город Ростов-на-Дону |
|
30 апреля 2013 г. |
дело N А32-17548/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Соловьевой М.В., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Согомонян А.Н.
при участии:
от заявителя - представитель не явился, уведомлен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - представитель по доверенности от 08.04.2013 - Матвеева И.А., удостоверение,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.02.2013 по делу N А32-17548/2012, принятое судьей Меньшиковой О.И.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Кубанская лоза"
к заинтересованному лицу - Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Кубанская лоза" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - управление, административный орган) об отмене постановления от 07.06.2012 N 07-10/118 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.02.2013 заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что административный орган не доказал суду обстоятельства, послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности, поскольку у общества отсутствовали основания для внесения данных о несостоявшейся поставки и возврате продукции в Декларацию об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 1 квартал 2012 года.
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, ссылаясь доказанность в действиях ЗАО "Кубанская Лоза" объективной стороны вмененного ему правонарушения, поскольку из буквального толкования Приказа N 24н от 15.03.2010 следует, что в соответствии с пунктом 8.2 Порядка в графе 12 "Дата отгрузки" указывается - дата, когда была произведена отгрузка (поставка) продукции организации-получателю, а в графе 13 указывается "Номер товарно-транспортного средства" - номер ТТН, следовательно, независимо от перехода права собственности на алкогольную продукцию ЗАО "Кубанская Лоза" должна была отразить в декларации об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Приложении N 6 алкогольную продукцию, отгруженную в адрес ООО "ВинЭко" согласно ТТН N 40 и N 41 от 28.03.2012. Также в жалобе административный орган указывает на то, что из претензии ООО "ВинЭко" от 02.04.2012 следует, что обществом при приемке товара были обнаружены существенные нарушения качества поставляемого по ТТН N 40 и N 41 от 28.03.2012 товара. Данные нарушения были зафиксированы ООО "ВинЭко" в актах формы (Торг 2) от 02.04.2012, в связи с чем, ООО "ВинЭко" возвратило в адрес поставщика алкогольную продукцию. Факт поставки алкогольной продукции в адрес ООО "ВинЭко" имел место быть, и товар обществу был доставлен 02.04.2012, оснований для выводов о том, что ЗАО "Кубанская Лоза" не осуществляла отгрузку и поставку в адрес ООО "ВинЭко" не имеется.
В отзыве на апелляционную жалобу общество указало на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица просил приобщить к материалам дела выписки из ЕГАИС, пояснил, что контролю должен подвергаться весь оборот спиртосодержащей продукции. Обществом не отмечен возврат продукции, учет "отказной" продукции не произведен. При этом сведения в ЕГАИС должны совпадать со сведениями в декларации. Ходатайство о приобщении документов удовлетворено судом.
Общество, будучи уведомленным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, что не является в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальным препятствием к рассмотрению апелляционной жалобы в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя административного органа, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, закрытое акционерное общество "Кубанская лоза" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1042329064030 по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, ст. Ахтанизовская, ул. 8 Марта, 9, имеет лицензию Б 068359 на право производства, хранения и поставку произведенных вин (в том числе натуральных вин).
По результатам анализа деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, представленных обществом, административным органом выявлены несоответствия данных деклараций, а именно: закрытое акционерное общество "Кубанская Лоза" в ЕГАИС ("Отчет об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (АП/СП, вся, фасованная, по всем ТТН)") за период с 01.01.2012 по 31.03.2012) зафиксирована поставка алкогольной продукции (вина натурального - код вида продукции 400) в адрес ООО "ВИНЭКО" ИНН:7743591941 по ТТН N 40 от 28.03.2012 в объеме 2,1 тыс.дал, ТТН N 41 от 28.03.2012 в объеме 2,102 тыс.дал, однако в декларации об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение N 6 к Положению о предоставлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.01.2010 г. N26) (далее - Положение)) по лицензии Б 068359 данная отгрузка не отражена.
Определением от 16.05.2012 N 07-10/118 управлением в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении (т.1 л.д. 130-132) и назначено проведение административного расследования, в ходе которого было установлено, что ЗАО "Кубанская лоза" фактически произвело отгрузку алкогольной продукции в адрес ООО "ВинЭко" (ИНН7743591941) по ТТН N 40 от 28.03.2012 в объеме 2,1 тыс.дал, ТТН N 41 от 28.03.2012 в объеме 2,102 тыс.дал.
02.04.2012 ООО "ВинЭко" на основании претензии 02.04.2012, актов об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей от 02.04.2012 N 1, N 2 произвело возврат алкогольной продукции в адрес ЗАО "Кубанская лоза".
По выявленным признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, управлением в присутствии законного представителя общества 28.05.2012 составлен протокол об административном правонарушении N 07-10/118 (т.1 л.д. 61-66).
Рассмотрев материалы проверки, 07.06.2012 должностным лицом административного органа вынесено постановление по делу об административном правонарушении о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложении на него административного штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Диспозиция статьи 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состоит в уклонении от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременной подаче одной из таких деклараций, либо включении в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.
Данная норма включает в себя три самостоятельных состава административного правонарушения, объективная сторона которых выражается в совершении действий (бездействия), направленных на уклонение от подачи названных деклараций либо их несвоевременную подачу, либо включение в них заведомо искаженных данных.
Согласно материалам административного производства обществу вменено внесение недостоверных сведений в декларации об объемах производства и оборота поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, отличных от сведений, содержащихся в ЕГАИС.
Вместе с тем, из прямого указания статьи 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях включение в декларации искаженных данных образует состав данного правонарушения только в том случае, когда указанные действия совершены заведомо, то есть умышленно. При этом искаженными данными в смысле вмененной обществу статьи КоАП РФ следует считать такие сведения, которые на момент внесения их в соответствующий документ (декларацию) не обладали свойством достоверности, то есть на указанный момент юридическому лицу было известно, что такие сведения не соответствуют сведениям, содержащимся в других документах, в том числе первичных учетных документах, и у него имелась возможность их исправить.
В материалах дела имеется переписка общества и управления до возбуждения в отношении ЗАО "Кубанская лоза" дела об административном правонарушении, исходя из содержания которой следует, что общество неоднократно обращалось в административный орган с просьбой привести в соответствие сведения базы данных ЕГАИС в связи с отказом покупателя от приемки товара (т.1 л.д. 76-81).
Письмом от 10.05.2012 N уз-3419/05-07 административный орган сообщил обществу, что у него имеется возможность самостоятельной коррекции документа "Сведения об отгрузке (получении)", предусмотренная программным обеспечением (т.1 л.д. 81).
Доводы управления о том, что поставка фактически была произведена и независимо от перехода права собственности на алкогольную продукцию ЗАО "Кубанская Лоза" должна была отразить в декларации об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Приложении N 6 алкогольную продукцию, отгруженную в адрес ООО "ВинЭко" согласно ТТН N 40 и N 41 от 28.03.2012, подлежат отклонению по следующим основаниям.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 названного Закона N 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие производство, и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 858 утверждено Положение о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Положение N 858) (действовало до 27.08.2012).
Согласно пункту 1 названного Положения N 858 под закупкой этилового спирта понимаются все способы приобретения права собственности на него, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 3 и 4 Положения N 858 декларации представляются организациями, имеющими лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата, производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции (далее - лицензии), а также организациями, осуществляющими закупку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных целях, не связанных с производством указанной продукции. Декларации представляются в территориальные органы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее - территориальные органы) ежеквартально (за отчетный квартал), не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а за IV квартал года - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Данным Положением N 858 предусмотрены формы, порядок и условия заполнения соответствующих деклараций.
Пунктами 1.2, 1.3 Приказа Росалкогольрегулирования от 15.03.2010 N 24н "Об утверждении Порядка заполнения деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Порядок N 24н) установлено, что организация заполняет декларации по формам N 1 - 7 в зависимости от вида осуществляемой деятельности за отчетный квартал либо месяц. Во всех графах деклараций, отражающих количество этилового спирта, указывается объем безводного (стопроцентного) спирта (тыс. дал). Показатели объемов алкогольной и спиртосодержащей продукции отражаются только в физическом объеме (тыс. дал).
В декларациях указываются объемы продукции в тысячах декалитрах с точностью до третьего знака после запятой.
Внесение дополнений и изменений организацией в декларацию при обнаружении в текущем отчетном периоде фактов неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок (искажений), допущенных в истекших отчетных периодах, предшествующих текущему отчетному, производится в силу пункта 1.4. Порядка N 24н путем представления за соответствующий истекший период декларации, в которую вносятся соответствующие изменения и дополнения с приложением объяснений и указанием причин, вызвавших корректировку, до наступления следующего отчетного периода.
Согласно пункту 8.2 Порядка N 24н в декларации об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (декларация N 6) указывается, в том числе в графе 12 "Дата отгрузки" - дата, когда была произведена отгрузка (поставка) продукции организации-получателю; в графе 13 "Номер товарно-транспортного средства" - номер ТТН; в графе 16 "Объем поставленной продукции" - объем поставленной продукции.
Пунктом 9.2 Порядка N 24н установлено, что в графе 12 "Дата отгрузки" декларации об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (декларация N 7) указывается дата, когда произошла отгрузка продукции поставщиком; в графе 13 "Номер товарно-транспортной накладной" - номер ТТН поставщика; в графе 16 "Объем полученной продукции" - объем полученной продукции (с учетом потерь при транспортировке).
Указанные требования законодательства направлены на то, чтобы сведения, отраженные в декларациях поставщика совпадали со сведениями, отраженными в декларациях покупателя.
В настоящем случае расхождение данных в поданных обществом и его контрагентом декларациях отсутствует.
Факт отгрузки не является доказательством поставки, в смысле, придаваемом этому термину нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно статье 506 которого по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. На основании норм п. 1 ст. 518 ГК РФ следует, что покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные ст. 475 ГК РФ - отказ от исполнения договора купли-продажи.
Материалами дела подтверждается, что во исполнение заключенного с ООО "ВинЭко" договора поставки, ЗАО "Кубанская Лоза" были выписаны товарные накладные на отгрузку алкогольной продукции N 40 от 28.03.2012 и N 41 от 28.03.2012.
В соответствий с требованиями пп. "н", "р" и "т" п. З, п. 4 "Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25,08.2006 N 522, ЗАО "Кубанская Лоза" были сформированы две заявки о фиксации в единой государственной информационной системе сведений об обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции под номерами в ЕГАИС 123159000001396476 и 123159000001396478.
Однако ООО "ВинЭко" отказалось от приемки товара, что подтверждается претензией ООО "ВинЭко" от 02.04.2012 и актами об установлении расхождений по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей N 1 от 02.04.2012 и N 2 от 02.04.2012 по причине утраты товаром товарного вида в результате повреждений индивидуальной упаковки.
Таким образом, факт поставки алкогольной продукции не состоялся, возврат не производился. В подтверждение отсутствия факта поставки судом первой инстанции также верно указано на отсутствие документального подтверждения отгрузки (реализации), поставки товара, о которых заявляет заинтересованное лицо, управлением не доказан факт несоответствия данных бухгалтерского учета и оборота продукции сведениям, отраженным в декларациях. Сведения в ЕГАИС о несостоявшейся поставке с разрешения Федеральной службы Росалкогольрегулирования были откорректированы и соответствуют сведениям, содержащимся в декларации, что было установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.04.2012 по делу N А32-17550/2012, имеющим преюдициальной значение для разрешения настоящего спора.
Таким образом, факт включения в декларацию заведомо искаженных сведений, как квалифицирующего признака статьи 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в данном конкретном случае отсутствует. Сведения об обороте алкогольной продукции являлись достоверными и соответствовали первичным учетным документам. Информация в ЕГАИС приведена в соответствие со сведениями, отраженными в декларации об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 1 квартал 2012 года.
При таких обстоятельствах, состав вмененного обществу правонарушения отсутствует.
В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума ВАС РФ N 46 от 26.07.2007, при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Проверив порядок привлечения общества к административной ответственности, суд апелляционной инстанции считает, что положения ст. ст. 4.5, 28.2, 28.5, 25.1, 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным органом нарушены не были. Данный факт обществом не оспаривается.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену принятого судебного акта, судом первой инстанции допущено не было.
Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.02.2013 по делу N А32-17548/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-17548/2012
Истец: ЗАО "Кубанская лоза"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу
Третье лицо: Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка