Интервью с Ю.А. Ровенским, генеральным директором
ОАО "РБК Информационные системы"
- На чем основана скорость взлета РБК, в чем секрет успеха?
- Секрет успеха очень прост - мы не только были в нужное время и в нужном месте, а стремились стать первыми и всегда работали на опережение. Удача не на стороне тех, кто вовремя отвечает на существующий спрос, а того, кто успевает этот спрос формировать. На протяжении последних лет своего бурного развития нам удавалось создавать спрос на наши продукты и услуги, и активно отвечать на него.
РБК начиналось в 1993 году как информационное агентство. Через два года мы стали первой информационной компанией, которая вышла во всемирную сеть. Во многом это было связано с тем, что распространять информацию на бумажных носителях стало очень дорого, да и потери в оперативности прекрасно восполнялись возможностями Интернета. Интересно, что многие в середине 90-х относились к сети как к некой игрушке, которая никогда не станет деловой средой. Выйдя в глобальную сеть, мы создали информационный ресурс, который в 1998 году первым из всех Интернет-ресурсов перешел на работу в открытом доступе. Поверьте, открыть информацию именно в 1998 году в момент экономического кризиса, когда не просто требовалось удовлетворить любопытство, а знать что происходит - было вопросом выживания. Многие компании оценили это, и первый взлет РБК относится именно к этому времени. По сути, отказавшись от собственных доходов, мы помогали всем, прекрасно осознавая, что спасаться от последствий кризиса надо всем вместе.
В 2002 году мы были первой отечественной компанией, которая провела IPO и вышла на рынок. Для нас это был шаг позволяющий сохранить независимую редакционную политику, а мы формировались как средство массовой информации, не допускающий влияние определенного стратегического инвестора. И этот период стал для РБК переломным - компания ускоряется в своем развитии и становится лидером или влачит существование статиста на авансцене информационных услуг. Выбранный путь IPO позволил сохранить нам полную независимость, в то же время привлечь средства, которые были направлены на создание первого делового телеканала в России. А в сентябре 2003 года мы вышли в эфир с телевизионным вещанием. За эти годы телевидение значительно выросло и изменилось. Достаточно сказать, что наша телеаудитория сегодня - более 15 миллионов человек. Мы и мечтать не могли об этом в 2003 году. Постепенно расширяя содержательную часть, создавая образовательные программы, дополняя все это не только сухими с экономическими сводками, но и опытом отдельных компаний. Уделяя внимание прежде всего информационному вещанию, мы смогли, на мой взгляд, существенно расширить нашу телеаудиторию.
РБК ТВ в настоящее время ведет процесс подключения жителей Москвы через сети компании Мостелеком, что существенно увеличит наш охват потенциальной аудитории. В 2008 году мы этот процесс завершим.
Сегодня стало определенно хорошим тоном смотреть РБК ТВ. Через европейские спутники мы доступны в странах Европы, Северной Африке, Ближнем Востоке. К тому же мы одни из немногих, ведем свое он-лайн вещание в сети Интернет, а значит в любой точке мира на связи со своей аудиторией. В ноябре 2007 года мы проводили международную конференцию в Токио, кстати, это еще одно из важных направлений деятельности РБК. Сигнал Интернет-вещания мы завели на систему in room TV, и на экране каждого телевизора в гостинице люди могли смотреть РБК ТВ. В дополнение к этому, мы имели возможность распечатать свежий номер газеты "РБК daily" и предоставить возможность участникам конференции прочитать последние новости во время утренней сессии, что создавало для наших гостей состояние полного комфорта. Думаю, что и в этом один из секретов РБК. Мы не следуем каким-либо существующим стандартам, а стремимся к созданию комфортных условий для потребителей.
- Насколько перспективными кажутся Вам вложения в информационные системы страны в целом, если реальная потребность в высоких информационных технологиях есть только в крупнейших городах России?
- Информационные технологии - абсолютная реальность сегодняшнего дня, имеющая глобальный характер. Действительно во многом реализация этих проектов доступна лишь в крупных российских городах. Но отказ от совершенствования информационных технологий означает остановку в развитии будущего. Тем более что диалектически развитие технологий неизбежно.
К примеру, вся работа компьютерных сетей, связанных с газоснабжением - полностью управляется с помощью IT. Разве можно было такое представить десять лет назад? Конечно, центры локализации компьютерных технологий имеют определенную отраслевую и географическую зависимость. Но так называемое, цифровое неравенство между крупными российскими центрами и провинцией, уверен, будет разрушено. Через 10-15 лет существование без технологий станет просто невозможно.
Поэтому так перспективны сегодня инвестиции в информационные системы и технологии, как залог обеспечения конкурентоспособности страны, основа не только социальных прав граждан на доступ к информации и услугам, но и общего уровня жизни страны, интеграции государства в единое мировое сообщество. Посмотрите, сегодня мы реально стоим перед проблемой потери территории Дальнего Востока. Концентрация в центральной части страны привела к тому, что региональный бизнес и само общество развиваются там по каким-то другим законам. Поэтому стремление руководства страны к децентрализации точек роста, в том числе идеи проведения крупных саммитов в регионах России это не только попытка перенаправить инвестиции, но и смена вектора развития страны. А любые инвестиции сопряжены с развитием информационных технологий. Во многом от общей динамики процесса выравнивания существующих диспропорций в развитии субъектов Российской Федерации зависит не только экономическое развитие регионов, но и будущее нашей страны в целом.
- Компания РБК предлагает широкую гамму информационных технологий и услуг для бизнеса. Что сейчас является наиболее востребованным и приносит основной доход?
- Исторически РБК развивалась по двум основным направлениям: медиа и IT.
IT направление возникло еще в момент создания сайта, потому что в начале 90-х годов на рынке не было компаний, оказывающих такие услуги. Потом это стало дешевле делать самим, и мы стали менее зависимы от сторонних компаний, более оперативны. К 1999 году РБК Софт стала полноценной IT компанией, специализирующейся на веб-разработках и разработках Интернет-представительств. В настоящее время у нас колоссальное портфолио: мы говорим, что достаточно выйти на Красную площадь, и вокруг вас будут организации, для которых мы создали сайты - Московский Кремль, ГУМ, Библиотека им.Ленина, Большой театр, и т.д.
Постепенно компания росла, стала заниматься системной интеграцией, аутсорсингом, общим программированием, приобретать новые компании. В середине 2007 года мы осознали, что та синергия, которая была между мультимедийной и IT компанией, превращается в определенный тормоз общего развития. В любой технике есть элемент предельной мощности, когда дополнительно вкладываемая энергия все равно тормозится за счет общего достижения совместного предела. Поэтому компания РБКСофт была выведена на рынок, мы провели второе IPO. И сегодня она демонстрирует очень высокий рост, занимая хорошие позиции на рынке.
С точки зрения РБК в классическом понимании - медийная часть, это то, что сегодня представлено информационным агентством, телеканалом, печатными СМИ, большим количеством приложений к ним и нашим приобретением "Салон-пресс", который издает серию глянцевых журналов в области дизайна и архитектуры. С недавнего времени мы начали развивать новое направление - неделовых информационных ресурсов. В рамках этого направления мы подбираем ресурсы, имеющие не только хороший статус, но и значительный потенциал.
Но все же самым востребованным и приоритетным для нас остается деловая информация. Объем деловой информации составляет более 90% общей генерации информационных ресурсов РБК.
Сложно оценить наши направления с точки зрения наиболее востребованных - РБК как фабрика, объединенными усилиями создающая продукт, доставляемый различными путями и в различной упаковке: в виде телевизионного сигнала, Интернет-агентства, со страниц газет и журналов. Смысл заключается в том, что у каждого из этих каналов распространения информации сформирована своя аудитория.
Сегодня мы четко понимаем - то, что несколько лет назад называлось бизнес-аудиторией, подлежит более детальной сегментации по территориальному, размерному признаку, гендерному, возрастному принципу, по статусу, положению и т.д. Осознание и анализ этого предоставляет возможность рекламодателю более прямого доступа к своей целевой аудитории. Отсюда эффективность рекламы на РБК и огромная доля рынка рекламы среди деловых Интернет ресурсов, бизнес- аудитории в целом.
Четыре года назад мы заявляли, что основное направление нашего развития это стратегия, которая на западе получила название Multi Channel Delivery, т.е. многоканальность. Если вы можете создать продукт и способны продать его, условно говоря, несколько раз - делайте это, упаковывайте его в разные проекты и продавайте. Если вы хотите больше продавать, вы должны больше вкладывать, расширяться.
Компания РБК сегодня - это более 2,5 тысяч человек. Еще год назад нас было 1700. В 2000 году, когда я пришел в компанию, в ней работало меньше 100 человек. Совсем недавно на корпоративном новом годе я с ужасом понял, что знаю меньшую часть из пришедших людей. На самом деле это неизбежно. При росте компании, формировании центров принятия решений мы вынуждены делегировать полномочия линейным руководителям. Структура компании базируется не на основе иерархической системы, а на матричной, с центрами принятия решений, персональной ответственностью и мотивацией не только на результаты деятельности всей компании, но и результаты работы конкретного подразделения.
Сегодня мы ведем более 20 онлайновых проектов: РБК-Рейтинг, Недвижимость, Магазин исследований, Магазин семинаров, Продажа бизнеса, автомобильный и туристический портал и многие другие таргетированные сайты. И каждый из этих проектов управляется группой людей, которые мотивированы на результат. Только это позволяет развиваться каждому направлению, а сотрудникам проявлять себя с творческой, заинтересованной стороны.
Когда люди с удовольствием идут на работу - это самый большой ресурс эффективности любой компании, благополучие которой строится не на природных ресурсах, а на том, что называется Knowledge based company - на персоналиях, компетенциях тех людей, которые составляют золотой фонд нашей компании.
Основную часть дохода РБК получает от рекламы, на которой и строится бизнес-модель компании. По итогам 2007 года совокупная выручка компании составила $193 млн. (+45%). Столь значительный рост обусловлен увеличением спроса со стороны рекламодателей на ресурсы РБК. В основе этого интереса - узнаваемость бренда, активная маркетинговая политика, выход РБК в сегмент печатных СМИ, положительная динамика поступлений от недавно выпущенных медиа-продуктов. И самое главное - уверенный рост нашей аудитории.
Большая часть информации выкладывается в открытом доступе. А это очень значительный информационный объем - новости (почти 1500 сообщений в день), аналитика, комментарии. Благодаря востребованности этой информации, у всех ресурсов РБК очень хорошая посещаемость. К тому же наша компания сумела объединить самую большую бизнес-аудиторию среди российских деловых СМИ. Аудитория всех web-ресурсов РБК составляет более 30 млн. человек в месяц.
Рекламные поступления - большая, но не единственная часть доходов компании. Несмотря на то, что по итогам прошлого года доходы от рекламы составили около 90%, остальное пришлось на подписку и продажу печатных изданий. Для привлечения молодой и активной части аудитории, которая наиболее интересна рекламодателям, нужно создавать и продвигать разного рода нишевые информационные продукты, помогающие учиться, отдыхать, развлекаться, общаться (туристические, социальные сервисы). Для нас во многом это работа на будущее, а значит на развитие.
- Бренд РБК очень хорошо известен всем, кто ведет серьезную работу в бизнесе. Но о структуре самой компании информации не так много. Приоткройте завесу.
- В 2002 году наша компания стала публичной, проведя первое в России публичное размещение акций на бирже, а этот статус подразумевает, что ее деятельность отвечает всем требованиям открытости. На сегодняшний день в РБК работает более 2,5 тысяч человек. Значительная часть сотрудников - это журналисты. Самый большой штат у РБК-ТВ - порядка 800 человек, далее следуют редакции печатных изданий - 350 сотрудников, редакции он-лайн-ресурсов и компании "Медиамир" - 300, и, наконец рекламное направление, более 150 человек - у РБК здесь традиционно очень сильная команда. Стоит отметить, что консалтинговая компания Interbrand Zintzmeyer & Lux AG (Interbrand) оценила в 2007 г. стоимость самого бренда РБК в 215 млн. долл.
- Использует ли ваша компания услуги фрилансеров?
- Да и чаще всего это связано с географическим распространением. Информация собирается не только в Москве, но и основным регионам, более того, иногда для нас экономически оправдано использование услуг местной телерадиокомпании. Помимо этого в структуре компании работают программисты, дизайнеры и пр., задача которых не требует вовлеченности в общий коллективный процесс ее реализации. И напротив, создавать ленты новостей, поддерживать и обеспечивать эфирное вещание невозможно силами фрилансеров - это процесс коллективного творчества.
- Многие ректоры ВУЗов считают, что современное, так называемое поколение "big finger", умнее нашего поколения. Но есть и мнение, что со времен Геродота люди не меняются. Что Вы думаете по этому поводу?
- Люди меняются, потому что изменяется окружающий их мир. Человечество - это накопленный разум. Поэтому мы не свободны от прошлого и одновременно с этим обогащены современными знаниями. Вполне естественно, что современные молодые люди кажутся более продвинутыми, технически грамотными. Они разбираются в информационных системах, говорят на нескольких иностранных языках и действительно знают и умеют гораздо больше. Но это следствие не того, что изменилось поколение или мутировал какой-то ген, а многих объективных причин. Не так давно наша страна открыла свои границы. Глобализации экономики, изменившиеся условия работы, требующие мобильности, знаний основ бизнеса, позволяют молодым людям быстро строить свою карьеру.
Но в целом, отвечая на ваш вопрос, я позволю себе привести такое сравнение: когда вас приглашают на прием, то прийти одетым более формально, т.е. быть более умным, иногда менее комфортно. Когда вы приходите, а все вокруг в джинсах и футболках, а вы пришли в смокинге и галстуке, вы будете себя чувствовать не менее дискомфортно, чем если вы придете в джинсах на вечерний прием.
- Какие технологические прорывы совершит современная цивилизация через 10, 25, 50 и 100 лет?
- Сегодня перед человечеством стоят несколько глобальных проблем. Одна из них - проблемы энергии. Без источников альтернативной энергии мир просто не выживет. И в этом направлении должен произойти настоящий прорыв, потому что еще год назад эта проблема казалась просто смешной. Вторая - наличие запасов питьевой воды. Сегодня это уже вопрос войн между различными государствами. Проблема экологии в целом. Но самая главная, на мой взгляд, - это срок жизни человека, который слишком мал. Поэтому вопрос современных методов лечения, продления жизни, выращивания и замены органов, генной инженерии очень актуальны. Можно говорить и о более технологических вещах, к примеру, об информационных системах. Они будут совершенствоваться, создание искусственного разума - это задачи завтрашнего дня.
Спасибо.
Журнал "Управление персоналом" благодарит Департамент по работе со СМИ ОАО "РБК Информационные Системы" за активную помощь в организации и проведении интервью
"Управление персоналом", N 5, март 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.