г.Тула |
|
29 апреля 2013 г. |
Дело N А68-9855/2012 |
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тиминской О.А., судей Заикиной Н.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Орловой Е.А., при участии от заявителя - закрытого акционерного общества "Центргазтрубопроводстрой" (г. Тула, ИНН 7107057570, ОГРН 1027100971457) - Реутова Н.В. - представителя по доверенности от 14.01.13, Левина Н.Н. - представителя по доверенности от 25.10.12, от заинтересованного лица - государственного учреждения - Тульского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (г. Тула, ИНН 7107033629, ОГРН 1027100964945) - Чудесновой В.Г. - представителя по доверенности от 09.01.12, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Тульского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тульской области от 27.02.2013 по делу N А68-9855/2012 (судья Петрухина Н.В.), установил следующее.
Закрытое акционерное общество "Центргазтрубопроводстрой" (далее - заявитель, общество, ЗАО "Центргазтрубопроводстрой") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к государственному учреждению - Тульскому региональному отделению Фонда социального страхования (далее - заинтересованное лицо, фонд, региональное отделение) о признании незаконным решения от 10.10.2012 N 195 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), в виде штрафа в размере 49 094 рублей 60 копеек, предложения уплатить недоимку в сумме 245 472 рублей 99 копеек, пени на доначисленные страховые взносы в сумме 41 049 рублей 49 копеек.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 27.02.2013 заявленные обществом требования удовлетворены. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в рассматриваемом случае обеспечение питанием работников ЗАО "Центргазтрубопроводстрой" по смыслу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации нельзя отнести к заработной плате, поскольку установленная заявителем компенсация по бесплатному питанию работников, находящихся на объектах строительства, расположенных в местности, являющейся и приравненной на государственном уровне к районам Крайнего Севера, является мерой социального характера.
Включение компенсационных выплат, а равно, как и выплат социального характера, в оплату работников заявителя противоречит положениям статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, а следовательно, не может формировать объект обложения страховыми взносами.
Фонд подал апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, а также на неправильное применение норм материального права.
В обоснование жалобы региональное отделение указывает, что вывод суда первой инстанции о том, что страховые взносы начисляются на выплаты, производимые работникам, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей в соответствии с установленной работодателем системой оплаты труда, противоречит действующему в период с 2009 по 2010 год законодательству, а также судебной практике, поскольку в указанный период страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний начислялись на любые доходы.
Региональное отделение считает, что отождествление судом первой инстанции предоставления бесплатного питания с доходами в натуральной форме, образуемыми от использования преимуществами (привилегиями) противоречит Федеральному закону от 28.11.2009 N 297-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", а также Федеральному закону от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год", поскольку все доходы в натуральной форме относятся к категории доходы.
Учреждение обращает внимание на то обстоятельство, что стоимость питания в период с февраля 2009 года по декабрь 2011 года включалась заявителем в доход работников и облагалась налогом на доходы физических лиц, а с 2011 года общество облагает стоимость питания страховыми взносами.
Фонд считает, что выплаты, которые производятся работникам (либо определенной категории работников) и (или) осуществляются регулярно (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно и т.д.), по смыслу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации признаются частью системы оплаты труда.
Вместе с тем законодательство не связывает понятие "трудовой результат" с начислением страховых взносах, поскольку в силу статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации заработная платы выплачивается работнику за сам процесс выполнения трудовой функции, а следовательно вывод суда первой инстанции о том, что к объекту обложения страховыми взносами относятся выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат, противоречит действующему законодательству.
Кроме того, компенсационные выплаты в пользу работников не облагаются страховыми взносами только в том случае, если они прямо предусмотрены законодательством Российской Федерации и определяются Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765, который не подлежит расширительному толкованию. При таких обстоятельствах выплаты, которые не поименованы в указанном перечне облагаются страховыми взносами.
Поскольку предоставление работникам, осуществляющим трудовую деятельность в районах Крайнего Севера бесплатного питания не предусмотрено действующим законодательством и не входит в обязанность работодателя в силу чего не носит компенсационный характер, то затраты работодателя на стандартное питание работников не должны исключаться из базы облагаемой страховыми взносами на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
Стоимость питания подлежит включению в облагаемую страховыми взносами базу в связи с тем, что предоставление бесплатного питания обществом осуществляется по его собственной инициативе и представляет собой доход работников в натуральной форме.
Общество отзыв в материалы дела не представило.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Судом установлено, что на основании решения от 27.08.2012 N 308 н/с с 27.08.2012 по 31.08.2012 фондом проведена документальная выездная проверка общества по вопросам правильности исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2009 по 31.12.2011.
В результате проведенной проверки учреждение выявило занижение обществом облагаемой базы для начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2009 по 31.12.2010 на сумму 245 472 рублей 99 копеек в результате невключения в базу для начисления страховых взносов доходов в неденежной форме в виде получения работниками бесплатного питания.
Выявленные фондом в ходе проверки нарушения зафиксированы в акте документальной выездной проверки от 05.09.2012 N 301 н/с.
Общество 13.09.2012 представило в региональное отделение возражения от 12.09.2012 N 1228 по акту документальной выездной проверки страхователя.
Рассмотрев акт проверки от 05.09.2012 N 301 н/с и возражения от 12.09.2012 N 1228, региональное отделение приняло решение от 10.10.2012 N 195 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ, в виде штрафа в сумме 49 094 рублей 60 копеек, а также предложило обществу уплатить недоимку за 2009 - 2010 годы в сумме 245 472 рублей 99 копеек, пени, начисленные на задолженность по уплате страховых взносов за период с 2009 по 2011 годы, в сумме 41 049 рублей 49 копеек.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу статьи 3 Закона N 125-ФЗ страховой взнос - обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику.
Страховой тариф - ставка страхового взноса, исчисленная исходя из сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам и включаемых в базу для начисления страховых взносов.
В соответствии со статьей 5 Закона N 125-ФЗ обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат, в частности, физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем.
Расчетная база для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2009 году определялась на основании статьи 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) (в редакции, действовавшей до 31.12.2009).
Так, согласно пункту 1 статьи 20 Закона N 165-ФЗ (в указанной редакции) расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 2 статьи 20 Закона N 165-ФЗ).
Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 20 Закона N 165-ФЗ).
В 2010 году расчетная база для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определялась следующим образом.
В соответствии со статьей 20 Закона N 165-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2010 по настоящее время) уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Так, в силу статьи 1 Федерального закона от 28.11.2009 N 297-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" установлено, что в 2010 году и в плановый период 2011 и 2012 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 года N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год" (далее - Закон N 179-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона N 179-ФЗ для страхователей страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска.
В соответствии с пунктом 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 (далее - Правила), в редакции, действовавшей до 31.12.2010, установлено, что страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду страхователем, а в соответствующих случаях - на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору.
С учетом изложенного расчетной базой для начисления страховых взносов в период 2009 - 2010 годы в соответствии с положениями законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, являлась начисленная по всем основаниям оплата труда (доход) работников, в частности, внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с пунктом 4 Правил страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765.
По смыслу положений статьи 20 Закона N 165-ФЗ в редакциях, действующих в период спорных отношений, иные источники доходов включаются в расчетную базу в случае прямого указания на это в законе.
С учетом изложенного, поскольку законодательством о социальном страховании, действующим в спорный период, не установлено, что страховой взнос исчисляется с любых доходов, выплачиваемых работодателем своим работникам, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Перечень устанавливает исключения не из любых доходов, полученных физическими лицами, а из выплат, начисленных работникам в качестве оплаты труда.
Как справедливо отмечено судом первой инстанции, основанием для начисления страховых взносов по указанному виду социального страхования являются выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат, в частности исполнение служебных обязанностей, выполнение работ, оказание услуги.
Предоставляемые работодателем своим работникам блага в случаях, не предусмотренных законом, только тогда включаются в базу для исчисления страховых взносов в Фонд социального страхования, когда с учетом обстоятельств конкретного дела такие блага могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей).
При этом сам по себе факт наличия трудовых отношений между заявителем и его работниками не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются данным работникам, представляют собой оплату их труда.
По указанным основаниям довод подателя апелляционной жалобы о том, что страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний начисляются на любые доходы работника, отклоняется судом апелляционной инстанции как основанный на неверном толковании норм законодательства о социальном страховании, действующих в период спорных отношений.
Из материалов дела установлено, что 10.11.2008 в целях урегулирования вопроса по обеспечению бесплатным питанием работников находящихся на объектах строительства, и.о. директора ЗАО "Центргазтрубопроводстрой" издал приказ N 338/1 "О порядке обеспечения работников общества бесплатным питанием".
Указанным приказом утверждено положение "О порядке обеспечения работников, находящихся на объектах строительства, бесплатным питанием".
В силу пунктов 2 - 6 названного положения право на получение бесплатного питания предоставляется работнику в обмен на талон установленной формы. Выдача талонов работникам носит не обязательный характер и не зависит ни от сложности, ни от характера выполняемой им работы. Талоны выдаются работнику по его обращению. Работникам, работающим в ночную смену, выдаются талоны на получение сухих пайков. Стоимость талонов не относится к оплате труда, не включается в фонд отплаты труда общества и никак не связано с результатами выполнения работником своих трудовых обязанностей. В бухгалтерском учете вся стоимость питания относится на расходы, не принимаемые для целей налогообложения.
Во исполнение вышеуказанного приказа и положения "О порядке обеспечения работников, находящихся на объектах строительства, бесплатным питанием" ЗАО "Центргазтрубопроводстрой" (далее - заказчик) 15.09.2008 заключило договор N 73/2-08 с ООО "Севергазторг" (далее - исполнитель), согласно которому исполнитель обязуется предоставлять услуги по организации торговли и общественного питания, а заказчик - оплачивать указанные услуги по условиям настоящего договора.
Перечень мест оказания услуг по организации общественного питания и торгового обслуживания общества определен приложением от 15.09.2008 N 1 к названному договору и дополнительным соглашением от 19.04.2010 N 2, а именно:
- с 15.09.2008 - котлопункт-столовая, расположенная по адресу: Республика Коми, Сосногорский район, н.п. Малая пера (приложение N 1 к договору от 15.09.2008 N 73/2-08);
- с 19.04.2010 - столовая N 18, расположенная по адресу: Республика Коми, Сосногорский район, н.п. Малая Пера, а также столовая N 19, расположенная по адресу: Республика Коми, Сосногорский район, п. Ираель, вахтовый поселок ЗАО "Центргазтрубопроводстрой" (дополнительное соглашение от 19.04.2010 N 2 к договору от 15.09.2008 N 73/2-08).
В силу пункта 4 названного договора стоимость и порядок оплаты услуг определяется протоколом соглашения о договорной цене (приложение N 2 к договору от 15.09.2008 N 73/2-08) и включает, в частности, расходы: связанные с организацией общественного питания и торговли при вахтовом методе работы; с содержанием помещений и работников (услуги связи, техническое обслуживание оборудования, медосмотр и др.); по доставке грузов транспортом исполнителя или арендованным им транспортом в местах дислокации исполнителя по фактическим затратам; связанные с оплатой труда работников в местах оказания услуг по фактическим затратам; по оплате труда (по отдельным соглашениям), связанной с организацией мероприятий заказчика (при условии проведения мероприятий сверх установленной нормы рабочего времени); накладные расходы (содержание административно-управленческого персонала и торгово-закупочной базы). Затраты определяются по фактическому розничному товарообороту мест оказания услуг в общем объеме розничного товарооборота. В стоимость услуг включается рентабельность в размере 10 % от товарооборота мест оказания услуг.
Согласно протоколу соглашения о договорной цене на период с 15.09.2008 по 14.09.2009 (приложение N 2 к договору от 15.09.2008 N 73/2-08) размер перечисленных денежных средств за питание работников (300 человек) производится из расчета 180 рублей в день (обед и ужин) за 1 работника. При условии, что количество питающихся будет составлять не менее 300 человек, все издержки по организации питания ООО "Севергазторг" берет на себя.
В случае, если количество питающихся менее 300 человек, оплата труда производится по фактической численности (но не менее 100 человек), при этом заказчиком дополнительно возмещаются расходы, связанные с организацией торговли и общественного питания в соответствии с пунктом 4.2 указанного договора, подтвержденные расчетами и документально, при этом общая сумма оплаты не должна превышать стоимости питания 300 человек.
При этом выдаваемые ЗАО "Центргазтрубопроводстрой" своим сотрудникам талоны на питание не содержат указание на их стоимость.
Как следует из материалов дела, ежедневный учет, предоставляемых сотрудникам ЗАО "Центргазтрубопроводстрой" талонов на питание осуществлялся исполнителем ООО "Сергазторг" на основании представленных в материалы дела актов выполненных работ за период с 01.07.2009 по 14.07.2009.
На основании указанных актов, содержащих сведения о количестве использованных (предъявленных в столовой) талонов, ООО "Севергазторг" производило расчет общей стоимости услуг питания в соответствующем периоде каждого месяца, исходя из стоимости питания в день, согласованного сторонами по договору от 15.09.2009 N 73/2-08 (акты на списание питания сотрудников ЗАО "Центргазтрубопроводстрой" за следующие периоды: с 01.07.2009 по 15.07.2009; с 15.07.2009 по 31.07.2009; с 01.06.2010 по 15.06.2010; с 15.06.2010 по 30.06.2010; с 01.06.2010 по 15.06.2010; с 16.06.2010 по 30.06.2010).
Данные акты подписывались сторонами договора и являлись основанием для составления сводных актов с указанием общей стоимости предоставленных услуг по каждой точке общественного питания, а именно: актов на списание питания с 01.07.2009 по 15.07.2009; с 15.07.2009 по 31.07.2009; с 01.06.2010 по 15.06.2010 (котлопункт п. Ираель); с 15.06.2010 по 30.06.2010 (котлопункт п. Малая Пера); с 01.06.2010 по 15.06.2010 (котлопункт п. Малая Пера); с 16.06.2010 по 30.06.2010 (котлопункт п. Ираель).
На основании указанных актов составлялись акты оказанных услуг с указанием общей стоимости оказанных услуг в определенный период, по которым осуществлялись расчеты между сторонами по договору и принимались к учету расходы в бухгалтерском учете, что подтверждается актами: от 17.06.2010 N 1495 на списание питания за период с 01.06.2010 по 15.06.2010 (котлопункт п. Ираель - столовая N 19); от 17.06.2010 N1496 на списание питания за период с 01.06.2010 по 15.06.2010 (котлопункт п.Малая Пера - столовая N 18); от 30.06.2010 N 1593 на списание питания за период с 15.06.2010 по 30.06.2010 (котлопункт п. Ираель - столовая N 19); от 30.06.2010 N 1609 на списание питания за период с 16.06.2010 по 30.06.2010 (котлопункт п.Малая Пера - столовая N 18).
ЗАО "Центргазтрубопроводстрой" в силу пункта 4.2 договора от 15.09.2008 N 73/2-08 возмещало ООО "Севергазторг" фактические расходы по организации услуг по торговли и общественного питания при количестве обслуживаемых человек менее 300 в день.
Данное обстоятельство подтверждается следующими актами: от 31.07.2009 N 522 за июль 2009 года; от 30.06.2010 N 424 за июнь 2010 года.
Из оборотно-сальдовых ведомостей по счету N 91.2 за 2009 и 2010 годы следует, что расходы на питание работников полностью учитывались в бухгалтерском учете в составе прочих доходов и расходов отчетного периода и не принимались в налоговом учете при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции справедливо отметил, что работник, получая талон на питание, не имеет возможности оценить сумму безвозмездно полученного им дохода, поскольку стоимость питания для конкретного работника в талоне не определена.
В силу того, что сумма стоимости разового (ежедневного) питания работника согласовывается исключительно ЗАО "Центргазтрубопроводстрой" в договоре с организацией, оказывающей услуги питания (в данном случае, ООО "Севергазторг"), работник, получая талон от ЗАО "Центргазтрубопроводстрой", получает только возможность воспользоваться услугой на бесплатное питание.
В соответствии с пунктом 10 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765, действовавшим до 01.01.2011, страховые взносы не начисляются на суммы, выплачиваемые работникам в возмещение расходов, и иные компенсации (в том числе надбавки к компенсации взамен суточных), выплачиваемые им в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации, а также документально подтвержденные фактические расходы (сверх норм) по найму жилого помещения в связи со служебными командировками, переводом, приемом или направлением на работу в другую местность; стоимость рациона бесплатного питания, выдаваемого работникам в случаях и размерах, установленных законодательством Российской Федерации; суммы, выплачиваемые в возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей.
Трудовым кодексом Российской Федерации установлено два вида выплат работникам: заработная плата (статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации) и компенсации (главы 24 - 28, статья 164 Трудового кодекса) и, соответственно, два вида компенсационных выплат: включаемые в заработную плату и непосредственно компенсации.
В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом компенсации по смыслу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей.
К выплатам, входящим в состав заработной платы, относятся выплаты, оплата в повышенном размере труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда (статья 146 Трудового кодекса Российской Федерации).
В статье 147 Трудового кодекса указано, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
Перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда определяется Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Повышение заработной платы по указанным основаниям производится по результатам аттестации рабочих мест. Конкретные размеры повышенной заработной платы устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором, трудовым договором.
Следовательно, выплаты, предусмотренные статьей 146, 147 Трудового кодекса Российской Федерации, являются составной частью заработной платы работников.
Второй вид компенсационных выплат определен статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации, которая содержит понятие компенсаций, под которыми понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Эти выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.
В силу статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации каждый работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
Таким образом, трудовое законодательство (статья 219 Трудового кодекса Российской Федерации) допускает возможность установления двух видов компенсационных выплат за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
При этом выплата, производимая обществом работникам за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, начисляемая помимо надбавки к заработной плате, предусмотренной статьей 129, 146, 147 Трудового кодекса Российской Федерации, является компенсационной в смысле, придаваемом статьей 164 Трудового кодекса, не включается в заработную плату и призвана компенсировать затраты, работника, связанные с исполнением им трудовых функций в условиях, отличных от нормальных, в связи с чем не подлежит обложению страховыми взносами по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Поскольку талоны на бесплатное питание выдавались обществом лишь работникам, находящимся на объектах строительства, расположенных в местностях, являющихся и приравненных к района Крайнего Севера, то в данном случае в основе установления обществом дополнительных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, являются обстоятельства, связанные с осуществлением ими трудовой деятельности в суровых климатических условиях. Главной целью заявителя в предоставлении таких гарантий и компенсаций является компенсирование влияния повышенных в суровых климатических условиях негативного воздействия климатических факторов на здоровье своих работников, а, следовательно, установленная заявителем компенсация по бесплатному питанию работников, находящихся на объектах строительства, расположенных в местности, являющейся и приравненной на государственном уровне к районам Крайнего Севера, является мерой социального характера.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявленные обществом требования подлежат удовлетворению, поскольку выдача талонов на бесплатное питание осуществлялась только по обращению работников, находящихся на объектах строительства, расположенных в районах Крайнего Севера, носила необязательный характер и не являлась оплатой труда за исполнение работником своих трудовых обязанностей, то в силу этого не может формировать объект обложения страховыми взносами.
Отклоняя довод подателя жалобы о том, что объектом обложения в спорный период являлись любые доходы работников, выплаченные (перечисленные) страхователем в пользу застрахованного в рамках трудовых отношений, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что норма, предусматривающая такой порядок определения страховой базы вступила в силу с 01.01.2011.
Ссылка регионального отделения на то, что стоимость бесплатного питания представляет собой доход работника в натуральной форме, является несостоятельной в силу следующего.
Определение понятия "доходы" содержит статья 41 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которой в качестве таковых признаются экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.
Согласно положениям части 2 статьи 211 Налогового кодекса Российской Федерации к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся: 1) оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика; 2) полученные им товары, выполненные (оказанные) в его интересах работы (услуги) на безвозмездной основе или с частичной оплатой; 3) оплата труда в натуральной форме.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно указал, что на законодательном уровне доходы в натуральной форме делятся исходя из условий и обстоятельств их получения на доходы, образуемые от пользования преимуществами (привилегиями), и доходы, полученные вследствие выполнения трудовой функции.
В данном случает предоставление бесплатного питания является доходом в натуральной форме, образуемым от пользования преимуществами (привилегиями), в силу чего не может расцениваться в качестве объекта обложения страховыми взносами от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в рассматриваемый период.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
Выводы суда первой инстанции соответствуют судебной практике, в т.ч. постановлениям ФАС УО от 10.10.12 N Ф09-9486/12, ФАС ДО от 30.05.12 N Ф03-1636/12.
Нарушения норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 27.02.2013 по делу N А68-9855/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.А. Тиминская |
Судьи |
Е.Н. Тимашкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-9855/2012
Истец: ЗАО "Центргазтрубопроводстрой"
Ответчик: ГУ-Тульское региональное отделение ФСС РФ
Хронология рассмотрения дела:
13.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2358/13
29.04.2013 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1676/13
08.04.2013 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1676/13
27.02.2013 Решение Арбитражного суда Тульской области N А68-9855/12