного суда Свердловской области от 28.03.2012 г. по делу N А60-56801/2011, выразившееся в неприостановлении осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах главного распорядителя бюджетных средств - Администрации Камышловского городского округа, а также обязать заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем приостановления операций по расходованию средств на лицевых счетах главного распорядителя бюджетных средств-Администрации Камышловского городского округа, за исключением операций по исполнению требований исполнительных документов, выданных в соответствии с постановлением N 17АП-4711/2012-ГК от 06.06.2012 по делу N А60-56788/2011 и решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.03.2012 по делу N А60-56801/2011 до полного исполнения требований исполнительных документов (с учетом уточненных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.02.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, предприятие обжаловало его в порядке апелляционного производства.
По мнению автора жалобы, вывод суда инстанции о том, что задолженность подлежит возмещению не за счет денежных средств Администрации городского округа, как юридического лица, на которое в настоящее время согласно п. 11 ст. 161 БК РФ распространяются положения статьи, определяющей особенности правового положения казенных учреждений, а за счет расходной части бюджета муниципального образования не соответствует материалам по делу. Вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что Администрация согласно судебным актам, по существу, выполняет обязанности по организации процедуры их исполнения, как главный распорядитель бюджетных средств муниципального образования не соответствует установленным обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя жалобы, вывод суда первой инстанции о том, что у Финансового управления Администрации Камышловского городского округа не возникает обязанностей, предусмотренных п. 3 ст. 242.5 БК РФ в связи с исполнением решения суда по делу N А60-56801/2011 и постановления по делу NА60-56788/2011, а также о том, что неосуществление Финансовым управлением предусмотренных п. 3 ст. 242.5 БК РФ действий не свидетельствует о наличии незаконного бездействия, является ошибочным. Вывод суда первой инстанции о том, что установленный ст. 242.5 БК РФ порядок регулирует отношения по исполнению судебных актов, предусматривающих взыскание денежных средств с муниципальных казенных учреждений к рассматриваемым отношениям неприменим, не соответствует установленным обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Согласно ст. 29 Устава Камышловского городского округа, администрация городского округа обладает правами юридического лица, является муниципальным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций, и подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица в соответствии с федеральным законом и настоящим уставом. Администрация городского округа как юридическое лицо действует на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона, устанавливающих общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, в соответствии с Гражданским кодексом РФ применительно к учреждениям. Расходы на обеспечение деятельности администрации городского округа осуществляются в соответствии со сметой доходов и расходов.
Автор жалобы обращает внимание, что приостановление операций является временной ограничительной мерой, применяемой к неисправному должнику для защиты прав и законных интересов взыскателя денежных средств. Применение данной меры является прямо установленной законом обязанностью органов федерального казначейства, вводится ими независимо от объема доведенных до должника лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования и действует до момента устранения должником допущенных им нарушений.
Предприятие, просит отменить решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.02.2013 заявленные требования удовлетворить.
Финансовое управление администрации Камышловского городского округа в отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными.
От Финансового управления администрации Камышловского городского округа поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Ходатайство Финансового управления администрации Камышловского городского округа апелляционным судом рассмотрено и удовлетворено.
От лиц, участвующих в деле в судебное заседание апелляционной инстанции представители не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2012 г., вынесенного по делу N А60-56788/2011, с муниципального образования Камышловский городской округ в лице Администрации Камышловского городского округа за счет казны муниципального образования Камышловский городской округ в порядке субсидиарной ответственности в пользу муниципального унитарного предприятия "Производственное теплоснабжающее объединение" взыскан долг в размере 13 126 245 руб. 06 коп., а также 2 000 руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за подачу иска.
На основании решения Арбитражного суда Свердловской области от 28.03.2012 по делу N А60-56801/2011 с муниципального учреждения "Служба муниципального заказчика МО "город Камышлов" в пользу муниципального унитарного предприятия "Производственное теплоснабжающее объединение" взысканы проценты за период с 28.12.2008 г. по 28.12.2011 г. в сумме 3150298 руб. 81 коп., а также в возмещение расходов по уплате государственной 38751 руб. 49 коп. Кроме того в решении указано, что проценты на сумму 13126245 руб. 06 коп. также начислять с 29.12.2011 по день фактической уплаты основного долга, исходя из ставки рефинансирования Банка России в размере 8 процентов годовых. В случае недостаточности денежных средств у ответчика взыскание процентов и государственной пошлины в порядке субсидиарной ответственности производить с собственника имущества - Муниципального образования Камышловский городской округ в лице Администрации Камышловского городского округа за счет средств казны муниципального образования.
На основании постановления от 06.06.2012 по делу N А60-56788/2011 выдан исполнительный лист серии АС N 004573808 от 05.07.2012; на основании решения суда от 28.03.2012 по делу N А60-56801/2011 выдан исполнительный лист серии АС N 004566338 от 03.05.2012.
10.08.2012 указанные исполнительные листы были направлены в адрес Финансового управления администрации Камышловского городского округа.
Финансовое управление Администрации Камышловского городского округа уведомило конкурсного управляющего МУП "ПТО", предложив отозвать исполнительные листы (уведомления от 04.12.2012N N 1402, 1401).
Предприятие исполнительные листы не отозвало и обратилось в суд с настоящим заявлением.
Арбитражным судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из того, что ст. 242.5 БК РФ не применима, так как МУ "Служба муниципального заказчика МО "г. Камышлов" не является казенным учреждением, взыскание произведено за счет казны, а не за счет Администрации Камышловского городского округа.
Изучив доводы апелляционной жалобы, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими требованиям закона и материалам дела.
Из решения Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-56801/2011 и постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А60-56788/2011, Администрация Камышловского городского округа участвовала в делах как представитель муниципального образования по денежным обязательствам подведомственного ей получателя бюджетных средств, учреждения "Служба муниципального заказчика МО "город Камышлов", что в полной мере соответствует ст. 158 БК РФ, предусматривающей бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в том числе, муниципального образования.
Согласно указанным судебным актам, во исполнение которых выданы исполнительные листы, задолженность подлежит возмещению не за счет денежных средств Администрации как юридического лица, на которое в настоящее время согласно п. 11 ст. 161 БК РФ распространяются положения указанной статьи, определяющей особенности правового положения казенных учреждений, а за счет расходной части бюджета муниципального образования.
Так, в п. 5 резолютивной части решения суда по делу N А60-56801/2011 указано, что в случае недостаточности денежных средств у ответчика взыскание процентов и государственной пошлины в порядке субсидиарной ответственности производить с собственника имущества - Муниципального образования Камышловский городской округ в лице Администрации Камышловского городского округа за счет средств казны муниципального образования.
В резолютивной части постановления суда апелляционной инстанции по делу N А60-56788/2011 указано на взыскание с муниципального образования Камышловский городской округ в лице Администрации Камышловского городского округа за счет казны муниципального образования Камышловский городской округ в порядке субсидиарной ответственности в пользу муниципального унитарного предприятия "Производственное теплоснабжающее объединение" долга и государственной пошлины.
Таким образом, Администрация согласно судебному акту, выполняет функции главного распорядителя бюджетных средств муниципального образования.
Вывод суда инстанции о том, что задолженность подлежит возмещению не за счет денежных средств Администрации городского округа, как юридического лица, а за счет расходной части бюджета муниципального образования является правильным.
Содержание судебного акта определяет и порядок его исполнения.
Согласно п. п. 2, 3 ст. 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим кодексом. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ на основании судебных актов производится в соответствии с Главой 24.1 Кодекса.
Согласно п. 4 ст. 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение местного бюджета документы, указанные в п. 2 ст. 242.2 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Главный распорядитель средств бюджета муниципального образования, представлявший в суде интересы муниципального образования в соответствии с пунктом 3 ст. 158 настоящего Кодекса, обязан направить в финансовый орган муниципального образования информацию о результатах рассмотрения дела в суде в течение 10 дней после вынесения (принятия) судебного акта в окончательной форме.
При удовлетворении судом исковых или иных требований, предъявляемых к муниципальному образованию и удовлетворяемых за счет муниципальной казны, главный распорядитель средств бюджета муниципального образования, представлявший в суде интересы муниципального образования, также информирует финансовый орган муниципального образования о наличии оснований для обжалования судебного акта.
При наличии оснований для обжалования судебного акта главный распорядитель средств бюджета муниципального образования обязан предоставить в финансовый орган муниципального образования информацию о результатах обжалования не позднее одного месяца со дня вступления судебного акта в законную силу.
Согласно п. 5 ст. 242.2 БК РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
В соответствии с п. 6 ст. 242.2 БК РФ исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
Исполнение судебных актов может быть приостановлено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Органы, исполняющие судебные акты (Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы муниципальных образований), ведут учет и осуществляют хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением (п. 7 ст. 242.2 БК РФ).
Пункт 6 ст.242.5, действительно, предусматривает возможность приостановления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, однако, суд отмечает, что статьей 242.5 БК РФ предусмотрен порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений.
Поскольку, как указано выше, судебный акт и исполнительный лист предусматривают взыскание денежных средств за счет казны муниципального образования Камышловского городского округа, а на Администрации Камышловского городского округа данным судебным актом возложены обязанности по организации процедуры исполнения как на главного распорядителя бюджетных средств местного бюджета, предусмотренный ст. 242.5 БК РФ порядок к рассматриваемым отношениям неприменим.
Поскольку обязанностей, предусмотренных п. 3 ст. 242.5 БК РФ, у Финансового управления Администрации Камышловского городского округа в связи с исполнением определения суда по делу N А60-56801/2011 и постановления по делу N А60-56788/201 не возникает, неосуществление ими предусмотренных п. 3 отмеченной статьи действий не свидетельствует о наличии незаконного бездействия.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, выводы суда первой инстанции соответствуют установленным обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Кроме того, Финансовое управление Администрации Камышловского городского округа предпринимало меры для исполнения исполнительных листов в порядке календарной очередности.
Так, 13.12.2013 Думой Камышловского городского округа было утверждено решение "О внесении изменении в решение Камыщловского городского округа от 22.12.2011 N 820 "О бюджете Камышловского городского округа на 2012 год", которым увеличены бюджетные ассигнования по - КБК 919,0113,0920100,013.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения заявленных требований и апелляционной жалобы, по мнению суда апелляционной инстанции, отсутствуют.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для его отмены (изменения) в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы (ст. 110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 февраля 2013 года по делу N А60-48409/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.Г. Голубцов |
Судьи |
Н.М. Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-48409/2012
Истец: МУП "Производственное теплоснабжающее объединение", МУП "ПТО" в лице конкурсного управляющего Телицина А. В.
Ответчик: Финансовое управление администрации Камышловского городского округа
Третье лицо: Администрация Камышловского городского округа, МУ "Служба муниципального заказчика МО "город Камышлов"