г. Самара |
|
04 апреля 2013 г. |
Дело N А55-31379/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 апреля 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пышкиной Н.Ю.,
судей Балакиревой Е.М., Романенко С.Ш.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сусловой К.А.,
при участии в заседании до и после перерыва:
от истца - Бусарова Н.В., представитель по доверенности N 051/2012 от 06.12.2012;
от ответчика - до перерыва: Сметанина А.А., представитель по доверенности N 516 от 20.12.2012; после перерыва: Нескоромнов Н.Н., представитель по доверенности N 509 от 20.12.2012;
от третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 марта - 04 апреля 2013 года в зале N 6 апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Самарский гипсовый комбинат", г.Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 января 2013 г. по делу N А55-31379/2012 (судья Рысаева С.Г.),по иску закрытого акционерного общества "Самарский гипсовый комбинат" (ИНН 6319009009, ОГРН 1026301697311), г.Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области г.Самара, третьи лица: Федеральное казначейство по Самарской области, г.Самара, Министерство управления финансами Самарской области, г.Самара, о взыскании 4 268 118 руб. 49 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Самарский гипсовый комбинат" г.Самара обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области г.Самара о взыскании 4 268 118,49 руб. неосновательного обогащения, выразившиеся в переплате стоимости земельного участка по договору купли - продажи от 29.06.12 N 568-2012/к.
Определениями Арбитражного суда Самарской области от 04.12.2012, от 25.12.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное казначейство по Самарской области, г.Самара, Министерство управления финансами Самарской области, г.Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.01.2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы, заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании 28.03.2013 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 10 час. 30 мин. 04.04.2013. Сведения о времени и месте продолжения судебного заседания были размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru и на доске объявлений в здании суда.
В судебном заседании представитель истца в судебном заседании до и после перерыва поддержал апелляционную жалобу по изложенным в жалобе основаниям, просил суд удовлетворить апелляционную жалобу.
Представители ответчика до и после перерыва возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили суд отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, 29.06.2012 между Министерством имущественных отношений Самарской области (продавец) и закрытым акционерным обществом "Самарский гипсовый комбинат" (покупатель) заключен договор купли-продажи земельного участка N 568-2012/к, по условиям которого, продавец обязуется передать в собственность, а покупатель принять и оплатить по цене и на условиях договора земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 63:01:0000000:751, находящийся по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Береговая, д.9А под здание-цех пазогребных плит, гипсокартона и сухих строительных смесей и территорией, необходимой для его использования, общей площадью 23 022,70 кв.м.
Пунктом 2.1. договора установлена выкупная цена участка в размере 10 392 414,55 руб.
Платежным поручением N 94954 от 10.07.2012 истец перечислил обусловленную договором сумму.
Право собственности истца на спорный земельный участок было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 25.09.2012, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии N 63-АК N 205595.
Полагая, что цена выкупа земельного участка, при заключении договора купли-продажи определена неверно и истец уплатил излишнюю сумму, общество обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции не учел следующего.
В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации выкупная цена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, является регулируемой и должна соответствовать нормативным ставкам, действующим на момент заключения договора.
Согласно пункту 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены земельных участков, их оплаты в отношении земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Самарской области стоимость земельных участков определена статьей 18 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле"; согласно пункту 4 названной статьи лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, установленной для города Самары в размере двенадцатикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Согласно Постановлению Самарской городской Думы от 24.11.2005 N 188 "Об установлении земельного налога" налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом; ставка земельного налога установлена в размере 1,5%.
Исследовав и оценив доказательства исходя из предмета и оснований заявленных требований, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства именно данного дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что при расчете цены выкупа земельного участка ответчик должен исходить из имеющейся кадастровой стоимости земельного участка.
Спорный земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:751, состоящий из двух обособленных земельных участков, является единым землепользованием. Дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 20.02.2007.
Кадастровая стоимость выкупаемого земельного участка на 20.02.2007 составляла 34 023 866,97 руб., что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 29.06.2012 N 63-00-102/12-238168. Данная кадастровая стоимость была определена в соответствии с действовавшим на момент кадастрового учета земельного участка нормативно-правовым актом- Постановлением Губернатора Самарской области от 03.07.2003 N 254.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" предусмотрено, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет. Как следует из информации, размещенной на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет, кадастровая стоимость приобретаемого истцом земельного участка составляет 34 023 866,97 руб.
Довод ответчика о необходимости применения при расчете цены выкупа удельных показателей кадастровой стоимости земли, установленных Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 подлежит отклонению.
В Приложение N 1 Постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473, определяющее кадастровую стоимость конкретных земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области, выкупаемый истцом земельный участок не включен.
Пункт 2.4. "Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка", утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222, регламентирует процедуру корректировки кадастровой стоимости земельного участка в строго определенных случаях, а именно: при образовании нового земельного участка, изменении площади земельного участка, изменении вида разрешенного использования земельного участка, переводе земельного участка из одной категории в другую, при отнесении земельного участка к определенной категории земель или включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке.
В рассматриваемом случае такие обстоятельства отсутствуют, соответственно у ответчика не имелось правовых оснований для применения в договоре купли-продажи земельного участка вновь утвержденных удельных показателей кадастровой стоимости земли.
Указанные обстоятельства подтверждены Письмом N 36859 от 29.12.2012 Кадастровой палаты о том, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:751 является единым землепользованием, в состав которого входят обособленные земельные участки с кадастровыми номерами 63:01:0253008:40 и 63:01:0253008:41. Кадастровая стоимость спорного земельного участка не определена Приложением N 1 к Постановлению Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473. Технической ошибки в части указания кадастровой стоимости спорного земельного участка с кадастровым номером 63:01:0000000:751 (34 023 866,97 руб.) не обнаружено.
Ответчик не является органом, в полномочия которого входит определение кадастровой стоимости земли.
Пунктом 2 статьей 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п.10 постановления Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере ведения государственного кадастра недвижимости.
Министерство имущественных отношений Самарской области, самостоятельно определив кадастровую стоимость земельного участка в размере 57 735 636,38 руб., вышло за рамки полномочий, предоставленных действующим законодательством.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что у ответчика не имелось установленных законом оснований для пересчета кадастровой стоимости земельного участка исходя из Постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473.
При расчете цены выкупа земельного участка ответчик должен был исходить из имеющейся кадастровой стоимости земельного участка, что составило бы цену договора в размере 6 124 296,05 руб.
Согласно пункту 4 Информационного письма Президиума высшего Арбитражного Суда РФ от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм об неосновательном обогащении" правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой стороне о возврате ошибочно исполненного.
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.
Выкупная цена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относится к категории государственных регулируемых цен. Порядок ее определения установлен законом и не может быть изменен соглашением сторон договора.
Учитывая, что ответчик определил выкупную цену земельного участка на основании удельных показателей кадастровой стоимости ошибочно, на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение на сумму 4 268 118,49 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Согласно пункту 8 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении" в предмет доказывания истца по таким делам должны входить следующие обстоятельства: факт получения ответчиком имущества, принадлежащего истцу; факт пользования ответчиком этим имуществом; размер доходов, полученных в результате использования имущества, то есть факт наличия имущественной выгоды на стороне ответчика; период пользования суммой неосновательного обогащения.
Исходя из вышеуказанных норм лицо, обратившееся с требованием о возмещении неосновательного обогащения, обязано доказать факт пользования ответчиком принадлежащим истцу имуществом, период такого пользования, отсутствие установленных законом или сделкой оснований для такого пользования, размер неосновательного обогащения.
Применение норм о неосновательном обогащении возможно только в случае установления судом совокупности указанных выше обстоятельств.
Арбитражный апелляционный суд установил, что кадастровая стоимость земельного участка составляла 34 023 866,97 руб., договор купли - продажи заключен 29.06.2012, следовательно, с учетом того, что выкупная цена земельного участка подлежала расчету из кадастровой стоимости земельного участка, на момент заключения договора цена земельного участка должна была составлять 6 124 296,05 руб. При наличии доказательств оплаты более высокой цены, исковые требования по возврату излишне уплаченного по сделке с учетом положений 1102 Гражданского кодекса РФ подлежат удовлетворению.
При указанных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые для отказа в удовлетворении исковых требований истца.
Принимая во внимание вышеизложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, не соответствуют обстоятельствам дела, решение принято с нарушением норм материального права, в связи с чем подлежит отмене на основании части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований.
Расходы по государственной пошлине по иску и апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на истца.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 января 2013 г. по делу N А55-31379/2012 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области г.Самара в пользу закрытого акционерного общества "Самарский гипсовый комбинат" (ИНН 6319009009, ОГРН 1026301697311), г.Самара, 4 268 118 руб. 49 коп. неосновательного обогащения, выразившегося в переплате стоимости земельного участка по договору купли - продажи от 29.06.12 N 568-2012/к, а также 44340 руб. 59 коп. судебных расходов на подачу искового заявления.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Н.Ю. Пышкина |
Судьи |
С.Ш. Романенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-31379/2012
Истец: ЗАО "Самарский гипсовый комбинат"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: Министерство управления финансами Самарской области, Федеральное казначейство по Самарской области