г. Челябинск |
|
29 апреля 2013 г. |
Дело N А07-18702/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2013 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Карпачевой М.И., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Лаврентьева Александра Петровича на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.02.2013 по делу N А07-18702/2012 (судья Вальшина М.Х.).
Индивидуальный предприниматель Лаврентьев Александр Петрович (далее - ИП Лаврентьев А.П., заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным отказа Администрации городского округа города Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация) в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:55:01108:222, расположенного по адресу г. Уфа, Кировский район, Кузнецовский затон, площадью 3252 кв. м, и обязании Администрации направить ему проект договора купли-продажи земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление архитектуры и градостроительства городского округа города Уфа Республики Башкортостан (далее - Главное управление архитектуры).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.02.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
С вынесенным решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ИП Лаврентьев А.П. (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции о наличии оснований для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность предпринимателя, предусмотренных пунктом 8 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества". Указывает на отсутствие доказательств расположения испрашиваемого к выкупу заявителем земельного участка в границах существующих красных линий, а также осуществления его резервирования на основании утвержденного в установленном порядке проекта планировки и межевания территории. По мнению апеллянта, представленная Администрацией схема размещения зарезервированных земельных участков, к числу перечисленных документов, не относится.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ИП Лаврентьеву А.В. на праве собственности принадлежит недвижимое имущество "складская база", расположенная по адресу г. Уфа, Кировский район, ул. Кузнецовский затон. Государственная регистрация права собственности на недвижимое имущество произведена 12.03.2010 (свидетельство о государственной регистрации права N 04 АВ 526665 от 12.03.2010 на л. д. 16).
Указанный объект недвижимого имущества расположен на земельном участке, имеющим кадастровый номер 02:55:01108:222, площадью 3252 кв. м сформированном 10.11.2011. Разрешенным видом использования земельного участка является размещение складской базы (кадастровый паспорт на л. д. 52). Кадастровый паспорт земельного участка содержит сведения о том, что предыдущим кадастровым номером земельного участка является номер 02:55:01108:77.
Постановлением Главы Администрации городского округа город Уфа от 24.10.2011 N 5976 земельный участок с кадастровым номером 02:55:01108:77, занимаемый складской базой, предоставлен в аренду ИП Лаврентьеву А.П. сроком на 3 года (л. д. 17). Постановлением Администрации городского округа город Уфа от 17.04.2012 N 1317 в постановление N 5976 внесены изменения в части кадастрового номера участка 02:55:01108:77 на 02:55:01108:222. Кроме того, изменен вид разрешённого использования с "для строительства складской базы" на "занимаемый складской базой" (л. д. 18).
В соответствии с сообщением Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Башкортостан, по состоянию на 26.06.2012, сведения о зарегистрированных правах на земельный участок 02:55:01108:222 отсутствуют (л. д. 14).
28.06.2012 предприниматель обратился к Администрации с заявлением (вх. N 01-02-18365 от 28.06.2012) о предоставлении в собственность за плату вышеуказанного участка.
Письмом от 23.07.2012 исх. N Л-9117 Администрация отказала ИП Лаврентьеву А.П. в предоставлении земельного участка в собственность на основании пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, указав на нахождение испрашиваемого участка в границах красных линий (л. д. 15).
Ссылаясь на наличие предусмотренного статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации права собственника зданий и сооружений на приобретение занятого строениями земельного участка в собственность и нарушение такого права принятием решения об отказе в предоставлении земельного участка, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При рассмотрении спора суд первой инстанции признал, что, несмотря на отсутствие указания о резервировании для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером 02:55:011108:222, имеющиеся в деле доказательства позволяют установить частичное расположение земельного участка в границах красных линий улицы Богородская. В силу чего земельный участок относится к землям общего пользования, приватизация которых невозможна в силу прямого запрета, установленного законом. Сделав вывод о правомерности решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность ИП Лаврентьева А.В., предусмотренных пунктом 8 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, суд отказал в удовлетворении заявленных предпринимателем требований.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия усматривает наличие оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, его принявший.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, перечень которых утвержден Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Кодекса).
Статья 28 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Аналогичные положения о том, что отчуждению не подлежат земельные участки, находящиеся в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, содержатся в статье 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Согласно статье 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов. Резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов допускается на срок до двадцати лет.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 было утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.
В силу пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд", решение о резервировании земель должно содержать: цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель; ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель; сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.
Частью 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 8 статьи 28 Закона о приватизации определено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон, и не подлежат приватизации.
Содержание приведенных выше норм, применительно к фактическим обстоятельствам настоящего спора, позволяет сделать вывод о том, что правомерность отказа в предоставлении ИП Лаврентьеву А.П. земельного участка, занятого принадлежащим ему объектом недвижимости, находится в зависимости от предоставления органом местного самоуправления доказательств резервирования испрашиваемого земельного участка либо расположения его на земельном участке общего пользования.
Из сообщения Совета городского округа город Уфа от 06.08.2012 усматривается, что резервирование земельного участка с кадастровым номером 02:55:01108:222 для муниципальных нужд не производилось (л. д. 10). Сведения о том, что на момент обращения предпринимателя с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность и рассмотрения заявления (23.07.2012) земельный участок с кадастровым номером 02:55:01108:222 не был включен в перечень зарезервированных для муниципальных нужд не отрицаются Администрацией и следуют из содержание отзыва по делу (л. д. 35). Указанный земельный участок вошел в число зарезервированных в соответствии решением Совета городского округа город Уфа от 23 декабря 2010 года N 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" в редакции от 22.10.2012.
Исходя из части 1 статьи 198, пункта 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд проверяет соответствие оспариваемого ненормативного акта закону на момент его вынесения. При таких обстоятельствах, включение земельного участка с кадастровым номером 02:55:01108:222 в число зарезервированных после издания оспариваемого решения, не является основанием для вывода об обоснованности отказа в предоставлении земельного участка по основанию осуществления его резервирования для муниципальных нужд.
При оценке правомерности основания отказа в предоставлении земельного участка по причине расположения в границах красных линий, судебная коллегия пришла к следующим выводам:
В статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержатся понятия, в частности, территорий общего пользования и красных линий.
Территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Из вышеизложенного следует, что красные линии обозначают как существующие, так и планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и границы земельных участков линейных объектов и отделяют территории общего пользования, которыми могут беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая улицы, проезды, и т. д.) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических или юридических лиц.
Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности определены статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Исходя из положений частей 2-6 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации.
Требования к содержанию и оформлению плана красных линий и разбивочного чертежа красных линий устанавливает Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденная постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 N 18-30, действующая в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации (далее - Инструкция).
Согласно пункту 4.1 Инструкции, проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов.
Из пункта 4.6 Инструкции следует, что корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения.
В материалах настоящего дела не имеется доказательств утверждения проекта красных линий в составе документации по планировке территории.
Предоставленная Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации городского округа выкопировка из приложения N 1 к решению Совета городского округа город Уфа о резервировании земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд (л. д. 36) не может служить основанием для вывода о расположении испрашиваемого к выкупу земельного участка в границах существующих красных линий.
Указанный документ составлен на основании решения Совета городского округа город Уфа от 23 декабря 2010 года N 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" в редакции от 22.10.2012, которое по приведенным выше основаниям не подлежит применению к рассматриваемых правоотношениям.
Кроме того, на представленной выкопировке имеется штамп Главного управления архитектуры с отметкой "красные линии" существующие, на данную территорию разрабатывается проект планировки постановление от 18.05.2011 N 2885", что исключает их существование. Как видно из схемы, красные линии улицы Богородская полностью налагаются на принадлежащее заявителю здание, а также иные здания и сооружения, что также свидетельствует о планируемом расположении красных линий.
Предоставленный Администрацией в подтверждение своих доводов о нахождении испрашиваемого участка в границах красных линий графический план зоны, на котором расположен испрашиваемый участок подлежит критической оценке по аналогичным основаниям (л. д. 39).
Принятые судом первой инстанции пояснения Главного управления архитектуры о том, что указанные в выкопировке границы красных линий утверждены давно, решение об их утверждении не сохранилось, но часть земельного участка заявителя действительно расположена на территории красных линий улицы Богородская, в нарушение положений статей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подтверждены доказательствами.
Поскольку в силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующее решение, вывод суда первой инстанции о том, что заявитель не обосновал обстоятельства нахождения испрашиваемого земельного участка вне зоны красных линий, не мог служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку из материалов дела следует, что на испрашиваемом земельном участке, имеющем разрешенное использование - "для размещения производственной базы", расположены принадлежащие заявителю нежилые объекты недвижимости производственного назначения, право собственности на которые зарегистрировано в установленном законом порядке, в отсутствие доказательств того, что испрашиваемый земельный участок сформирован в границах действующих красных линий и зарезервирован для муниципальных нужд, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии у заявителя права на приватизацию спорного земельного участка в порядке, установленном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем считает возможным удовлетворить требования заявителя по настоящему делу, заявленные в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), с принятием судебного акта, возлагающего на Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Лаврентьева А.П. путем принятия решения о предоставлении спорного земельного участка в собственность в месячный срок с момента вступления судебного акта в законную силу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с удовлетворением апелляционной жалобы понесенные предпринимателем расходы по уплате государственной пошлины в сумме 100 руб. за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции в соответствии в квитанцией открытого акционерного общества "Региональный банк развития" от 18.03.2018 подлежат отнесению на Администрацию.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.02.2013 по делу N А07-18702/2012 отменить.
Заявление индивидуального предпринимателя Лаврентьева Александра Петровича удовлетворить.
Признать недействительным, выраженный письмом от 23.07.2012 N Л-9117, отказ Администрации городского округа города Уфа в предоставлении в собственность индивидуального предпринимателя Лаврентьева Александра Петровича за плату земельного участка с кадастровым номером 02:55:01108:222, расположенного по адресу г. Уфа, Кировский район, Кузнецовский затон, площадью 3252 кв. м, как несоответствующий статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Обязать Администрацию городского округа города Уфа Республики Башкортостан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Лаврентьева Александра Петровича путем принятия решения о предоставлении спорного земельного участка в собственность, в месячный срок с момента вступления судебного акта в законную силу.
Взыскать с Администрации городского округа города Уфа в пользу индивидуального предпринимателя Лаврентьева Александра Петровича 100 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
М.И. Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-18702/2012
Истец: Лаврентьев Александр Петрович
Ответчик: Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Третье лицо: Главное управление архитектуры и градостроительства городского округа г. Уфа, ГУ Архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Уфы, ИП Лаврентьев Александр Петрович
Хронология рассмотрения дела:
29.04.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3428/13