Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Техническая часть
1. Общие указания
1.1. В настоящем сборнике содержатся федеральные единичные расценки (далее расценки), разработанные на основании государственных элементных сметных норм, сборник ГЭСН 81-02-27-2001, с учетом дополнений и изменений к нему, выпуск 1, на выполнение работ по сооружению новых и реконструкции существующих автомобильных дорог общего пользования, лесовозных дорог, временных автомобильных дорог, а также дорожных работ на площадках промышленных предприятий, на городских проездах и площадках.
1.2. Расценками табл.02-010, 03-004, 03-008 следует пользоваться во всех случаях, кроме ремонтных работ на городских проездах. В этом случае необходимо пользоваться расценками сборника ФЕРр-2001-68 "Благоустройство". Перемещение мостовой и разборку тротуаров определять по расценкам сборника ФЕРр-2001-68 "Благоустройство".
1.3. Посадку снегозащитных полос, декоративных деревьев и кустарников следует определять по сборнику ФЕР-2001-47 "Озеленение. Защитные лесонасаждения".
1.4. Затраты на расчистку полосы отвода от леса, кустарника и завалов, переустройство подземных и надземных коммуникаций, укрепление откосов земляного полотна, строительство мостов и труб при возведении временных дорог следует определять дополнительно по соответствующим Сборникам ФЕР-2001.
1.5. Затраты на доставку грунта для отсыпки земляного полотна временных дорог следует определять по тарифам на перевозки грузов для строительства.
1.6. Затраты по устройству уширения земляного полотна для прохода автомашин определяются дополнительно по соответствующим расценкам сборника ФЕР-2001-01 "Земляные работы" в объеме, предусмотренном проектом.
1.7. В случае, когда проектными решениями предусматривается толщина конструктивных слоев, отличная от учтенных в расценках, расход следует корректировать пропорционально толщине слоя.
1.8. Расценками учтены затраты по уходу за дорожным покрытием в процессе его формирования
1.9. Доставка к месту работ битума, битумной эмульсии нормами не учтена, в связи с чем при доставке 1 т битума и битумной эмульсии следует добавлять стоимость эксплуатации автогудронатора вместимостью 3500 л (код 120101) - 2,76 руб. (в том числе оплата труда рабочего, управляющего машиной - 0,53 руб.) на каждый километр доставки.
1.10. Доставка воды учтена расценками на среднее расстояние до 5 км, кроме расценки 1 табл.06-017 и табл.07-002. При расстоянии более 5 км на каждый километр доставки 1 м3 воды следует добавлять к стоимости эксплуатации поливомоечных машин (код 121601) - 1,76 руб. (в том числе оплата труда рабочего, управляющего машиной - 0,19 руб).
1.11. В случаях, когда проектом организации строительства предусмотрено применение автобетоносмесителей, стоимость их эксплуатации следует учитывать дополнительно в расчете по объему равному времени работы ведущей машины, выполняющей бетонные работы.
1.12. Расценками настоящего сборника (за исключением особо оговоренных случаев) предусмотрено перемещение материалов (подноска, подкатка) в пределах рабочего места на расстояние до 10 м.
Затраты, связанные с внутрипостроечной транспортировкой материальных ресурсов, учтены в расценках на среднее расстояние до 1 км, кроме инертных материалов, которые транспортируются на расстояние до 50 м.
1.13. Расценками настоящего сборника предусмотрено производство работ при наличии не более 8 люков (колодцев) подземных коммуникаций на 1000 м2 дороги. При большем числе люков применять коэффициенты по табл.1.1.
1.14. При применении дегтей вместо битума расход увеличивать на 20%.
1.15. Затраты при устройстве двухслойных оснований и покрытий из грунтов, укрепляемых органическими вяжущими материалами при применении автогрейдеров, следует определять по расценке 2 табл.01-001 для каждого слоя отдельно.
1.16. При устройстве оснований и покрытий из грунтов, укрепляемых золами уноса, известью, гранулированными шлаками и золошлаковыми смесями, следует пользоваться расценками табл. 01-003 с заменой цемента на вышеперечисленные материалы в объеме, предусмотренном проектом.
1.17. В расценках табл.03-002; 03-003 при использовании материалов существующей дорожной одежды в объеме:
а) до 30% принимать расход новой смеси при толщине слоя 8 см - 70 м3; толщиной двух слоев 16 см - 140 м3; при изменении толщины слоя +-1 см - 9 м3;
б) до 50% принимать расход новой смеси при толщине слоя 8 см - 50 м3, толщиной двух слоев 16 см - 100 м3, при изменении толщины слоя +-1 см - 6 м3;
в) до 75%, принимать расход новой смеси при толщине слоя 8 см - 25 м3, толщиной двух слоев 16 см - 50 м3, при изменении толщины слоя +-1 см - 3 м3.
1.18. Затраты на устройство противозаиливающих прослоек из дренирующих грунтов при устройстве щебеночных и гравийных оснований следует определять по расценкам табл.04-001.
1.19. Затраты на устройство оснований и покрытий из гравийной смеси с добавлением щебня, а также щебеночно-песчаных следует определять по расценкам табл.04-003, расход материалов принимать по проекту.
1.20. Затраты на устройство щебеночных оснований или покрытий из кислого шлака следует определять по расценкам табл.04-005 и 04-013 с заменой стоимости каменного щебня по нормативному расходу, учтенному расценками, шлаковым щебнем соответствующих фракций, принимаемых по проекту.
1.21. Затраты на устройство оснований и покрытий по расценкам табл.04-001, 03-001; 03-004; 04-005; 06-022 - 06-024, 06-013; 03-002; 03-007; 06-019 с предусмотренными проектом дополнительными работами следует определять по расценкам табл.06-026 - 06-028. Затраты по введению добавок в виде водных растворов в расценках табл.01-001; 01-003 учтены.
1.22. При устройстве мостовых из булыжного и колотого камня по готовому основанию при изменении толщины слоя на каждый проход катка сверх трех в расценке 2 табл.05-001 на 1000 м2 покрытия добавлять стоимость эксплуатации катков дорожных самоходных 13 т (код 120907) - 54,45 руб. (в том числе оплата труда рабочего, управляющего машиной - 6,48 руб.).
1.23. При устройстве брусчатых мостовых с заполнением швов битумной мастикой, приготовленной с минеральным порошком, к расценке 1 табл.05-002 добавлять: битум 0,4 т, порошок минеральный 3,15 т, исключать песок 3,5 т.
1.24. При устройстве покрытий (табл.06-018; 06-024; 03-002; 06-019; 06-020) затраты на поверхностную обработку определяются, в случае необходимости, дополнительно по табл.06-022.
1.25. Затраты на разогревание битума следует определять дополнительно по расценке 10-001-6 (кроме таблиц, в которых предусмотрены котлы битумные).
1.26. При устройстве оснований и покрытий из щебеночных материалов:
а) при использовании основания для движения транспорта до завершения работ к расценкам табл.04-005 - 04-007 следует добавлять затраты по табл.04-008;
б) при толщине нижнего слоя основания более 18 см его устройство определяется по расценке 3 табл.04-005 - 04-007 в два слоя с изменением толщины +-1 см для каждого слоя отдельно;
в) при необходимости розлива битума в процессе укатки щебеночного основания и покрытия расход битума принимать по проекту;
г) в расценках таблицы 04-009 предусмотрен щебень из низкопрочных каменных материалов;
д) при толщине нижнего слоя покрытия более 18 см затраты на его устройство определяются по расценке 3 табл.04-012; 04-013; 04-014 в два слоя с изменением толщины +-1 см для каждого слоя отдельно.
1.27. Расценками табл.03-009 на фрезерование асфальтобетонного покрытия предусмотрена разная ширина барабана фрезы. Применение фрез с определенной шириной барабана определяется проектной организацией в зависимости от количества смотровых колодцев различного назначения, находящихся на ремонтируемой части дорожного покрытия.
Транспортировку асфальтобетонного лома определять дополнительно, имея ввиду, что погрузка лома в автосамосвалы учтена расценками. Возврат асфальтобетонного лома определяется на месте и оформляется соответствующим актом.
1.28. При определении затрат на устройство оснований из укатываемого цементобетона низких марок следует пользоваться расценками 9, 10 табл.06-016.
При устройстве оснований из дорожного бетона низких марок (тощего) толщиной слоя более 20 см последний устраивается в два слоя, при этом затраты определяются по расценкам 9, 10 табл.06-016 в два слоя (для каждого слоя отдельно). При толщине слоя, отличающегося от приведенного в расценках, расход дорожного бетона низких марок (тощего) следует принимать пропорционально толщине слоя.
1.29. В расценках 1-8 табл.06-016 и в расценках 1-16 табл.06-002 предусмотрено устройство оснований и покрытий шириной 7,5 м. При устройстве их двумя полосами по 3,5-4 м следует учитывать дополнительно ресурсы по табл.06-004.
В расценках 1-10 табл.06-016 и расценках 1-16 табл.06-002 предусмотрен уход за цементобетонным основанием или покрытием с применением пленкообразующих материалов, при уходе за цементобетонным основанием или покрытием засыпкой песком с поливкой водой из указанных расценок следует исключать пленкообразующие материалы и машины по нанесению пленкообразующих материалов и добавлять затраты по расценкам 1, 2 табл.06-005
1.30. В расценке 1 табл.06-017 и расценке 17 табл.06-002 предусмотрен уход за основанием или покрытием способом засыпки песком с поливкой водой.
1.31. Затраты на нарезку швов в цементо-бетонном основании или покрытии следует определять по табл.06-007 в объеме, предусмотренном проектом. Устройство однослойных покрытий, армированных металлической сеткой, определяется по расценкам 9-16 табл. 06-002, а установка металлической сетки в покрытие - по расценкам табл.06-009.
1.32. В расценках табл.06-017 учтены затраты по устройству выравнивающего слоя по основанию из песка, в случаях применения другого материала изоляционного слоя расход корректировать следующим образом:
а) при устройстве изоляционного слоя из бумаги двухслойной, пропитанной битумом, - 100 м2, битум жидкий - 0,02 т;
б) при устройстве изоляционного слоя из черного песка: песок черный - 33 м3.
1.33. Затраты на устройство однослойных покрытий средствами малой механизации, определяются по расценкам 17, 18 табл.06-002, что должно быть обосновано проектом.
1.34. При поверхностной обработке органическими вяжущими материалами с применением битумной эмульсии в расценках табл.06-023 фракции щебня мытого следует принимать по проекту.
1.35. Затраты на устройство оснований из черного щебня с использованием двух расклинивающихся фракций щебня, определяются по расценке 1 табл.06-018
1.36. При применении высокоплотной асфальтобетонной смеси затраты на ее укладку следует определять по расценкам 1 и 2 табл.06-020 и табл.06-021, состав смеси подбирать индивидуально. Норму расхода асфальтобетонной смеси принимать по таблице:
Наименование смеси | Ед. Измер. |
Толщина, см | |
4 | +-0,5 | ||
Высокоплотная, марки I для плотности каменных материалов: |
|||
- 2,5-2,9 т/м3 | т | 99,2 | 12,4 |
- 3 и более т/м3 | т | 104,7 | 13,1 |
1.37. При укладке асфальтобетонных смесей во влажный и холодный периоды года, при необходимости просушки оснований, на 1000 м покрытия следует добавлять нормы эксплуатации разогревателей асфальтобетона:
при щебеночных или гравийных основаниях - 12,5 маш.-ч.;
при бетонных основаниях - 9,4 маш.-ч.;
при булыжных мостовых - 6,3 маш.-ч. Необходимость прогревания должна быть обоснована проектом.
1.38. При устройстве покрытия из асфальтобетонных смесей не учтены работы по розливу вяжущих материалов.
При необходимости эти затраты следует определять по табл.06-026, а расход принимать по проекту.
Расценками таблиц 06-020 и 06-021 следует пользоваться при толщине слоя до 7 см. При толщине слоя более 7 см его устройство необходимо определять для двух слоев (для каждого слоя отдельно) по таблице 06-020 с корректировкой по таблице 06-021.
1.39. Расценками 2, 3 табл.06-010 не предусмотрены швы расширения при устройстве покрытия на основаниях из цементобетона низких марок (тощего) или каменных материалов и грунтов, укрепленных неорганическими вяжущими 1 класса прочности. При устройстве покрытия, предусмотренными расценками 2, 3 табл.06-010, на других основаниях и температуре воздуха во время бетонирования менее +10°С, необходимо устраивать швы расширения и добавлять ресурсы по табл.06-011. Нарезку швов в затвердевшем бетоне принимать по табл.06-012 в объеме, предусмотренном проектом.
1.40. Расценками табл.07-004 не предусмотрено антисептирование древесины, при необходимости затраты на ее выполнение учитывать дополнительно согласно проекту.
1.41. В расценках табл.08-001 предусмотрено устройство укрепительных полос по готовому основанию, устраиваемому одновременно с основанием дорожной одежды.
1.42. Расценкой таблицы 09-006 предусмотрено устройство средств технического регулирования движения автотранспорта при переключении движения с одной полосы на другую. Эти затраты следует относить в главу 1 "Подготовка территории строительства". Затраты по амортизации блоков и импульсных стрелок учитывать дополнительно исходя из времени аренды блоков.
Затраты по заполнению блоков водой следует учитывать дополнительно по факту.
Затраты на мытье блоков относятся на счет накладных расходов подрядной организации.
1.43. Расценками табл.09-009 - 09-012 работа автовышки не учтена. При необходимости затраты на ее эксплуатацию учитывать дополнительно согласно проекту.
При установке дорожных знаков на присыпных бермах дороги необходимо дополнительно учитывать устройство присыпных берм по проектным данным.
1.44. В расценках табл.10-001 - 10-004 приведены ориентировочные составы приготовления смесей, при привязки к местным условиям строительства состав смесей корректировать согласно данным проекта.
1.45. Затраты на разработку, прогрохотку и измельчение грунтов в расценках табл.10-007 не учтены.
2. Правила исчисления объемов работ
2.1. Объем работ по устройству подстилающих и выравнивающих слоев из песка, гравия или других материалов определяется по проектным профилям в уплотненном состоянии.
2.2. Объем работ по устройству дорожных покрытий и оснований определяется по площади каждого конструктивного слоя. Площадь покрытия из лесоматериалов следует определять между гранями колесоотбойных брусьев.
2.3. Объем железобетонных конструкций дорожных покрытий из сборных плит следует принимать по проектным данным.
Применение и оборачиваемость сборных железобетонных плит в конструкциях дорожных одежд временных автомобильных дорог должны быть обоснованы в проекте организации строительства, а расход плит, полученных от разборки, определяется по данным акта, составленного заказчиком и подрядчиком.
2.4. Объем дренирующего грунта, способ и расстояние его транспортировки принимается по проектным данным.
2.5. Необходимость применения профилировщиков для устройства оснований под цементобетонные покрытия обосновывается проектом организации строительства объекта.
2.6. Процент выхода годного камня для определения его возвратной стоимости по расценке 03-008-1 ориентировочно рекомендуется принимать в размере 60%. Фактический выход годного камня для дальнейшего использования определяется на месте и оформляется соответствующим актом.
Возврат ресурсов от разборки конструкций, изделий и материалов определяется по фактическому выходу годных для дальнейшего использования материалов, и оформляются двусторонним актом между подрядчиком и заказчиком. При этом следует дополнительно определять затраты на доставку асфальтобетонного лома на регенерационный завод.
2.7. Длину дренажных воронок под обочинами следует определять по ширине обочины (таблица 02-003).
2.8. При определении площади мощения (табл.05-002) следует учитывать всю площадь, включая площадь, занимаемую элементами для сбора воды.
2.9. В случае отсутствия проектных данных для определения расходов материалов для строительства автомобильных дорог, нормируемых по табл.01-002; 01-004; 03-002; 04-001; 04-003; 05-001; 06-025; 12-003; 12-008, расход этих материалов можно принимать по следующей таблице:
Таблица 1.1
Номер таблиц (расценок) |
Наименование материала | Количество, м3 |
01-002 (1) | Смесь битумно-грунтовая | 175 |
01-002 (2) | Смесь битумно-грунтовая | 194 |
01-004 (1) | Смесь цементно-грунтовая | 175 |
01-004 (2) | Смесь цементно-грунтовая | 194 |
01-004 (3) | Смесь цементно-грунтовая | 175 |
01-004 (4) | Смесь цементно-грунтовая | 194 |
04-001 (1) | Песок | 110 |
04-001 (2) | Песчано-гравийная смесь дресва | 122 |
04-001 (3) | Шлак доменный отвальный | 153 |
04-001 (4) | Щебень шлаковый | 126 |
04-003 (1) | Песчано-гравийная смесь (гравийно-песчаная смесь или щебеночно-песчаная оптимального гранулометрического состава) |
152 |
04-003 (2) | Песчано-гравийная смесь (гравийно-песчаная смесь или щебеночно-песчаная оптимального гранулометрического состава) |
152 |
04-003 (3) | Песчано-гравийная смесь (гравийно-песчаная смесь или щебеночно-песчаная оптимального гранулометрического состава) |
127 |
04-003 (4) | Песчано-гравийная смесь (гравийно-песчаная смесь или щебеночно-песчаная оптимального гранулометрического состава) |
110 |
05-001 (1) | Камень булыжный | 144 |
05-001 (2) | Камень булыжный | 9,5 |
03-002 (1); 03-002 (8) |
Песчано-гравийная смесь | 99,2 |
03-002 (2); 03-002 (9) |
Песчано-гравийная смесь | 70 |
03-002 (7); 03-002 (10); 03-002 (14) |
Песчано-гравийная смесь | 50 |
03-002 (4); 03-002 (11) |
Песчано-гравийная смесь | 25 |
03-002 (5); 03-002 (12) |
Песчано-гравийная смесь | 140 |
03-002 (6); 03-002 (13) |
Песчано-гравийная смесь | 100 |
06-025 (1) | Смесь цементно-грунтовая | 184 |
12-003 (1) | Песок | 102 |
12-008 (1) | Песок | 604 |
2.10. Указанный в настоящем Сборнике размер "до" включает в себя этот размер.
3. Коэффициенты к расценкам
Таблица 3.1
Условия применения | Номер таблиц (расценок) |
Коэффициенты | ||
к нормам затрат труда и оплате труда рабочих- строите- лей |
к стоимо- сти эксплу- атации машин |
к стоимо- сти матери- алов |
||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3.1. Производство работ на одной половине проезжей части при систематическом движении транспорта на другой. 3.2. Наличие люков (колодцев) подземных коммуникаций более 8 до 15 шт. на 1000 м2 дороги: 3.3. То же, более 15 до 20 шт. на 1000 м2 дороги 3.4. То же, более 20 шт. на 1000 м2 дороги |
все, кроме 07-001~07-004, 10-001~10-008, 11-001~11-008 01-001~01-004, 03-001~03-004, 03-008~03-010, 04-001, 04-003~04-017, 04-021, 04-022, 05-001, 05-002, 05-005, 06-001~06-013, 06-016~06-028, 7-001~07-004, 08-001, 08-002 -"- -"- |
1,2 1,05 1,15 1,3 |
1,2 1,05 1,15 1,3 |
- - - |
Укатка катками каменных материалов с пределом прочности на сжатие, мПа (кгс/см2): 3.5. свыше 68,6 (700) до 98,1 (1000) |
04-001; 04-003; 04-011 |
- |
0,8 |
- |
3.6. до 68,6 (700) |
04-001; 04-003; 04-011 |
- | 0,65 | - |
Устройство бортовых камней сечением 100х200 мм: 3.7 при цементобетонных покрытиях: а) бетон В 15 (М200) 3.8. при других видах покрытий: а) бетон В 15 (М200), б) раствор цементный |
02-010 02-010 02-010 |
- - - |
- - - |
0,8 0,86 0,33 |
Устройство бортовых камней сечением 150х450 мм, 107х600 мм: 3.9. при цементобетонных покрытиях: а) бетон В 15 (М200) 3.10. при других видах покрытий: а) бетон В 15 (М200), б) раствор цементный |
02-010 02-010 02-010 |
- - - |
- - - |
1,87 1,58 1,83 |
Устройство бортовых камней сечением 200х450 мм, 200х600 мм: 3.11. при цементобетонных покрытиях: а) бетон В15 (М200) 3.12. при других видах покрытий: а) бетон В 15 (М200), б) раствор цементный |
02-010 02-010 02-010 |
- - - |
- - - |
1,97 1,64 2,17 |
3.13. При наличии более 15 колодцев на 100 кв. метрах мощения |
05-002 | 1,1 | 1,1 | - |
3.14. При выполнении архитектурных тематических рисунков из искусственных элементов мощения |
05-002 | 1,15 | 1,15 | - |
Примечание: Применение коэффициентов должно быть обосновано проектом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.