г. Санкт-Петербург |
|
12 апреля 2013 г. |
Дело N А56-77839/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Савицкой И.Г., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Беляевой Ю.А.
при участии:
от заявителя: Омельченко И.Ю. по доверенности от 03.12.2012
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5321/2013) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.01.2013 по делу N А56-77839/2012 (судья Терешенков А.Г.), принятое
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Алми-Трейд"
к Балтийской таможне
о признании незаконными действий
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Алми-Трейд" (ОГРН 1097847255043; 190103, Санкт-Петербург, ул. 9-я Красноармейская, д. 11, литер А; далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Балтийской таможни (ОГРН 1037811015879; 198184, Санкт-Петербург, Канонерский остров, д. 32 А; далее - таможенный орган, таможня), выразившихся в невозврате излишне уплаченных таможенных платежей по заявлению ООО "Алми-Трейд" от 05.10.2012 N 05/10, и обязании таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Алми-Трейд" путем возврата на его расчетный счет излишне уплаченных таможенных платежей в размере 10 090 709,56 руб.
Решением суда от 28.01.2013 требования общества удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе таможня, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение суда от 28.01.2013, приняв новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы ссылается на отсутствие правовых оснований для возврата денежных средств в заявленной сумме.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель таможни, извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что на основании внешнеторговых контрактов от 29.10.2009 N ST1029, заключенного с компанией "SUNNY TOYS INC. CO. LIMITED" (Гонконг), от 01.02.2010 N072/10, заключенного с компанией "SHANTOU SHUN ZHAN PLASTIC CO LTD" (Китай), со спецификацией на каждую партию поставляемого товара, в июне-октябре 2010 года ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товары - "игрушки, велосипеды...", таможенное оформление которых Общество производило в таможенном режиме (таможенной процедуре) "выпуск для внутреннего потребления".
Таможенную стоимость товара декларант определил по первому (основному) методу - по стоимости сделки с ввозимыми товарами. В подтверждение заявленной таможенной стоимости общество представило Таможне грузовые таможенные декларации (с 01.07.2010 декларации на товары, далее - ГТД, ДТ) N N 10216100/120610/0063272, 10216100/190610/0066802, 10216100/200610/0067057, 10216100/220610/0067560, 10216100/220610/0067564, 10216100/230610/0068063, 10216100/250610/0069577, 10216100/280610/0070612, 10216100/280610/0070625, 10216100/030810/0087362, 10216100/040810/0087808, 10216100/060810/0089482, 10216100/130810/0093115, 10216100/140810/0093519, 10216100/170810/0094393, 10216100/170810/0094399, 10216100/170810/0094423, 10216100/170810/0094436, 10216100/190810/0095701, 10216100/190810/0095785, 10216100/250810/0098664, 10216100/270810/0100080, 10216100/270810/0100006, 10216100/270810/0100074, 10216100/280810/0100280, 10216100/300810/0100817, 10216100/310812/0101343, 10216100/090910/0106486, 10216100/100910/0107118, 10216100/170910/0110764, 10216100/180910/0111454, 10216100/190910/0111701, 10216100/190910/0111695, 10216100/190910/0111668, 10216100/190910/0111703, 10216100/230910/0113639, 10216100/240910/0114454, 10216100/240910/0114429, 10216100/240910/0114436, 10216100/240910/0114446, 10216100/250910/0114790, 10216100/250910/0114897, 10216100/250910/0114803, 10216100/250910/0114903, 10216100/250910/0114984, 10216100/250910/0114804, 10216100/250910/0114769, 10216100/250910/0114802, 10216100/250910/0114976, 10216100/250910/0114973, 10216100/250910/0114997, 10216100/260910/0115076, 10216100/260910/0115075, 10216100/260910/0115086, 10216100/260910/0115073, 10216100/260910/0115065, 10216100/260910/0115078, 10216100/280910/0115653, 10216100/290910/0116688, 10216100/290910/0116646, 10216100/290910/0116718, 10216100/290910/0116725, 10216100/300910/0117148, 10216100/051010/0119560, 10216100/051010/0119597, 10216100/051010/0119390, 10216100/051010/0119581, 10216100/051010/0119614, 10216100/051010/0119637, 10216100/051010/0119801, 10216100/051010/0119761, 10216100/051010/0119310, 10216100/051010/0119344, 10216100/061010/0120285, 10216100/061010/0120288, 10216100/061010/0120292, 10216100/061010/0120418, 10216100/061010/0120286, 10216100/071010/0120741, 10216100/071010/0120737, 10216100/071010/0120735, 10216100/071010/0120764, 10216100/071010/0120738, 10216100/071010/0120739, 10216100/081010/0121793, 10216100/081010/0121795, 10216100/091010/0122270, 10216100/091010/0122119, 10216100/091010/0122125, 10216100/091010/0122020, 10216100/091010/0122082, 10216100/091010/0121970, 10216100/091010/0122087, 10216100/091010/0122070, 10216100/091010/0122049, 10216100/121010/0123442, 10216100/121010/0123228, 10216100/131010/0123873, 10216100/131010/0123924, 10216100/141010/0124765, 10216100/151010/0125475, 10216100/151010/0125477, 10216100/151010/0125198, 10216100/151010/0125472, 10216100/151010/0125470, 10216100/161010/0125855, 10216100/161010/0125846, 10216100/161010/0125852, 10216100/161010/0125858, 10216100/171010/0126087 с приложением пакета документов.
Таможня не согласилась с заявленной декларантом таможенной стоимостью товара, произвела ее корректировку с использованием шестого (резервного) метода определения таможенной стоимости товаров и начислила таможенные платежи в размере 10 090 709 руб. 56 коп.
Посчитав действия таможенного органа по корректировке таможенной стоимости товаров незаконными, общество обратилось в таможенный орган с заявлением от 05.10.2012 N 05/10 о возврате (зачете) денежных средств.
Таможенный орган в письме от 15.10.2012 N 15-05/34240 о рассмотрении заявления сообщил обществу, что возвращает заявление без рассмотрения в связи с отсутствием в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов.
Отказ таможенного органа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, изложенный в письме таможенного органа от 15.10.2012 N 15-05/34240, а также действия по корректировке таможенной стоимости товара общество обжаловало в судебном порядке.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные обществом требования, посчитав необоснованной произведенную таможней корректировку таможенной стоимости спорного товара.
Апелляционная жалоба таможни на решение суда мотивирована сведениями о том, что уровень заявленной декларантом таможенной стоимости значительно ниже ценовой информации, находящейся в распоряжении таможенного органа, и непредставлением "в полном объеме в установленный срок запрошенных документов".
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется в связи со следующим.
В период оформления спорных ГТД и ДТ таможенное регулирование осуществлялось Таможенным кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ), Законом Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон N 5300-1), Таможенным кодексом Таможенного союза (далее - ТК ТС), Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Проверка правильности заявленной обществом таможенной стоимости ввезенных в указанные периоды товаров подчинена положениям приказа ФТС РФ от 25.04.2007 N 536 "Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом" (далее - Приказ N 536), Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" (далее - Соглашение), Приложения N 1 к Решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров".
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона N 5300-1 таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная в соответствии со статьей 19.1 Закона. При этом ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате, является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары.
Из подпункта 2 пункта 2 статьи 19 Закона N 5300-1 следует, что таможенной стоимостью товаров является стоимость сделки при условии, если продажа товаров или их цена не зависит от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено.
Резервный метод определения таможенной стоимости товаров применяется, если она не может быть определена в соответствии со статьями 19 и 20 - 23 Закона N 5300-1. В таком случае таможенная стоимость ввозимых товаров определяется путем использования способов, совместимых с принципами и общими положениями Закона N 5300-1, на основе данных, имеющихся в Российской Федерации (часть 1 статьи 24 Закона).
По смыслу положений статьи 323 ТК РФ в ходе таможенного оформления товаров у декларанта возникает обязанность представить имеющиеся у него документы с целью подтверждения соответствия контрактной и таможенной стоимостей товаров. При необходимости таможенный орган обязан опровергнуть сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной таможенной стоимости товаров стоимости, заявленной декларантом в таможенных целях.
Согласно статье 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов. Сведения, указанные в пункте 2 названной статьи, заявляются в декларации таможенной стоимости и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей. Порядок декларирования таможенной стоимости товаров, а также формы декларации таможенной стоимости и правила их заполнения устанавливаются решением Комиссии Таможенного Союза (пункт 3 статьи 65 ТК ТС). Согласно пункту 4 статьи 65 ТК ТС заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Порядок определения таможенной стоимости товара, ввезенного на территорию Российской Федерации после вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного Союза, регламентирован Соглашением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 названного Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 настоящего Соглашения. В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 названного Соглашения, при любом из условий, названных в пункте 1 статьи 4 Соглашения. Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны (пункт 2 статьи 4 Соглашения). Согласно пункту 1 статьи 10 Соглашения в случае, если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 9 Соглашения, таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется на основе данных, имеющихся на единой таможенной территории таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения.
Таким образом, основой для определения таможенной стоимости товара является цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза.
Статьями 68 и 69 ТК ТС предусмотрены порядок и основания принятия таможенным органом решения о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров при осуществлении контроля таможенной стоимости, а также порядок проведения дополнительной проверки в пределах срока, установленного статьей 170 ТК ТС.
Из статьи 69 ТК ТС следует, что при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска у декларанта возникает обязанность представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо представить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. При необходимости таможенный орган обязан опровергнуть сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной таможенной стоимости товаров стоимости, заявленной декларантом в таможенных целях. Декларант вправе доказать достоверность сведений и правомерность избранного им метода определения таможенной стоимости.
Судом первой инстанции установлено, что обществом для подтверждения заявленной стоимости представлены в таможенный орган документы в частности: внешнеторговые контракты, заключенные с компанией "SUNNY TOYS INC. CO. LIMITED" ( Гонконг) от 29.10.2009 N ST1029, компанией "SHANTOU SHUN ZHAN PLASTIC CO LTD" (Китай) от 01.02.2010 N 072/10, инвойсы на каждую партию поставляемого товара, декларации таможенной стоимости, пояснения по условиям продажи, бухгалтерские документы по предыдущим поставкам, иные документы согласно Приказу N 536 и Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденного решением Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров".
Вопреки доводам апелляционной жалобы, в материалах дела не имеется требований таможни о представлении обществом дополнительных документов, равно как и данных о ценовой информации, положенной таможней в основу корректировки таможенной стоимости.
В нарушение требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ таможенный орган не представил доказательств наличия оснований, препятствующих применению метода определения таможенной стоимости товара "по стоимости сделки с ввозимыми товарами".
Размер таможенных платежей, излишне уплаченных обществом при корректировке таможенной стоимости спорного товара, таможней не оспаривается. Сторонами проведена сверка расчетов, по результатам которой составлен, приобщенный к материалам дела (том 1 л.д. 79-80).
Признав незаконными действия таможенного органа по корректировке таможенной стоимости товара, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у ООО "Алми-Трейд " не возникло обязанности по уплате дополнительно начисленных таможенных платежей в результате такой корректировки, в связи с чем законно обязал таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата излишне уплаченных обществом таможенных платежей.
В данном случае выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, оцененным по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемое решение соответствует нормам материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения жалобы таможни.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.01.2013 по делу N А56-77839/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-77839/2012
Истец: ООО "Алми-Трейд"
Ответчик: Балтийская таможня