город Омск |
|
24 апреля 2013 г. |
Дело N А81-4188/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Киричёк Ю.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2173/2013) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - МИФНС России N 1 по ЯНАО; Инспекция; заинтересованное лицо)
на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.01.2013 по делу N А81-4188/2012 (судья Полторацкая Э.Ю.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лик-Ямал", ИНН 8901013659, ОГРН 1038900500121 (далее - ООО "Лик-Ямал"; Общество; заявитель)
к МИФНС России N 1 по ЯНАО,
о признании недействительным решения от 20.07.2012 N 1431 и решения от 20.07.2012 N 47,
при участии в судебном заседании:
от Инспекции - представитель не явился, лицо о времени и месте рассмотрения настоящего спора извещено надлежащим образом;
от Общества - Константинова О.В. по доверенности 12.06.2012 N 3-1917, сохраняющей силу в течение трёх лет (личность удостоверена паспортом гражданина РФ),
установил:
ООО "Лик-Ямал" обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к МИФНС России N 1 по ЯНАО о признании недействительным решения от 20.07.2012 N 1431 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и от 20.07.2012 N 47 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в части уменьшения предъявления к возмещению из бюджета в завышенном размере НДС за 2 квартал 2009 года в сумме 69 347 руб. 71 коп. и соответственно в отказе в возмещении НДС в размере 69 347 руб. 71 коп.
Решением от 18.01.2013 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа заявленное требование удовлетворил
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что Обществом выполнены все условия, предусмотренные статьями 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем вычеты по НДС по спорным счетам-фактурам правомерно были заявлены налогоплательщиком в налоговой декларации за 2 квартал 2009 года.
Инспекция, не согласившись с принятым судом решением, обратилась в Восьмой арбитражный апелляционной суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленного требования в полном объеме.
Налоговый орган полагает, что Обществом не представлены допустимые доказательства получения счетов-фактур во 2 квартале 2009 года, равно как и не представлено доказательств принятия к учету товаров ранее 2 квартала 2008 года.
МИФНС России N 1 по ЯНАО также отмечает, что в материалах настоящего дела отсутствуют доказательства того, что по спорным счетам-фактурам 2008 года ранее не заявлялись налоговые вычеты.
Заинтересованное лицо обращает внимание на то, что налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2009 года была предоставлена 27.02.2012, в то время, когда трёхлетний срок для предъявления вычетов за 1-4 кварталы 2008 года истекли 20.04.2011, 20.07.2011, 20.10.2011 и 20.01.2012 соответственно.
МИФНС России N 1 по ЯНАО, надлежащим образом извещённая о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечила.
Представитель ООО "Лик-Ямал" в устном выступлении в суде апелляционной инстанции и в письменном отзыве на апелляционную жалобу просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие налогового органа.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, дополнения к апелляционной жалобе, письменный отзыв и дополнения к нему, заслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
МИФНС России N 1 по ЯНАО в период с 27.02.2012 по 28.05.2012 в отношении ООО "Лик-Ямал" была проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2009 года по результатам которой составлен акт от 07.06.2012 N 8311 и с учетом возражений налогоплательщика принято решение от 20.07.2012 N 1431 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с предложением в его резолютивной части к уменьшению предъявленного у возмещению из бюджета в завышенном размере налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 516 184 руб. и соответственно решением от 20.07.2012 N 47 отказано в возмещении НДС на указанную сумму.
Не согласившись с решениями МИФНС N 1 по ЯНАО, Общество, в порядке апелляционного обжалования обратилось в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - УФНС России по ЯНАО).
Решением УФНС России по ЯНАО от 24.09.2012 N 227 решения Инспекции оставлены без изменения.
Полагая, что решения МИФНС России N 1 по ЯНАО нарушают права и законные интересы ООО "Лик-Ямал", последнее обратилось с соответствующим заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в арбитражный суд первой инстанции.
18.01.2013 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для его отмены, исходя из следующего.
В силу статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации организации признаются налогоплательщиками НДС. Объектом налогообложения НДС признаются операции, перечисленные в пункте 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 153 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
Согласно пункту 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные налоговые вычеты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации в отношении: товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Условия, при которых подлежат вычету суммы НДС, определены пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ) счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 169, пункта 3 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан составлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи: при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 Кодекса; в иных случаях, определенных в установленном порядке. При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав соответствующая счет-фактура выставляется в день совершения операций, признаваемых объектом налогообложения либо не позднее пяти календарных дней со дня осуществления таковой.
При этом счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 указанной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению (пункт 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из анализа приведенных норм следует, что основными факторами, определяющими право налогоплательщика на вычет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), являются:
- их производственное назначение;
- фактическое наличие;
- учет и наличие первичных документов, в частности счетов-фактур.
Из имеющихся в материалах настоящего дела документов усматривается, что налогоплательщиком в налоговый орган 27.02.2012 была представлена уточненная налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2009 года, в которой заявлен налоговый вычет в размере 9 013 033 руб. и сумма НДС к возмещению составила 5 430 180 руб.
Налогоплательщик считает обоснованным включение в состав налогового вычета по НДС во 2 квартале 2009 года счетов-фактур, датированных 1, 2, 4 кварталами 2008 года, в связи с тем, что заявить налоговый вычет в 1, 2, 4 кварталах 2008 года не имел возможности в виду получения соответствующих счетов-фактур во 2 квартале 2009 года.
Однако суд апелляционной инстанции считает данные доводы Общества несостоятельными.
Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено право налогоплательщика принять в 2012 году к вычету НДС, исчисленный на основании счетов - фактур, датированных 1, 2, 4 кварталами 2008 года, но полученных налогоплательщиком в 2009 году, поскольку в соответствии с положениями статей 171, 172, пунктов 1 и 2 статьи Налогового кодекса Российской Федерации момент реализации права на вычет по НДС относится к тому периоду, когда такое право возникло в соответствии с установленным порядком вычета налога, и этот момент не может быть произвольно перенесен на другой период.
При этом право на вычет следует использовать именно в соответствующем налоговом периоде, учитывая, что данное право прямо увязано с обязанностью налогоплательщика правильно определять налогооблагаемую базу и сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет либо возмещению из бюджета за соответствующий налоговый период, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации. Соответствующим налоговым периодом является тот период, в котором товары (услуги, работы) приобретены либо реализованы и за который определяется налоговая база по правилам статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении операций по реализации товаров (услуг, работ).
В силу пункта 4 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации общая сумма НДС исчисляется по итогам каждого налогового периода по всем операциям, признаваемым объектом обложения этим налогом, момент определения налоговой базы которых относится к данному налоговому периоду.
Следовательно, понятие "налоговый период" связано не с моментом, в котором применяются налоговые вычеты, а с периодом, за который определяется налоговая база для целей уплаты упомянутого налога по операциям реализации.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 03.06.2008 N 615/08 указал, что по смыслу статей 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации право налогоплательщика на налоговый вычет сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам) обусловлено производственным назначением, фактическим наличием приобретенных товаров (работ, услуг), их оприходованием и оплатой, в связи с чем, суммы налоговых вычетов подлежат отражению в том налоговом периоде, в котором выполняются данные условия.
Таким образом, в соответствии с пунктом 4 статьей 166, пунктом 1 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации суммы налоговых вычетов подлежат учету при определении налоговой базы применительно к налоговому периоду, в котором выполнены условия, определяющие право налогоплательщика на налоговые вычеты.
При этом следует различать совокупность условий, при которых возникает право налогоплательщика на налоговые вычеты по НДС.
В рассматриваемом случае таковое возникло у налогоплательщика в 1, 2, 4 кварталах 2008 года, и совокупность документов, подтверждающих размер и обоснованность предъявляемого к возмещению налогового вычета по НДС, следовательно, отсутствие у заявителя необходимых счетов - фактур, датированных 2008 годом, не дает оснований полагать, что в 2008 году для налогоплательщика не сложились условия, определяющие право на налоговые вычеты по НДС.
Вместе с тем, Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит запрета на предъявление к вычету НДС за пределами налогового периода, в котором возникло такое право. В этом случае действует временное ограничение предъявления НДС к вычету, а именно, налогоплательщик обладает правом на вычет в течение 3 лет с момента выполнения вышеуказанных условий (пункт 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.06.2010 N 2217/10, применение налогоплательщиком налогового вычета по НДС, право на который возникло в предыдущем налоговом периоде, не является основанием для лишения его права на применение налогового вычета. Непременным условием для применения налогового вычета и соответствующего возмещения сумм НДС является соблюдение трехлетнего срока, установленного пунктом 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как было указано выше, в рассматриваемом случае право на налоговый вычет возникло у налогоплательщика в налоговые периоды 2008 года (1, 2, 4 кварталы), следовательно, срок предъявления НДС к вычету истек не позднее 20.04.2011, 20.07.2011, 20.10.2011 и 20.01.2012 соответственно.
На основании вышеизложенного, НДС по счетам-фактурам 1, 2, 4 кварталов 2008 года неправомерно включен заявителем в состав налоговых вычетов 2 квартала 2009 года, так как с момента возникновения права на указанный вычет до момента представления налоговой декларации (27.02.2012) истекло более 3 лет.
Суд апелляционной инстанции также полагает необходимым отметить, что согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Пунктом 4 этой же статьи предусмотрено, что первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.
Таким образом, Общество, действуя разумно и добросовестно, должно было своевременно получить счета-фактуры.
Кроме того, Общество в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило доказательств получения счетов-фактур только в 2009 году.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, в связи с неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.01.2013 г. по делу N А81-4188/2012 - отменить, апелляционную жалобу-удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "ЛиК-Ямал" (ИНН 8901013659, ОГРН 1038900500121) к Межрайонной ИФНС России N 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании незаконными решений Межрайонной ИФНС России N 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу от 20.07.2012 г. N 1431, и N 47 от 20.07.2012 г. отказать в полном объеме.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-4188/2012
Истец: ООО "ЛиК-Ямал"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу