г. Москва |
|
03 апреля 2013 г. |
Дело N А40-68673/12-142-659 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 апреля 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
судей: |
Свиридова В.А., Цымбаренко И.Б., |
при ведении протокола |
помощником судьи Яцевой В.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 02.11.2012 по делу N А40-68673/12-142-659 судьи Филиной Е.Ю.
по заявлению Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве
о признании недействительным распоряжении,
третьи лица: 1) ФГУП "ГНИИЦМ "ГИНЦВЕТМЕТ", 2) ФГУП "Специализированное Предприятие по размещению федеральных органов государственной власти и обслуживанию объектов казны",
при участии:
от заявителя: |
Ринчино Д.В. по дов. от 27.12.2012, |
от ответчика: |
Грибов А.В. по дов. от 27.12.2012, |
от третьих лиц: |
1) Батиралиев Т.Р. по дов. от 17.01.2013, 2) не явился; извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии" (ОГРН 1077799030847) (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (ОГРН 1097746349535) (далее - ответчик) с учетом уточнения требований, принятых согласно протоколу судебного заседания от 08.10.2012, о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве N 2474 от 20.12.2010 в части закрепления на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Специализированное Предприятие по размещению федеральных органов государственной власти и обслуживанию объектов казны" помещений в зданиях, расположенных по адресам: г. Москва, ул. Академика Королева, д. 13. стр. 1, стр. 2, стр. 4 согласно приложению к распоряжению, за исключением закрепления на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Специализированное Предприятие по размещению федеральных органов государственной власти и обслуживанию объектов казны" помещения крыши второго этажа (продувной этаж 3) общей площадью 1 027,59 кв.м. в здании, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Академика Королева, д. 13, стр. 1.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 02.11.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указал на неверное толкование и применение судом первой инстанции норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Представитель ФГУП "ГНИИЦМ "ГИНЦВЕТМЕТ" в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Представитель ФГУП "Специализированное Предприятие по размещению федеральных органов государственной власти и обслуживанию объектов казны" в судебное заседание не явился. При указанных обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст.121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе разъяснений, данных в п.5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 г. N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие указанного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы, полагает, что решение суда подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, 20 марта 2012 года в адрес Государственной корпорации "Ростехнологии" поступило обращение ФГУП "Институт "ГИНЦВЕТМЕТ" (исх. от 19.03.2012 N ГС-01-118) с информацией о факте использования ФГУП "Росразмещение" помещений, закрепленных за ФГУП "Институт "ГИНЦВЕТМЕТ" на праве хозяйственного ведения. В качестве основания их использования было предъявлено распоряжение Территориального управления Росимущества в городе Москве (далее - ТУ Росимущества) от 20 декабря 2010 года N 2474 "О закреплении на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным предприятием "Специализированное Предприятие по размещению федеральных органов государственной власти и обслуживанию объектов казны" федерального недвижимого имущества" (далее - распоряжение).
Согласно указанному распоряжению за федеральным государственным унитарным предприятием "Специализированное Предприятие по размещению федеральных органов государственной власти и обслуживанию объектов казны" на праве хозяйственного ведения закреплены помещения в зданиях по адресам: г. Москва, ул. Академика Королева, д. 13, стр. 1, стр.2, стр.4, ряд из которых переданы в хозяйственное ведение ФГУП "Институт "ГИНЦВЕТМЕТ" на основании: договора о закреплении государственного федерального имущества на праве полного хозяйственного ведения от 21.02.1994 N 12/15; договора о закреплении государственного федерального имущества на праве полного хозяйственного ведения от 21.02.1994 N 12/19; распоряжения Министерства государственного имущества Российской Федерации от 16.11.1999 N 1519-р; передаточного акта от 10.04.2000; распоряжения Министерства государственного имущества Российской Федерации от 26.06.2003 N 2789-р.
Право хозяйственного ведения на спорные помещения, указанные в оспариваемом распоряжении за исключением помещения крыши второго этажа (продувной этаж 3) общей площадью 1 027,59 кв.м., находящегося по адресу: г. Москва, ул. Академика Королева, д. 13, стр. 1, зарегистрировано за ФГУП "Институт "ГИНЦВЕТМЕТ", что подтверждается свидетельствами о регистрации права от 28.05.2004 77АБ N 504595, от 02.03.2003 77АГ N0175553, от 02.03.2006 77 АГ N 0175552. При этом здание по адресу: г. Москва, ул. Академика Королева, д. 13, стр.2, передано в хозяйственное ведение ФГУП "Институт "ГИНЦВЕТМЕТ" полностью.
Договоры о закреплении государственного федерального имущества на праве полного хозяйственного ведения от 21.02.1994 N 12/15 и N 12/19 не расторгались, какие-либо изменения в них не вносились, распоряжения Министерства государственного имущества Российской Федерации не оспаривались.
Согласно ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, и прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2008 N 873 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 10 июля 2008 г. N 1052" в отношении ФГУП "Институт "ГИНЦВЕТМЕТ" (п. 14 приложения N 1 к указанному постановлению) было принято решение о его преобразовании в открытое акционерное общество, 100 процентов акций которого находятся в федеральной собственности, с последующей передачей их корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации.
Вместе с тем в 2008 году права по осуществлению полномочий собственника в отношении имущества ФГУП "Институт "ГИНЦВЕТМЕТ" были переданы Государственной корпорации "Ростехнологии", которая создана и действует на основании Федерального закона от 23.11.2007 N 270-ФЗ "О Государственной корпорации "Ростехнологии".
В соответствии с п. 5 ст. 18.1 ФЗ от 23 ноября 2007 г. N 270-ФЗ, "О Ростехнологии", после принятия Правительством Российской Федерации решения о преобразовании федеральных государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, сто процентов акций которых находится в федеральной собственности, (в настоящее время, в соответствии с прогнозным планом, программа приватизации федерального имущества и основных направлений программы приватизации федерального имущества на 2011-2012 гг. распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2011 г N513-р, были внесены изменения в раздел II прогнозного плана приватизации федерального имущества на 2011 - 2013 гг., утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 2102-р) с последующей передачей их Государственной корпорации "Ростехнологии" в качестве имущественного взноса Российской Федерации она осуществляет в порядке (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01 марта 2011 г. N 134 определен порядок осуществления ГК Ростехнологии прав собственника имущества в отношении ФГУПов, преобразуемых в ОАО. 100% акций которых находится в федеральной собственности с последующей их передачей в собственность ГК Ростехнологии в качестве имущественного взноса Российской Федерации), установленном Правительством Российской Федерации, следующие права собственника имущества указанных федеральных государственных унитарных предприятий.
Из буквального толкования правил и осуществления ГК Ростехнологии прав собственника имущества в отношении ФГУПов, преобразуемых в ОАО. 100% акций которых находится в федеральной собственности с последующей их передачей в собственность ГК Ростехнологии в качестве имущественного взноса Российской Федерации не следует, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти лишается полномочий на осуществление приватизационных действий, в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ.
В соответствии с п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В силу п. 2 ст. 3 ГК РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ.
Ссылка суда первой инстанции на договоры о закреплении государственного федерального имущества на праве полного хозяйственного ведения от 21.02.1994 N 12/15; о закреплении государственного федерального имущества на праве полного хозяйственного ведения от 21.02.1994 N 12/19 несостоятельна.
В соответствии с п. 5 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ, индивидуальные (семейные) частные предприятия, а также предприятия, созданные хозяйственными товариществами и обществами, общественными и религиозными организациями, объединениями, благотворительными фондами, и другие не находящиеся в государственной или муниципальной собственности предприятия, основанные на праве полного хозяйственного ведения, подлежат до 1 июля 1999 года преобразованию в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы либо ликвидации. По истечении этого срока предприятия подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию соответствующих юридических лиц, налогового органа или прокурора, в связи с чем, договоры полного хозяйственного ведения от 21 февраля 1994 г. N12/15. от 04 января 1994 г N 10-р подлежали обязательной перерегистрации, что напрямую упомянуто в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В связи с тем, что в договоры о закреплении государственного федерального имущества на праве полного хозяйственного ведения от 21 февраля 1994 г. N 12/15, от 21 февраля 1994 N 12/19 изменения, в нарушение Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ, внесены не были, перерегистрация в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ не произведена, с 01 июля 1999 г. указанные договоры в силу ст. 168 ГК РФ являются ничтожными.
Право хозяйственного ведения на спорные помещения, указанные в оспариваемом распоряжении за исключением помещения крыши второго этажа (продувной этаж 3) общей площадью 1 027,59 кв.м., находящегося по адресу: г. Москва, ул. Академика Королева, д. 13, стр. 1, зарегистрировано за ФГУП "Институт "ГИНЦВЕТМЕТ", что подтверждается свидетельствами о регистрации права от 28.05.2004 77АБ N 504595, от 02.03.2003 77АГ N0175553, от 02.03.2006 77 АГ N 0175552. При этом здание по адресу: г. Москва, ул. Академика Королева, д. 13, стр.2, передано в хозяйственное ведение ФГУП "Институт "ГИНЦВЕТМЕТ" полностью.
Однако фактическая площадь объекта, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Академика Королева, д. 13, стр. 2 существенно превышает указанную в свидетельстве о государственной регистрации права от 02 марта 2006 г. серия 77 АГ N 017552, равно как фактическая площадь объекта, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Академика Королева, д. 13, стр. 4 согласно свидетельству о государственной регистрации права от 02 марта 2006 г. серия 77 АГ N 017553 составляет 942,3 кв.м, тогда как актом проверки федерального недвижимого имущества от 27 мая 2011 г. N А-198 установлена площадь стр. 4 составляет 1039,8 кв.м, соответственно общая площадь стр. 4 составляет 1982,1 кв.м, из чего следует, что распоряжением от 20 декабря 2010 г. N2474 Территориальное управление подтвердило наличие пообъектного состава никогда не занимаемого ФГУП "Институт "ГИНЦВЕТМЕТ" и правомерно подлежащего закреплению за ФГУП "Росразмещение".
Свидетельство само по себе не является правоустанавливающим и правоподтверждающим документом, который влечет возникновение, изменение или прекращение права.
Согласно данным ЕГРП, по адресу: г. Москва, ул. Академика Королева, д. 13 помимо ФГУП "Институт "ГИНЦВЕТМЕТ" зарегистрированы также ФГУП "Специализированное Предприятие по размещению федеральных органов государственной власти и обслуживанию объектов казны", ОАО "Центральный научно-исследовательский институт экономики и информации цветной металлургии", ФГУП "Государственный научно-исследовательский, проектный и конструкторский институт горного дела и металлургии цветных металлов", ОАО "Мосавто", ФГУП "РТРС", а также иные субъекты.
Согласно данным Реестра федерального имущества Государственному предприятию "Технический центр инженерного обслуживания предприятий цветной металлургии за рубежом" (далее по тексту - ГП "Цветметсервис") присвоен реестровый номер В7701810 от 23 февраля 2001 г., тогда как ФГУП "Институт "ГИНЦВЕТМЕТ" внесен в РФИ лишь 17 апреля 2001 г. (N 07701404).
В качестве основания для регистрации права хозяйственного ведения ФГУП "Институт "ГИНЦВЕТМЕТ" указано распоряжение Минимущества от 26 июня 2003 г. N 2789-р и приложение к нему, содержащее только "Перечень помещений, закрепляемых на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Государственный научно-исследовательский институт цветных металлов "ГИНЦВЕТМЕТ", расположенных в здании по адресу: г. Москва, ул. Академика Королева, д. 13, стр. 1.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Специализированное Предприятие по размещению федеральных органов государственной власти и обслуживанию объектов казны" (далее по тексту - ФГУП "Росразмещение") является правопреемником ГП "Цветметсервис". Данный факт подтверждается распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее по тексту -Территориальное управление) и выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (далее по тексту - ЕГРЮЛ).
В соответствии с Решением Совета Министров СССР от 06 мая 1988 г. N ПП-9134 и в целях совершенствования работы по инженерному обслуживанию эксплуатации предприятий цветной металлургии за рубежом, построенных при техническом содействии советских организаций, было учреждено Государственное предприятие "Цветметсервис".
Решением Президиума Дзержинского районного совета народных депутатов от 21 мая 1991 г. N 2137 на основании Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и Решения Межведомственной комиссии райсовета от 20 мая 1991 г. N18 зарегистрировано юридическое лицо.
ГП "Цветметсервис", расположенное по адресу: г. Москва, ул. Академика Королева, д. 13, а также внесены изменения в Государственной налоговой инспекции Дзержинского района города Москвы, что подтверждается Свидетельством о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту нахождения вышеуказанного юридического лица.
15 июля 1992 г. Научно-производственное объединение "Цветметнаука" и ГП "Цветметсервис" заключили договор N 14 "Об участии Технического центра "Цветметсервис" в строительстве комплекса зданий в Останкино в качестве дольщика", согласованный с Госкомимуществом Российской Федерации 18 декабря 1992 г. Финансовый вклад ГП "Цветметсервиса" на дату завершения работ составил 14471683 рублей в ценах 1992 г.
Согласно Закону РСФСР (в настоящее время в редакции от 10 января 2003 г.) "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" (далее по тексту - Закон об инвестиционной деятельности) от 26 июня 1991 г. N 1488-1 под инвестиционной деятельностью понимают вложение инвестиции, или инвестированная и совокупность практических действий по реализации инвестиций.
Согласно ст. 2 Закона об инвестиционной деятельности субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса. Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации.
Инвесторы - субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование.
В качестве инвесторов могут выступать органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами, граждане, предприятия, предпринимательские объединения и другие юридические лица.
Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, заказчиков, кредиторов, покупателей, а также выполнять функции любого другого участника инвестиционной деятельности.
В случае, если заказчик (т.е. НПО "Цветметнаука") не является инвестором, он наделяется правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на период и в пределах полномочий, установленных указанным договором, и в соответствии с действующим на территории РСФСР законодательством.
Платежными поручениями от 17 января 1993 г. N 19, от 23 мая 1993 г. N152 подтверждено выделение денежных средств ГП "Цветметсервис" на завершение строительства комплекса зданий по адресу: г. Москва, ул. Академика Королева, д. 13, стр. 2.
В соответствии с действовавшим на момент создания ГП "Цветметсервис" законодательством СССР, в частности п. 1 ст. 24 Закона РСФСР от 24 декабря 1990 г. N 443-1 "О собственности в РСФСР" имущество, являющееся государственной или муниципальной собственностью и закрепленное за государственным или муниципальным предприятием, принадлежит предприятию на праве полного хозяйственного ведения.
Распоряжением от 20 декабря 2010 г. N 2474 Территориальное управление не нарушило, а напротив, лишь подтвердило право правопреемника ГП "Цветметсервис" - ФГУП "Росразмещение" на используемые им площади.
Согласно сведениям электронной базы данных ЕГРЮЛ с официального сайта ФНС (www.nalog.ru) по состоянию на 03 октября 2012 г. адрес местонахождения юридического лица - ГП "Цветметсервис" в настоящее время ФГУП "Росразмещение": 129515, г. Москва, ул. Академика Королева, д. 13. стр. 2.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 июля 1998 г. N 696 "Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества" (далее по тексту - Постановление N 696) Территориальное управление Минимущества России "Агентство федерального имущества по городу Москве" письмом от 06 марта 2001 г. N ЗО-И/842 уведомило ГП "Цветметсервис" о том, что представленные документы для внесения в реестр федерального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ГП "Цветметсервис", соответствуют требованиям установленным Постановлением N 696, в связи с чем, 23 февраля 2002 г. присвоен реестровый N В7701810.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
В силу абзаца пятого п. 1 ст. 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Поскольку в федеральном законе, в частности ст. 295 ГК РФ, определяющей права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, не предусмотрено иное, собственник, передав во владение унитарному предприятию имущество, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия такого предприятия (п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее -Постановление)).
По смыслу абз. 3 п. 5 Постановления предполагается наличие, либо отсутствие согласия того предприятия, в отношении которого собственником определяется возможность закрепления (изъятия) имущества в количестве, определяемым собственником, с учетом специфики направленности деятельности данного предприятия в соответствии с целями его деятельности, указанными в его уставе.
Пунктом 5 Постановления отражены лишь общие вопросы взаимодействия между собственником и унитарным предприятием в части распоряжения имуществом последнего, однако указанный пункт не содержит разъяснений в части самого порядка согласования между собственником предприятием/ями передачи имущества от одного предприятия к другому в случае. если несколько предприятий находятся в одном же объекте недвижимого имущества. Порядок разрешения возможных коллизий в связи с реализацией передачи имущества от одного предприятия к другому указанным пунктом Постановления также не урегулирован, в связи с чем, по смыслу ст. 209, 214, 295 ГК РФ исключительно собственник вправе определять целесообразность закрепления имущества за тем или иным предприятием в количестве достаточном для полноценной реализации его функций, согласно назначению, определенному в уставе, в том числе посредством изъятия такого имущества у предприятия, обладающего имуществом, изъятие которого не повлечет значительны сложностей либо невозможности реализации задач в соответствии с его назначением.
Согласно ст. 114 Конституции Российской Федерации (далее - КРФ), Правительство Российской Федерации осуществляет управление федеральной собственностью.
В силу ч. 1 ст. 78 КРФ, федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 г. N 432 полномочия собственника по управлению и распоряжению федеральным имуществом делегированы Федеральному агентству по управлению государственным имуществом.
В соответствии с п. 4.1 раздела II Положения о Территориальном управлении Росимущества в городе Москве, утвержденного приказом Росимущества от 05 марта 2009 г. N 67, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными государственными учреждениями, зарегистрированными на территории города Москвы, а также в отношении федерального недвижимого имущества, расположенного на территории города Москвы, в том числе, составляющего казну Российской Федерации.
Здание, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Академика Королева, д. 13, стр. 1, 2, 3, 4, является собственностью Российской Федерации.
Согласно ст. 295 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Статьей 18 Федерального закона Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных предприятиях" установлено, что государственное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.
В соответствии с п. 1 ст. 214 ГК РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность).
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (статьи 294, 295), (п. 4 ст. 214 ГК РФ).
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ (п. Зет. 125ГКРФ).
На основании ст. 125 ГК РФ, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в судеорганы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу п. 5.8. Положения о "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (п. 4.3. Положения о Территориальном управлении, утв. приказом Росимущества от 05 марта 2009г.N 67) утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 г. N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (далее -Положение), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
Согласно п. 5.3 Положения, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Исходя из изложенного Территориальное управление, в силу ст. 209, 214, 295 ГК РФ, п. 4.3., пп. н), ф') п. 4.8. Положения о Территориальном управления Росимущества в городе Москве от 05 марта 2009 г. N 67 в целях полноценного функционирования предприятий в соответствии с их уставной деятельностью обязано обеспечить использование по назначению закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения федерального имущества, в том числе посредством указанных выше действий.
В соответствии с п. 5 Положения в тексте распоряжения Территориального управления от 09 марта 2011 г. N 317 содержится согласие ФГУП "Росразмещение" на закрепление за ним на праве хозяйственного ведения имущества, согласно приложению к указанному распоряжению.
С учетом исследованных доказательств и установленных по делу обстоятельств суд апелляционной инстанции, полагает необходимым принять по делу новое решение, отменив оспоренное решение суда первой инстанции ввиду того, что судом неправильно применены нормы материального права и сделаны выводы не соответствующие обстоятельствам дела.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 02.11.2012 по делу N А40-68673/12-142-659 отменить.
Отказать Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии" в удовлетворении заявленных требований.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А. Москвина |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-68673/2012
Истец: ГК "Ростехнологии", Государственная корпарация по содействию разработке. производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве, ТУ Росимущества по г. Москве, ФГУП "ИНСТИТУТ ГИНЦВЕТМЕТ", ФГУП "Росразмещение"
Третье лицо: ФГУП "Государственный научно-исследовательский институт цветных металлов "ГИНЦВЕТМЕТ", ФГУП "Специализированное Предприятие по размещению федеральных органов государственной власти и обслуживанию объектов казны", ФГУП Государственный научно исследовательский институт цветных металов "ГВИНЦВЕТМЕТ", ФГУП Специализированное предприятие по размещению федеральных органов государственной власти и обслуживанию объектов страны, УФРС по г. Москве