Перспективы налоговых льгот в игорных зонах
Открытие игорных зон уже не за горами, и некоторые операторы игорной индустрии уже подали заявки на участие в реализации отдельных проектов игорных зон. На сегодняшний день официально созданы три резервации из четырех - "Азов-Сити" на границе Краснодарского края и Ростовской области, "Янтарная" в Калининграде и "Сибирская монета" на Алтае. Приморская игорная зона пока находится в процессе "создания", под которым понимается лишь выделение земельных участков и небольшой доли бюджетных средств для оснащения отечественных лас-вегасов необходимой инфраструктурой.
Организаторы азартных игр не спешат вкладывать деньги и переезжать на выделенные территории, которые пока не ассоциируются с игорными зонами. Взвешивая все за и против, игорные заведения анализируют различные нюансы игорной деятельности в "азартных" резервациях, вопрос налогообложения занимает среди них не последнее место. Возможно ли установление в игорных зонах налоговых льгот и дифференцированных налоговых ставок для игорных заведений? Ответ на этот вопрос рассмотрим на примере Письма Минфина РФ от 20.11.2007 N 03-05-05-02/72, в котором чиновники выбрали самую сложную ситуацию по установлению налоговых льгот на территории игорной зоны, включающей в себя территории нескольких субъектов РФ.
О налоговых льготах
Налоговые льготы и основания для их использования являются необязательными элементами налогообложения, о которых говорится в ст. 56 НК РФ. Налогоплательщики, в том числе организаторы азартных игр, нечасто обращаются к первой части Налогового кодекса, поэтому нелишне напомнить, что признается налоговыми льготами. Это предусмотренные законодательством для отдельных категорий налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими лицами, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.
Нормы, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера (п. 1 ст. 56 НК РФ). Поэтому в приведенном определении налоговых льгот Минфин обращает внимание на обобщенное понятие "категория налогоплательщиков". В Налоговом кодексе оно не определено, поэтому чиновники исходят из сущности рассматриваемого понятия, считая, что в каждой конкретной категории налогоплательщиков отражаются наиболее общие признаки и существенные свойства, характерные только для соответствующей группы. Для организаторов азартных игр характерно то, что они являются юридическими лицами, зарегистрированными в установленном порядке на территории РФ, и занимаются игорным бизнесом. По смыслу разъяснения Минфина названные лица могут быть объединены в отдельную категорию налогоплательщиков, имеющих право на налоговые льготы при условии, если последние установлены действующим законодательством.
Налоговые льготы устанавливаются и отменяются (п. 3 ст. 56 НК РФ):
- по федеральным налогам и сборам - Налоговым кодексом;
- по региональным налогам - НК РФ и (или) законами субъектов РФ о налогах;
- по местным налогам - НК РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).
Кроме этого, при установлении налога, в частности налоговых ставок и налоговых льгот, следует соблюдать основополагающие принципы законодательства о налогах и сборах, в том числе:
- всеобщности и равенства налогообложения;
- необходимости учета фактической способности налогоплательщика к уплате налога;
- недопустимости налогов, имеющих дискриминационный характер и препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав или нарушающих единое экономическое пространство РФ;
- налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
От принципов перейдем к полномочиям органов власти в части установления налоговых льгот для налогоплательщиков, в том числе организаторов азартных игр.
О полномочиях региональных и местных органов власти
Полномочия региональных властей и представительных органов муниципальных образований по установлению региональных и местных налогов определены НК РФ. В компетенции региональных и местных властей находятся решения таких вопросов, как налоговые ставки и налоговые льготы, основания и порядок применения налоговых льгот по региональным и местным налогам (ст. 12, 53 НК РФ).
При этом порядок реализации прав, предоставленных субъектам РФ налоговым законодательством, в игорных зонах, включающих в себя части территорий нескольких субъектов РФ, определяется на основании соглашения, заключаемого между органами государственной власти соответствующих регионов. Как применить эту норму ч. 6 ст. 9 Закона об организации и проведении азартных игр, чиновники не поясняют. До чего договорятся органы власти регионов, на территории которых располагается игорная зона? Пойдут ли они на то, чтобы установить льготы на всей территории игорной зоны, включающей в себя территории двух регионов? К сожалению, в Письме Минфина РФ N 03-05-05-02/72 не сказано об этом ни слова, нет разъяснений и в налоговом законодательстве.
Остается только надеяться, что региональные власти не будут делить "налоговую" целостность игорной зоны и установят налоговые ставки и льготы, одинаковые для всех организаторов азартных игр на территории игорной зоны, включающей несколько регионов. В тех игорных зонах, которые находятся на территории одного субъекта РФ, региональным властям проще. Им не нужно договариваться с "соседом", они могут самостоятельно установить налоговые льготы по региональным налогам, например по транспортному налогу и налогу на имущество организаций, руководствуясь нормами глав Налогового кодекса. В части местных налогов, таких как земельный налог и налог на имущество физических лиц, полномочия представительных органов муниципальных образований установлены гл. 31 НК РФ и Законом N 2003-1*(1). Вместе с Минфином рассмотрим, возможно ли установление льготы по каждому из перечисленных налогов.
Транспортный налог
Региональные власти вправе определять налоговые ставки по транспортному налогу организаций в пределах, установленных гл. 28 НК РФ, а также предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
По какому признаку могут устанавливаться льготы по транспортному налогу? Чиновники обращаются к нормам ст. 361 НК РФ, в которой определен порядок установления налоговых ставок по транспортному налогу. Ставки зависят от мощности двигателя, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя, которые могут быть уменьшены региональными законами, но не более чем в пять раз. Установление дифференцированных налоговых ставок допускается исключительно в отношении категории транспортных средств, а также с учетом срока их полезного использования. Исходя из этого чиновники делают вывод о том, что нормами гл. 28 НК РФ право устанавливать дифференцированные налоговые ставки по транспортному налогу по территориальному признаку органам власти субъектов РФ не предоставлено. Иными словами, игорные заведения вряд ли могут надеяться на налоговые льготы в игорных зонах по транспортному налогу.
Впрочем, организаторы азартных игр не относятся к числу тех компаний, которые обременены обязательствами по транспортному налогу. Они могут уплачивать его только в случае наличия зарегистрированных транспортных средств, используемых по прямому предназначению. В случае использования автомобиля в "азартных" целях, например, в качестве приза, разыгрываемого между участниками игр, обязательств по уплате транспортного налога, так же как и по регистрации авто, у игорного заведения не возникает (Постановление ФАС СЗО от 26.07.2007 N А05-10494/2006-18).
Налог на имущество
Налог на имущество организаций. В части этого налога, так же как в части рассмотренного выше транспортного налога, нормы Налогового кодекса не предоставляют региональным властям право устанавливать дифференцированные налоговые ставки по территориальному признаку. В то же время п. 2 ст. 380 НК РФ допускается установление дифференцированных ставок по налогу на имущество организаций в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе в отношении организаторов азартных игр и имущества, используемого для осуществления "азартной" деятельности. Тем самым чиновники допускают, что с налогом на имущество игорным заведениям может повезти, если органы власти субъектов РФ отнесут их к категории льготников.
Налог на имущество физических лиц. По поводу льгот по этому налогу, относящемуся к категории местных налогов, чиновники немногословны. Органы местного самоуправления могут дифференцировать ставки налога на имущество физических лиц в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования, целевого назначения и по иным критериям (п. 1 ст. 3 Закона N 2003-1). Открытый перечень оснований для введения различных ставок по налогу дает местным властям достаточно свободы, чтобы установить налоговые льготы по указанному налогу и основания для их использования. Не исключено, что в числе льготников окажется организатор азартных игр, выступающий в качестве физического лица - собственника имущества, признаваемого объектом налогообложения. Но шансов не платить налог или платить его по пониженным ставкам у организатора азартных игр, выступающего в роли физического лица, немного, так как использование и целевое назначение "азартного" имущества не из тех "социально-имущественных" оснований, дающих право на льготное налогообложение такого имущества физических лиц.
Земельный налог
Устанавливая земельный налог, органы власти могут вводить налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 387 НК РФ).
Представительные органы муниципальных образований вправе устанавливать дифференцированные налоговые ставки по земельному налогу в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (п. 2 ст. 394 НК РФ). Далее чиновники указывают на то, что исчерпывающий перечень категорий земель в РФ в зависимости от их целевого назначения устанавливается федеральным законом (ст. 7 Земельного кодекса РФ). Поскольку в указанный перечень не включены земельные участки, расположенные в игорных зонах, установление для таких земельных участков дифференцированных налоговых ставок по земельному налогу гл. 31 НК РФ не предусмотрено.
Но не все потеряно - определение вида разрешенного использования земельных участков в соответствии с Земельным кодексом и Градостроительным кодексом осуществляется на основании правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований, разработанных соответствующими органами местного самоуправления. Это позволяет чиновникам сделать вывод о том, что все-таки возможно установление дифференцированных налоговых ставок по земельному налогу в отношении земельных участков, расположенных в игорной зоне. Главное - решить вопрос с видами разрешенного землепользования того или иного участка, которые позволяют уплачивать земельный налог по пониженным ставкам. Но окончательного и ясного ответа чиновники не дают, указывая на то, что по вопросу правомерности вида разрешенного использования в отношении земельных участков, расположенных в игорной зоне, следует обращаться в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.
В заключительной части письма финансового ведомства говорится о возможности введения пониженной ставки налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ. Но организаторов азартных игр это вряд ли заинтересует. Они не являются плательщиками налога на прибыль и не занимаются реализацией инвестиционных проектов, в отношении доходов которых финансовое ведомство допускает применение пониженной ставки. О налоге на игорный бизнес финансовое ведомство умалчивает, хотя для организаторов азартных игр это самое существенное обязательство перед бюджетом. Объясняется это просто - гл. 29 НК РФ не предоставляет местным органам власти права устанавливать льготы по "азартному" налогу. Можно лишь "играть" на ставках, которые с каждым годом местные органы власти лишь повышают. Какими же будут налоговые ставки в игорных зонах? Очевидно, не меньше тех, что предусмотрены для всех организаторов азартных игр положениями гл. 29 НК РФ.
М.В. Семенов
"Игорный бизнес: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, март-апрель 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Закон РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"