г. Москва |
|
30 апреля 2013 г. |
Дело N А41-50025/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Исаевой Э.Р.,
судей Быкова В.П., Мальцева С.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Красеньковой Т.Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя - Закрытого акционерного общества "ОРЗАУМ" (ИНН: 7722523901, ОГРН: 1047796653520): Малых Н.Г., представителя (доверенность от 03.08.2012 г.),
от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 21 по Московской области: Васильевой И.А., представителя (доверенность N 03-27/0219 от 30.01.2013 г.),
от третьего лица - Агафонова Сергея Юрьевича: Цокол Ю.В., представителя (доверенность от 28.12.2012 г., удостоверенная нотариально в реестре за N 6-5901),
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Агафонова Сергея Юрьевича и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 21 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 14 февраля 2013 года по делу NА41-50025/12, принятое судьей Горшковой М.П., по заявлению Закрытого акционерного общества "ОРЗАУМ" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 21 по Московской области, Агафонову Сергею Юрьевичу о признании недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц о прекращении деятельности общества,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "ОРЗАУМ" (далее - ЗАО "ОРЗАУМ") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц (далее -ЕГРЮЛ) о прекращении деятельности общества Открытого акционерного общества "Инвестиционная Энергетическая Компания" (далее - ОАО "Инвестиционная Энергетическая Компания") от 14 августа 2012 года за государственном регистрационным номером 2125075020662 (л.д. 2-4).
В качестве заинтересованного лица указана Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 21 по Московской области (далее - МРИ ФНС России N 21 по Московской области).
Определением Арбитражного суда Московской области от 13 декабря 2012 года Агафонов Сергей Юрьевич, являвший ликвидатором ОАО "Инвестиционная Энергетическая Компания" привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования (л.д. 108).
Заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнял заявленные требования (л.д. 110-112). Просил признать незаконным решение МРИ ФНС России N 21 по Московской области о государственной регистрации ОАО "Инвестиционная Энергетическая Компания" в связи с ликвидацией, на основании которого была внесена запись в ЕГРЮЛ от 14 августа 2012 года за государственным регистрационным номером 2125075020662, а также признать недействительной записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности ОАО "Инвестиционная Энергетическая Компания" от 14 августа 2012 года за государственным регистрационным номером 2125075020662.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 ноября 2012 года заявленные требования удовлетворены (л.д. 150-152). При вынесении решения суд исходил из того, что имеются основания для признания действий налогового органа незаконными, поскольку представление в налоговый орган всех необходимых документов, не является основанием для государственной регистрации изменений в сведения об обществе, если сведения, содержащиеся в этих документах недостоверны.
Не согласившись с принятым судебным актом, Агафонов С.Ю., МРИ ФНС России N 21 по Московской области подали апелляционные жалобы, в которых просили решение отменить, сославшись на незаконность судебного акта, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления ЗАО "ОРЗАУМ" (л.д. 158-160, 172-174).
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Московской области проверены Десятым арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 258, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании Десятого арбитражного апелляционного суда Агафонов С.Ю. поддержал доводы своей апелляционной жалобы, а также доводы апелляционной жалобы МРИ ФНС России N 21 по Московской области, просил принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Пояснил, что им в налоговый орган был представлен полный пакет документов для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации ОАО "Инвестиционная Энергетическая Компания" с соблюдением требований закона.
Представитель МРИ ФНС России N 21 по Московской области поддержал доводы своей апелляционной жалобы, а также доводы апелляционной жалобы Агафонов С.Ю., просил принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Пояснил, что у налогового органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации прекращения деятельности ликвидируемого юридического лица - ОАО "Инвестиционная Энергетическая Компания".
Представитель ЗАО "ОРЗАУМ" против доводов апелляционных жалоб возражал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, обсудив доводы апелляционных жалоб, арбитражный апелляционный суд считает, что не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как установлено судом первой инстанции 17 января 2012 года состоялось внеочередное общее собрание ОАО "Инвестиционная Энергетическая Компания", оформленное протоколом N 1/12 внеочередного повторного общего собрания акционеров от 17 января 2012 года с повесткой дня о добровольной ликвидации общества и назначении ликвидатора общества (л.д. 103-104).
Из текста указанного протокола следует, что по результатам указанного собрания приняты решения, в том числе о добровольной ликвидации общества; назначении ликвидатором общества Агафонова Сергея Юрьевича; о поручении ликвидатору выполнять все необходимые действия, связанные с ликвидацией общества в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
01 февраля 2012 года в Вестнике государственной регистрации N 4 (362) 2012 опубликована информация о принятом решении о ликвидации ОАО "Инвестиционная Энергетическая Компания", срок для предъявления требований кредиторов - 2 месяца (л.д. 91-92).
27 марта 2012 года в МРИ ФНС России N 21 по Московской области было представлено уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме Р15003 (л.д. 95).
27 февраля 2012 года в МРИ ФНС России N 21 по Московской области было представлено уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) (л.д. 100-101).
07 августа 2012 года в регистрирующий орган поступило заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией с приложением ликвидационного баланса (л.д. 85-86, 89-90).
14 августа 2012 года МРИ ФНС России N 21 по Московской области принято решение N 1043 о государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (л.д. 83).
В Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись за государственным регистрационным номером 2125075020662 о государственной регистрации прекращения деятельности Открытого акционерного общества "Инвестиционная Энергетическая Компания" (ОГРН 1027739762764) в связи с его ликвидацией.
Считая указанные действия налогового органа не соответствующими закону и нарушающими права и законные интересы ЗАО "ОРЗАУМ", как кредитора, последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением (с учетом уточнений) о признании решения налоговой инспекции по внесению в ЕГРЮЛ записи N 2125075020662 от 14 августа 2012 года незаконным.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции обоснованными.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 08 августа 2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") государственная регистрация представляет собой акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с данным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" записи о регистрации вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. В регистрационном деле юридического лица, сведения о государственной регистрации которых внесены в соответствующий государственный реестр, должны содержаться все документы, представленные в регистрирующий орган в соответствии с названным Федеральным законом. Регистрационные дела юридических лиц являются частью соответственно ЕГРЮЛ.
Согласно пункту 1 статьи 4 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" единство и сопоставимость сведений о юридических лицах обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 21 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции обращает внимание заявителей апелляционных жалоб на то, что сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в пункте 1 статьи 21 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 октября 2011 года N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08 августа 2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии с положениями статьи 57 Федерального закона от 08 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований указанного Федерального закона и устава общества.
В соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе, в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Согласно статье 62 Гражданского кодекса Российской Федерации, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Согласно статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Данный срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. При ликвидации юридического лица ликвидатор обязан принимать меры к выявлению кредиторов, а также письменно уведомлять кредиторов о ликвидации юридического лица.
В соответствии с Приказом ФНС России от 16 июня 2006 N САЭ-3-09/355@ сведения, подлежащие опубликованию в соответствии законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации".
В силу статьи 23 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", основанием для отказа в регистрации юридического лица является: непредставление определенных указанным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
В соответствии со статьей 20 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Пунктом 1 статьи 21 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется в том числе ликвидационный баланс. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. Промежуточный ликвидационный баланс составляется в соответствии с действующими правилами ведения бухгалтерского учета и отчетности и характеризует имущественное и финансовое положение юридического лица (активы и пассивы) по состоянию на дату истечения срока для предъявления требований кредиторов, указанного в сообщении о ликвидации юридического лица.
Требования кредиторов учитываются в размере, признанном ликвидационной комиссией, на основании документов, подтверждающих наличие обязательств юридического лица и их размер. Такими документами являются договор, заключенный данным юридическим лицом, решение судебных органов, иные документы.
Ликвидационный баланс юридического лица в силу пункта 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами.
В регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица были представлены документы, предусмотренные статьей 21 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Судом первой инстанции установлено, что ЗАО "ОРЗАУМ" не было надлежащим образом уведомлено о процессе ликвидации ОАО "Инвестиционная Энергетическая Компания". Представленные в налоговый орган промежуточный и ликвидационный балансы содержали недостоверные сведения об отсутствии у ОАО "Инвестиционная Энергетическая Компания" какой-либо кредиторской задолженности перед ЗАО "ОРЗАУМ".
Поскольку ликвидационный баланс содержал недостоверные сведения, оснований у налогового органа для принятия решения о внесении записи в ЕГРЮЛ о ликвидации ОАО "Инвестиционная Энергетическая Компания" не имелось.
Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
По правилам статей 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица по решению учредителей (участников) означает добровольное прекращение деятельности такого юридического лица. При этом такое прекращение деятельности одного лица не должно преследовать своей целью причинение вреда другому лицу (статьи 1, 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Предусмотренная названными нормами процедура ликвидации юридического лица предполагает добросовестные действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставление кредиторам возможности заявить свои требования; составление ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами.
В рассматриваемом случае исключение ОАО "Инвестиционная Энергетическая Компания" из Единого государственного реестра юридических лиц при наличии нарушений порядка ликвидации не соответствует приведенным нормам Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", нарушает права ЗАО "ОРЗАУМ" как кредитора ОАО "Инвестиционная Энергетическая Компания", лишая его возможности предъявить требования в связи с неисполнением ОАО "Инвестиционная Энергетическая Компания" обязательства в размере 10 369 207 руб. 29 коп., возникшего в рамках заключенного договора N 1-08/10 от 12.08.2010 г. (л.д.11-19)
Суд первой инстанции сделал верный вывод, что ликвидация ОАО "Инвестиционная Энергетическая Компания" произведена с нарушением закона, поскольку в период ее осуществления у последнего имелись неисполненные обязательства.
Возможность применения ответственности к лицам, представившим недостоверные сведения, не исключает предусмотренного статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации права участника гражданского оборота избрать иной способ защиты права, в том числе путем оспаривания актов государственной регистрации.
Учитывая это суд первой инстанции в обжалуемом судебном акте правильно установил нарушение прав и законных интересов ЗАО "ОРЗАУМ", допущенных при ликвидации ОАО "Инвестиционная Энергетическая Компания".
В связи с тем, что представленный в регистрирующий орган ликвидационный баланс содержал недостоверные сведения, суд апелляционный инстанции отклоняет доводы апелляционных жалоб и приходит к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования ЗАО "ОРЗАУМ".
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам и не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд считает, что доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не являются основаниями для изменения или отмены принятого судебного акта.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14 февраля 2013 года по делу N А41-50025/12 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Э.Р. Исаева |
Судьи |
В.П. Быков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-50025/2012
Истец: ЗАО "Орзаум"
Ответчик: Агафонов С. Ю., МРИ ФНС России N 21 по Московской области
Третье лицо: Агафонов Сергей Юрьевич, Межрайонная ИФНС России N 21 по Московской области