Практика перехода на МСФО
Сегодня в финансовой практике многих стран разыгрываются три сценария перехода на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Первый рассчитан на развитые в экономическом отношении страны, у которых уже есть собственные проверенные и работающие финансовые законы. Их задача - просто привести свои национальные стандарты в соответствие с международными.
Второй сценарий больше подходит для стран с переходной экономикой, у которых нет потенциала для развития собственных стандартов учета. В качестве примера можно привести Грузию, финансисты которой откровенно признаются, что сами не в состоянии быстро разработать собственные стандарты учета.
Остальные страны, в том числе и Россия, идут по третьему пути, разрабатывая собственные стандарты учета - Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые в идеале должны соответствовать международным стандартам. То или иное ПБУ представляется на экспертизу в Лондонский комитет по международным стандартам, эксперты которого дают заключение: соответствует данное положение международным стандартам или нет. Затем эти ПБУ публикуются в открытой печати и предлагаются к исполнению.
Международные стандарты исходят из уровня конкретного предприятия. Для России главное преимущество МСФО заключается в том, что они ориентируют экономику на микроуровень, то есть туда, где и создаются основные материальные ценности.
Стимулы для перехода на МСФО
Есть две группы стимулов, подталкивающих каждое отдельное предприятие к переходу на международные стандарты. Их можно обозначить как внешние и внутренние.
Внешние стимулы связаны с привлечением капитала, и состояние отчетности здесь играет далеко не последнюю роль. Дело в том, что современный предприниматель все чаще сталкивается с профессиональным покупателем. Ведь самый перспективный рынок сегодня не потребительский, а рынок именно профессиональных покупателей, которые хотят знать, от чего зависит та или иная цена или форма оплаты. Тут не удастся уйти от анализа финансовых аспектов сделки, будь то приобретение простого продукта или продукта, требующего предоставления сопутствующих услуг (а таких "сложных" товаров с каждым днем становится все больше и больше). Таким образом, даже на стадии сбыта анализ должен носить профессиональный характер, и прозрачность отчетности способна сделать его короче и конструктивней.
Также нельзя недооценивать и интересы конечного потребителя. Когда в начале 80-х годов прошлого столетия концерн "PHILIPS", стал по собственной инициативе публиковать свою финансовую отчетность с раскрытием всех подробностей, то помимо прочего это оказалось еще и тонко рассчитанной акцией, полностью переменившей отношение потребителей к этому гиганту. Поняв, что здесь на нем не наживаются, потребитель в благодарность за доверие стал тянуться к продукции именно этого концерна.
Внутренние стимулы, в первую очередь, связаны с взаимоотношениями внутри хозяйствующего субъекта, не "на выходе", а в самой системе его экономической деятельности. Международные стандарты, которые основаны на освещении изнутри функционирования предприятия, позволяют, во-первых, избежать мошенничества отдельных сотрудников, а во-вторых, построить финансово-хозяйственные отношения между разными компонентами предприятия таким образом, чтобы объективно оценить работу управленческого персонала.
Сегодня вряд ли найдется специалист, который станет всерьез оценивать работу предприятия (а значит и его менеджмента), основываясь на налоговой отчетности. При таком критерии теряется не только прозрачность, но и сам здравый смысл. Хорошо известно, как на практике ведет себя налоговая инспекция, едва дело доходит до тех или иных вопросов, допускающих неоднозначное толкование.
Сегодня мы пока еще находимся в самом начале длительного перехода на МСФО. Пока еще у предприятия, работающего внутри страны, не возникает неотложной потребности освоить международный язык денег. Но в то же время появилось и серьезное преимущество. Впервые предприятие получило возможность проводить собственную учетную политику.
Впервые все хозяйствующие субъекты вошли в систему регулирования финансовой отчетности на государственном уровне.
В настоящее время наметились две тенденции перехода предприятий на МСФО. Первая практикуется, в основном, такими гигантами, как "Газпром". По самому характеру деятельности таких компаний им приходится вести дела с зарубежными партнерами. Как правило, они раз в год или в квартал приглашают к себе аудиторов из "Большой четверки", которые переводят их отчетность на понятный партнерам язык международных стандартов.
Однако такую роскошь могут позволить себе далеко не все. Поэтому предприятия среднего бизнеса предпочитают другой путь: не внедрять международные стандарты, а сразу, отказавшись от двойного ведения бухгалтерской отчетности, "выращивать" их внутри.
МСФО и управленческая отчетность
Переход российских хозяйствующих субъектов на МСФО большинством специалистов рассматривается прежде всего с точки зрения обеспечения интересов внешних пользователей финансовой информации и необходимости интеграции России в мировую экономику.
МСФО нужны не только крупным российским хозяйствующим субъектам, заинтересованным в доступе к международному рынку капитала. Ориентация на внешнего пользователя характерна для всей реформы отечественной системы бухгалтерского учета. Определенными этапами этой реформы являются введение отчета о движении денежных средств, развитие института независимого аудита, размежевание между бухгалтерским и налоговым учетом и т.д.
Эти преобразования по сути дела создают предпосылки для более эффективного внутреннего и внешнего управления, под которым понимаются конкретные действия внешних пользователей, заинтересованных в результатах деятельности хозяйствующего субъекта.
Создаются условия для обеспечения прозрачности и надежности бухгалтерской отчетности как важнейшего источника информации для менеджеров и аналитиков.
В процессе оперативного управления хозяйствующим субъектом менеджерам не меньше чем внешним пользователям необходима информация, удовлетворяющая таким качественным характеристикам, как понятность, уместность, надежность, сопоставимость и т.д. Именно эти качественные характеристики соответствуют тем базовым учетным принципам, которые лежат в основе международных стандартов.
С одной стороны, недооценка управленческого аспекта при переходе на МСФО обусловлена ролью бухгалтеров, традиционно выполняющих главным образом функции сбора и регистрации информации о хозяйственных операциях, имевших место в отчетном периоде.
С другой стороны, на сегодняшний день руководство многих российских хозяйствующих субъектов столкнулось с необходимостью анализа финансовой документации при подготовке отчетности для налоговых органов.
Однако информацию, содержащуюся в отчетности, нельзя в полной мере использовать в системе управления хозяйствующим субъектом по следующим причинам:
данная отчетность предназначена для органов надзора и налоговых служб, а не для использования руководством в качестве инструмента принятия решений;
эта информация, как правило, готовится на основе кассового метода, а не по принципу наращивания сумм и вследствие этого не дает реальной картины доходов или расходов хозяйствующего субъекта;
расчет резерва на возможные потери по ссудам выполняется по предписанным законодательством формулам и не является результатом тщательного анализа кредитоспособности заемщиков.
Финансовая отчетность, полученная в результате трансформации отчетности, составленной в соответствии с Российскими правилами бухгалтерского учета (РПБУ), может обеспечить руководство хозяйствующего субъекта более надежной информацией, необходимой для принятия управленческих решений.
В отдельных случаях, когда данная информация является неполной (поскольку она предназначена для акционеров и контрагентов), субъектам можно рекомендовать ежеквартальную подготовку отчета о прибылях и убытках и бухгалтерского баланса в соответствии с МСФО. Имея такую оперативную информацию, хозяйствующий субъект может получить конкурентное преимущество, обеспечиваемое реальной возможностью более эффективно следить за динамикой показателей своей деятельности.
Специфика управления хозяйствующим субъектом такова, что руководителям всех уровней требуется такая информация, которая отражала бы результаты работы вверенных им подразделений или направлений деятельности. Например, специалист, занимающийся операциями с ценными бумагами, должен знать стоимость своего портфеля на конец рабочего дня, для чего ему требуется информация о независимых рыночных котировках и прибылях (убытках), как реализованных, так и нереализованных, которые он показал на конец дня. Помимо этого ему может понабиться провести сравнение результатов деятельности с аналогичными показателями за прошлый день, неделю, месяц и т.д.
Оценка менеджмента. Финансовый контроль
В международной практике качество менеджмента определяется компетентностью руководителей хозяйствующего субъекта, уровнем организации и работы системы внутреннего контроля, степенью взаимодействия между акционерами и руководством субъекта, а также уровнем внешнего контроля. Это качество зависит от созданной системы управления хозяйствующим субъектом, оценка которой производится на основе анализа внутренних положений и процедур.
При оценке менеджмента хозяйствующего субъекта согласно существующей методике используются следующие составляющие:
компетенция,
лидерство,
выполнение регулятивных норм,
способность к планированию,
способность реагировать на изменения конъюнктуры,
адекватность проводимой политики положению на рынке,
способность к самоконтролю,
качество команды менеджеров и их приемников,
отношения с инсайдерами.
Рассматривая характеристики хозяйственного менеджмента, следует выделить такие составляющие, как:
лидерство и компетентность руководства в стратегическом анализе, планировании и выработке политики, в управленческих функциях;
поддержание достаточного уровня капитала, качества активов, доходов и ликвидности;
качество планирования;
управление персоналом;
уровень подготовки персонала;
управление рисками;
создание систем контроля: аудит, внутренний аудит, мониторинг доходности, ликвидности и рисков;
единая информационная технология: комплексная автоматизация документооборота, бухгалтерского учета, текущего анализа и контроля, стратегического планирования.
Эффективный финансовый контроль осуществляется благодаря своевременному предоставлению руководству точной и надежной информации. Кроме того, в процессе совершенствования хозяйственного менеджмента следует стремиться к тому, чтобы подразделения и отдельные сотрудники предприятия несли всю полноту ответственности за финансовые результаты деятельности вверенных им участков работы.
Для того чтобы понять, существует ли в том или ином хозяйствующем субъекте достаточный уровень финансового контроля, следует: выяснить, есть ли в данном предприятии специальное подразделение, отвечающее за анализ финансовых результатов деятельности; определить степень расхождения ежемесячных (ежеквартальных) финансовых планов при анализе финансовых результатов за один и тот же период деятельности предприятия; выяснить, превышают ли темпы роста затрат темпы роста операционного дохода; определить, отражает ли финансовая отчетность хозяйствующего субъекта реальную прибыль от хозяйственной деятельности.
Основными элементами финансового контроля являются:
надежная система управленческой информации;
ответственность сотрудников за принятые решения в рамках своих полномочий;
согласованность действий между руководителями хозяйствующего субъекта при реализации стратегических финансовых планов.
Для создания системы финансового контроля из всех перечисленных факторов наиболее важным является внедрение системы управленческой информации.
В заключение хотелось бы отметить, что в условиях перехода хозяйствующих субъектов на МСФО происходит выработка элементов учета, определение и формирование учетной политики, то есть фактически создается сама технология реформированного бухгалтерского учета. Происходит также и отработка анализа элементов учета, технологии принятия решения и управления хозяйственными процессами. Однако еще рано говорить о том, что бухгалтерская технология сформировалась окончательно и что она всех устраивает. Рано пока говорить и о высвобождении тех ресурсов, которые сегодня вовлечены в разработку программных продуктов и в подготовку к переходу на МСФО. Но одно несомненно: реформа учета - это и реформа управления хозяйствующим субъектом.
А. Суворов,
председатель Ассоциации бухгалтеров и аудиторов "Феникс",
доктор экономических наук
"Аудит и налогообложение", N 3, март 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудит и налогообложение"
Учредитель и издатель: ООО "Издательство "Аудит и налогообложение"
Журнал основан 23 мая 1993 г.
Издание зарегистрировано в Росохранкультуре.
Свидетельство о регистрации N ФС77-23885.
Адрес редакции: 119034, Москва, ул. Пречистенка, 10
Тел.: 8-499-766-9108
Тел./факс: 8-499-766-9221
Подписка по каталогам:
"Роспечать" - 70047, 82447
"Почта России" - 99341, 16720