Налог на приватизацию
Большинство российских бизнесменов хотят
пересмотра итогов приватизации
В конце ноября прошлого года четыре депутата внесли небольшой законопроект с поправками в части первую и вторую Налогового кодекса РФ, в котором предложили обложить собственников, выкупивших предприятия на залоговых аукционах, единовременным налогом в размере 20% от полученной сверхприбыли за первые десять лет работы.
Нездорового ажиотажа данный законопроект не вызвал. Сразу стало очевидно, что он не более чем попытка самопиара четверых депутатов накануне парламентских выборов. Отметим, что среди авторов этого радикального законопроекта (помимо одного члена фракции "Справедливая Россия" и одного независимого) оказались два депутата совершенно лояльной правительству и президенту "Единой России".
К слову, этот законопроект, предлагающий введение налога на сверх доходы, полученные от приватизации, пока лежит в думском законотворческом портфеле. Он может коснуться порядка двух сотен крупных компаний (в основном отечественного топливно-энергетического комплекса, горнодобывающей, металлургической и химической промышленности. Полный перечень предлагается определить Правительству РФ).
По мнению авторов, налоговую базу следует рассчитывать как разницу между чистой прибылью, полученной предприятием за первые десять лет его деятельности, и первоначальной ценой приобретения акций (долей, паев) в российских государственных предприятиях, приватизированных в период с 1992 по 1998 год. Если разница окажется положительной, то полученную сумму предлагается обложить налогом по ставке 20%. При этом размер налога исчисляется предприятием самостоятельно и выплачивается в течение шести месяцев с момента определения правительством списка налогоплательщиков. По расчетам авторов, все эти налоговые нововведения, запланированные с 1 января 2009 года, должны принести в федеральный бюджет 1,5 триллиона рублей.
В связи с этим предлагается новая глава в часть вторую Налогового кодекса РФ "Налог на доходы, полученные от приватизации российских государственных предприятий". В первую очередь она определяет, что плательщиками этого налога "признаются организации, признаваемые получателями доходов, полученных за первые десять лет после приватизации российского государственного предприятия, доход от участия в которых превышает первоначальную цену приватизации российского государственного предприятия".
"Приватизация, осуществленная в России в 1992-1998 гг. через систему ваучеров и залоговых аукционов, стала одной из самых спорных страниц в новейшей истории страны, в результате нее многие наиболее прибыльные государственные предприятия были переданы в частные руки по заведомо заниженной цене, - рассказал газете "эж-ЮРИСТ" один из авторов проекта, экс-депутат Госдумы нескольких созывов Владимир Семаго. - Продав тогда более 150 000 предприятий, государство выручило всего 9,7 млрд. долларов США - примерно столько, сколько после адекватной рыночной оценки в 2004 г. было заплачено за компанию "Юганскнефтегаз", некогда проданный за 160 млн. долларов".
Восстановить справедливость в этом секторе можно вполне цивилизованным путем, о чем свидетельствует и международный опыт, считает В. Семаго: "Например, в Великобритании консерваторы сразу после прихода к власти в 1979 году провели массовую приватизацию госимущества, в результате которой акции нефте- и газодобывающих компаний, предприятий энергетики и связи пошли с молотка по бросовым ценам. Победившие на выборах 1997 года лейбористы, несмотря на то что со времен "тэтчеровской" приватизации прошло 18 лет, разработали и ввели специальный налог, который назвали windfall profit tax - "налог на доходы, "принесенные ветром". Его ставка составляла 23% от разницы между ценой акций, приобретенных у государства, и девятикратным размером средней прибыли компании, которую она получала в течение первых четырех лет после приватизации. Благодаря налогу было получено более 5 млрд. фунтов стерлингов, большая часть которых пошла на социальные программы:"
Впрочем, в эксклюзивном интервью нашему еженедельнику председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников заявил, что подобный законопроект никогда не будет принят парламентом: "Естественно, я против такого законопроекта, да и не только один я. Уверен, что такие попытки ни к чему хорошему не приведут. Даже если гипотетически порассуждать, что такой пересмотр итогов приватизации возможен. Тогда возникнет ситуация нового перераспределения собственности. Мало того - поднимется новая волна беспорядков в экономической сфере. Я уж не говорю о том, что значительная часть тех предприятий, которые были приватизированы в то время, уже просто находятся в других руках. И потому я надеюсь, что этот сон никогда не станет реальностью и никогда не сбудется".
Крашенинников подтвердил, что сегодня по разным коридорам власти ходят разговоры о возможности пересмотров итогов приватизации: "Но я уверен, что все это лишь разговоры. При сегодняшнем развитии ситуации это просто невозможно. И думаю, что этот законопроект возник лишь потому, что некоторым людям, которые сегодня уже и не депутаты Госдумы, захотелось, чтобы о них не забывали, в том числе и журналисты".
В свою очередь, в Российском союзе промышленников и предпринимателей выразили сомнения в том, что такой проект будет одобрен парламентом. Хотя бы потому, что он нарушает основные налоговые принципы, когда налог не может быть введен задним числом, а категория налогоплательщиков не может быть выделена в зависимости от того, как приобретено имущество. При этом возникает вопрос: а что рассматривать в качестве сверхприбыли? В правовой терминологии нет такого понятия.
"Инициатива носит абсолютно популистский характер, - заметил замруководителя комитета по налоговой и бюджетной политике РСПП Сергей Беляков. - Собственникам, которые приобрели предприятия пусть по низкой цене, но на стадии упадка и сумели повысить их капитализацию, придется выплатить больше, чем неэффективным владельцам. Даже обсуждение таких вопросов способно ухудшить инвестиционный климат в стране".
Однако некоторые эксперты все же не исключают возможности принятия этого закона. Глава РСПП Александр Шохин, ссылаясь на опросы ВЦИОМ, напомнил, что 58% представителей отечественного бизнеса не против того, чтобы пересмотреть некоторые приватизационные сделки 90-х годов. В то же время предлагаемая мера, по мнению бизнесменов, ударит по наиболее эффективным российским предприятиям.
До этого момента о пересмотре итогов "первой волны" не вспоминали с 2005 года, когда эту тему подняла Счетная палата. Тогда ведомство Сергея Степашина подсчитало, что за 10 лет бюджету был нанесен ущерб в 905,61 млрд рублей. И основная часть нарушений - "нечеткое описание и недооценка активов..."
Таким образом, пока нельзя с полной уверенностью сказать, будет ли принят или отклонен этот законопроект, по сути, открывающий пересмотр итогов приватизации.
Е. Иванова,
газета "эж-ЮРИСТ"
"эж-ЮРИСТ", N 5, февраль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru