О некоторых вопросах применения главы 31 "Земельный налог" НК РФ
С момента введения главы 31 НК РФ прошло не так уж много времени, поэтому неудивительно, что у правообладателей земельных участков до сих пор возникают вопросы, связанные с ее применением. Проясним некоторые из них.
Так, налогоплательщиков интересует вопрос об отнесении земельных участков к объектам, не подлежащим налогообложению земельным налогом в соответствии с подпунктами 2 и 3 п. 2 ст. 389 НК РФ.
Согласно подпунктам 2 и 3 п. 2 ст. 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, а также объектами, предоставленными для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
В соответствии с Указом Президента РФ от 30.11.1992 N 1487 присвоение конкретному объекту статуса особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации означает отнесение его к высшей категории охраны и учета, предполагающей особые формы государственной поддержки и включение его в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации (далее - Государственный свод).
К особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации относятся расположенные на ее территории историко-культурные и природные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, предприятия, организации и учреждения культуры, а также другие объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства.
Депозитарием Государственного свода является Минкультуры России.
В Список всемирного наследия от имени Российской Федерации включаются представленные в ЮНЕСКО объекты, входящие в Государственный свод.
Объекты, являющиеся историко-культурными заповедниками, и объекты, относящиеся к объектам археологического наследия, определяются в соответствии со статьями 57 и 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".
При отнесении земельных участков к земельным участкам, ограниченным в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленным для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, важным является разрешенное использование земельного участка либо его фактическое использование для обеспечения деятельности, предусмотренной Федеральным законом от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", Законом РФ от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности" и Таможенным кодексом РФ. При этом земельный участок должен находиться в государственной или муниципальной собственности и принадлежать лицу, осуществляющему деятельность в области обороны, безопасности и таможенного дела (строго определенный указанными законами круг лиц) на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Актуальным является вопрос об изменении в течение налогового периода налоговой ставки земельного налога в случае изменения категории земли или вида разрешенного использования земельного участка.
Согласно ст. 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в размерах, определенных данной статьей.
При этом представительным органам муниципальных образований (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) предоставлено право дифференцировать налоговые ставки в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, установлено, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Таким образом, изменение категории земли, к которой принадлежит земельный участок, или изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет за собой изменение кадастровой стоимости земельного участка.
Следует отметить, что на основании п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года (п. 14 ст. 396 НК РФ).
Таким образом, налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода.
Учитывая изложенное, в случае изменения в течение налогового периода категории земли или вида разрешенного использования земельного участка при исчислении земельного налога в отношении такого земельного участка должна применяться налоговая ставка, установленная для той категории земли или того вида разрешенного использования земельного участка, в соответствии с которыми определена кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
По-прежнему актуален вопрос об уплате земельного налога в отношении земельных участков, занимаемых многоквартирными домами.
В соответствии с п. 2 ст. 36 Земельного кодекса РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (п. 1 ст. 37).
Отметим, что в соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности (ст. 392 НК РФ).
Таким образом, в том случае если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, то налогоплательщиками земельного налога должны признаваться собственники жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.
Обращаем внимание, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (п. 4 ст. 397 НК РФ).
Нередко налогоплательщиками затрагивается вопрос о применении при исчислении земельного налога налоговой льготы, предусмотренной п. 5 ст. 391 НК РФ, а также устанавливаемой на основании п. 2 ст. 387 НК РФ в отношении налогоплательщиков, определенных в п. 5 ст. 391 НК РФ.
В соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении для отдельных категорий налогоплательщиков (перечислены в данном пункте).
Таким образом, если налогоплательщику, относящемуся к одной из категорий, определенных в п. 5 ст. 391 НК РФ, принадлежит несколько земельных участков, находящихся на территории одного муниципального образования, то при исчислении земельного налога налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. только в отношении одного из этих земельный участков по выбору налогоплательщика.
Согласно п. 2 ст. 387 НК РФ при введении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая определение размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Исходя из данной нормы представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе устанавливать дополнительную налоговую льготу в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в отношении всех земельных участков, принадлежащих налогоплательщику и расположенных на территории соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Однако при установлении такой дополнительной льготы положение п. 5 ст. 391 НК РФ применяется только в отношении одного из этих земельных участков, определяемого по усмотрению налогоплательщика.
В.М. Есиков,
советник отдела имущественных и прочих налогов
Департамента таможенно-тарифной политики Минфина России
"Налоговая политика и практика", N 2, февраль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговая политика и практика"
Журнал "Налоговая политика и практика" - единственное печатное издание ФНС России.
Адрес редакции: 121351, Москва, ул. Молодогвардейская, 32
Тел./факс: (495) 416 5194
E-mail: info@nalogkodeks.ru
Адрес в Internet: www.nalogkodeks.ru