Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Инструкция о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры (утв. приказом Минкультуры СССР от 13 мая 1986 г. N 203)

Инструкция
о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования
и реставрации недвижимых памятников истории и культуры
(утв. приказом Минкультуры СССР от 13 мая 1986 г. N 203)

 

I. Общие положения

 

1. Настоящая Инструкция разработана на основании Закона СССР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" от 29 октября 1976 г. и "Положения об охране и использовании памятников истории и культуры", утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. N 865.

Инструкция определяет порядок осуществления мероприятий по государственному учету, охране, использованию и реставрации недвижимых памятников истории и культуры.

Выполнение правил, предусмотренных настоящей Инструкцией, обязательно для всех государственных органов охраны памятников, органов по делам строительства и архитектуры, а также для предприятий, учреждений и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности, и граждан, в пользовании или собственности которых находятся недвижимые памятники истории и культуры.

2. Недвижимыми памятниками истории и культуры являются здания и сооружения, их ансамбли и комплексы, градостроительные формирования, историко-культурные ландшафты, произведения монументального искусства, памятные места, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, как сохранившиеся целиком в своем первоначальном состоянии, так и находящиеся в руинированном или фрагментарном состоянии, а также являющиеся частью более поздних объектов.

Движимые памятники и предметы, имеющие историческую, художественную или иную культурную ценность, исторически связанную с определенным недвижимым памятником, подлежат учету, охране и использованию как единый объект недвижимого памятника истории и культуры, его неотъемлемые части.

Недвижимые памятники истории и культуры подлежат охране и использованию как единое целое с территорией памятников и связанными с ними сооружениями и другими объектами.

Территорией недвижимого памятника истории и культуры является земельный участок, непосредственно занимаемый памятником и связанный с ним исторически и функционально.

2.1. Ансамблем недвижимых памятников истории и культуры является группа объектов одного или нескольких видов, возникших одновременно или дополнивших друг друга в течение времени, объединенных общностью территории и исторического развития, образующих единство градостроительной, архитектурно-художественной композиции.

2.2. Комплексом недвижимых памятников истории и культуры является группа объектов, объединенных общностью территории независимо от времени и причин возникновения, историко-художественной или иной ценности каждого отдельного памятника.

2.3. Градостроительные образования - ценные в историко-культурном отношении территории города или другого населенного пункта, на которых сосредоточены группы недвижимых памятников истории и культуры; системы рядовой застройки, формирующие их среду; участки древнего культурного слоя и элементы природного и историко-культурного ландшафта, запечатлевшие индивидуальный исторически сложившийся облик города или другого населенного пункта.

2.4. Памятными местами являются территории, ландшафты, связанные с событиями, имеющими историческую, научную или иную культурную ценность.

2.5. Градостроительные образования, ансамбли, комплексы недвижимых памятников истории и культуры, памятные места подлежат учету, охране и использованию как единые объемно-пространственные градостроительные системы с определением границ занимаемых ими территорий.

3. Недвижимые памятники истории и культуры подразделяются на:

3.1. Виды - в соответствии с наиболее существенными типологическими признаками и функциональным назначением:

памятники истории - здания, сооружения, памятные места, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, революционным движением, Великой Октябрьской социалистической революцией, гражданской и Великой Отечественной войнами, социалистическим и коммунистическим строительством, укреплением международной солидарности, с развитием науки и техники, культуры и быта народов, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства, их могилы, захоронения погибших за свободу и независимость Родины;

памятники археологии - городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов;

памятники градостроительства и архитектуры - архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов; сооружения гражданской, жилой, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и садово-паркового искусства, природные ландшафты;

памятники искусства - произведения монументальной скульптуры, монументальной живописи, мозаики, витражи, монументально-декоративного искусства; произведения декоративно-прикладного искусства, живописи и скульптуры, связанные с недвижимыми памятниками.

3.2. Категории - в соответствии с исторической, научной, художественной или иной культурной ценностью:

Общесоюзного значения - памятники, имеющие принципиально важное значение для познания истории и культуры народов СССР; уникальные, относящиеся к древним периодам, сохранившиеся в малом количестве; имеющие выдающуюся историческую, научную, художественную или иную культурную ценность;

республиканского значения - наиболее значительные памятники, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность для познания истории народов союзной республики, их материальной и духовной культуры;

местного значения - памятники, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, характеризующие историю и культуру регионов союзной республики.

3.3. Принадлежность недвижимого памятника истории и культуры к соответствующему виду и категории определяется при составлении документов государственного учета памятников и устанавливается при утверждении соответствующего государственного списка недвижимых памятников истории и культуры.

4. К недвижимым памятникам истории и культуры могут быть отнесены и другие объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

5. Министерство культуры СССР и подведомственные ему государственные органы в союзных и автономных республиках, краях, областях, Москве и Ленинграде, а в ряде союзных республик - другие государственные органы в пределах своей компетенции осуществляют государственное управление и государственный контроль в области охраны и использования памятников истории и культуры.

Государственный учет памятников истории и культуры осуществляют в пределах установленной компетенции государственные органы охраны памятников cоюзных республик, автономных республик, краев, областей, городов республиканского подчинения.

Районные, городские и районные в городе государственные органы охраны памятников выполняют возложенные на них функции по обеспечению охраны памятников.

6. Государственные органы охраны памятников в пределах их компетенции осуществляют:

государственный учет памятников истории и культуры;

установление режима содержания и использования памятников истории и культуры, их территорий, историко-культурных заповедников, историко-культурных заповедных территорий (мест) и зон охраны памятников;

научно-методическое руководство делом охраны, изучения и реставрации памятников истории и культуры,

планирование, организацию и координацию работ по выявлению, консервации, ремонту и реставрации памятников истории и культуры, рассмотрение научно-исследовательской и проектной документации на все виды работ на памятниках;

рассмотрение представляемых на согласование проектов планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, имеющих памятники истории и культуры;

организация использования памятников истории и культуры и их пропаганды в целях развития науки, народного образования и культуры, патриотического, идейно-нравственного, интернационального и эстетического воспитания;

государственный контроль за соблюдением предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их ведомственной принадлежности, и гражданами правил учета, охраны, использования и реставрации памятников истории и культуры, находящихся в их пользовании или собственности, а также за выполнением мероприятий по обеспечению сохранности памятников при производстве строительных, мелиоративных, дорожных и других работ.

7. Государственные органы охраны памятников имеют право:

проверять соблюдение правил охраны, использования, учета и реставрации памятников истории и культуры и в случае необходимости изучать состояние памятников, независимо от того, в чьей собственности или в чьем пользовании они находятся, составлять акты и протоколы проверки сохранности памятников, давать предписания по устранению выявленных нарушений;

приостанавливать работы по исследованию, консервации, ремонту, реставрации, приспособлению к использованию, реконструкции памятников истории и культуры и иные работы, ведущиеся на памятниках, в пределах их территорий, историко-культурных заповедников, зон охраны памятников и историко-культурных заповедных территорий (мест), если эти работы осуществляются самовольно или с отступлением от утвержденных проектов, методов научной реставрации, технических условий и иных правил;

приостанавливать строительные, мелиоративные дорожные и другие работы в случае возникновения в процессе проведения этих работ опасности для памятников культуры и искусства либо нарушения правил их охраны;

создавать в установленном порядке комиссии и хозрасчетные организации для осуществления мероприятий по охране, использованию, реставрации, учету, изучению, описанию и пропаганде памятников истории и культуры.

 

II. Порядок государственного учета памятников истории и культуры

 

8. Государственному учету подлежат все памятники истории и культуры, независимо от того, в чьем пользовании или собственности они находятся. Несоблюдение порядка учета является нарушением правил охраны памятников истории и культуры.

Продажа, дарение или иное отчуждение памятников истории и культуры допускаются с обязательным предварительным уведомлением государственных органов охраны памятников. При продаже памятников истории и культуры государство имеет преимущественное право покупки. Сделки в отношении памятников, совершенные в нарушение этого порядка, признаются недействительными и влекут последствия в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик.

9. Государственный учет памятников истории и культуры включает: выявление, обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учетных документов, ведение государственных списков недвижимых памятников.

10. Документы государственного учета памятников истории и культуры, в том числе исключенных из государственных списков памятников, подлежат обязательному постоянному хранению в соответствующих центрах научной документации государственных органов охраны памятников (приложение N 1).

11. В целях наиболее полного учета находящихся на территории СССР памятников истории и культуры:

предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны сообщать сведения о находящихся в их собственности или пользовании объектах, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, в соответствующие государственные органы охраны памятников по месту нахождения объекта;

государственные органы охраны памятников проводят работу по выявлению таких объектов.

При планировании работ по выявлению объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, государственными органами охраны памятников первоочередное внимание уделяется территориям, на которых помещается проведение различного рода народнохозяйственных работ; районам, городам и другим населенным пунктам, для которых намечена разработка проектов районной планировки, генеральных планов городов, проектов детальной планировки, проектов реконструкции и перспективного развития.

12. При получении сведений об обнаружении указанных объектов государственные органы охраны памятников организуют проведение экспертизы. В случае установления их культурной ценности указанные объекты регистрируются в Списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность (приложение N 2).

Для проведения экспертизы государственные органы охраны памятников привлекают специалистов научно-исследовательских и проектных организаций, обществ охраны памятников истории и культуры и других специализированных организаций.

"Список вновь выявленных объектов" содержит краткую характеристику каждого регистрируемого объекта, а также заключение экспертизы о возможности признания данного объекта памятником истории и культуры.

13. Список вновь выявленных объектов составляются по видам памятников по мере выявления объектов отдельно для каждого района (города), входящего в состав области, края, автономной республики, союзной республики, не имеющей областного деления.

14. Объекты, зарегистрированные в "Списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность", до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры, подлежат охране в порядке, предусмотренном действующим законодательством об охране памятников истории и культуры.

Указанные списки направляются местными государственными органами охраны памятников в соответствующие государственные органы охраны памятников союзных республик, а также передаются в исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, местные органы строительства и архитектуры в целях обеспечения сохранности вновь выявленных объектов при отводе участков, планировке и застройке в районах их местонахождения.

Государственные органы охраны памятников организуют обследование и изучение включенных в Списки вновь выявленных объектов, составления на них учетных документов.

15. На каждый недвижимый памятник и вновь выявленный объект, представляющий историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, составляется учетная карточка, содержащая сведения о местонахождении, датировка, характере современного использования, степени сохранности памятника или вновь выявленного объекта, наличие научной документации, месте ее хранения, краткое описание и иллюстративный материал (приложение N 3).

16. На каждый недвижимый памятник составляется паспорт, который является учетным документом, содержащим сумму научных сведений и фактических данных, характеризующих историю памятника и его современное состояние, местонахождение в окружающей среде, оценку исторического, научного, художественного или иного культурного значения, сведения о его территории, связанных с ним сооружениях, садах, парках, находящихся в нем произведениях искусства, предметах, представляющих культурную ценность, о зонах охраны, а также об основных историко-архитектурных и библиографических материалах. В паспорте указывается категория охраны и вид памятника со ссылкой на утверждающий документ (приложение N 4).

17. Для ансамбля, комплекса недвижимых памятников истории и культуры, исторического центра города, другого населенного пункта, квартала, площади, улицы, историко-культурного заповедника составляются:

учетная карточка и паспорт на указанные объекты в целом;

учетные карточки и паспорта для каждого отдельного памятника;

историко-архитектурный опорный план.

18. Учетная карточка и паспорт составляются в четырех экземплярах и передаются:

в Центр научной документации Научно-методического совета по охране памятников культуры Министерства культуры СССР - для памятников истории и культуры всех видов и категорий, расположенных на территории СССР. Они представляются на русском языке в первом экземпляре государственными органами охраны памятников союзных республик, Москвы и Ленинграда;

в государственные органы охраны памятников союзных республик, в научные учреждения, осуществляющие подготовку Свода памятников истории и культуры народов СССР - для памятников истории и культуры всех видов и категорий, расположенных на территории соответствующей союзной республики. Они составляются на русском языке и языке союзной республики;

в местные государственные органы охраны памятников - для памятников всех видов и категорий, а также вновь выявленных объектов, расположенных на территории союзной республики (не имеющей областного деления), АССР, края, области, Москвы, Ленинграда.

19. Учетная карточка и паспорт памятника подлежат дополнению при получении новых данных о памятнике. Эти данные оформляются вкладышами и рассылаются в соответствующие организации, указанные в п. 18.

20. Вновь выявленный объект, представляющий историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, признается памятником истории и культуры путем включения его в соответствующий государственный список недвижимых памятников истории и культуры в зависимости от вида и категории охраны памятника.

21. Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры являются основным документом государственного учета и охраны памятников. Включенные в них объекты признаются памятниками истории и культуры определенного вида и категории охраны.

Государственные списки недвижимых памятников составляются по категориям и видам памятников (приложения N 6 и N 7).

22. Проекты государственных списков недвижимых памятников местного значения подготавливаются местными государственными органами охраны памятников на основе списков вновь выявленных объектов и учетных документов каждого объекта и утверждаются в порядке, предусмотренном законодательством союзных республик.

Списки памятников местного значения включают все расположенные на соответствующей территории памятники определенного вида, независимо от того, будут ли некоторые из них включены в последующем в государственные списки другой категории.

23. Проекты государственных списков недвижимых памятников истории и культуры республиканского значения подготавливаются государственными органами охраны памятников союзных республик на основе государственных списков памятников местного значения и списков вновь выявленных объектов, из которых отбираются наиболее значительные памятники и объекты с учетом рекомендаций местных государственных органов охраны памятников, научных учреждений, общественных организаций, специалистов, и утверждаются Советами Министров союзных республик.

24. Проекты государственных списков недвижимых памятников общесоюзного значения подготавливаются Научно-методическим советом по охране памятников культуры Министерства культуры СССР на основе государственных списков памятников республиканского и местного значения, из которых выбираются особо выдающиеся памятники с учетом рекомендаций государственных органов охраны памятников союзных республик, а также рекомендаций научных учреждений, общественных организаций, специалистов и утверждаются Советом Министров СССР или по его поручению Министерством культуры СССР (в отношении памятников градостроительства и архитектуры - по согласованию с Госстроем СССР).

25. Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры пополняются вновь выявленными памятниками.

26. Местные государственные органы охраны памятников обязаны вести учет всех находящихся на их территории недвижимых памятников истории и культуры и принимать меры к обеспечению соблюдения правил охраны и использования памятников общесоюзного, республиканского и местного значения. В этих целях они могут вести сводные списки всех памятников, находящихся на их территории, и использовать другие виды учета.

27. Исключение недвижимых памятников истории и культуры из государственных списков допускается в особых случаях по решению Совета Министров СССР - в отношении памятников общесоюзного значения и Совета Министров союзной республики - в отношении памятников республиканского и местного значения:

при разрушении в результате стихийного бедствия или иных природных факторов и невозможности его воссоздания как памятника;

при завершении археологического исследования памятника, в результате чего он полностью утрачивается.

28. Представление в Совет Министров СССР об исключении памятника общесоюзного значения из государственного списка производится Министерством культуры СССР на основе материалов, представленных государственными органами охраны памятников союзных республик, которые включают:

паспорт недвижимого памятника истории и культуры;

охранный документ памятника с актом технического состояния памятника к моменту рассмотрения вопроса об исключении его из государственного списка, составленного специалистами-экспертами в области охраны и реставрации, обследовавшими по заданию государственного органа охраны памятников разрешенный объект, или специалистами, производившими исследования памятника археологии.

29. Порядок представления материалов в Совет Министров союзной республики, а также порядок исключения памятников республиканского и местного значения из государственных списков определяется законодательством союзных республик.

 

III. Обеспечение сохранности недвижимых памятников истории и культуры

 

30. Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны обеспечивать сохранность памятников истории и культуры, находящихся в их собственности, пользовании или на землях, предоставленных им в пользование.

31. Мероприятия по обеспечению сохранности памятников истории и культуры, не переданных в пользование предприятиям, учреждениям, организациям, гражданам и не находящиеся в их собственности (в том числе памятников, которые не могут быть использованы в практических целях), проводятся за счет специальных средств государственных органов охраны памятников, средств государственного бюджета, а также средств, выделяемых обществами охраны памятников истории и культуры в соответствии с их уставами.

32. Местные государственные органы охраны памятников совместно с органами строительства и архитектуры, составляют планы мероприятий по обеспечению сохранности и использованию памятников истории и культуры, определяя в них состав и сроки выполнения необходимых мероприятий, роль и значение памятников в социально-экономическом и культурном развитии регионов, представляют эти планы в местные Советы народных депутатов для включения в общие и территориальные народнохозяйственные планы и координации действий всех заинтересованных организаций, а также в государственный орган охраны памятников союзной республики.

33. Мероприятия по обеспечению сохранности памятников истории и культуры включают: неуклонное соблюдение правил учета;

установку охранных досок;

организацию проведения исследований памятников;

организацию разработки карт-схем и историко-архитектурных спорных планов расположения памятников истории и культуры;

установление зон охраны памятников истории и культуры и их контроль за их содержанием;

организацию историко-культурных музеев-заповедников и заповедных территорий;

составление списков исторических городов и других населенных пунктов, проекты планировки, застройки и реконструкции которых подлежат согласованию с органами охраны памятников;

согласование заданий и проектов районной планировки, проектов планировки и застройки, реконструкции городов, других населенных пунктов;

согласование заданий и проектов проведения различных работ на памятниках;

контроль за обеспечением сохранности памятника в период проведения исследовательских и ремонтно-реставрационных работ;

согласование мероприятий по обеспечению сохранности памятников при проведении строительных, мелиоративных, дорожных и других хозяйственных работ, которые могут создать угрозу для сохранности памятников, контроль за их выполнением.

34. На каждом недвижимом памятнике истории и культуры государственными органами охраны памятников устанавливается охранная доска, содержащая основные данные о памятнике и указания о том, что памятник охраняется государством.

Образцы охранных досок утверждаются Министерством культуры СССР по представлению государственных органов охраны памятников союзных республик.

Тексты охранных досок для памятников местного, республиканского и общесоюзного значения утверждаются соответствующими государственными органами охраны памятников.

Охранные доски устанавливаются за счет средств предприятий, учреждений, организаций, в пользовании или собственности которых находятся памятники, за счет средств местного бюджета и специальных средств государственных органов охраны памятников.

35. Для разработки карт-схем и опорных историко-архитектурных планов городов и других населенных пунктов специализированными организациями градостроительного профиля, реставрационными и другими научными учреждениями за счет средств местного бюджета, на основании программных заданий, выдаваемых государственными органами охраны памятников, проводятся историко-архитектурные градостроительные исследования.

Программные задания на выполнение историко-архитектурных исследований определяют предмет, цели и задачи исследований. Они составляются государственными органами охраны памятников по месту нахождения объектов с привлечением соответствующих организаций и специалистов.

Для городов и других населенных пунктов, включенных в списки исторических городов, проекты планировки, застройки и реконструкции которых подлежат согласованию с Министерством культуры СССР, с государственными органами охраны памятников союзных республик, программные задания на выполнение историко-архитектурных градостроительных исследований согласовываются с указанными органами в установленном порядке.

36. Карты-схемы расположения памятников истории и культуры на территории союзной республики, не имеющей областного деления, автономной республики, края, области, района, разрабатываются на основе соответствующих современных картографических материалов или геодезической съемки, масштаб которых соответствует схемам и проектам районной планировки. Карты-схемы фиксируют на территории районов, областей, краев, автономных республик, союзных республик (не имеющих областного деления) расположение недвижимых памятников истории и культуры всех видов и категорий, вновь выявленных объектов, а также наличие утвержденных зон охраны памятников, историко-культурных заповедников, заповедных территорий (мест).

37. Карты-схемы расположения памятников истории и культуры утверждаются по согласованию с государственными органами охраны памятников в порядке, установленном законодательством союзных республик. Они являются обязательными документами по обеспечению сохранности памятников при разработке и утверждении схем и проектов районной планировки, проектов строительных, мелиоративных, дорожных и иных работ, которые могут создать угрозу сохранности памятников истории и культуры.

38. Историко-архитектурные опорные планы составляются на основе соответствующих современных картографических материалов или геодезической съемки, масштаб которых соответствует материалам технико-экономических обоснований и генеральных планов городов, других населенных пунктов.

Опорные планы фиксируют расположение всех недвижимых памятников истории и культуры и вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, с их территориями и зонами охраны.

Они являются обязательным документом по обеспечению сохранности памятников при разработке и утверждении зон охраны памятников, границ историко-культурных заповедников, заповедных территорий (мест), технико-экономических обоснований, генеральных планов городов, проектов реконструкции и перспективного развития городов и других населенных пунктов, проектов детальной планировки, а также при отводе участков для строительных и иных работ, которые могут создать угрозу сохранности памятников и ценной исторической среды.

39. Карты-схемы расположения памятников истории и культуры и историко-архитектурные опорные планы состоят из графических и текстовых материалов и разрабатываются градостроительными органами по согласованию с государственными органами охраны памятников за счет средств местного бюджета и утверждаются в порядке, предусмотренном законодательством союзных республик.

Исходные материалы по историко-архитектурным градостроительным исследованиям подготавливаются научно-реставрационными организациями, научно-исследовательскими учреждениями по заданию местных государственных органов охраны памятников за счет средств местного бюджета.

40. В целях обеспечения охраны недвижимых памятников истории и культуры и их среды устанавливаются зоны охраны памятников:

охранная зона;

зона регулирования застройки;

зона охраняемого природного ландшафта.

Зоны охраны памятников истории и культуры являются составной частью проектов районной планировки и генеральных планов городов, проектов детальной планировки и застройки городов и других населенных пунктов.

Зоны охраны памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников в порядке, предусмотренном законодательством союзных республик (зоны охраны памятников общесоюзного значения устанавливаются по согласованию с Министерством культуры СССР, а в отношении памятников градостроительства и архитектуры - также с Госстроем СССР).

Порядок организации этих зон определен Инструкцией по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР, утвержденной приказом Министерства культуры СССР по согласованию с Госстроем СССР 24.01.86 N 33.

41. Ансамбли и комплексы памятников истории и культуры, представляющие особую историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, объявляются решениями Совета Министров СССР или Совета Министров союзной республики государственными историко-культурными заповедниками, охрана которых осуществляется на основании особого о каждом из них положения.

Историко-культурные заповедники подразделяются на заповедники общесоюзного и республиканского значения.

42. Предложение об объявлении ансамбля или комплекса памятников истории и культуры историко-культурным заповедником общесоюзного значения вносится Министерством культуры СССР (в отношении памятников градостроительства и архитектуры - по согласованию с Госстроем СССР), а историко-культурным заповедником республиканского значения - в порядке, определенном законодательством союзной республики.

43. Для объявления ансамблей, комплексов памятников истории и культуры историко-культурным заповедником представляются материалы, обосновывающие целесообразность создания заповедника, его роль в социально-экономическом, культурном развитии города, другого населенного пункта, требования к режиму охраны и использования памятников и объектов заповедника, его территории, зон охраны:

историческая справка об исторической, научной, художественной или иной культурной ценности группы памятников;

паспорта ансамблей, комплексов, отдельных памятников;

топографический план земельного участка, необходимого для заповедника, в масштабе 1:5000 - 1:2000 - 1:500 с указанием границ территорий памятников, утвержденных или проектируемых зон их охраны;

фотодокументацию, характеризующую группу памятников в целом и их среду, отдельные памятники, другие объекты, а также значение ансамбля, комплекса, территории.

44. Положение об историко-культурном заповеднике общесоюзного значения утверждается Министерством культуры СССР, а положение об историко-культурном заповеднике республиканского значения - в порядке, определяемом законодательством союзной республики.

Историко-культурные заповедники создаются как государственные историко-культурные заповедники (музеи-заповедники) и как государственные историко-культурные заповедные территории (места).

Территория историко-культурного музея-заповедника изымается из сельскохозяйственного пользования и передается в пользование заповедника в порядке, установленном действующим законодательством.

45. Исторические центры, кварталы, площади, улицы, памятные места, культурные слои древних городов и других населенных пунктов, природные и искусственные ландшафты, представляющие особую историческую, археологическую, градостроительную и архитектурную ценность, могут быть объявлены историко-культурными заповедными территориями (местами) Советами Министров союзных республик, не имеющих областного деления, Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов в порядке, установленном законодательством союзных республик.

46. Историко-культурные заповедные территории (места) создаются как зоны специального режима охраны и использования исторически сложившихся территорий городов, других населенных пунктов, ландшафтов с целью сохранения и восстановления их индивидуального облика.

47. На заповедных территориях (местах) запрещается производство земляных, строительных и других работ, а также хозяйственная деятельность без разрешения соответствующих государственных органов охраны памятников.

В пределах заповедных территорий (мест) земельные участки могут оставаться в пользовании прежних землепользователей, которые несут ответственность за соблюдение режима, установленного положением о данной заповедной территории (месте).

48. Обеспечение соблюдения установленного положением режима содержания и использования заповедных территорий (мест) осуществляют исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов и соответствующие государственные органы охраны памятников.

49. При необходимости проведения хозяйственных и иных работ на территории историко-культурных заповедников, заповедных территорий (мест), не предусмотренных положением о них, разрешение на проведение работ может быть выдано Министерством культуры СССР - для заповедников общесоюзного значения или государственными органами охраны памятников союзной республики - для заповедников республиканского значения.

50. Проекты районной планировки, проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, имеющих памятники истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства, подлежат согласованию с Министерством культуры СССР или государственным органом охраны памятников союзной республики, а также иными органами в соответствии с законодательством союзных республик.

Представляемые на согласование проекты должны содержать разделы:

"зоны охраны памятников истории и культуры";

"предложения по сохранению и использованию памятников истории и культуры и их среды".

51. Для городов, других населенных пунктов, включенных в Списки исторических городов и других населенных пунктов, проекты планировки, застройки и реконструкции которых подлежат согласованию с республиканскими государственными органами охраны памятников, государственные органы охраны памятников союзных республик передают в органы строительства и архитектуры программные задания на разработку проектов по сохранению и использованию памятников истории и культуры и их среды.

Для городов, других населенных пунктов, включенных в Списки исторических городов и других населенных пунктов, проекты планировки, застройки и реконструкции которых подлежат согласованию с Министерством культуры СССР, программные задания подлежат согласованию с Министерством культуры СССР.

Программные задания разрабатываются специализированными научными организациями на основе комплексных историко-градостроительных исследований.

52. Строительные, мелиоративные, дорожные и другие работы, которые могут создавать угрозу для существования памятников истории и культуры, производятся только по согласованию с соответствующими государственными органами охраны памятников в зависимости от категории памятника и после осуществления мероприятий по обеспечению сохранности памятников.

Указанные мероприятия включаются в проектно-сметную документацию на проведение строительных, мелиоративных, дорожных и других работ.

53. Проекты строительных, мелиоративных, дорожных и других работ согласовываются с государственными органами охраны памятников на стадии подготовки задания на проектирование и разработку технико-экономических обоснований нового строительства.

Организации-заказчики при выдаче заданий на проектирование обязаны запросить государственные органы охраны памятников союзных республик о наличии памятников, историко-культурной и градостроительный ценности территории в местах намечаемых работ.

54. При проведении строительных, мелиоративных, дорожных и других работ проводятся:

выявление в зонах работ неучтенных объектов;

обследование и фиксация памятников, которые сохранить на месте не представляется возможным;

работы, обеспечивающие сохранность памятников в зонах строительства;

другие мероприятия, необходимость проведения которых может возникнуть в процессе работ и изучения памятников.

Эти работы осуществляются соответствующими научными, реставрационными и другими организациями по поручению государственных органов охраны памятников, которые координируют и контролируют выполнение намеченных работ в установленные сроки.

Финансирование указанных мероприятий, согласование проектной документации для установленных государственными органами охраны памятников мероприятий, ответственность за соблюдение предусмотренных ими условий возлагается на организации, осуществляющие строительные и другие работы по договору субподряда.

55. Работы по выявлению, обследованию, изучению и фиксации памятников, сохранить которые на месте не представляется возможным, проводятся соответствующими научными учреждениями, проектными или строительными организациями и финансируются заказчиками в соответствии с действующими правилами.

Противоаварийные и консервационные работы по данным объектам выполняются по договору с организациями, осуществляющими строительство, и финансируются по смете строительства.

56. Предприятие, учреждение, организация в случае обнаружения в процессе ведения строительных, мелиоративных, дорожных и других работ археологических и других объектов, имеющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, обязано сообщить об этом местному государственному органу охраны памятников и приостановить дальнейшее ведение работ.

Местный государственный органы охраны памятников организует обследование обнаруженных объектов и выявление их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, а также определяет мероприятия по обеспечению сохранности этих объектов.

57. В случае принятия государственными органами охраны памятников решения о приостановлении строительных, мелиоративных, дорожных и других работ подписание о приостановлении работ дается в письменной форме с указанием проведения необходимых мероприятий по обеспечению сохранности памятника истории и культуры, а при нарушении правил охраны памятника истории и культуры - также требований об устранении нарушений.

Решение о приостановлении работ доводится до сведения исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов, учреждений банка, финансирующего работы, а также вышестоящих государственных органов охраны памятников, и заказчиков, осуществляющих строительство.

Работы, приостановленные государственным органом охраны памятников, могут быть возобновлены по его письменному разрешению лишь после устранения возникшей для памятников опасности или допущенного нарушения правил их охраны.

58. Снос, перемещение и изменение недвижимых памятников истории и культуры запрещается. Исключение из этого правила может допускаться лишь с особого в каждом отдельном случае разрешения Совета Министров СССР - в отношении памятников общесоюзного значения и Совета Министров союзной республики - в отношении памятников республиканского и местного значения.

Организация, возбудившая ходатайство о перемещении или изменении недвижимого памятника истории и культуры, обязана получить заключение по этому вопросу соответствующего государственного органа охраны памятников.

Перемещение или изменение недвижимого памятника истории и культуры может быть произведено предприятием, учреждением, организацией, получившей разрешение на проведение этих работ, только после осуществления мероприятий по обеспечению сохранности памятника при его перемещении или изменении. Перечень этих мероприятий устанавливается соответствующим государственным органом охраны памятников.

59. Осуществление специальных работ по изучению памятников методами, которые могут нарушить их сохранное состояние - производство зондажей, шурфов, раскопок, инженерных физико-химических и других исследований, - допускается лишь при наличии разрешения на изучение памятника (форма N 15).

Разрешение на изучение памятника подлежит регистрации в государственных органах охраны памятников по месту нахождения памятника.

60. Научно-реставрационные и другие специальные организации, которым необходимо провести исследования, направляют в местный государственный орган охраны памятников:

заявление, мотивирующее необходимость работ, их цели и задачи;

программу исследований;

сведения о специалистах, которым поручается исследование;

гарантийное обязательство о нанесении ущерба памятнику по приведении его в сохранное состояние после окончания работ.

Организации, осуществляющие археологические и специальные исследования, представляют в государственные органы охраны памятников отчеты о проведенных работах и материалы, фиксирующие их, для постоянного хранения.

61. Ведение раскопок и разведок памятников археологии осуществляется только при наличии разрешений - открытых листов, выдаваемых Академией наук СССР на исследование памятников археологии общесоюзного значения, а также памятников республиканского и местного значения, находящихся на территории РСФСР, и академиями наук союзных республик на исследование памятников археологии республиканского и местного значения, находящихся на территории других союзных республик.

Открытые листы регистрируются в местных государственных органах охраны памятников по месту ведения археологических работ в порядке, предусмотренном законодательством союзных республик.

Формы открытых листов и условия их выдачи определяются Инструкцией к открытым листам на право производства археологических разведок и раскопок, утвержденной президиумом Академии наук СССР по согласованию с Министерством культуры СССР.

62. Государственные органы охраны памятников при регистрации открытых листов в случае необходимости определяют особые условия ведения археологических работ:

сохранение определенных участков памятников нераскопанными в качестве эталонов;

согласование планов археологических раскопок памятников, в которых могут быть вскрыты подлежащие консервации и сохранению недвижимые объекты с планами работ научно-реставрационных организаций;

восстановление внешнего вида археологических памятников (валов, курганов и других), которые являются элементами исторически сложившейся градостроительной и природной среды;

первоочередные исследования памятников археологии в районах, где планируется проведение строительных и иных работ.

63. Организации и специалисты, осуществляющие археологические работы, обязаны обеспечить сохранность памятников в процессе работ и после их завершения, привести памятник в состояние, наиболее благоприятствующее его дальнейшей сохранности.

64. Ведение археологических исследований памятников истории, градостроительства и архитектуры, монументального искусства или ведение таких исследований на территориях их зон охраны допускается при наличии у исследователей наряду с открытым листом специального разрешения государственного органа охраны памятников на изучение памятников.

Археологические исследования памятников, по которым планируется проведение работ по реставрации, консервации или ремонту, разрешается государственными органами охраны памятников в сроки, согласованные с планами работ соответствующих научно-реставрационных организаций.

 

IV. Порядок использования и содержания недвижимых памятников истории и культуры

 

65. Памятники истории и культуры используются в целях развития науки, народного образования и культуры, патриотического, идейно-нравственного, интернационального и эстетического воспитания.

Использование памятников в этих целях обеспечивается их доступностью для широких масс трудящихся через сеть государственных музеев и историко-культурных заповедников, путем развития экскурсий, туризма и других форм пропаганды историко-культурного наследия.

66. Использование памятников истории и культуры в туристско-экскурсионных, экспозиционно-выставочных и других культурно-просветительных целях может производиться только в объеме, обеспечивающем сохранность памятников, их территорий и окружающей их градостроительной или иной природной среды.

67. Недвижимые памятники истории и культуры могут быть использованы в хозяйственных и иных целях, если это не наносит ущерба сохранности памятников и не нарушает их историко-художественной ценности.

68. По характеру использования недвижимые памятники разделяются на 4 группы, в соответствии с которыми определяются условия их содержания:

А. Памятники, которые по своему характеру и степени сохранности, а также другим условиям должны быть использованы только в научных, культурно-просветительных, учебно-воспитательных целях. К ним относятся памятники археологии, руинированные или фрагментарно сохранившиеся памятники истории, архитектуры; памятники монументального искусства, памятные места, мемориальные и другие памятники;

Б. Памятники, которые по своему историко-художественному значению должны быть использованы исключительно в музейных, культурно-просветительных, учебно-воспитательных целях, обеспечивающих их оптимальную сохранность и доступность для экскурсионного и туристического осмотра. К ним относятся наиболее ценные дворцовые, усадебные, монастырские, культовые, крепостные здания, сооружения, ансамбли и комплексы, а также памятники садово-паркового искусства и ландшафтной архитектуры (с возможным воспроизведением их исторических функций), уникальные памятники, сохранившиеся в единичных экземплярах, являющиеся наиболее характерными образцами определенных древних историко-художественных периодов; здания и сооружения, в которых сохранились памятники монументально-изобразительного и декоративно-прикладного искусства, другие объекты;

В. Памятники, которые сохранили в значительной мере свое функциональное назначение и могут быть использованы в современных условиях для тех же или близких им общественных, хозяйственных и иных целей. К ним относятся исторически сложившиеся системы планировки и застройки городов и других населенных пунктов, памятники гражданской архитектуры (административные, общественные, торговые, учебные, лечебные, театральные здания и другие), памятники жилой архитектуры (городские, сельские дома, связанные с ними сооружения), памятники промышленной архитектуры и инженерного искусства (цеха, депо, вокзалы, набережные, мосты, дорожные, ирригационные и другие сооружения) и другие виды памятников;

Г. Памятники, которые утратили в значительной мере свое функциональное и историко-художественное значение и могут быть использованы в хозяйственных целях без ущерба для их сохранности и историко-художественной ценности. К ним относятся прежде всего здания и сооружения, внешний облик и интерьеры которых претерпели значительные невосполнимые утраты, отдельные фрагментарно сохранившиеся памятники садово-паркового искусства и иные.

69. Запрещается использование памятников и их территорий:

под склады и производства взрывчатых и огнеопасных материалов;

под склады и производства материалов, загрязняющих интерьеры памятников, их фасады и территории, водные и воздушные бассейны;

под склады и производства материалов, имеющих вредные парогазообразные и иные выделения;

под хранилище и производства зерновых, овощных, животноводческих продуктов, а также для содержания животных в хозяйственных целях;

под гаражи и стоянки транспортных средств, сельскохозяйственных и иных самоходных машин;

под производства, имеющие станки, установки и иные механические двигатели, оказывающие динамические и вибрационные воздействия на конструкции памятника (независимо от их мощности);

под производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для памятника температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ.

70. При определении характера использования памятника следует руководствоваться следующими основными требованиями:

соответствие функционального назначения памятника окружающей градостроительной или природной среде;

сохранение планировочной, объемно-пространственной структуры, инженерно-конструктивных особенностей, декоративной отделки и убранства фасадов и интерьеров памятника;

сохранение территории памятника с расположенными на ней сооружениями, садами, парками и историческими элементами благоустройства, сохранение природного и историко-культурного ландшафта;

возможность соблюдения необходимых современных гидро-геологических, инженерно-технических, санитарно-гигиенических и иных требований эксплуатации памятника при условии обязательного сохранения всех его подлинных художественных и конструктивных элементов;

строгое соблюдение технических условий эксплуатации и содержания в соответствии с методическими указаниями, выпускаемыми Министерством культуры СССР и республиканскими государственными органами охраны.

71. Недвижимые памятники истории и культуры (здания и сооружения), которые находятся в собственности государства и могут быть использованы в хозяйственных и иных практических целях (за исключением использования в качестве жилых помещений), передаются в установленном порядке на баланс местных государственных органов охраны памятников для предоставления в пользование предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам.

Памятники предоставляются в пользование вместе с их территориями.

72. Порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в использовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом: охранно-арендным договором (приложение N 8), охранным договорном (приложение N 9) или охранным обязательством (приложения N 10 и N 11).

В охранных документах предусматриваются также порядок и сроки реставрации, консервации, ремонта памятников и связанных с ними строений, сооружений и предметов, представляющих культурную ценность, благоустройство территорий, садов, парков, природных ландшафтов, организация надлежащей охраны памятников и другие условия.

73. Порядок и условия использования недвижимых памятников общесоюзного и республиканского значения подлежат согласованию соответственно с Министерством культуры СССР или государственными органами охраны памятников союзных республик.

74. Охранно-арендные договоры заключаются между предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, которым предоставляются недвижимые памятники истории и культуры для использования в хозяйственных целях, и местными государственными органами охраны памятников, на балансе которых состоят эти памятники.

За использование памятников на основании охранно-арендных договоров взимается арендная плата.

Ставки арендной платы за пользование недвижимыми памятниками устанавливаются Советами Министров союзных республик.

75. Охранные договоры заключаются между религиозными общинами, в пользование которых предоставляются недвижимые памятники истории и культуры для совершения в них религиозных обрядов, и местными государственными органами охраны памятников, на балансе которых состоят эти памятники.

За пользование памятниками культурного назначения для совершения в них культовых обрядов арендная плата не взимается. При использовании религиозными общинами недвижимых памятников, их отдельных помещений, а также связанных с ними территорий и сооружений в хозяйственных или иных целях заключаются охранно-арендные договоры на общих основаниях.

76. Охранные обязательства выдаются местным государственным органам охраны памятников:

государственными, кооперативными и иными общественными предприятиями, учреждениями, организациями, а также другими организациями, использующими памятники истории и культуры для научных, культурно-просветительных и иных целей;

жилищными управлениями (отделами) исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов, использующими недвижимые памятники (в соответствии с их характером и назначением) как жилые помещения;

общественными организациями и гражданами, в собственности которых находятся недвижимые памятники;

предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, в пользование которым предоставлены земли с расположенными на них недвижимыми памятниками, за исключением памятников, используемых на основе охранно-арендных и охранных договоров.

77. К охранно-арендному договору (приложение N 8), охранному договору (приложение N 9), охранному обязательству (приложение N 10) прилагаются следующие документы:

а) двусторонний акт технического осмотра памятника и определения плана работ, фиксирующий его состояние в момент оформления договора или обязательства (приложение N 12). Для памятников, представляющих ансамбль или комплекс зданий, сооружений, в том числе садово-парковых, имеющих сложное архитектурно-художественное оформление, должны быть составлены отдельные акты, фиксирующие состояние каждого объекта.

Акт технического осмотра подлежит возобновлению не реже чем раз в пять лет, а в случаях, когда значительно изменилось состояние памятника в результате его реставрации или других причин - незамедлительно.

б) план-перечень ежегодных работ по разработке проектно-сметной документации, работ по реставрации, консервации, ремонту и другим работам с указанием конкретных сроков исполнения.

в) опись находящихся в памятнике, на его территории и связанных с ним объектах движимых памятников и предметов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность с указанием места и условий их сохранного содержания и использования (приложение N 13).

г) поэтажные планы зданий и сооружений в масштабе 1 : 100.

д) планы инженерных коммуникаций и внешних сетей.

е) генплан земельного участка, определяющий территорию памятника (в масштабе 1 : 500 или 1 : 2000).

78. Пользователь (собственник) обязан оформить в государственном органе охраны памятников соответствующий охранный документ в месячный срок после получения в пользование (собственность) памятника.

79. Мероприятия по обеспечению сохранности памятников истории и культуры, предусмотренные охранно-арендными договорами, охранными договорами и охранными обязательствами, осуществляются за счет средств пользователей или собственников памятников.

80. Пользователи памятников используют их только в соответствии с условиями охранно-арендных договоров, охранных договоров и охранных обязательств.

Ответственность за соблюдение установленных охранными документами порядка и условий использования памятников возлагается на руководителей предприятий, учреждений, организаций и на граждан, в собственности или пользовании которых находятся памятники.

81. В исключительных случаях, когда пользователи памятников считают необходимыми провести какие-либо работы, не предусмотренные условиями охранных документов, они обязаны представить в государственный орган охраны памятников соответствующие документальные обоснования. Работы могут проводиться только после получения письменного разрешения государственного органа охраны памятников.

82. Предприятия, учреждения и организации - пользователи памятников обязаны обеспечить пожарно-сторожевую охрану и соблюдение установленного договорами и обязательствами режима содержания и использования памятников, связанных с ними территорий, садов, парков, сооружений, произведения искусства, предметов, имеющих историко-художественное значение.

83. Пользователи, не имеющие возможности обеспечить режим сохранного содержания находящихся в памятнике произведений искусства и предметов, имеющих научное, историческое, художественное или иное культурное значение, могут передать их по согласованию с местным государственным органом охраны памятников на хранение в музей или иное специальное государственное хранилище.

84. Предприятия, учреждения и организации, в пользование которых предоставлены памятники истории и культуры, при невыполнении условий охранно-арендных договоров, охранных договоров, охранных обязательств выплачивают неустойку в порядке, установленном действующим законодательством.

85. Недвижимые памятники истории и культуры, используемые не в соответствии с их характером и назначением, подвергающиеся угрозе уничтожения или порчи, могут быть изъяты у предприятий, учреждений и организаций по решению Совета Министров союзной республики, согласованному с Министерством культуры СССР, - в отношении памятников общесоюзного значения и в порядке, определяемом законодательством союзных республик, - в отношении памятников республиканского и местного значения.

86. В случае нарушения пользователем или собственником условий охранно-арендного договора, охранного договора или охранного обязательства государственный орган охраны памятников направляет пользователю или собственнику предписание с указанием сроков устранения нарушений.

87. Если граждане не обеспечивают сохранность принадлежащих им памятников истории и культуры, то эти памятники в соответствии с законодательством союзной республики могут быть изъяты в судебном порядке с соответствующим возмещением.

Если находящиеся в собственности граждан памятники истории и культуры систематически используются собственниками для извлечения нетрудовых доходов, то эти памятники могут быть изъяты безвозмездно в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.

88. Изъятие памятников истории и культуры производится по представлению государственных органов охраны памятников и влечет аннулирование охранно-арендных и охранных договоров или охранных обязательств, а также взыскание причиненного памятникам ущерба за исключением случаев, когда памятники находились в собственности общественных организаций и граждан. При изъятии памятников связанных с обеспечением их сохранности затраты, произведенные ранее собственниками и пользователями памятников, не возвращаются.

 

V. Правила ведения реставрационных работ на недвижимых памятниках истории и культуры

 

89. Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры осуществляется в целях и с учетом обеспечения их сохранности только с разрешения государственных органов охраны памятников и под их контролем.

90. Разрешения на проведение работ по реставрации, консервации и ремонту недвижимых памятников истории и культуры общесоюзного значения выдаются Министерством культуры СССР, а памятников республиканского и местного значения - государственными органами охраны памятников союзных республик.

Разрешения выдаются после рассмотрения и утверждения указанными государственными органами охраны памятников проектно-сметной документации на эти работы (приложение N 16).

В таком же порядке выдаются разрешения на проведение работ по реконструкции исторически сложившихся территорий городов и других населенных пунктов, по благоустройству и восстановлению территорий памятников, зон охраны их, связанных с ними территорий, сооружений, садов, парков, природных ландшафтов и на другие виды работ по сохранению и приспособлению их к использованию.

91. Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры производится специальными научно-реставрационными организациями, а также строительными, ремонтными и ремонтно-строительными организациями под наблюдением специалистов-реставраторов.

92. На недвижимых памятниках выполняются следующие виды производственно-реставрационных работ:

а) консервация;

б) реставрация;

в) воссоздание;

г) ремонт;

д) приспособление.

а) Консервация - комплекс мероприятий, предохраняющих памятник от дальнейшего разрушения и обеспечивающих укрепление и защиту конструктивных частей и декоративных элементов без изменений исторически сложившегося облика памятника.

Одним из видов консервации являются противоаварийные работы, состоящие из мероприятий, обеспечивающих физическую сохранность памятника.

б) Реставрация (в том числе фрагментарная) - комплекс мероприятий, обеспечивающих сохранение и раскрытие исторического, архитектурно-художественного облика памятника путем освобождения его от наслоений, не имеющих ценности и искажающих облик памятника, восполнение утраченных элементов здания, ансамбля, комплекса на основе научно обоснованных данных.

в) Воссоздание - комплекс мероприятий по восстановлению утраченного памятника при наличии достаточных научных данных и при особой исторической, научной, художественной или иной культурной значимости памятника.

г) Ремонт (в том числе эксплуатационный) - мероприятия по поддержанию технического состояния памятника путем проведения периодических работ без изменения его существующего облика.

д) Приспособление - комплекс мероприятий, проводимых с целью создания условий для современного использования памятника без нанесения ущерба его историко-художественной ценности и сохранности.

93. Консервация, реставрация, ремонт и приспособление осуществляются на памятнике в различных сочетаниях и именуются ремонтно-реставрационными работами.

Все виды производственных, исследовательских и проектных работ, проводящихся на памятниках, независимо от их характера и объема, представляют единый процесс.

Ремонтно-реставрационные работы на памятниках осуществляют специализированные научно-реставрационные производственные организации, которым государственными органами охраны памятников предоставлено право выполнять работы данного профиля.

94. Отдельные работы по консервации, ремонту и приспособлению памятников могут осуществляться по согласованию номенклатуры, объемов и сроков исполнения работ соответственно с Министерством культуры СССР или государственными органами охраны памятников союзных республик, строительными, ремонтными и другими неспециализированными организациями.

95. Производство работ на памятниках должно осуществляться при обязательном соблюдении всех положений утвержденной научно-проектной документации, требуемой технологии проведения работ и их высокого качества.

96. При ведении всех видов работ на памятниках специализированные проектные организации осуществляют научное руководство и авторский надзор за этими работами.

97. Все виды работ на памятниках после их окончания принимаются комиссией под председательством полномочного представителя заказчика, с обязательным участием представителей государственного органа охраны памятников, выдавшего разрешение на их проведение, и организаций, выполнявших научно-проектные и производственные работы, а также специалистов, осуществлявших научное руководство в процессе ведения работ.

98. После завершения работ организация, осуществляющая научное руководство, представляет в государственные органы охраны памятников научный отчет по проведенным работам в 3-месячный срок со дня их приемки.

Ежегодно в органы охраны памятников представляется краткий годовой отчет.

99. Единый комплекс научно-исследовательской, проектно-сметной, изыскательной и фиксационной документации, разрабатываемой для проведения всех видов ремонтно-реставрационных работ и воссоздания памятников, в дальнейшем именуется научно-проектная документация, которая предусматривает:

при разработке в одну стадию:

исходно-разрешительную документацию;

предварительные работы;

комплексные научные изыскания;

обоснование научно-проектных решений;

основные положения по организации работ;

сметно-финансовый расчет;

рабочие чертежи;

сметы по рабочим чертежам;

научно-реставрационный отчет.

при разработке в две стадии:

исходно-разрешительную документацию;

предварительные работы;

комплексные научные изыскания;

обоснование научно-проектных решений с чертежами эскизного проекта;

основные положения по организации работ;

сводный сметно-финансовый расчет.

С разработкой после утверждения эскизного проекта:

рабочих чертежей;

смет по рабочим чертежам;

научно-реставрационного отчета.

100. Проектные работы по реставрации, консервации и ремонту, выполняемые по недвижимым памятникам истории, археологии, градостроительства и архитектуры, а также по памятникам искусства, непосредственно связанными с памятниками архитектуры, должны выполняться в соответствии с РНИП-102-84 или другими действующими на момент проведения этих работ нормативными документами.

101. Для получения разрешения на производство работ на памятнике пользователь обязан направить в государственные органы охраны памятников по месту нахождения объекта заявление о необходимости проведения работ, о их цели и предполагаемом характере.

При получении указанного заявления государственные органы охраны памятников выдают предварительное задание на проведение работ по памятнику, в котором указывается наличие в государственных организациях ранее разрабатывавшейся исследовательской документации.

102. Государственные органы охраны памятников выдают одновременно с предварительным заданием "Разрешение на изучение памятника истории и культуры" (приложение N 15) на ведение различных исследований на памятнике для разработки научно-проектной документации.

103. Реставрационное задание на научно-проектные и ремонтно-реставрационные работы, приспособление, воссоздание памятника разрабатывается на основании материалов предварительных работ и содержит данные о необходимости очередности выполнения научно-проектных работ, разработки нескольких вариантов проекта, а также предложения по очередности проведения реставрационных работ по годам (приложение N 17).

Реставрационное задание составляется государственными органами охраны памятников совместно с "заказчиком" при участии проектной организации, которой поручается ведение научно-проектных работ, и выдается проектной и реставрационной организации через "заказчика".

104. До согласования научно-проектной документации по разрешению государственных органов охраны памятников в отдельных случаях допускается производство неотложных противоаварийных работ, не нарушающих сложившегося облика памятника.

105. Вся проектно-сметная документация на стадии эскизного проекта подлежит согласованию с государственными органами охраны памятников до передачи ее заказчику, после чего утверждается организацией, финансирующей работы.

106. Проектная документация до представления на рассмотрение и утверждение в государственные органы охраны памятников должна быть рассмотрена на научно-реставрационном совете реставрационной организации.

107. Все решения, принимаемые при ведении авторского надзора в процессе производства работ во изменение согласованной проектной документации, до выдачи в производство должны быть оформлены документально и согласованы с государственными органами охраны памятников.

108. Финансирование работ по воссозданию памятников осуществляется за счет капитальных вложений.

В стоимость ремонтно-реставрационных работ или воссоздания памятника входят затраты, связанные с разработкой научно-проектной документации, научным руководством и авторским надзором за производством и организацией работ.

Для проведения работ на памятниках архитектуры, расположенных в местах, удаленных от транспортных магистралей и существующих реставрационных организаций, в необходимых случаях определенным заданием, может предусматриваться создание производственной базы.

Сметная стоимость создания этой базы включается в сводку затрат к общему проекту.

109. Открытие финансирования любого вида работ на памятниках истории и культуры допускается только после представления в банк заказчиком соответствующего разрешения государственных органов охраны памятников.

110. Рассмотрение спорных в научно-методическом отношении вопросов местные органы охраны памятников передают союзному или республиканскому научно-методическим советам по охране памятников культуры.

111. Работы по реставрации, консервации и ремонту памятников истории и культуры при нарушении установленного порядка их проведения могут быть приостановлены государственными органами охраны памятников впредь до устранения выявленных нарушений.

112. Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры осуществляются за счет средств пользователей или собственников памятников, а также за счет средств государственных органов охраны памятников.

Реставрация, консервация и ремонт памятников, являющихся государственной собственностью и не переданных в пользование предприятиям, учреждениям и организациям, осуществляется за счет специальных средств государственных органов охраны памятников, средств государственного бюджета, а также средств, выделяемых обществами охраны памятников истории и культуры в соответствии с их уставами.

 

VI. Ответственность за нарушения законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры

 

113. В соответствии со статьей 31 Закона СССР от 29 октября 1976 г. "Об охране и использовании памятников истории и культуры" лица, виновные в невыполнении правил охраны, использования, учета и реставрации памятников истории и культуры, нарушении режима зон их охраны, а также в других нарушениях законодательства об охране и использовании памятников, несут уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик.

114. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 17 февраля 1977 г. "Об административной ответственности за нарушение правил охраны и использования памятников истории и культуры" к лицам, виновным в нарушении правил охраны и использования памятников истории и культуры, если эти действия по своему характеру не влекут уголовной ответственности, могут быть применены в качестве меры административного взыскания предупреждение или штраф. Должностные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере до 100 рублей, а граждане - в размере до 50 рублей.

Указанные меры административного взыскания за нарушение правил охраны и использования памятников истории и культуры налагаются административными комиссиями при исполнительных комитетах районных, городских Советов народных депутатов на основании актов (протоколов), составленных уполномоченными на то должностными лицами.

115. Предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие вред памятнику истории и культуры или его зонам охраны, обязаны восстановить в прежнем состоянии памятник и его зоны охраны, а при невозможности этого возместить убытки в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик.

Для определения причиненного памятнику вреда и подготовки необходимых материалов в каждом отдельном случае создается комиссия, образуемая соответствующим государственным органом охраны памятников, в зависимости от категории памятника.

В состав комиссии должны входить представители госоргана охраны памятников (председатель), научно-методических, проектных, производственных реставрационных учреждений и организаций, научно-методических советов, обществ охраны памятников и других организаций. При необходимости для работы в комиссии могут привлекаться представители пользователя или собственника памятника.

 

Согласовано

с Госстроем СССР

письмо от 1 апреля 1986 г.

N ИП-1682

 

 

Инструкция о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры (утв. приказом Минкультуры СССР от 13 мая 1986 г. N 203)

 

Текст инструкции официально опубликован не был

 

Постановлением Правительства России от 13 июня 2020 г. N 857 настоящий документ признан не действующим на территории РФ с 25 июня 2020 г.

 

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

 

РНиП 1.02.01-94, утвержденные приказом Минкультуры РФ от 25 марта 1994 г. N 219

Изменения вступают в силу с 30 марта 1994 г.