Тула |
|
29 апреля 2013 г. |
Дело N А62-6745/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.04.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.04.2013.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Байрамовой Н.Ю. и Тиминской О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Орловой Е.А., в отсутствие заявителя - индивидуального предпринимателя Каспарова Сергея Рафаэловича (Смоленская область, г. Гагарин, ОГРН 304672315700026, ИНН 672300194489), и административного органа - главного управления МЧС России по Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН 1046758334897, ИНН 6730054754), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главного управления МЧС России по Смоленской области главного управления МЧС России по Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 16.11.2012 по делу N А62-6745/2012, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Каспаров Сергей Рафаэлович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления должностного лица главного управления МЧС России по Смоленской области (далее - управление) о наложении административного взыскания за нарушение требований в области пожарной безопасности от 27.09.2012 N 65, в соответствии с которым предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 16.11.2012 заявление удовлетворено.
Судебный акт мотивирован тем, что внеплановая проверка предпринимателя, по результатам которой он привлечен к административной ответственности, проведена административным органом при отсутствии оснований, предусмотренных статьей 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Не согласившись с принятым решением, управление обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что внеплановая проверка проводилась совместно с Гагаринской межрайонной прокуратурой. Требования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" административным органом были соблюдены.
Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебное заседание, участвующие в деле лица, извещенные о месте и времени его проведения надлежащим образом, не явились, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, предприниматель на основании договора от 20.11.2011 N 12, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "Динамик" (далее - общество), является арендатором нежилого помещения общей площадью 49, 4 кв. м, расположенного на 1 этаже корпуса 1 здания, находящегося по адресу: г. Гагарин Смоленской области, ул. Гагарина, д. 16, принадлежащего обществу на праве собственности.
В управление 28.08.2012 поступило обращение гражданки Бутенко Е.И. с просьбой провести внеплановую проверку двух магазинов, расположенных в вышеуказанном здании в связи с имеющимися нарушениями требований пожарной безопасности.
Для проверки фактов, изложенных в вышеуказанном обращении, начальником отдела надзорной деятельности Гагаринского, Новодугинского и Сычевского районов управления издано распоряжение (приказ) от 10.09.2012 N 318 о проведении в отношении общества внеплановой проверки.
Управлением 10.09.2012 в Гагаринскую межрайонную прокуратуру направлено заявление N 755-2-13-30 о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в отношении общества, находящегося по адресу: Смоленская область, г. Гагарин, ул. Гагарина, д. 16 в связи с возникновением угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Исполняющий обязанности Гагаринского межрайонного прокурора 11.09.2012 подписал решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки на основании распоряжения (приказа) от 10.09.2012 N 318.
Результаты проверки, проведенной в отношении общества, оформлены актом от 24.09.2012, из которого следует, что управлением выявлены следующие нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами:
- пожарные щиты на территории общества не доукомплектованы пожарным инвентарем и огнетушителями;
- пожарный кран на первом этаже при входе в административный корпус без ящика, полностью разукомплектован;
- часть осветительных приборов эксплуатируется со снятыми защитными колпачками;
- в здании и торговых рядах на путях эвакуации расположены витрины и манекены;
- в помещениях, арендуемых индивидуальными предпринимателями Каспаровым С.Р. и Красновым М.О., отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре;
- в помещении продуктового рынка пожарные рукава не присоединены к пожарному крану и пожарному стволу;
- не произведена проверка качества огнезащитной обработки (пропитки).
В проведенной в отношении общества в период с 13.09.2012 по 24.09.2012 проверки управлением составлен акт от 18.09.2012 в отношении предпринимателя, в соответствии с которым выявлено нарушение им пункта 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390.
На основании данного акта заместителем Гагаринского межрайонного прокурора вынесено постановление от 27.09.2012 о возбуждении в отношении предпринимателя дела об административном правонарушении.
Указанное постановление направлено на рассмотрение в управление, которым 27.09.2012 вынесено постановление N 65 о привлечении предпринимателя к административной ответственности на основании части 3 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что внеплановая проверка предпринимателя, по результатам которой он привлечен к административной ответственности, проведена административным органом при отсутствии оснований, предусмотренных статьей 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Судебная коллегия согласна с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указывается, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Из материалов дела усматривается, что проверка в отношении предпринимателя была проведена в отсутствие какого-либо из вышеприведенных оснований.
Приказ либо распоряжение руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении в отношении предпринимателя административным органом в материалы дела не представлен.
Распоряжение (приказ) управления от 10.09.2012 N 318 основанием для проведения внеплановой проверки предпринимателя являться не может, поскольку им инициирована проверка соблюдения требований пожарной безопасности обществом.
Не может служить таким основанием и обращение гражданки Бутенко Е.И. с просьбой провести внеплановую проверку двух помещений магазинов, расположенных в принадлежащем обществу здании.
Из материалов дела не усматривается, что поводом для проведении проверки послужило обращение гражданина в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Не оспаривается указанное обстоятельство и самим административным органом.
При этом в акте проверки от 18.09.2012 ссылка на основание проведение проверки отсутствует.
В силу положений части 16 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 данной статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
В материалах дела отсутствуют доказательства, что предприниматель в установленный срок был поставлен в известность о проведении в отношении него проверки.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно расценил указанные нарушения, допущенные административным органом, в качестве грубых и пришел к правильному выводу, что результаты проверки не могут являться доказательствами совершения предпринимателем вменяемого ему административного правонарушения.
Ссылка управления на то, что внеплановая проверка проводилась совместно с Гагаринской межрайонной прокуратурой, поскольку наличие требования прокуратуры о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям без издания соответствующего приказа (распоряжения) административного органа не является основанием для проведения внеплановой проверки.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 16.11.2012 по делу N А62-6745/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Заикина |
Судьи |
Н.Ю. Байрамова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-6745/2012
Истец: ИП Каспаров С.Р.
Ответчик: Отдел надзорной деятельности Гагаринского, Новодугинского и Сычевского районов УНД ГУ МЧС России по Смоленской области
Третье лицо: ГУ МЧС России по Смоленской области
Хронология рассмотрения дела:
29.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2297/13
29.04.2013 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1618/13
04.04.2013 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1618/13
16.11.2012 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-6745/12