г. Санкт-Петербург |
|
26 марта 2013 г. |
Дело N А26-9776/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слобожаниной В.Б.
судей Глазкова Е.Г., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Суворовой Т.О.
при участии:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: Ульянова А.В. по доверенности от 09.01.2013,
от 3-го лица: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2630/2013) Администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.12.2012 по делу N А26-9776/2012 (судья Шалапаева И.В.), принятое
по иску Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия
к Администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия
3-е лицо: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республика Карелия "Прионежская ЦРБ"
о взыскании 14 685 000 руб.
установил:
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия (далее - суд) с иском к администрации Прионежского муниципального района (далее - ответчик, Администрация) о взыскании 14 685 000 руб. 00 коп. задолженности по соглашению о возмещении просроченной кредиторской задолженности.
Определением суда от 09.11.12 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, привлечено государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия "Прионежская центральная районная больница" (далее - Учреждение).
Решением суда от 12.12.2012 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик обжаловал указанное решение в апелляционном порядке, полагая, что оно вынесено с нарушением норм материального права. Ответчик иск не признал. В обоснование апелляционной жалобы ответчика указал, что заключённое соглашение ничтожно, поскольку противоречит статьям 78,1, 38.1, части 5 статьи 86 БК РФ; исключительной компетенцией по принятию бюджета района обладает только Совет Прионежского муниципального района, поэтому заключая соглашение, Администрация превысила свою компетенцию. Податель жалобы также полагает, что только кредиторы Учреждения могут в силу закона заявлять исковые требования о субсидиарном взыскании задолженности с собственника Учреждения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Истец и третье лицо, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии со статьёй 154 ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ), на основании Решения Совета Прионежского муниципального района от 29.11.11 N 6 "Об утверждении перечня муниципальных учреждений как имущественных комплексов и перечня имущества, предлагаемых к передаче из муниципальной собственности в государственную собственность Республики Карелия" Правительством Республики Карелия принято распоряжение от 30.12.11 N 825р-П.
Пунктом 1 распоряжения утвержден перечень муниципальных учреждений как имущественных комплексов, передаваемых из муниципальной собственности Сортавальского муниципального района в государственную собственность Республики Карелия. В указанный перечень включено муниципальное учреждение "Прионежская центральная районная больница".
Согласно пункту 3 распоряжения право государственной собственности Республики Карелия на передаваемое имущество возникает с даты подписания передаточного акта.
Пунктом 4 муниципальное учреждение здравоохранения "Принежская центральная районная больница" переименовано в государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия "Прионежская центральная районная больница".
Согласно пункту 6 распоряжения, Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия предписано совместно с Администрацией Прионежского муниципального района подписать передаточный акт и соглашение, в котором предусмотреть обязательства администрации Прионежского муниципального района по погашению просроченной кредиторской задолженности муниципального учреждения "Прионежская центральная районная больница" по состоянию на 1 января 2012 года, а также по перечислению на лицевые счета Учреждения, открытые в Управлении Федерального казначейства по Республике Карелия доходов, полученных указанным муниципальным учреждением в соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, в срок не позднее 10 рабочих дней с даты подписания передаточного акта.
Указанное в пункте 6 распоряжения Соглашение было заключено Министерством и Администрацией.
Согласно пункту 1 Соглашения, размер просроченной кредиторской задолженности Учреждения по состоянию на 1 января 2012 года определяется актом сверки по состоянию на 1 января 2012 года, формирование которого осуществляется на основании актов сверок Учреждения и его кредиторов по состояние на 1 января 2012 года, стороны обязуются подписать акт сверки не позднее 31 января 2012 года.
В соответствии с пунктом 2 Соглашения, Администрация несёт субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения, возникшим до момента передачи Учреждения из муниципальной собственности Муниципального района в государственную собственность Республики Карелия.
Согласно пункту 3 Соглашения при наличии у Учреждения по состоянию на 1 января 2012 года просроченной кредиторской задолженности Администрация обязуется предусмотреть в бюджете Муниципального района на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов и обеспечить предоставление не позднее 1 сентября 2012 года Учреждению субсидии на иные цели в размере просроченной кредиторской задолженности Учреждения, определяемой в соответствии с пунктом 1 Соглашения.
В соответствии с пунктом 6 Соглашение вступает в силу с момента подписания и действует до полного исполнения Сторонами обязательств, принятых на себя в соответствии с Соглашением.
Согласно акту сверки просроченной кредиторской задолженности, образовавшейся за счёт средств бюджета Прионежского муниципального района по состоянию на 1 января 2012 года по муниципальному учреждению здравоохранения "Прионежская центральная районная больница", подписанному сторонами Соглашения, размер просроченной кредиторской задолженности по состоянию на 1 января 2012 года, подлежащей оплате за счёт средств бюджета Прионежского муниципального района, составил 14 685 000 руб.
Со стороны Министерства акт сверки подписан 30.01.12, со стороны Администрации - 10.02.12 (л.д.10).
Передаточный акт о передаче Больницы из муниципальной собственности в республиканскую, составленный на основании распоряжения Правительства Республики Карелия от 30.12.11 N 825р-П, подписан 1 января 2012 года.
На основании пункта 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ с указанной даты возникло право государственной собственности Республики Карелия и прекратилось право муниципальной собственности на Учреждение.
Принятые по Соглашению обязательства Администрация не исполнила, в связи с чем, Министерство обратилось в суд с иском о взыскании денежных средств в пользу Учреждения.
Как видно из Соглашения, его предметом являются обязательства Администрации по погашению кредиторской задолженности, возникшей у Учреждения в период, когда оно находилось в муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признаётся некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера.
В соответствии с пунктом 2 той же статьи государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казённым учреждением.
В период нахождения в муниципальной собственности Учреждение по типу организационно-правовой формы являлось бюджетным в силу части 1 статьи 9.2 ФЗ "О некоммерческих организациях" N 7-ФЗ от 12.01.96.
Абзацем 6 пункта 2 статьи 120 Кодекса установлено, что бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
Действующая редакция этой статьи введена в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 08.05.10 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
До 1 января 2011 года действовала редакция статьи 120 ГК РФ, устанавливающая субсидиарную ответственность собственника имущества учреждения по его обязательствам.
Одновременно с внесением изменений в статью 120 ГК РФ, поименованным Законом введена в действие статья 9.2 ФЗ "О некоммерческих организациях", по смыслу пункта 3 которой деятельность муниципального бюджетного учреждения, связанная с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, осуществляется в соответствии с муниципальным заданием.
Муниципальные задания для муниципального бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.
Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.
Согласно пункту 6 статьи 9.2 Закона N 83-ФЗ финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
В отношении муниципальных бюджетных учреждений порядок формирования муниципального задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются местной администрацией в силу пункта 7 той же статьи.
Порядок финансового обеспечения муниципальных бюджетных учреждений для выполнения ими муниципального задания путём предоставления им субсидий из местного бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации на возмещение нормативных затрат, связанных с выполнением муниципального задания, установлен пунктом 6 статьи 33 Закона N 83-ФЗ.
На переходный период (с января 2011 до 1 июля 2012 года), установленный пунктом 13 статьи 33 Закона N 83-ФЗ, форма финансового обеспечения деятельности муниципальных бюджетных учреждений в силу подпункта 1 пункта 16 статьи 33 Закона устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления путём предоставления субсидий в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 БК РФ или на основании бюджетной сметы с учётом особенностей, установленных частью 19 настоящей статьи.
По смыслу подпункта 1 пункта 19 статьи 33 Закона N 83-ФЗ в переходный период муниципальным бюджетным учреждениям из муниципального бюджета предоставляются субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнением работ) и на иные цели.
Исходя из системного анализа вышеизложенных правовых норм, до передачи Учреждения в государственную собственность Республики Карелия финансирование его деятельности в связи с выполнением им муниципального задания должно было обеспечиваться собственником имущества Учреждения - Прионежским муниципальным районом.
Подписание Администрацией акта сверки просроченной кредиторской задолженности, образовавшейся за счёт средств бюджета Прионежского муниципального района по состоянию на 1 января 2012 года в размере 14 685 000 руб. (л.д.10), свидетельствует о том, что эта обязанность муниципальным собственником не была исполнена.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что заключив Соглашение с Министерством, Администрация по сути признала факт ненадлежащего исполнения ранее возникших финансовых обязательств и обязалась погасить задолженность, возникшую в результате недофинансирования Учреждения в период нахождения его в муниципальной собственности.
Апелляционный довод о ничтожности Соглашения вследствие его противоречия нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации необоснован, поскольку расходные обязательства Прионежского муниципального района по вопросам местного значения, связанные с финансовым обеспечением деятельности муниципального учреждения, возникли в соответствии со статьёй 33 Закона N 83-ФЗ ещё до передачи Учреждения в государственную собственность, но не были им исполнены.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.12.2012 по делу N А26-9776/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Б. Слобожанина |
Судьи |
Е.Г. Глазков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-9776/2012
Истец: Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия
Ответчик: Администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия
Третье лицо: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республика Карелия "Прионежская ЦРБ"
Хронология рассмотрения дела:
16.02.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-78/2023
06.12.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-33684/2022
25.12.2018 Определение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-9776/12
05.03.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1920/14
27.11.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17104/13
15.11.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17104/13
28.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4201/13
26.03.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2630/13
12.12.2012 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-9776/12