г. Воронеж |
|
30 апреля 2013 г. |
Дело N А48-4044/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.04.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 30.04.2013.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Протасова А.И.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щеголевой Е.В.,
при участии:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области: Новикова Е.А., представитель по доверенности N 1 от 09.01.2013;
от закрытого акционерного общества "Жилищное ремонтно-эксплуатационное управление N 2": Сапрыкин Е.А., представитель по доверенности N 347/3-юр от 03.09.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 07.02.2013 по делу N А48-4044/2012 (судья Пронина Е.Е.) по заявлению закрытого акционерного общества "Жилищное ремонтно-эксплуатационное управление N 2" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области г. Орел, Наугорское шоссе, д. 2 а об обжаловании постановления от 11.09.2012 N 916 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Жилищное ремонтно-эксплуатационное управление N 2" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области (далее - ответчик) об обжаловании постановления от 11.09.2012 N 916 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Решением от 07.02.2013 признано незаконным и отменено в полном объеме постановление Управления от 11.09.2012 N 916. Принимая указанное решение, суд исходил из допущенных существенных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить как незаконное и необоснованное.
Считает, что Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - АПК РФ) не содержит оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении по причине технической ошибки при изготовлении копии постановления.
Принятие арбитражным судом решения о признании незаконным и отмене постановления Управления по формальным признакам, полагает заявитель апелляционной жалобы, противоречит статье 211 АПК РФ.
Полагает, что само по себе направление копии постановления с технической ошибкой не является существенным нарушением требований закона, так, как процессуальное нарушение само по себе не является существенным в силу отсутствия очевидных и неустранимых негативных процессуальных последствий для ЗАО "ЖРЭУ N 2".
Кроме того, указывает на то, что техническая ошибка была допущена при изготовлении копии постановления.
Представитель Управления в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, считая решение суда незаконным и необоснованным.
Представитель Общества возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Управляющая организация ЗАО "ЖРЭУ N 2" на основании договора управления многоквартирным домом от 20.09.2007 и пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг являлась исполнителем коммунальных услуг "горячее водоснабжение" и "отопление" для собственников многоквартирного дома N 3 по улице Латышских стрелков г. Орла.
В Управление Роспотребнадзора по Орловской области из прокуратуры Заводского района г. Орла, 30.07.2012 поступило обращение гражданина Бойко Н.В. (вх. N 654/06-зпп), проживающего по адресу: г. Орел, ул. Латышских стрелков д. 3, кв. 128, о проведении проверки правильности перерасчета жилищно-коммунальной услуги "горячее водоснабжение" и "отопление" управляющей организацией ЗАО "ЖРЭУ N 2". К заявлению были приложены квитанции за июнь, июль 2012 г.
В платежных документах, для оплаты коммунальных услуг "горячее водоснабжение" и "отопление" за период июнь-июль 2012 года ЗАО "ЖРЭУ N 2" не указало сведения об исполнителе коммунальных услуг.
Должностное лицо УФАС, полагая, что при рассмотрении обращения гражданина Бойко Н.В. им установлено достаточно данных, указывающих на наличие признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, вынесло определение N 137 о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Управляющей организации ЗАО "ЖРЭУ N 2" и проведении административного расследования.
Должностным лицом Управления 06.08.2012 вынесено определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела.
Должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Орловской области, в присутствии представителя юридического лица ЗАО "ЖРЭУ N 2", надлежащим образом извещенного, Переславской Н.А., действующей по доверенности N 222/2-юр от 17.05.2012, в отношении юридического лица ЗАО "ЖРЭУ N2" 27.08.2012 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ
Согласно протоколу об административном правонарушении Обществу в вину вменялось непредставление информации в платежных документах об исполнителе коммунальных услуг, направленных ЗАО "ЖРЭУ N 2" для оплаты потребителям коммунальных услуг собственникам кв. 128, дома N 3, по ул. Латышских стрелков в г. Орле за период июнь-июль 2012 с указанием наименования юридического лица, номера его банковского счета и банковских реквизитов, адреса (места нахождения), номеров контактных телефонов, номеров факсов и (при наличии) адресов электронной почты, адресов сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.
При составлении протокола об административном правонарушении представителю юридического лица ЗАО "ЖРЭУ N 2" были разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ.
В Управление Роспотребнадзора по Орловской области для участия в рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ООО "ЖРЭУ N 2", надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения административного дела, 11.09.2012 прибыл Сапрыкин Е.А. - представитель юридического лица по доверенности от 03.09.2012 N 347/3-юр.
Должностное лицо Управления Роспотребнадзора по Орловской области по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, 11.09.2012 вынесло постановление N 916 о привлечении ЗАО "ЖРЭУ N2" к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КОАП РФ в виде административного штрафа в размере 5 ООО (пяти тысяч) рублей.
Заявителю направлена копия постановления, содержащая техническую ошибку, - неверную копию 2 листа.
Общество 17.10.2012 обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Исправленная копия постановления 30.10.2012 направлена заявителю.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав все доказательства по делу в совокупности, апелляционная инстанция приходит к следующему.
Часть 1 статьи 14.8 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Принимая решение, суд обоснованно руководствовался статьей 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
В платежных документах, для оплаты коммунальных услуг "горячее водоснабжение" и "отопление" за период июнь-июль 2012 года ЗАО "ЖРЭУ N 2" не указало сведения об исполнителе коммунальных услуг, что нарушает требования указанных норм закона.
Тот факт, что в платежных документах указан получатель платежа от исполнения обязанности по указанию исполнителя услуг не освобождает.
Возможность получения платежа не исполнителем услуг, а иным лицом не исключается.
Процедура привлечения к административной ответственности соблюдена.
Обстоятельств, исключающих вину Общества в совершении вмененного правонарушения, исключающих производство по делу об административном правонарушении - не установлено.
Суд апелляционной инстанции считает верным вывод суда первой инстанции о доказанности состава административного правонарушения и вины Общества.
Вместе с тем, апелляционный суд полагает ошибочным вывод суда первой инстанции о допущенных существенных нарушениях прав законных интересов Общества при производстве по делу об административном правонарушении.
В качестве единственного основания для отмены постановления административного органа суд первой инстанции указал на нарушение прав ЗАО "ЖРЭУ N 2" в связи с направлением после принятия постановления по делу об административном правонарушении его копии, при изготовлении второго листа которой, была допущена техническая ошибка.
Согласно части 2 статьи 211 АПК в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Ни АПК РФ, ни КоАП РФ не содержат в качестве оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении ошибки при изготовлении копии постановления либо ее ненаправление, то есть события, не предшествующие принятию постановления, а следующие за ним.
Действия, связанные с направлением копии постановления по делу об административном правонарушении не относятся к процедуре привлечения к административной ответственности, совершаются позднее принятия решения по такому делу.
С моментом получения копии вынесенного акта по делу о привлечении к административной ответственности закон связывает лишь начало течения срока на его обжалование.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Суд апелляционной инстанции полагает, что направление копии постановления с технической ошибкой не является существенным нарушением прав и законных интересов Общества, поскольку отсутствуют очевидные негативные процессуальные последствия для Общества, которые невозможно устранить при рассмотрении дела.
Рассмотрение дела об административном правонарушении производилось в присутствии представителя юридического лица и результат рассмотрения был объявлен.
Управление Роспотребнадзора по Орловской области 30.10.2012 направило копии постановления о привлечении ЗАО "ЖРЭУ N 2" к административной ответственности от 11.09.2012. N 916 с верно исполненным вторым листом как в адрес ЗАО "ЖРЭУ N 2", так и в адрес генерального директора ЗАО "Первая городская управляющая компания".
ЗАО "ЖРЭУ N 2" воспользовалось предусмотренным статьей 30.1 КоАП РФ правом на обжалование постановления административного органа в пределах установленного срока на обжалование.
Судом апелляционной инстанции обозревалось дело об административном правонарушении с оригиналом постановления о привлечении Общества к административной ответственности.
Постановление административного органа соответствует обязательным требованиям статьи 29.10 КоАП РФ и содержит мотивировочную и резолютивную части.
Довод о том, что в деле об административном правонарушении было и должно быть постановление, соответствующее содержанию ошибочно направленной копии заявителем не обоснован и не нашел подтверждения в ходе рассмотрения настоящего спора.
В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель Общества пояснил, что, получив копию постановления и обнаружив в ней недостаток, с делом об административном правонарушении не знакомился.
Таким образом, апелляционная коллегия не усматривает оснований сомневаться в том, что на момент направления ошибочной копии постановления в деле об административном правонарушении имелся оригинал постановления, мотивировочная часть которого отличалась от мотивировочной части документа, обозревавшегося в судебном заседании.
Никаких других существенных нарушений административным органом при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Апелляционная коллегия пришла у выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не решается, поскольку по смыслу статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционных жалоб на решения суда об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственная пошлина уплате не подлежит.
руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 07.02.2013 по делу N А48-4044/2012 отменить.
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275, части 5.1 статьи 211 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-4044/2012
Истец: ЗАО "ЖРЭУ-2"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской обл, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области
Хронология рассмотрения дела:
01.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10819/13
31.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10819/13
30.04.2013 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1154/13
07.02.2013 Решение Арбитражного суда Орловской области N А48-4044/12