26 апреля 2013 г. |
А79-12597/2012 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Чебоксары
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 15.02.2013
по делу N А79-12597/2012,
принятое судьей Ростовой З.М.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ютон" (Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Сельская, д. 39, оф. 3; ИНН 2129047376, ОГРН 1022101268750) о признании незаконным решения администрации города Чебоксары,
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Ютон"- Конюховой Л.Н. по доверенности от 09.10.2012 сроком действия один год,
администрации города Чебоксары - Мясниковой М.С. по доверенности от 31.01.2013,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ютон" (далее - ООО "Ютон", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о признании незаконным изложенного в письмах от 01.10.2012 N 8270/2494, от 08.0.2012 N 9491/2786, от 11.01.2012 N 9613/2819 решения администрации города Чебоксары (далее - орган местного самоуправления) об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка площадью 2285 кв.м (0,2285 га), кадастровый номер 21:01:010103:178, для завершения строительства многоэтажного жилого дома (поз.3). Одновременно заявитель просил суд обязать орган местного самоуправления в течение 14 дней со дня вступления судебного решения в законную силу выдать градостроительный план указанного земельного участка, с указанием вида разрешенного использования "для завершения строительства 9-этажного жилого дома (поз.3)".
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 15.02.2013 заявленные требования удовлетворены и оспариваемое решение администрации г.Чебоксары признано незаконным, не соответствующим Градостроительному кодексу Российской Федерации. В целях восстановления нарушенного права суд обязал орган местного самоуправления в течение 14 дней с даты вступления судебного решения в законную силу выдать градостроительный план обозначенного земельного участка с указанием вида разрешенного использования "для завершения строительства 9-этажного жилого дома (поз.3)".
Не согласившись с принятым судебным актом, орган местного самоуправления обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В апелляционной жалобе администрация г.Чебоксары указывает на то, что вопросы распоряжения земельными участками, находящимися в пределах города Чебоксары, в силу прямого указания действующего законодательства отнесены к ведению органов местного самоуправления и согласно статьям 14, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" относятся к вопросам местного значении. Обязывая администрацию г.Чебоксары выдать градостроительный план обозначенного земельного участка с указанием вида разрешенного использования "для завершения строительства 9-этажного жилого дома (поз.3)", суд первой инстанции нарушает правовую норму статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии.
В судебном заседании представители администрации г.Чебоксары и ООО "Ютон" поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что распоряжением администрации г.Чебоксары от 14.03.2005 N 771-р ООО "Ютон" предоставлен в аренду сроком до 17.03.2008 земельный участок, расположенный по ул.Сельская в г.Чебоксары, для строительства группы многоэтажных жилых домов со встроено-пристроенными предприятия обслуживания, подземной автостоянкой на 120 машиномест для индивидуального автотранспорта.
29.03.2005 администрация г.Чебоксары (арендодатель) и ООО "Ютон" (арендатор) заключили договор N 87/2355-М аренды земельного участка площадью 28554 кв.м, кадастровый номер 21:01:999999:0075, для строительства многоэтажных жилых домов.
Распоряжением от 19.08.2009 N 3015-р орган местного самоуправления внес изменения в распоряжение от 14.03.2005 N 771-р и продлил срок действия договора аренды обозначенного земельного участка.
25.08.2009 орган местного самоуправления и Общество подписали дополнительное соглашение к договору от 29.03.2005 N 87/2355-М аренды земельного участка о продлении срока аренды.
На основании распоряжения администрации г.Чебоксары от 15.09.2010 N 2876-р прекращено право аренды ООО "Ютон" на обозначенный земельный участок и внесены изменения в распоряжения от 19.08.2009 N 3015-р, от 15.09.2010 N 2876-р; ООО "Ютон" продлен срок аренды земельных участков, в том числе и земельного участка площадью 1318 кв.м (0,1318га), кадастровый номер 21:01:010103:178, для завершения строительства многоэтажного жилого дома.
Распоряжением от 10.07.2012 N 2274-р администрация г.Чебоксары продлила срок аренды земельного участка с кадастровым номером 21:01:010103:178.
29.08.2012 ООО "Ютон" обратилось в администрацию г.Чебоксары с заявлением о подготовке и выдаче утвержденного градостроительного плана земельного участка площадью 1318 кв.м, кадастровый номер 21:01:010103, расположенного по адресу: г.Чебоксары, ул.Сельская, 39, поз.3.
Письмом от 01.10.2012 N 8270/2494 Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Чебоксары сообщило Обществу, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденными решением Чебоксарского городского собрания депутатов от 14.07.2005 N 1683, обозначенный земельный участок находится в зоне Ж-3 (зона малоэтажной застройки), которой не предусмотрено размещение 9 этажного жилого дома.
В дальнейшем ООО "Ютон" дважды обращалось в администрацию г.Чебоксары (02.10.2012 N 580 и 04.10.2012 N 588) с заявлением о выдаче градостроительного плана.
Письмами от 08.10.2012 N 9491/2786 и 11.10.2012 N 9613/2819 Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Чебоксары
уведомило ООО "Ютон" о том, что обозначенный земельный участок находится в зоне Ж-3 (зона малоэтажной застройки).
Полагая, что изложенное в письмах от 01.10.2012 N 8270/2494, от 08.0.2012 N 9491/2786, от 11.01.2012 N 9613/2819 решение органа местного самоуправления противоречит положениям действующего законодательства и нарушает его права в сфере осуществления предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 4, 65, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 44, 46, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и исходил из того, что орган местного самоуправления не доказал законность и обоснованность обжалуемого решения.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся:
1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;
2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;
3) утверждение правил землепользования и застройки поселений;
4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;
5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений;
6) принятие решений о развитии застроенных территорий.
В силу требований статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В соответствии с частью 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
В соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Пунктом 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления обращения физического или юридического лица осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.
Согласно части 8.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если в отношении земельного участка заключен договор аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства либо договор о развитии застроенной территории, подготовка документации по планировке территории в границах таких земельного участка или территории осуществляется лицами, с которыми заключены соответствующие договоры.
В соответствии с часть 9 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае поступления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 настоящей статьи, такие органы в течение четырнадцати рабочих дней со дня поступления указанных заявлений обязаны принять решения о подготовке документации по планировке соответствующей территории.
Согласно части 1 стать 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти заявление о выдаче разрешения на строительство, к которому в числе других документов прилагается градостроительный план земельного участка.
Довод органа местного самоуправления о том, что обозначенный земельный участок находится в зоне Ж-3 (зона малоэтажной застройки), где не предусмотрено размещение девятиэтажного жилого дома, не нашел своего подтверждения.
Вопреки требованиям статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрация г.Чебоксары не представила в материалы дела надлежащие доказательства, подтверждающие законность и обоснованность ее решения об отказе в подготовке и выдаче Обществу градостроительного плана.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, установив обстоятельства рассматриваемого дела, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к правомерному заключению о том, что решение органа местного самоуправления об отказе в выдаче Обществу градостроительного плана не соответствует положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы Общества в сфере осуществления им предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявления.
С учетом установленных обстоятельств дела и предмета спора, руководствуясь частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно возложил на орган местного самоуправления обязанность устранить допущенное нарушение прав Общества.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. Иными словами, после прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
Поскольку суд первой инстанции удовлетворил требования Общества, он обоснованно взыскал с органа местного самоуправления в пользу Предпринимателя понесенные им судебные расходы.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Апелляционная жалоба администрации г.Чебоксары не подлежит удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Приведенные в апелляционной жалобе заявителем доводы не опровергают установленных судом обстоятельств и сделанных на их основе выводов.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 15.02.2013 по делу N А79-12597/2012 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 15.02.2013 по делу N А79-12597/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Чебоксары - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-12597/2012
Истец: ООО "Ютон"
Ответчик: Администрация города Чебоксары Чувашской Республики
Третье лицо: Администрация города Чебоксары