Проблемы стандартизации медицинской деятельности с точки зрения
законодательства и Генеральной прокуратуры РФ
Вопросам стандартизации медицинской практики в последнее десятилетие уделяется огромное внимание:
от полного неприятия введения стандартов оказания медицинской помощи по причине возможной потери индивидуальной характеристики терапии в соответствии с особенностями течения заболевания до осознания необходимости жесткого исполнения стандарта (протокола) ведения больного, как гарантии соблюдения прав пациента и минимизации возможности нанесения вреда его жизни и здоровью [1-4].
Одним из аспектов модернизации отечественного здравоохранения является утверждение МЗ и СР РФ ряда приказов, которыми объявлены стандарты оказания медицинской помощи при большинстве нозологических форм. Однако при внимательном прочтении этих нормативных актов выяснилось одно существенное недоумение. В резолютивной части приказов указано:
"Приказываю:
1. Утвердить стандарт медицинской помощи больным бронхиальной астмой (приложение).
2. Рекомендовать руководителям медицинских организаций использовать стандарт медицинской помощи больным бронхиальной астмой при оказании медицинской помощи".
На лицо - двусмысленность: с одной стороны, приказом утвержден стандарт, с другой стороны, стандарт рекомендован к использованию при оказании медицинской помощи.
С целью разрешения данной коллизии был подготовлен запрос в Генеральную прокуратуру РФ, как в надзирающий за исполнением законодательства орган, в котором было сформулировано следующее: "Являются ли приказы МЗ и СР РФ и другие нормативные акты, которыми утверждены стандарты, правила, рекомендации по лечению того или иного заболевания, обязательными к исполнению во всех учреждениях здравоохранения РФ независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности?"
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан пунктом 15 статьи 5 к компетенции Российской Федерации относят: "установление стандартов медицинской помощи и контроль за их соблюдением; разработка и утверждение программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования".
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 6) относят: "3.1) право установления региональных стандартов медицинской помощи на уровне не ниже стандартов медицинской помощи, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;
4.1) участие в осуществлении контроля за соблюдением стандартов медицинской помощи, оказываемой организациями независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности в части реализации территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации".
К полномочиям органов местного самоуправления относят (ст. 8): "контроль за соблюдением стандартов медицинской помощи на подведомственной территории".
Законом РФ от 01.05.07 г. N 65-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании" предусматривается выведение отрасли здравоохранения из-под юрисдикции Федерального закона "О техническом регулировании": "Настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с: применением мер по предотвращению возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний человека, профилактике заболеваний человека, оказанию медицинской помощи (за исключением случаев разработки, принятия, применения и исполнения обязательных требований к продукции, в том числе лекарственным средствам, медицинской технике, пищевой продукции)".
Таким образом, исполнение стандартов оказания медицинской помощи в здравоохранении становится законодательно обязательным, а не добровольным, как могло сложиться впечатление от прочтения Федерального закона "О техническом регулировании", ст. 2 которого устанавливала добровольность исполнения стандартов в РФ.
Приказ Минздрава РФ от 22.01.01 г. N 12 с 01.02.2001 г. "Отраслевой стандарт "Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении" (ОСТ ТО N 91500.01.0005-2001)" определил: "Стандарт - нормативный документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный признанным органом, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области".
В полученном ответе Генеральной прокуратуры РФ от 18.08.06 N 7/2-р-2006 указано следующее: "Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом (п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации").
В связи с изложенным, любой нормативный правовой акт, изданный в пределах предоставленных полномочий и опубликованный в установленном законом порядке, обязателен к исполнению субъектами регулируемых им правоотношений".
Таким образом, выполнение стандартов оказания медицинской помощи, утвержденных приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ, в настоящее время является не рекомендательным, а обязательным.
Литература
1. Сергеев Ю.Д., Мохов А.А. Ненадлежащее врачевание: возмещение вреда здоровью и жизни пациента. - М.: ГЭОТАР-Медиа 2007.- 309 с.
2. Стожаров В.В., Вишняков Н.И., Кечаева Н.В. Перспективы использования медицинских стандартов: правовые аспекты // Менеджер здравоохранения, 2005. - N 9. - С. 15-17.
3. Татарников М.А. Повышение эффективности управления здравоохранением на основе стандартов системы менеджмента качества // Главный врач, 2007, N 1. - С. 5-7.
4. Шулутко Б.И., Макаренко С.В. Стандарты диагностики и лечения внутренних болезней. - СПб.: "Элби-СПб", 2003. - 734 с.
А.А. Старченко,
д.м.н.
С.А. Комарец,
к.м.н.
И.Н. Курило,
юрист, врач к.х.н.,
М.Ю. Фуркалюк,
адвокат
П.И. Алешин,
менеджер
В.А. Быстрова,
юрист
г. Москва
"Медицинское право", N 1, I квартал 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Федеральный научно-практический журнал "Медицинское право"
Зарегистрирован в Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Рег. ПИ N 77-12155 от 29.03.2002. Выходит один раз в квартал.
Учредители: Национальная ассоциация медицинского права,
Издательская группа "Юрист"
Основные темы статей: Актуальные проблемы медицинского права, деонтологии и биоэтики. Правовое регулирование медицинской деятельности, медицинского страхования и фармации. Защита прав пациента. Профессиональные и должностные правонарушения в сфере здравоохранения. Судебная практика по "врачебным делам".
Телефон/факс отдела подписки: (495) 953-91-20, 953-77-90
Подписка на сайте: www.lawinfo.ru, www.med-law.ru
Настоящий документ снят с контроля