г. Саратов |
|
29 апреля 2013 г. |
Дело N А57-14245/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Дубровиной О.А.,
судей Камериловой В. А., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Чернышовым И.И.,
при участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Саратовэнерго" - Фоминой О.А., действующей на основании доверенности от 09.01.2013 N 1Д-82,
рассмотрев апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284), на решение арбитражного суда Саратовской области от 04 марта 2013 года по делу N А57-14245/2012, принятое судьёй Штремплер М.Г., по исковому заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Саратовэнерго" (ИНН 6450014808, ОГРН 1026402199636) к Федеральному казенному учреждению Военный комиссариат Саратовской области (ИНН 6455014946, ОГРН 1026403682601), Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284), федеральному государственному казенному учреждению "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 6671257260, ОГРН 1086671005838), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора открытое акционерное общество "Оборонэнергосбыт" (ИНН 7704731218, ОГРН 1097746448315) о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Саратовской области обратилось открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Саратовэнерго" (далее по тексту - истец, ОАО "Саратовэрнерго") с исковым заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствам к федеральному казённому учреждению военный комиссариат Саратовской области Российской Федерации (далее по тексту - комиссариат, ФКУ Военный комиссариат):
- по договору от 01.01.2010 N 3115 за период с 18.02.2010 по 28.07.2011 в размере 29 027 рублей 92 копеек,
- по договору от 01.01.2010 N 161 за период с 18.02.2010 по 26.05.2012 в размере 1 959 рублей 99 копеек,
- по договору от 01.01.2010 N 331 за период с 19.02.2010 по 08.06.2011 в размере 5 900 рублей 65 копеек,
к Федеральному государственному казённому учреждению "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - управление):
- по договору от 01.01.2010 N 82 за период с 18.02.2010 по 28.07.2011 в размере 1 221 рублей 65 копеек,
- по договору от 01.01.2010 N 172 за период с 18.02.2010 по 30.06.2012 в размере 3 122 рублей 15 копеек,
- по договору от 01.01.2010 N 50 за период с 11.01.2010 по 19.01.2011 в размере 5 871 рублей 74 копеек,
а при недостаточности денежных средств у основных должников, взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - Министерство обороны РФ) за счёт средств казны Российской Федерации.
В части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 938 рублей 93 копеек истец отказался от исковых требований.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 4 марта 2013 года заявленные исковые требования были удовлетворены в полном объёме, в части отказа истца от исковых требований производство по делу было прекращено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обороны РФ обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит данное решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
Истец, в соответствии со статьёй 262 АПК РФ и определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2013 года представил отзыв на апелляционную жалобу, согласно доводам которого, просил оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчики и третьи лица в судебное заседание не прибыли, о дате, месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 АПК РФ, что подтверждается имеющимися в материалах дела почтовыми уведомлениями.
Проверив законность вынесенного судебного акта, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в них доказательства, на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Истец, в связи с неисполнением ответчиками договорных обязательств по оплате поставленной электрической энергии начислил им проценты за пользование чужими денежными средствами в порядке статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ):
- ФКУ Военному комиссариату за период с 18.02.2010 по 28.07.2011 в общей сумме 36 888 рублей 56 копеек,
- управлению за период с 18.02.2010 по 30.06.2012 в общей сумме 10 215 рублей 51 копеек.
Как установлено арбитражным судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, между ОАО "Саратовэнерго" и ФКУ "Военным комиссариатом Саратовской области" (правопредшественник отделов военных комиссариатов Саратовской области), 01 января 2010 года были заключены договоры энергоснабжения (государственные контракты) N 161, 331, 3115, а так же между отделами ОАО "Саратовэнерго" и ФГКУ "Приволжско - Уральскому ТУИО" Министерства обороны Российской Федервации (правопредшественник федеральных государственных квартирно - эксплуатационных учреждений "Вольская КЭЧ района", "Энгельсская КЭЧ района" и "Саратовская КЭЧ района") 01 января 2010 года были заключены договоры N 50, 82, 172.
В обоснование заявленных требований ОАО "Саратовэнерго" представило в материалы дела:
- спорные договора энергоснабжения,
- счета - фактуры,
- платёжные поручения,
- расчёты неустойки по каждому договору,
- копии вступивших в законную силу решений арбитражного суда Саратовской области по делам N А57-15057/2010 от 30.03.2011 (договор N 50 от 01.01.2010), NА57-3375/2010 от 25.10.2010 (договор N 82 от 01.01.2009), постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А574478/2010 от 21.01.2011 (договор N 172 от 01.01.2009) года, согласно которым задолженность за фактически потреблённую электрическую энергию была взыскана с Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения "Вольская квартирно-эксплуатационная часть района" в пользу ОАО "Саратовэнерго", и указано, что при недостаточности денежных средств с Российской Федерации в лице области в лице Министерства обороны Российской Федерации за счёт средств казны Российской Федерации.
Вышеуказанные судебные акты, в силу статьи 69 АПК РФ, правомерно были приняты арбитражным судом первой инстанции как имеющие приюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора.
С учётом установленных обстоятельств по настоящему делу, оценив доказательства, представленные каждой из сторон в обоснование своих доводов и возражений, на предмет достоверности, исследовав их во взаимосвязи и совокупности, в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, исходя из анализа платежей за электрическую энергию, произведенных ответчиком, в погашение долга за спорные периоды, обоснованно пришёл к выводу, что систематическое нарушение ответчиком обязательств по оплате электрической энергии явилось основанием возникновения у истца права на обращение с требованием о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, прямо предусмотренного статьей 395 ГК РФ к должникам Военному комиссариату Саратовской области и ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России.
Представленные истцом расчёты процентов проверены судами обеих инстанций и признаны обоснованным.
Арбитражный суд первой инстанции, так же удовлетворил требование истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами при недостаточности денежных средств у основных должников с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности.
Апелляционная коллегия соглашается с указанным выводом на основании следующего.
Как следует из материалов дела, ответчики являются федеральными государственными учреждениями, собственником имущества которых выступает Российская Федерация, в лице Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 22.06.06 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 12 ГК РФ" исходя из пункта 1 статьи 399 ГК РФ до предъявления требования к субсидиарному должнику кредитор должен предъявить требование к основному должнику. При этом кредитор вправе предъявить требование к субсидиарному должнику лишь в случае, если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование.
В связи с этим ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные статьей 399 ГК РФ, распространяются с особенностями, установленными статьей 120 ГК РФ.
В силу пункта 2 статьи 120 ГК РФ, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Согласно статье 399 ГК РФ до предъявления требования к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
По смыслу указанной нормы предъявление иска к субсидиарному должнику невозможно до предъявления требований к основному должнику, а обязанность субсидиарного должника наступает лишь при условии невозможности удовлетворить требования основным должником самостоятельно. При этом закон не исключает возможности предъявления иска непосредственно к основному должнику и одновременно к субсидиарному ответчику.
Следовательно, предъявление иска к непосредственному потребителю и должнику, каковыми являются ответчики, не противоречит требованиям названной нормы Закона, при этом выбор ответчика определяется правом истца на данные действия.
По данному спору истец заявил о взыскании долга, как с основных должников, так и с Министерства обороны РФ, в порядке субсидиарной ответственности, со ссылкой на подпункт 31 пункта 10 Положения о Министерстве обороны РФ, пункт 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ и постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2006 N 21, реализовав свое процессуальное право на привлечение к участию в деле обоих ответчиков.
В связи с указанным, довод апелляционной жалобы о том, что арбитражным судом первой инстанции при вынесении решения не учтены нормы положений статьи 120 ГК РФ, отклоняются судебной коллегией как основанные на ошибочном толковании данных норм права.
Подлежит отклонению и довод жалобы о несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, как необоснованный, противоречащий нормам действующего законодательства и условиям спорного договора, поскольку положения статьи 399 ГК РФ, обязательность такого порядка не установлена, как и не предусмотрена условиями спорных договоров (раздел 9).
Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Исходя из изложенного, собственником имущества военного комиссариата является Российская Федерация.
По искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, от ее имени в качестве представителя ответчика выступает на основании пункта 10 статьи 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета (пункт 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса РФ").
В данном случае главным распорядителем средств федерального бюджета, распределяемых военным комиссариатом, является Министерство обороны РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно взыскал проценты за пользование чужими денежными средствами с основных должников, а при недостаточности денежных средств, в порядке субсидиарной ответственности - с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации.
Ссылка подателя жалобы на заключение между ОАО "Оборонэнергосбыт" и Министерством обороны Российской Федерации, в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 N 78-Р, государственного контракта на поставку электрической энергии от 15.03.2010 не опровергает того факта, что в спорный период фактическая закупка и поставка электрической энергии ответчику производилась истцом, доказательств обратного ни заявителем жалобы, ни военным комиссариатом не представлено, равно как, не заявлено возражений ОАО "Оборонэнергосбыт".
На основании пункта 2 статьи 425 ГК РФ, стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора. Однако такое условие в договоре может устанавливаться сторонами относительно фактически существующих отношений, в действительности возникших до заключения договора.
Материалы дела не содержат доказательств того, что до заключения вышеуказанного государственного контракта в спорный период закупка и поставка электроэнергии производилась не истцом, а третьим лицом.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в статье 9 названного Кодекса, а также положений статьи 65 Кодекса, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права, в том числе и на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий несовершения им соответствующих процессуальных действий.
Совокупность изложенного позволила суду первой инстанции прийти к законному и обоснованному выводу о том, что исковые требования заявлены правомерно и подлежат удовлетворению.
Между тем, апелляционная коллегия, изучив доводы апелляционной жалобы отмечает, что они являются повторением возражений на настоящее исковое заявление, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергая их, сводится к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что, в соответствии со статьей 270 АПК РФ, не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта. Оснований к переоценке выводов, сделанных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда в силу положений статьи 268 АПК РФ не имеется.
Согласно статье 270 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются:
1) неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными;
3) несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таким образом, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, являются обоснованными, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права, полной и всесторонней оценке имеющихся в деле доказательств, вследствие чего, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, решение суда, - отмене.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 04 марта 2013 года по делу N А57-14245/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации, - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.А. Дубровина |
Судьи |
В. А. Камерилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-14245/2012
Истец: ОАО "Саратовэнерго", ОАО энергетики и электрификации "Саратовэнерго"
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства обороны РФ, ФГУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ, Федеральное казенное учреждение Военный комиссариат Саратовской области, ФКУ Военный комиссариат Саратовской области
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации, Министрерство обороны РФ представитель Крапивина Ю. Н., ОАО "Оборонэнергосбыт", ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ
Хронология рассмотрения дела:
29.04.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2951/13