г. Пермь |
|
29 апреля 2013 г. |
Дело N А60-49936/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 апреля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Савельевой Н.М., Сафоновой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пьянковой Е.В.,
при участии:
от заявителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Краснотурьинске Свердловской области (ИНН 6617007776, ОГРН 1026601183400) - Плотникова О.С., доверенность от 09.01.2013, предъявлен паспорт;
от заинтересованного лица Краснотурьинского районного отдела УФССП России по Свердловской области - не явился, извещен надлежащим образом;
от третьего лица: ООО "Фантом" - не явился, извещен надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя
Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Краснотурьинске Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 18 февраля 2013 года
по делу N А60-49936/2012,
принятое судьей Филипповой Н.Г.,
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Краснотурьинске Свердловской области
к Краснотурьинскому районному отделу УФССП России по Свердловской области
третье лицо: ООО "Фантом"
об оспаривании постановления,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Краснотурьинске Свердловской области обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Краснотурьинского районного отдела судебных приставов УФССП России по Свердловской области Кадыровой Т.Р. от 18.11.2012 об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.02.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Краснотурьинске Свердловской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, поскольку судом нарушены нормы материального права. Заявитель жалобы указывает, что в связи с отсутствием у должника счетов в банках, что подтверждено полученной информацией, фондом к исполнительному документу приложена справка об отсутствии счетов у должника.
Представитель фонда в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Заинтересованное лицо и третье лицо, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в заседание суда представителей не направили что в порядке п.3 ст. 156, п.2 ст. 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции от 24.04.2013 был объявлен перерыв до 29.04.2013 до 16.30 ч.
После перерыва судебное заседание продолжено, представители сторон не явились.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 21.11.2012 ГУ УПФ РФ в г. Краснотурьинске Свердловской области вынесено постановление N 241 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) - ООО "Фантом" в сумме 104,76 руб. и направлено в службу судебных приставов.
28.11.2012 судебным приставом-исполнителем Краснотурьинского районного отдела УФССП по Свердловской области Кадыровой Т.Р. вынесено постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, поскольку в соответствии с п. 4 ч.1 ст. 31 ФЗ "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ постановление, направленное для исполнения, исполнительным документом не является.
Полагая, что отказ в возбуждении исполнительного производства незаконен, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что отсутствие предусмотренных п.5 ч.1 ст. 12 ФЗ "Об исполнительном производстве" документов, прилагаемых к акту контролирующего органа, является основанием для непризнания этого акта исполнительным документом и основанием для вынесения постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Изучив материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения представителя заявителя, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый нормативный акт, решение и действие не соответствуют закону или иному нормативно-правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла указанной нормы следует, что требование о признании недействительным ненормативного правового акта может быть удовлетворено при наличии одновременно двух условий: если ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права лица, подавшего заявление о признании этого ненормативного правового акта недействительным.
В соответствии с ч.8 ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" N 229-ФЗ от 02.10.2007 (далее Закон об исполнительном производстве) судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 названного Закона.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств признаются исполнительными документами только в случае приложения документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Порядок взыскания задолженности по взносам в пенсионный фонд регламентируется как Законом об исполнительном производстве, так и Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), в силу которого органы пенсионного фонда, осуществляя контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, вправе взыскать страховые взносы за счет имущества плательщика страховых взносов.
Таким правом пенсионный фонд может воспользоваться процедурой взыскания страховые взносы за счет имущества плательщика страховых взносов в случае недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах плательщика или отсутствия информации о счетах плательщика, вынеся соответствующее постановление (часть 14 статьи 19 и статья 20 Закона N 212-ФЗ).
Постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации, в совокупности с документами, содержащими отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, является исполнительным документом (пункт 5 части 1 статьи 12 Закона N 229-ФЗ).
Таким образом, пенсионный фонд является органом, наделенным контрольными функциями и полномочиями по бесспорному взысканию.
Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральная служба судебных приставов приняли соглашение от 21.01.2011 N АД-30-33/01сог/12/01-1 (далее - соглашение от 21.01.2011) о взаимодействии Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной службы судебных приставов, их территориальных органов при принудительном исполнении постановлений Пенсионного фонда Российской Федерации и иных исполнительных документов (письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2011 N КА-30-24/850), в котором предусмотрели, что при направлении постановлений органов пенсионного фонда, вынесенных в связи с отсутствием информации о счетах плательщика страховых взносов и необходимостью обращения взыскания на имущество плательщика, к указанным постановлениям прилагается справка об отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов, составленная территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании полученных из регистрирующего органа выписок из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП), а также полученных сведений от банков и плательщиков страховых взносов в установленном порядке.
При этом судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждено и фондом не опровергнуто, что при обращении в адрес районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области порядок, предусмотренный Законом об исполнительном производстве и соглашением, не соблюден, поскольку в справках об отсутствии у должников счетов в банках, представленных заявителем при направлении постановлений нет данных регистрирующего органа о наличии у должника расчетных счетов из банков и иных кредитных организаций.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на момент направления заинтересованному лицу спорных постановлений, заявитель не доказал отсутствие у него возможности получения от налогового органа достоверных сведений о наличии у должников расчетных счетов в банках.
Довод заявителя о том, что для вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства для обращения взыскания на имущество плательщика страховых взносов судебному приставу достаточно справки отдела пенсионного фонда, направлен на изменение содержания соответствующих норм Закона N 229-ФЗ и соглашения от 21.01.2011, подписанного органами Пенсионного фонда РФ и ФССП РФ.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно указал, что не является надлежащим доказательством справка пенсионного фонда об отсутствии у должника расчетных счетов, поскольку данный документ свидетельствует о проведении учреждением соответствующей проверки только на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, в то время как в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" с 1 января 2011 года утратил силу подпункт "с" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", предусматривающий наличие в Едином государственном реестре юридических лиц сведений о банковских счетах юридического лица.
Таким образом, с 01.01.2011 имеющиеся в распоряжении территориального органа пенсионного фонда выписки из Единого государственного реестра юридических лиц не могут однозначно свидетельствовать о наличии или отсутствии у организаций расчетных счетов в банках и иных кредитных организациях, на что обоснованно указал суд первой инстанции.
Поскольку заявителем на момент направления в службу судебных приставов спорных постановлений не были приняты меры для получения сведений о наличии счетов должников, в том числе от банков и налогового органа, судебному приставу-исполнителю информация об отсутствии счетов должников не была представлена, правильными являются выводы суда о том, что оснований для признания оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя не имеется.
Соответствующие доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению на основании вышеизложенного.
Поскольку согласно п.2 ст.329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений и действий судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагается, то вопрос распределения судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.02.2013 по делу N А60-49936/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
Н.М. Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-49936/2012
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Краснотурьинске Свердловской области
Ответчик: Краснотурьинский районный отдел судебных приставов УФССП по Свердловской области, Управление Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Краснотурьинский РОСП
Третье лицо: ООО "Фантом"