г. Москва |
|
29 апреля 2013 г. |
Дело N А41-29466/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александрова Д.Д.,
судей Мордкиной Л.М., Коновалова С.А.,
приведении протокола судебного заседания: секретарем Маркиной А.П.,
при участии в заседании:
от ООО "Областное управление инвестиций": Власкина А.А. по доверенности
16.05.2012;
от Администрации Сергиево-Посадского района: Харитоновой К.Н. по доверенности 08.04.2013 N 26;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Сергиево-Посадского района на решение Арбитражного суда Московской области от 03 октября 2012 года по делу N А41-29466/12, принятое судьей Гриневой А.В., по исковому заявлению ООО "Областное управление инвестиций" к Администрации Сергиево-Посадского района о признании незаконным отказа в подготовке и утверждении градостроительного плана Администрации города Сергиев Посад от 27.04.2012 N 17-11/180-о,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Областное управление инвестиций" (далее - ООО "Областное управление инвестиций", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Администрации города Сергиев-Посада Московской области (далее - администрация, администрация г. Сергиев-Посада, заинтересованное лицо) с требованиями:
- о признании незаконным отказа в подготовке и утверждении градостроительного плана Администрации города Сергиев-Посад от 27.04.2012 N 17-11/180-о;
- об обязании Администрации города Сергиев-Посад в течение тридцати дней с момента вступления в законную силу решения суда подготовить, утвердить градостроительный план земельного участка, площадью 1500 кв.метров, с кадастровым номером 50:05:0070802:170 из земель населенных пунктов, по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Сергиев-Посад, г. Сергиев-Посад, ул.1-я Каляевская, д.27, под размещение базы отдыха, и выдать его обществу с ограниченной ответственностью "Областное управление инвестиций".
Решением 03 октября 2012 года Арбитражного суда Московской области, по исковому заявлению ООО "Областное управление инвестиций", заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Администрация Сергиево-Посадского района подало апелляционную жалобу, просила отменить решение 03 октября 2012 года Арбитражного суда Московской области, как необоснованного и незаконного.
По мнению администрации, суд первой инстанции неполно выясненил обстоятельств, имеющих значение для дела, обстоятельств, которые суд считал установленными, не доказаны обществом, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, суд неправильно примененил норм материального права.
В соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из принципов, на которых основывается законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты, -осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий (п. 10).
Согласно ч. 3 ст. 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской указанного участка, однако данный чертеж не отвечал требованиям, установленный приказом Министерства регионального развития РФ от 10.05ю2011 N 207 "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка". В этой связи, письмом от 28.03.2012 г. Администрация отказала Обществу в подготовке и утверждении градостроительного плана земельного участка, т.к. на представленном Заявителем чертеже не обозначена зона охраняемого природного ландшафта, водоохранная зона Скитских прудов и береговая полоса общего пользования.
В соответствии с ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации "Особенности проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия и в зонах охраны объекта культурного наследия" Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" проектирование и проведение работ по сохранению памятника или ансамбля и (или) их территорий осуществляются: в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия - в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в городе Сергиев Посад включен в Список объектов всемирного наследия (ЮНЕСКО) в 1993 г.
Приказ Росохранкультуры от 21.06.2010 N 100 "Об утверждении Методических рекомендаций по заполнению паспорта объекта культурного наследия" предусматривает, что к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации в смысле статьи 24 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" относятся объекты культурного наследия федерального значения - объекты недвижимого имущества, прямо поименованные в соответствующем Указе Президента Российской Федерации или акте Правительства Российской Федерации (архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры).
Согласно подпункту 4 п. 2 ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли историко-культурного назначения.
В порядке подпункта 1 п. 1 ст. 99 ЗК РФ к землям историко-культурного назначения относятся земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия.
В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия (п. 4 ст. 99 ЗК РФ).
В соответствии с приказом Федеральной службы по соблюдению законодательства в области охраны культурного наследия от 22.04.2011 N 262 границы территории и зон охраны комплекса объектов культурного наследия федерального значения, входящих в состав включенного в Список всемирного наследия "Ансамбля Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде" включают в себя конкретные требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах зон охраны комплекса объектов культурного наследия федерального значения, входящих в состав включенного в Список всемирного наследия "Ансамбля Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде".
Основания для утверждения обществу градостроительного плана спорного земельного участка отсутствовали. Противоположный вывод суда неправомерен.
Однако эти существенные обстоятельства не получили надлежащую оценку суда.
Представитель Администрация Сергиево-Посадского района в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил просило отменить решение 03 октября 2012 года Арбитражного суда Московской области, принять новый судебный акт.
Представитель ООО "Областное управление инвестиций" в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев повторно дело в порядке ст. 268 АПК РФ, выслушав представителей администрации и общества, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований являются правильными.
Как следует из материалов дела, сцелью разработки проектной документации для осуществления строительства общество обратилось в администрацию г. Сергиев-Посада с заявлением о подготовке и утверждении градостроительного плана земельного участка.
Администрация в письме от 27.04.2012 г. N 17-11/180-о отказалась утвердить и выдать обществу градостроительный план, ссылаясь на то, что на чертеже градостроительного плана не обозначена зона охраняемого природного ландшафта, водоохранная зона Скитских прудов и береговая полоса общего пользования.
Установлено, что ООО "Областное управление инвестиций" является собственником земельного участка площадью 1500 кв. метров, с кадастровым номером 50:05:0070802:170 из земель населенных пунктов, по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Сергиев-Посад, г. Сергиев-Посад, ул.1-я Каляевская, д.27, категория "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "под размещение базы отдыха" (л.д. 8, том 1).
ООО "Областное управление инвестиций" обратилось в администрацию г. Сергиев-Посада с заявлением об утверждении градостроительного плана указанного земельного участка (л.д.16).
Письмом от 27.04.2012 N 17-11/180-о администрация отказала заявителю в заявлении. В письме администрация указала, что подготовка и утверждение градостроительного плана не представляется возможным, так как на чертеже градостроительного плана не обозначена зона охраняемого природного ландшафта, водоохранная зона Скитских прудов и береговая полоса общего пользования.
Не согласившись с отказом, ООО "Областное управление инвестиций" обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Основанием для принятия решения суда о признании незаконными актов (действий, бездействия) администрации является одновременное несоответствие этих актов (действия, бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемыми актами (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованиям.
Согласно статье 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту.
В соответствии со статьей 41 ГрК РФ, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (часть 5 статьи 41 ГрК РФ).
Согласно части 1 статьи 44 ГрК РФ, подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства, земельным участкам.
В статье 45 ГрК РФ установлен порядок утверждения и выдачи документации:
Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
Согласно части 8.1 статьи 45 ГрК РФ, в случае, если в отношении земельного участка заключен договор аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства либо договор о развитии застроенной территории, подготовка документации по планировке территории в границах таких земельного участка или территории осуществляется лицами, с которыми заключены соответствующие договоры.
В случае поступления в уполномоченные органы местного самоуправления заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 настоящей статьи, такие органы в течение четырнадцати рабочих дней со дня поступления указанных заявлений обязаны принять решения о подготовке документации по планировке соответствующей территории (часть 9 статьи 45 ГрК РФ).
Согласно статье 46 ГрК РФ, решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 настоящего Кодекса.
Часть 17 статьи 46 ГрК РФ устанавливает, что в случае, если юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Распоряжением Главархитектуры МО от 03.12.2009 г. N 68 утверждены Методические рекомендации по подготовке, оформлению, утверждению и регистрации градостроительных планов земельных участков на территории Московской области" (далее - Методические рекомендации).
Согласно пунктам 3.2, 3.4 Методических рекомендаций, градостроительные планы земельных участков подготавливаются для застроенных или предназначенных для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельных участков. Градостроительные планы земельных участков являются одним из видов документации по планировке территории.
Пункты 5.1, 5.2 Методических рекомендаций установлено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется в соответствии с документами территориального планирования и правилами землепользования и застройки муниципальных образований на основании обращений заявителей о подготовке и выдаче градостроительных планов земельных участков. Подготовку, утверждение и выдачу градостроительных планов земельных участков обеспечивают органы архитектуры и градостроительства муниципальных образований, уполномоченные органами местного самоуправления на обеспечение подготовки и выдачи градостроительных планов земельных участков.
Согласно пунктам 5.3.1, 5.3.2 Методических рекомендаций, выдача градостроительных планов земельных участков по заявлению юридического или физического лица осуществляется в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса. К физическим и юридическим лицам, которые могут обращаться с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка, относятся правообладатели земельных участков или лица, в отношении которых принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
К заявлению на имя главы администрации о выдаче градостроительного плана земельного участка прилагаются копии следующих документов:
- правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы на земельный участок;
- документы, удостоверяющие личность заявителя (паспорт - для физического лица, свидетельство о регистрации - для юридического лица);
- документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя (при необходимости);
- кадастровый (межевой) план земельного участка, схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте.
Срок подготовки и выдачи градостроительных планов земельных участков составляет 30 дней со дня регистрации заявления о выдаче градостроительного плана земельного участка (пункт 5.3.4).
Согласно пункту 5.4.1 Методических рекомендаций, основанием для отказа в подготовке градостроительного плана является нарушение требований федерального законодательства, нормативно-правовых актов Московской области и органов местного самоуправления, нормативных требований, представление поддельных документов, документов, утративших силу, недействительных документов, отказ заявителя представить подлинные документы при отсутствии заверенных надлежащим образом копий.
Подготовка градостроительного плана является обязанностью органа местного самоуправления. Градостроительный план земельного участка не имеет статуса правоустанавливающего либо правоподтверждающего документа, может быть изготовлен применительно к любому земельному участку, как предназначенному для строительства, так и не подлежащему застройке. Градостроительный план содержит информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах поставленного на кадастровый учет земельного участка.
Обозначение на проекте градостроительного плана охранных и водоохранных зон законодательством не требуется, следовательно, их не обозначение не является предусмотренным действующим законодательством основанием для отказа в выдаче градостроительного плана. Таким образом, суд считает, что обжалуемым отказом нарушены права и законные интересы заявителя, в связи с чем, данный отказ является незаконным.
Оценив доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что доказательств нарушения заявителем требований законодательства, в том числе нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые могли бы быть основанием для отказа в выдаче градостроительного плана, не имеется, предусмотренных законом оснований для отказа в подготовке и выдаче градостроительного плана в действиях заявителя не установлено, правомерно обязал администрацию подготовить и выдать утвержденный градостроительный план земельного участка.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, ч. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03 октября 2012 г. Арбитражного суда Московской области по делу N А41-29466/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.Д. Александров |
Судьи |
Л.М. Мордкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-29466/2012
Истец: ООО "Областное управление инвестиций"
Ответчик: Администрация Сергиево-Посадского района
Третье лицо: Администрация муниципального образования Сергиево-Посадский район г. Сергиев Посад
Хронология рассмотрения дела:
05.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-996/13
29.04.2013 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-10148/12
07.02.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-996/13
28.11.2012 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-10148/12
03.10.2012 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-29466/12