г. Москва |
|
03 апреля 2013 г. |
Дело N А40-131526/12-144-639 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 апреля 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
судей: |
Захарова С.Л., Пронниковой Е.В., |
при ведении протокола |
помощником судьи Яцевой В.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 13 декабря 2012 года по делу N А40-131526/12-144-639 судьи Папелишвили Г.Н.
по заявлению ЗАО "СВЯЗЬСТРОЙДЕТАЛЬ" (ОГРН 1027700403103, 115088, г.Москва, ул.Южнопортовая, 7А)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: |
Козлов М.А. по дов. от 11.02.2013, |
от ответчика: |
Данилова О.В. по дов. от 24.12.2012, |
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "СВЯЗЬСТРОЙДЕТАЛЬ" (далее по тексту также - Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Департаменту земельных ресурсов г. Москвы о признании незаконными решений Департамента земельных ресурсов г. Москвы от 13.09.2012 N N 33-5-9246/12-(0)-1, 33-5-9256/12-(0)-1, 33-5-9251/12-(0)-1 об отказе в предоставлении ЗАО "СВЯЗЬСТРОЙДЕТАЛЬ" государственной услуги "Выдача распоряжения о снятии запрета на строительство" и обязании Департамента земельных ресурсов г. Москвы снять запрет на строительство на принадлежащих ЗАО "СВЯЗЬСТРОЙДЕТАЛЬ" земельных участках с кадастровыми номерами 77:04:0003003:179, 77:04:0003003:26, 77:04:0003003:97, расположенных по адресу: г.Москва, ул.Южнопортовая, вл.7А, установленный соответственно Распоряжениями Департамента земельных ресурсов города Москвы от 07.12.2009 N 1250-04 ДЗР, от 14.09.2009 N 775-04 ДЗР, от 01.09.2009 N 712-04 ДЗР, без внесения дополнительной оплаты, путем выдачи распоряжения о снятии запрета на строительство в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.12.2012 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме. При этом суд пришел к выводу о том, что оспариваемые решения Департамента земельных ресурсов города Москвы от 13.09.2012 N N 33-5-9246/12-(0)-1, 33-5-9256/12-(0)-1, 33-5-9251/12-(0)-1 об отказе в предоставлении ЗАО "СВЯЗЬСТРОЙДЕТАЛЬ" государственной услуги "Выдача распоряжения о снятии запрета на строительство", приняты с нарушением требований земельного законодательства действовавшего в период обращения заявителя к ответчику и соответственно спорных отношений и нарушает права и законные интересы ЗАО "СВЯЗЬСТРОЙДЕТАЛЬ", как собственника земельных участков с кадастровыми номерами 77:04:0003003:179, 77:04:0003003:26, 77:04:0003003:97, расположенных по адресу: г.Москва, ул.Южнопортовая, вл.7А.
Не согласившись с принятым решением, Департамент земельных ресурсов г. Москвы обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указал на неверное толкование и применение судом первой инстанции норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ЗАО "СВЯЗЬСТРОЙДЕТАЛЬ" является собственником земельных участков площадью 7.068 кв.м с кадастровым номером 77:04:0003003:179, площадью 25.680 кв.м с кадастровым номером 77:04:0003003:26 и площадью 1.453 кв.м с кадастровым номером 77:04:0003003:97, расположенных по адресу: по адресу: г.Москва, ул.Южнопортовая, вл.7А (свидетельства о регистрации права собственности от 22.01.2010 серии 77АМ N 068762, от 26.11.2009 серии 77АМ N 068103, от 26.11.2009 серии 77АМ N 068411).
ЗАО "СВЯЗЬСТРОЙДЕТАЛЬ" с целью снятия запрета на строительство на данных земельных участках 18.06.2012 обратилось в Департамент земельных ресурсов г. Москвы с соответствующими заявлениями вх. N N 33-5-9246/12, 33-5-9256/12 и 33-5-9251/12.
Департамент земельных ресурсов г. Москвы, рассмотрев заявления ЗАО "СВЯЗЬСТРОЙДЕТАЛЬ" и представленные документы, решениями от 13.09.2012 N N 33-5-9246/12-(0)-1, 33-5-9256/12-(0)-1, 33-5-9251/12-(0)-1 отказал ЗАО "СВЯЗЬСТРОЙДЕТАЛЬ" в предоставлении государственной услуги "Выдача распоряжения о снятии запрета на строительство" указав на то, что оформление данного документа производится департаментом в порядке, установленном административным регламентом "Выдача распоряжения о снятии запрета на строительство", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом земельных ресурсов г. Москвы".
Согласно п.3 ст.2 Федерального закона РФ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" запрет на строительство, реконструкцию подлежит снятию по заявлению собственника соответствующего земельного участка после внесения этим собственником платы за снятие такого запрета.
В адрес ЗАО "СВЯЗЬСТРОЙДЕТАЛЬ" департаментом были подготовлены соответствующие уведомления от 17.07.2012 N N 33-5-9246/12-(1)-0, 33-5-9256/12-(1)-0, 33-5-9251/12-(1)-0, согласно которым работа по заявкам 33-5-9246/12, 33-5-9256/12, 33-5-9251/12 в соответствии с п.2.17 Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Выдача распоряжения о снятии запрета на строительство" была приостановлена.
Не согласившись с решениями Департамента земельных ресурсов г. Москвы, Общество обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании их незаконными.
Согласно ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу части 2 статьи 201 Кодекса основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 " О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Вопреки утверждениям в апелляционной жалобе, решение суда первой инстанции об удовлетворении требований Общества основано на полной и всесторонней оценке представленных сторонами доказательств, правильном определении имеющих значение обстоятельств дела и правильном применении норм материального права.
Поддерживая данный вывод суда, коллегия исходит из следующего.
Постановлением Правительства Москвы от 11.03.2011 N 65-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы" предусмотрено, что Департамент земельных ресурсов города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, который обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории города Москвы. Департамент осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные подразделения во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти города Москвы, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями граждан и иными организациями (п.3 Положения). Департаменту земельных ресурсов города Москвы предоставлены полномочия в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы Департамент принимать (изменять, отменять) правовые акты, решения об установлении и снятии запрета на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений на земельном участке (5.17 Положения).
Между ЗАО "СВЯЗЬСТРОЙДЕТАЛЬ" и Департаментом земельных ресурсов г. Москвы на основании распоряжений Департамента земельных ресурсов г. Москвы от 07.12.2009 N 1250-04 ДЗР, от 14.09.2009 N 775-04 ДЗР, от 01.09.2009 N 712-04 ДЗР заключены соответствующие договоры купли-продажи земельных участков от 17.12.2009 N М-04-С00363, от 28.09.2009 N М-04-С00250, от 21.09.2009 N М-04-С00246, согласно которым земельные участки с кадастровыми номерами 77:04:0003003:179, 77:04:0003003:26, 77:04:0003003:97, расположенные по адресу: г.Москва, ул.Южнопортовая, вл.7А, приобретены заявителем в собственность в соответствии с п.1 ст. 2 Федерального закона РФ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" по льготной цене - 20% от кадастровой стоимости, поскольку заявитель отнесен к категории собственников объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, перечисленных в данной норме закона и имеющих право приобрести земельный участок по указанной цене.
Пунктами 3 указанных Распоряжений Департамента земельных ресурсов города Москвы от 07.12.2009 N 1250-04 ДЗР, от 14.09.2009 N 775-04 ДЗР, от 01.09.2009 N 712-04 ДЗР установлен запрет на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на данных земельных участках, что также закреплено в п.3.1.1 соответствующих договоров купли-продажи земельных участков от 17.12.2009 N М-04-С00363, от 28.09.2009 N М-04-С00250, от 21.09.2009 N М-04-С00246.
Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек одновременно с приобретением коммерческими организациями, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти объекты были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений в собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности, органы государственной власти могут устанавливать запрет на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений, расположенных на соответствующем земельном участке.
В соответствии с п. 3 ст. 7 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" снятие запрета на строительство, реконструкцию осуществляется Правительством Москвы (уполномоченным им органом), принявшим решение о передаче соответствующего земельного участка в собственность, по заявлению собственника земельного участка и при условии оплаты им 80 процентов от кадастровой стоимости такого участка, действующей на момент снятия запрета на строительство, реконструкцию.
В силу п. 4 ст. 7 указанного Закона на момент обращения заявителя в Департамент было предусмотрено, что если строительство объектов капитального строительства не приводит к изменению вида разрешенного использования земельного участка, установленного в решении о передаче земельного участка в частную собственность, договоре купли-продажи земельного участка, то снятие запрета на строительство, реконструкцию осуществляется по заявлению собственника земельного участка без оплаты.
В связи с принятием Закона города Москвы от 27.06.2012 N 31 данная норма закона утратила силу с 01.07.2012.
Согласно ч. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (ч. 2 ст. 4 ГК РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что к спорным правоотношениям по снятию запрета на строительство подлежат применению нормы Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" в редакции Закона от 21.12.2011 N 66, действовавшей на момент обращения заявителя в Департамент земельных ресурсов города Москвы.
Довод Департамента о том, что снятие запрета на строительство без оплаты будет нарушать принцип льготности, установленный органом исполнительной власти, при продаже земельных участков, суд считает несостоятельным.
В соответствии с п.7 ч.1 ст.1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Законом г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" в редакции Закона от 21.12.2011 N 66 и было установлено такое исключение в п.4 ст.7 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" о возможности снятия запрета на строительство без оплаты, поэтому нарушение указанного принципа платности землепользования в рассматриваемом случае отсутствует, тем более, что заявитель получил в собственность земельный участок не бесплатно а за плату в размере 20 процентов от кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) госоргана недействительными (незаконными), необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие ненормативного правового акта, действий (бездействия) закону и наличие нарушения ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств установлена.
Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о необходимости удовлетворения заявленных требований правомерен.
Исходя из вышесказанного, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 13 декабря 2012 года по делу N А40-131526/12-144-639 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А. Москвина |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-131526/2012
Истец: ЗАО "Связьстройдеталь", ООО "СВЯЗЬСТРОЙДЕТАЛЬ"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов города Москвы, ДЗР г. Москвы