г. Чита |
|
15 апреля 2013 г. |
Дело N А78-10476/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 апреля 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мурзиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 2 по г. Чите на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 28 января 2013 года по делу NА78-10476/2012 по заявлению Закрытого акционерного общества "Маккавеевское" о признании частично недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 2 по г. Чите от 17.10.2012 N 18-10/26218,
(суд первой инстанции - Минашкин Д.Е.)
при участии:
от общества - Никитиной М.А. (доверенность от 18.10.2011), Вербовской Т.А. (доверенность от 28.01.2013),
от инспекции - Склярова Д.Н. (доверенность от 18.03.2013), Федосенко Н.П. (доверенность от 09.01.2013),
установил:
Закрытое акционерное общество "Маккавеевское" (ОГРН 1027500843259, ИНН 7524010190, далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 2 по г. Чите (ОГРН 1047550035400, ИНН 7536057435, далее - инспекция, налоговый орган) с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Чите (налоговый орган, инспекция) от 17.10.2012 N 18-10/26218 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления и предложения уплатить пени по налогу на добавленную стоимость в размере 94127,21 руб. и налог на добавленную стоимость за 2 квартал 2009 года в размере 296101 руб.
Решением суда первой инстанции от 28 января 2013 года по делу N А78-10476/2012 заявленные требования удовлетворены.
Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Чите от 17.10.2012 N 18-10/26218 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления и предложения уплатить пени по налогу на добавленную стоимость в размере 94127,21 руб. и налог на добавленную стоимость за 2 квартал 2009 года в размере 296101 руб. признано недействительным, как несоответствующее Налоговому кодексу РФ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Забайкальского края от 28 января 2013 года по делу N А78-10476/2012 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Инспекция не согласна с данным судебным актом и считает, что оно принято с нарушением норм материального права и подлежит отмене.
В отзыве на апелляционную жалобу общество с доводами, изложенными в апелляционной жалобе инспекции, не согласилось. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 АПК РФ, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, при рассмотрении судом первой инстанции заявления по вопросу о судебных расходах, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 АПК РФ.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 14.03.2013, 09.04.2013.
В судебном заседании 08.04.2013 объявлен перерыв, о чем сделано публичное извещение о перерыве в судебном заседании, размещенное на информационном стенде апелляционного суда и в сети "Интернет".
Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв и возражения на апелляционную жалобу, заслушав пояснения представителей сторон в судебном заседании, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в отношении общества налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2009 года, по результатам которой составлен акт N 18-10/42172 от 03.08.2012 (т. 2 л.д. 18-20).
На основании акта принято решение от 17.10.2012 N 18-10/26218 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу предложено уплатить в бюджет сумму недоимки по НДС в размере 296 101 руб., начислены пени в сумме 94 127,21 руб. (т. 2 л.д. 12-15).
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в вышестоящий налоговый орган.
Решением УФНС России по Забайкальскому краю N 2.14-20/481 ЮЛ/13393 от 05.12.2012 решение МИФНС N 2 по г. Чите от 17.10.2012 N 18-10/26218 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения (т. 1 л.д. 80-82). При осуществлении судебного контроля за законностью оспариваемого решения инспекции суд первой инстанции требования налогоплательщика удовлетворил.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд апелляционной инстанции полагает, что существенных нарушений порядка проведения проверки и вынесения решения по ее результатам налоговым органом допущено не было. Досудебный порядок урегулирования спора заявителем соблюден.
По существу рассматриваемого дела суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим мотивам.
Как следует из оспариваемого решения инспекции, обществом в нарушение пп. 1 п. 3 ст. 24, п. 1 ст. 174, абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ как налоговым агентом не исчислен и не перечислен в бюджет налог на добавленную стоимость за 2 квартал 2009 года равными долями не позднее 20 числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, в сумме 296101 руб. с операции по реализации объекта недвижимости в рамках заключенного с Комитетом по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита" договора купли-продажи муниципальной собственности от 02.04.2009 N 435.
В соответствии со статьей 143 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются, в том числе, организации, а потому исходя из указанной нормы права и обстоятельств дела, судом установлено, что общество в спорном периоде являлось плательщиком налога на добавленную стоимость.
Согласно статье 39 Налогового кодекса РФ реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары. Пунктом 3 статьи 38 Налогового кодекса РФ определено, что любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, признается товаром для целей налогообложения.
Пунктом 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ определен перечень операций, не признаваемых в целях исчисления налога на добавленную стоимость объектами налогообложения. В данный перечень включены операции по передаче имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации (подпункт 3 пункта 2 статьи 146 НК РФ).
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между Муниципальным образованием городской округ "Город Чита" в лице комитета по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита" (продавец) и ЗАО "Маккавеевское" (покупатель) был заключен договор купли-продажи муниципальной собственности на аукционе N 435 от 02.04.2009, в соответствии с пунктом 1.1. которого первый продаёт, а второй приобретает в собственность нежилое помещение общей площадью 72,6 кв.м., расположенное по адресу: г. Чита, Черновский административный район, ул. Назара Широких, 10, пом. 1, которое принадлежало муниципальному образованию городской округ "Город Чита" на праве собственности, о чем свидетельствует Выписка из реестра муниципального имущества N 198-в от 11.09.2006 и свидетельство о государственной регистрации права от 15.09.2006 75АБ 155166.
Согласно пунктам 1.3. и 2.1. договора оценка стоимости муниципального имущества - нежилого помещения произведена Обществом с ограниченной ответственностью "Агентство оценки собственности", начальная цена объекта приватизации определена в сумме 1566670 руб., цена продажи объекта приватизации - 1645004 руб. Покупатель оплачивает стоимость нежилого помещения, указанного в пункте 1.2. договора денежными средствами в сумме 1645004 руб. в срок не позднее 10 календарных дней после заключения договора путем перечисления данной суммы на расчетный счет комитета. В счет оплаты засчитывается сумма задатка, внесенная покупателем для участия в аукционе в размере 313334 руб. Оплата произведена по платежным поручениям N N 51 от 18.03.2009 в сумме 313334 руб. (задаток) и 088 от 08.04.2099 в сумме 1331670 руб. (всего на 1645004 руб.).
Пунктом 4.1. договора определено, что право собственности у покупателя на объект возникает с момента государственной регистрации перехода права собственности в установленном законом порядке (свидетельство 75 АА 033427 от 15.05.2009 - л.д. 38).
Судом установлено и следует из представленного комитетом (исх. N 3196 от 10.06.2012) по требованию налогового органа письма ООО "Агентство оценки собственности" следует, что рыночная стоимость нежилого помещения, расположенного по адресу: Читинская область, г. Чита, Черновский район, ул. Назара Широких, 10, пом. 1, с учетом допущений и ограничений, а также с учетом округлений, составляет на дату оценки 1 566 670 руб. без НДС. Указанное обстоятельство также следует из письма Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа "Город Чита" N 441 от 28.01.2013 с протоколом об итогах аукциона от 01.04.2009 (представлены в судебном заседании 28.01.2013).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой этот объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки.
Суд первой инстанции исходил из того, что в случае если определение рыночной стоимости производится для совершения сделки по отчуждению имущества и операции по реализации этого имущества облагаются налогом на добавленную стоимость, предполагается, что цена, определенная на основе рассчитанной независимым оценщиком рыночной стоимости, включает в себя налог на добавленную стоимость.
При данном подходе указание на то, что рыночная стоимость объекта для цели совершения сделки была определена оценщиком без учета налога на добавленную стоимость, должно следовать из отчета, а поскольку приведенным письмом ООО "Агентство оценки собственности", а также письмом Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа "Город Чита" N 441 от 28.01.2013 указанное обстоятельство подтверждено, и оно было принято за основу налоговым органом при принятии оспариваемого решения, а обратного из материалов дела не следует, суд первой инстанции сделал вывод о том, что стоимость проданного заявителю по договору N 435 от 02.04.2009 объекта составляла 1 645 004 руб. и не включала в себя налог на добавленную стоимость.
В силу пункта 1 статьи 24 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Абзацем вторым пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ установлено, что при реализации на территории Российской Федерации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этого имущества с учетом налога. В таком случае налоговыми агентами признаются покупатели указанного имущества (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), которые обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Суд первой инстанции, делая вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, исходил из толкования указанной нормы права, данного в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.09.2012 N 3139/12, согласно которому при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость в отношении операций по реализации муниципального имущества покупатель как налоговый агент должен исходить из того, что подлежащий выплате продавцу доход уже включает в себя налог на добавленную стоимость, поскольку именно из данного дохода и должна быть удержана покупателем подлежащая перечислению в бюджет сумма указанного налога.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено, что данная правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, как на это и указано в постановлении от 18.09.2012 N 3139/12, применима только в том случае, если иное не было доказано стороной. В рассмотренном деле надзорной инстанцией установлено, что стоимость объекта была определена без указания на выделение в цене реализации НДС.
В настоящем деле установлены иные фактические основания. Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, стоимость объекта была включена в договор купли-продажи без учета налога на добавленную стоимость.
Таким образом, презумпция того, что подлежащий выплате продавцу доход уже включает в себя налог на добавленную стоимость, опровержима установленными по настоящему делу фактическими обстоятельствами.
При этом следует также исходить из того, что гражданское законодательство не предусматривает уменьшение согласованной сторонами договорной цены имущества на сумму НДС.
Следовательно, не соответствует положениям абзаца второго пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации и фактическим обстоятельствам дела вывод первой инстанции о том, что возможности выделить сумму налога на добавленную стоимость расчетным путем у общества фактически не имелось, а потому исчисление, удержание и перечисление суммы НДС из выплачиваемых муниципалитету сумм не могли быть произведены.
Учитывая изложенное, общество, как налоговый агент, должно было применить метод "накручивания", т.е. доначислить сумму налога сверх цены договора, применив ставку 18 %, что налогоплательщиком сделано не было.
Указанное свидетельствует о необоснованности вывода первой инстанции о том, что осуществление спорного расчета НДС налоговым органом по решению инспекции противоречит содержанию абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ, обстоятельствам дела и фактически создаёт условия возможного взыскания задолженности за счет имущества налогового агента.
Апелляционный суд считает, что по результатам камеральной проверки инспекцией правомерно установлено не исчисление и не перечисление в бюджет налоговым агентом суммы налога на добавленную стоимость за 2 квартал 2009 года в сумме 296 101 руб. (1645004 руб.* 18%).
Следовательно, предложение уплатить пени по налогу на добавленную стоимость в размере 94 127,21 руб. и налог на добавленную стоимость за 2 квартал 2009 года в размере 296 101 руб. не противоречит Налоговому кодексу РФ и прав налогоплательщика не нарушает.
Доводов о необоснованности расчета пени налогоплательщиком не приведено, апелляционным судом расчет инспекции проверен и признается правильным.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких установленных обстоятельствах обжалуемый судебный акт подлежит отмене на основании пунктов 3, 4 части 1, части 2 статьи 270 АПК РФ с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 28 января 2013 года по делу N А78-10476/2012 отменить.
Принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-10476/2012
Истец: ЗАО "Маккавеевское"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N2 по г. Чите
Хронология рассмотрения дела:
10.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2704/13
03.07.2013 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1032/13
15.04.2013 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1032/13
28.01.2013 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-10476/12