г. Челябинск |
|
06 мая 2013 г. |
Дело N А47-12969/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Червяковой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18 января 2013 года по делу N А47-12969/2012 (судья Александров А.А.).
Закрытое акционерное общество "Страховая группа "УралСиб" (далее - заявитель, ЗАО "Страховая группа УралСиб", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконными решения от 08.06.2012 по делу N 05-10-01/2012 и предписания от 08.06.2012 по делу N 05-10-01/2012, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, УФАС России по Оренбургской области).
К участию в деле в качестве третьих лиц на стороне заявителя привлечены общество с ограниченной ответственностью "Дом оценки "КРОТОН" и общество с ограниченной ответственностью "Бюро независимой оценки "Эталон".
Решением арбитражного суда первой инстанции от 18.01.2012 по настоящему делу требования, заявленные ЗАО "Страховая группа "УралСиб" удовлетворены.
В апелляционной жалобе УФАС России по Оренбургской области просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права при принятии решения. В частности, УФАС России по Оренбургской области ссылаясь на нормы ст. ст. 38 - 40 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", п. 5.4.3 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 N 717, ст. ст. 4.1, 30, 32.9 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", указывает на то, что ФСФР России при осуществлении контроля за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг является федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, а при осуществлении контроля за деятельностью субъектов страхового дела - органом страхового надзора; следовательно, в целях применения ч. 4 ст. 40 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции) финансовыми организациями, имеющими лицензии, выданные федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, признаются финансовые организации, имеющие лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Поскольку страховые организации, в том числе ЗАО "Страховая группа "УралСиб" не имеет лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, то в настоящее время нет необходимости включать представителей ФСФР России в состав комиссии по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства страховыми организациями. Кроме того, если учитывать подход, примененный арбитражным судом первой инстанции в толковании ч. 4 ст. 40 Закона о защите конкуренции, то при рассмотрении дел, возбужденных по признакам нарушения статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ в связи с заключением кредитной и страховой организацией соглашения, в комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства не смогут участвовать представители антимонопольного органа, т.к. в соответствии с ч. 3 ст. 40 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства кредитными организациями в состав комиссии включаются представители Центробанка России, которые составляют половину членов комиссии. С учетом изложенного, податель апелляционной жалобы полагает, что вывод арбитражного суда первой инстанции о незаконном составе комиссии, положенный в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, является необоснованным.
По основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 3 ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена председательствующего судьи Костина В.Ю., председательствующим судьей Малышевым М.Б.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2013 рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось на 29.04.2013.
По основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 3 ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Ивановой Н.А., судьей Плаксиной Н.Г.
Рассмотрение дела начато сначала.
Отзывы на апелляционную жалобу ЗАО "Страховая группа "УралСиб" и третьими лицами не представлены.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не прибыли.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствии представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, комиссией УФАС России по Оренбургской области по рассмотрению дела N 05-10-01/2012 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии Быховец И.А., заместителя руководителя Управления; членов комиссии: Аристарховой Т.Н., начальника отдела контроля финансовых рынков, информации и анализа; Тарасенко А.Я., специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков, информации и анализа; Бровикова Н.А. - специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков, информации и анализа, - 22.06.2012 вынесено решение по делу N 05-10-01/2012 о нарушении антимонопольного законодательства (дата объявления резолютивной части решения - 08.06.2012), которым:
- ЗАО "Страховая группа "УралСиб" и ООО "Кротон" признаны нарушившими пункты 1, 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (п. 1);
- ЗАО "Страховая группа "УралСиб" и ООО "Бюро независимой оценки "Эталон" признаны нарушившими пункт 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
- ЗАО "Страховая группа "УралСиб" признано нарушившим часть 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (п. 5);
- основания для прекращения рассмотрения дела, указанные в статье 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" признаны отсутствующими (п. 4);
- обществу с ограниченной ответственностью "Кротон" выдать предписание следующего содержания (п. 5): 5.1. Обществу с ограниченной ответственностью "Кротон" прекратить ограничивающее конкуренцию соглашение на рынке оказания оценочных услуг на территории г. Оренбурга, а именно: 5.1.1. Прекратить ограничивающее конкуренцию соглашение, заключенное между ООО "Кротон" и ЗАО "Страховая группа "УралСиб" в части создания другими хозяйствующими субъектами препятствий к доступу на рынок оказания услуг по оценке на территории г. Оренбурга; 5.1.2. Прекратить ограничивающее конкуренцию соглашение, заключенное между ООО "Кротон" и ЗАО "Страховая группа "УралСиб" в части установления конкретных показателей стоимости нормо-часа при осуществлении оценки стоимости восстановительного ремонта поврежденных транспортных средств; 5.2. Обществу с ограниченной ответственностью "Кротон" совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции на рынке оказания оценочных и страховых услуг на территории г. Оренбурга, а именно: 5.2.1. Внести в договор N 01 от "__" сентября 2004 г. на выполнение работ по оценочной деятельности условия, направленные на обеспечение конкуренции, и ввести их в действие с момента подписания сторонами, а именно: 5.2.1.1. дополнить договор пунктом 2.4.5 следующего содержания: "заказчик обязуется не допускать вмешательство заказчика либо иных заинтересованных лиц в деятельность оценщика, если это может негативно повлиять на достоверность результата проведения оценки объекта оценки, в том числе ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению или определению при проведении оценки объекта оценки, согласно требований Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". 5.2.1.2. дополнить договор пунктом 2.1.7. следующего содержания: "Оценщик при расчете стоимости восстановительного ремонта поврежденных транспортных средств обязан самостоятельно устанавливать и применять стоимость нормо-часа в соответствии с полученными в ходе проведения оценки объективными данными, согласно требований Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";
- выдать закрытому акционерному обществу "Страховая группа "УралСиб" предписание следующего содержания (п. 6): 6.1. закрытому акционерному обществу "Страховая группа "УралСиб" прекратить ограничивающее конкуренцию соглашение на рынке оказания оценочных услуг на территории г. Оренбурга, а именно: 6.1.1. Прекратить действие требований, не установленных действующим законодательством РФ в отношении хозяйствующих субъектов, намеренных заключить с ЗАО "Страховая группа "УралСиб" договор на оказание услуг по оценке имущества; 6.1.2 Прекратить ограничивающее конкуренцию соглашение, заключенное между ООО "Кротон" и ЗАО "Страховая группа "УралСиб" в части создания другим хозяйствующим субъектам препятствий к доступу на рынок оказания услуг по оценке г. Оренбурга; 6.1.3. Прекратить ограничивающее конкуренцию соглашение, заключенное между ООО "Бюро независимой оценки "Эталон" и ЗАО "Страховая группа "УралСиб" в части создания другим хозяйствующим субъектам препятствий к доступу на рынок оказания услуг по оценке г. Оренбурга; 6.1.4. Прекратить ограничивающее конкуренцию соглашение, заключенное между ООО "Кротон" и ЗАО "Страховая группа "УралСиб" в части установления показателей стоимости нормо-часа при осуществлении стоимости восстановительного ремонта поврежденных транспортных средств; 6.2. закрытому акционерному обществу "Страховая группа "УралСиб" совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции на рынке оказания оценочных и страховых услуг на территории г. Оренбурга, а именно: 6.2.1. внести в договор N 01 от "__" сентября 2004 г. на выполнение работ по оценочной деятельности условия, направленные на обеспечение конкуренции, и ввести их в действие с момента подписания сторонами, а именно: 6.2.1.1. дополнить договор пунктом 2.4.5 следующего содержания: "Заказчик обязуется не допускать вмешательство заказчика либо иных заинтересованных лиц в деятельность оценщика, если это может негативно повлиять на достоверность результата проведения оценки объекта оценки, в том числе ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению или определению при проведении оценки объекта оценки, согласно требований Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; 6.2.1.2. дополнить договор пунктом 2.1.7 следующего содержания: "Оценщик при расчете стоимости восстановительного ремонта поврежденных транспортных средств обязан самостоятельно устанавливать и применять стоимость нормо-часа в соответствии с полученными в ходе проведения оценки объективными данными, согласно требований Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; 6.2.2. Внести в договор N 1/06 от 5 апреля 2006 г. условия, направленные на обеспечение конкуренции, и ввести их в действие с момента подписания сторонами: 6.2.2.1. дополнить договор пунктом 2.2.3. следующего содержания: "Заказчик обязуется не допускать вмешательство заказчика либо иных заинтересованных лиц в деятельность оценщика, если это может негативно повлиять на достоверность результата проведения оценки объекта оценки, в том числе ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению или определению при проведении оценки объекта оценки, согласно требований Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; 6.3. Внести изменения во внутренние документы общества, устанавливающие порядок работы с внешними контрагентами в процессе урегулирования убытков, об исключении условий, не предусмотренных законодательством РФ в отношении хозяйствующих субъектов, намеренных заключить с ЗАО "Страховая группа "УралСиб" договор на оказание услуг по оценке имущества, и ввести их в действие с момента утверждения обществом;
- выдать обществу с ограниченной ответственностью "Бюро независимой оценки "Эталон" предписание следующего содержания (п. 7): 7.1. обществу с ограниченной ответственностью "Бюро независимой оценки "Эталон" прекратить ограничивающее конкуренцию соглашение на рынке оказания оценочных и страховых услуг на территории г. Оренбурга, а именно: 7.1.1. Прекратить ограничивающее конкуренцию соглашение, заключенное между ООО "Бюро независимой оценки "Эталон" и ЗАО "Страховая группа "УралСиб" в части создания другим хозяйствующим субъектам препятствий к доступу на рынок оказания услуг по оценке на территории г. Оренбурга; 7.2. Обществу с ограниченной ответственностью "Бюро независимой оценки "Эталон" совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции на рынке оказания оценочных и страховых услуг на территории г. Оренбурга, а именно: 7.2.1. Внести в договор N 1/06 от 5 апреля 2006 г. условия, направленные на обеспечение конкуренции, и ввести их в действие с момента подписания сторонами: 7.2.1.1. дополнить договор пунктом 2.2.3 следующего содержания: "Заказчик обязуется не допускать вмешательство заказчика либо иных заинтересованных лиц в деятельность оценщика, если это может негативно повлиять на достоверность результата проведения оценки объекта оценки, в том числе ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению или определению при проведении оценки объекта оценки, согласно требований Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";
- передать материалы дела N 05-10-01/2012 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении (п. 8).
Антимонопольным органом заявителю 08.06.2012 выдано предписание, которым закрытому акционерному обществу "Страховая группа "УралСиб" предписано совершить действия, согласно вышеуказанной резолютивной части решения заинтересованного лица от 22.06.2012 по делу N 05-10-01/2012 о нарушении антимонопольного законодательства.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные закрытым акционерным обществом "Страховая группа "УралСиб" требования, пришел к выводу о нелегитимности состава комиссии УФАС России по Оренбургской области.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются верными и соответствуют фактическим обстоятельствам.
Установленная законодателем высокая детализация процедуры рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства обусловлена широким спектром охраняемых антимонопольными нормами общественных отношений, соответственно, широким объемом полномочий антимонопольного органа, а также особой тяжестью негативных последствий для лица, совершившего нарушение в сфере антимонопольного регулирования, и призвана упорядочить процедуру доказывания состава допущенного в этой сфере правонарушения и принятия окончательного решения в целях обеспечения гарантий лица, в отношении которого ведется производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Одной из таких гарантий является рассмотрение дела и принятие по нему решения комиссией, порядок образования которой регламентирован Законом о защите конкуренции.
Так положениями ст. 40 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что для рассмотрения каждого дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган создает в порядке, предусмотренном названным федеральным законом, комиссию по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - комиссия). Комиссия выступает от имени антимонопольного органа. Состав комиссии и ее председатель утверждаются антимонопольным органом (часть 1).
При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства финансовыми организациями (за исключением кредитных организаций), имеющими лицензии, выданные федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, в состав комиссии включаются представители указанного федерального органа исполнительной власти, которые составляют половину членов комиссии (часть 4).
Количество членов (включая председателя) комиссий по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, должно быть четным (часть 5).
Функции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выполняет Федеральная служба по финансовым рынкам Российской Федерации, к которой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 04.03.2011 N 270 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации" присоединена Федеральная служба страхового надзора. Федеральной службе по финансовым рынкам Российской Федерации переданы функции присоединяемой Федеральной службы страхового надзора по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела).
Основные функции и полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации определены в соответствующем Положении о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 N 717 "О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации".
Пунктом 1 названного Положения предусмотрено, что Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе, по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.
При этом из анализа ч. 4 ст. 40 Закона о защите конкуренции следует, что критерием для ее применения является отнесение организации к категории финансовой организации, а не то, в какой сфере деятельности организацией совершено нарушение законодательства - на рынке страховых услуг либо на рынке ценных бумаг.
Как установлено арбитражным судом первой инстанции и следует из материалов дела, ЗАО "Страховая группа "УралСиб" является финансовой организацией, осуществляющей свою деятельность на рынке страховых услуг.
Поскольку в данном случае УФАС России по Оренбургской области вынес оспариваемые решение и предписание в лице комиссии, состав которой не соответствует требованиям федерального законодательства, арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях удовлетворил заявленные обществом требования.
Доводы апелляционной жалобы в связи с этим, отклоняются судом апелляционной инстанции, как основанные на ошибочном толковании закона, что также следует из правовой позиции, изложенной в постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13.11.2012 N Ф09-10676/12.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18 января 2013 года по делу N А47-12969/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-12969/2012
Истец: ЗАО "Страховая группа "УралСиб", Оренбургский филиал закрытого акционерного общества Страховая группа "УралСиб"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
Третье лицо: ООО "Бюро Независимой Оценки "ЭТАЛОН", ООО "Кротон"