Предпринимательская деятельность по индивидуальному
пошиву форменной одежды
Предположим, что организация занимается предпринимательской деятельностью по индивидуальному пошиву форменной одежды для высшего и среднего командного состава силовых ведомств.
Для целей пошива форменной одежды с каждого военнослужащего снимаются его размеры и осуществляются две примерки. На каждое изделие заполняются именная квитанция (бланк по форме БО-4), а также счет-заказ. При получении изделий каждый военнослужащий персонально расписывается в квитанции. Оплата выполненных заказов производится вещевыми службами силовых ведомств по безналичному расчету на основе заключенных с организацией договоров возмездного оказания услуг.
Рассмотрим вопрос о том, признается ли в этом случае осуществляемая организацией в указанном порядке деятельность предпринимательской деятельностью по оказанию бытовых услуг для целей применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход?
В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п. 2 данной статьи НК РФ, в том числе в отношении деятельности по оказанию бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению.
Согласно ст. 346.27 НК РФ под бытовыми услугами для целей главы 26.3 НК РФ понимаются платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, который утвержден постановлением Госстандарта России от 28.06.93 N 163.
Отношения между потребителями и исполнителями в сфере бытового обслуживания регулируются Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.08.97 N 1025 (с изм. и доп. от 01.02.05), в соответствии с Законом РФ от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (с изм. и доп. от 25.11.06).
В соответствии с п. 1 Правил под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать либо заказывающий или использующий работы (услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а под исполнителем - организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору. Указанные Правила распространяются на отношения, вытекающие из договора бытового подряда.
Согласно п. 1 ст. 730 ГК РФ по договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу. При этом в соответствии п. 4 и 6 Правил договор об оказании услуги (выполнении работы) оформляется в письменной форме (в виде квитанции или иного документа).
Потребитель обязан оплатить оказанную исполнителем услугу или выполненную им работу в сроки и в порядке, которые указаны в договоре. Выполненная исполнителем работа полностью оплачивается потребителем после ее окончательной сдачи или при заключении договора путем внесения аванса либо полностью.
Следовательно, одним из основных признаков договора бытового подряда является условие оплаты выполненных (оказанных) подрядчиком (исполнителем) работ (услуг) непосредственно заказчиком (потребителем).
Пунктом 5 ст. 346.26 НК РФ установлено, что налогоплательщики, применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, не освобождаются от обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 22.05.03 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Согласно ст. 2 указанного Федерального закона контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Во исполнение данного положения означенного Федерального закона Правительство Российской Федерации своим постановлением от 31.03.05 N 171 (с изм. и доп. от 27.08.07; далее - постановление), утвердило Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение). Данным положением установлен порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам.
Согласно Положению к бланкам строгой отчетности, приравненным к кассовым чекам, относятся квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, в случае оказания услуг населению.
Формы бланков строгой отчетности утверждаются Минфином России по обращению заинтересованных органов государственной власти, Банка России и организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг.
При этом п. 2 постановления установлено, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности в соответствии с Положением, но не позднее 1 июня 2008 г.
В настоящее время при оформлении заказов на услуги и работы по индивидуальному пошиву, обновлению и крупному ремонту одежды, вязке трикотажных изделий, изготовлению головных уборов, корсетных, кожаных, меховых и других изделий применяется форма бланка строгой отчетности БО-4 ("Наряд - заказ", "Квитанция"), утвержденная Минфином России (письмо от 20.04.95 N 16-00-30-33) в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.93 N 745 (с изм. и доп. от 08.08.03) и содержащая все необходимые реквизиты, предусмотренные п. 4 Правил.
Согласно действующему в настоящее время Положению по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденному указанным постановлением Совета Министров - Правительства РФ, заказчик (потребитель) должен получить в подтверждение оплаты за услугу (работу) чек контрольно-кассовой машины либо квитанцию установленного образца. При этом выдача квитанции установленного образца для соответствующего вида бытовых услуг не требует наличия контрольно-кассовой машины, а наличие контрольно-кассовой машины не освобождает исполнителя услуги от оформления договора (квитанции) в соответствии с п. 4 Правил, если указанные там реквизиты не печатаются на чеке контрольно-кассовой машины.
Таким образом, оформленная в установленном порядке квитанция (в том числе по форме БО-4) является не только письменной формой заключенного договора на выполнение работы (оказание услуги) для бытовых нужд заказчика (потребителя), но и документом, подтверждающим факт произведенной непосредственно заказчиком (потребителем) оплаты выполненной подрядчиком (исполнителем) работы или оказанной им услуги.
В этих условиях выдача подрядчиками (исполнителями) заказчикам (потребителям) таких квитанций (бланков строгой отчетности) на выполнение работ (оказание услуг), оплачиваемых за них в централизованном порядке министерствами, ведомствами и т.д., не может служить основанием для квалификации деятельности по выполнению (оказанию) данных работ (услуг) в качестве бытового подряда и, следовательно, для отнесения такой деятельности для целей главы 26.3 НК РФ к предпринимательской деятельности, связанной с оказанием бытовых услуг.
Таким образом, налогообложение результатов данной деятельности осуществляется в общеустановленном порядке или в порядке и на условиях, предусмотренных главой 26.2 НК РФ на основе данных раздельного учета доходов и расходов.
И.М. Андреев,
государственный советник
Российской Федерации 2 класса
"Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации", N 23, декабрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации"
Издательский дом "Бухгалтерский учет"
Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-34182 от 20 ноября 2008 г.
Адрес редакции: 127006, Москва, Садовая-Триумфальная ул., д. 4/10
Телефон (495) 699-99-22