г. Самара |
|
29 апреля 2013 г. |
Дело N А65-25346/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 24 апреля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 29 апреля 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Денисов А.В., доверенность от 30.12.2012 г. N 25-0/17,
от налогового органа - извещен, не явился,
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Казанское моторостроительное производственное объединение" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 февраля 2013 г. по делу N А65-25346/2011 (судья Мазитов А.Н.),
по заявлению открытого акционерного общества "Казанское моторостроительное производственное объединение" (ИНН 1657005416, ОГРН 1021603881694), г. Казань,
к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан, г. Казань,
третье лицо - Межрегиональная ИФНС России N 5 по Республике Алтай, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай,
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Казанское моторостроительное производственное объединение" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан (далее налоговый орган) о признании незаконным решения N 11 от 07.09.2011 г. о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.03.2012 г. в удовлетворении заявления было отказано. Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2012 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12.09. 2012 г. решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.03.2012 г. и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2012 г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 февраля 2013 г. по делу N А65-25346/2011 в удовлетворении заявления отказано.
Заявитель в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, считает его необоснованным, а выводы не соответствующими обстоятельствам дела и просит удовлетворить заявленное требование.
Налоговый орган в отзыве указывает на то, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие налогового органа и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как видно из представленных документов, в адрес заявителя поступило требование налогового органа N 2.8-0-08/13230 от 27.07.2011 г. о предоставлении в течение 10 дней с момента получения требования документально подтвержденной информации:
акта (иного документа), подтверждающего выполнение работ (оказание услуг) за период с 23.10.2009 г. по 18.07.2011 г.; договора (контракта, соглашения) за период с 23.10.2009 г. по 18.07.2011 г.; книги покупок за период с 23.10.2009 г. по 18.07.2011 г.; книги продаж, за период с 23.10.2009 г. по 18.07.2011 г.; оборотной ведомости по субсчетам за период с 23.10.2009 г. по 18.07.2011 г.; товарной накладной за период с 23.10.2009 г. по 18.07.2011 г.; журнала регистрации полученных счетов-фактур за период с 23.10.2009 г. по 18.07.2011 г.; журнала регистрации выданных счетов-фактур за период с 23.10.2009 г. по 18.07.2011 г.; акта о зачете взаимных требований (взаимозачете) за период с 23.10.2009 г. по 18.07.2011 г.
Кроме того, необходимо было представить: документы, подтверждающие исполнение договоров - путевые листы, доверенности на получение товара, акты приема-передачи, документы подтверждающие способ перевозки товара; регистры бухгалтерского и налогового учета, отражающие операции по реализации товаров (работ, услуг) и оплате на счетах бухгалтерского учета; карточки по бухгалтерским счетам N 50, 58, 60, 62, 68, 76, 90 и документы подтверждающие исчисление и уплату НДС в бюджет за 2009-2011 г.; в случае если ОАО "КМПО" является комиссионером предоставить сведения о лице, по поручению которого комиссионер (поверенный, агент) осуществил поставку товара, касающиеся деятельности общество с ограниченной ответственностью "Снабтурбогаз" ИНН 0411147183, КПП 041101001.
Указанное требование направлено заявителю на основании поручения N 14779 от 25.07.2011 г. об истребовании документов (информации), выданного Межрегиональной ИФНС России N 5 по Республике Алтай.
Из указанного поручения следует, что истребование информации и документов мотивировано проводимой данным налоговым органом выездной налоговой проверкой ООО "Снабтурбогаз" за 2009-2011 годы. Выездная проверка ООО "Снабтурбогаз"" за 2009-2011 годы проводится Межрегиональной ИФНС России N 5 по Республике Алтай на основании решения N 537 от 19.07.2011 г.
Срок исполнения требования установлен налоговым органом в течение 5 дней со дня его получения, к требованию налоговый орган приложил поручение N 14779 от 25.07.2011 г. об истребовании документов (информации) Межрегиональной ИФНС России N 5 по Республике Алтай.
Письмом N 290/7173 от 05.08.2011 г. заявитель сообщил налоговому органу о невозможности представления документов на основании требования N 2.8-0-08/13230 от 27.07.2011 г. без указания их точных реквизитов, позволяющих их идентифицировать. В целях предоставления истребованных документов общество просило уточнить их реквизиты.
Налоговый орган расценил письмо заявителя как отказ в предоставлении истребованных документов и сведений.
По факту неисполнения в установленный срок требования N 2.8-0-08/13230 от 27.07.2011 г. налоговым органом был составлен акт N 12 от 15.08.2011 г. об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях.
По итогам рассмотрения материалов проверки, акта и представленных заявителем возражений налоговым органом было вынесено решение N 11 от 07.09.2011 г. о привлечении заявителя к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ, за неправомерное несообщение лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, в виде взыскания штрафа в размере 5 000 руб.
Заявитель, посчитав, что решение ответчика N 11 от 07.09.2011 г. нарушает его права и законные интересы, обратился в суд с соответствующим заявлением о признании указанного решения ответчика незаконным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 82 Кодекса налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном данным Кодексом.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Кодексом.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 93.1 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). В случае если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.
Пунктом 3 указанной статьи определено, что налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация). При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
В соответствии с пунктом 6 статьи 93.1 Кодекса отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 129.1 Кодекса.
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 126 Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 руб.
Обстоятельства совершения налогового правонарушения подлежат доказыванию налоговым органом (пункт 6 статьи 108 Кодекса).
Из материалов дела следует, что при истребовании документов ни в требовании, ни в поручении налоговые органы не указали сведения (номера, даты, предмет договоров; номера, даты, суммы, вид реализуемых или закупаемых товаров, указанных в счетах-фактурах, товарных накладных и иных поименованных в требовании и поручении первичных документах бухгалтерского и налогового учёта), позволяющие налогоплательщику идентифицировать сделки (договоры) с контрагентом заявителя, и те документы, которые истребуются по этому контрагенту.
Вывод суда первой инстанции о том, что заявитель отказался от предоставления документов не соответствует обстоятельствам дела. В ответе на требования заявитель не отказывался представлять документы (информацию), а просил уточнить их перечень, реквизиты и количество, никакого отказа в предоставлении документов в письме заявителя не содержится.
Как следует из материалов дела, необходимость в истребовании документов возникла в связи с проведением в отношении контрагента заявителя налоговой проверки, в связи с чем у налогового органа, направившего поручение и требование, имелась возможность установить из запрошенных непосредственно у проверяемого контрагента документов бухгалтерского и налогового учета точные реквизиты этих же документов и указать их в направленном налогоплательщику поручении и требовании.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанций считает, что направленное заявителю поручение и требование не соответствуют требованиям положений пункта 3 статьи 93 Кодекса, а также утвержденным формам требований о представлении документов (информации) и поручениям об истребовании документов (информации) (приложения N 5, 6 к приказу Федеральной налоговой службы от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@).
Кроме того, запрошенные книга продаж, книга покупок, журнал регистрации полученных счетов-фактур за период с 23.10.2009 г. по 18.07.2011 г., журнал регистрации выданных счетов-фактур за период с 23.10.2009 г. по 18.07.2011 г., оборотная ведомость по субсчетам за период с 23.10.2009 г. по 18.07.2011 г., документы, подтверждающие исполнение договоров: путевые листы, доверенности на получение товара, акты приема-передачи, регистры бухгалтерского и налогового учета, отражающие операции по реализации товаров (работ, услуг) и оплате на счетах бухгалтерского учета, карточки по бухгалтерским счетам N 50; 58; 60; 62; 68; 76; 90, документы подтверждающие исчисление и уплату НДС за период 2009 - 2011 г.г., являются внутренними учетными документами заявителя, содержащими в себе сведения о деятельности и налоговых обязательствах непосредственно заявителя, но не проверяемых налогоплательщиков. Истребованная информация также касается деятельности заявителя и его взаимоотношений с лицами, также не являющимися проверяемыми налогоплательщиками.
Истребование книги покупок и книги продаж в полном объеме не соответствует целям проверки отдельных контрагентов заявителя, поскольку они содержат в себе информацию о покупках и продажах товара в целом по всем контрагентам заявителя.
Выписка из данных книг по проверяемым налогоплательщикам налоговыми органами не истребовалась.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что требование налогового органа о предоставлении документов не соответствует статье 93.1 Кодекса, которая предполагает возможность истребования только тех документов (информации), которые касаются деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).
В соответствии с пунктом 11 статьи 21 Кодекса налогоплательщики вправе не исполнять неправомерные требования налоговых органов.
Вместе с тем, учитывая, что требования о предоставлении документов (информации) ответчика не соответствуют закону, а заявитель не отказывался от предоставления документов, а напротив, просил привести данные требования в соответствие с законом в целях обеспечения возможности исполнить данные требования, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии вины заявителя во вменяемом ему налоговом правонарушении.
Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения в силу пункта 2 статьи 109 Кодекса, является обстоятельством исключающим его привлечение к ответственности.
Таким образом, привлечение общества к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 129.1 Кодекса, произведено налоговым органом неправомерно.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлении ФАС Поволжского округа от 16.04.2013 г. по делу N А65-19324/2012.
Поскольку выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, решение суда следует отменить, а заявленное требование удовлетворить.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 февраля 2013 г. по делу N А65-25346/2011 отменить.
Признать незаконным решение Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан N 11 от 07.09.2011 г. о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-25346/2011
Истец: ОАО "Казанское моторостроительное производственное объединение", г. Казань
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по Республиеке Алтай, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N5 по Республиеке Алтай, Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы N5 по Республиеке Алтай
Хронология рассмотрения дела:
29.04.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3996/13
12.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7052/12
31.05.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5156/12
14.03.2012 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-25346/11