г. Санкт-Петербург |
|
07 мая 2013 г. |
Дело N А56-64101/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 мая 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Семиглазова В.А., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Халиковой К.Н.
при участии:
от истца: Тимофеева Е.С. по доверенности от 29.04.2013 N 10, Шутикова А.А. по доверенности от 29.01.2013 N 5
от ответчика: Скворцова А.М. по доверенности от 04.12.2012 N 751/1, Василевский С.А. по доверенности от 04.12.2012 N 751
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5720/2013) Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения "Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.02.2013 по делу N А56-64101/2012 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Петроградском районе Санкт-Петербурга
к Федеральному государственному казенному общеобразовательному учреждению "Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации"
о взыскании 464 603,80 руб. штрафных санкций
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Петроградском районе Санкт-Петербурга (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Федеральному государственному казенному общеобразовательному учреждению "Нахимовское военно-морское училище министерства обороны Российской Федерации" (далее - Училище, учреждение) о взыскании 465 603 руб. 80 коп. штрафных санкций за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за календарный 2011 год.
Решением от 01.02.2013 требования удовлетворены частично.
С Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения "Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации" взысканы в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Петроградском районе г.Санкт-Петербурга штрафные санкции в размере 50000 руб.
В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Училище, не согласившись с решением суда первой инстанции, направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просило судебный акт отменить, в удовлетворении требований Фонда отказать в полном объеме.
В судебном заседании представитель Училища поддержал доводы апелляционной жалобы и настаивал на ее удовлетворении в полном объеме.
Представитель Пенсионного фонда с апелляционной жалобой не согласен, по основаниям, изложенным в отзыве, просил судебный акт оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Как установлено из материалов дела, Училище, являясь страхователем в системе обязательного пенсионного страхования, представило по телекоммуникационным каналам связи 15.02.2012 в Фонд сведения о работающих у него застрахованных лицах за 2011 год.
Фонд провел документальную проверку представленных страхователем документов за 2011 год. В ходе проверки Фондом выявлены расхождения между формой РСВ-1 и индивидуальными сведениями в части начисления страховой части и уплаты по страховой и накопительной частям за календарный 2011 год. Кроме того, было установлено, что у застрахованного лица Рахматулиной Г.М. указана фамилия "СУХОРУКОВА".
По результатам проверки Фондом составлен 17.02.2012 акт N 124, согласно которому в пункте 1.2 указаны выявленные расхождения. Кроме того, в пункте 2.1.1 Учреждению предложено устранить указанные ошибки до 06.03.2012 (л.д.31).
Уведомление и акт 17.02.2012 был вручен ведущему бухгалтеру Учреждения Сизовой Т.С. по роспись.
Учреждение не представило в Пенсионный фонд в указанный срок документы, подтверждающие исправления выявленных ошибок, в связи с чем Пенсионным фондом принято решение от 19.03.2012 за N 124 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в виде взыскания штрафа в сумме 498 498,90 руб. (л.д.32-34).
На основании решения Фонд направил Предприятию требование от 17.04.2012 N 124 об уплате штрафа в десятидневный срок с момента его получения (до 10.05.2012) (л.д.37).
Поскольку Училище требование в установленный срок не исполнило, то Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования Фонда, исходил из наличия в действиях Страхователя состава нарушения Пенсионного законодательства. Однако учел смягчающие вину обстоятельства и снизил размер штрафных санкций до 50 000 руб.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
В соответствии со статьей 6 Закона N 167-ФЗ Училище является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, в связи с чем страхователь обязан представлять в территориальные органы страховщика (органы Пенсионного фонда) документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии со статьей 2 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Закон N 27-ФЗ устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи обязаны представлять один раз в год, но не позднее 1 марта следующего года, в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения о страховом стаже, сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, сумме начисленных страховых взносов по каждому работающему у него застрахованному лицу, а также другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
С 01.01.2010 порядок проведения проверок плательщиков страховых взносов, оформление результатов проверки, и порядок привлечения к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского образования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 34 Закона N 212-ФЗ камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
Из содержания части 5 статьи 34 Закона N 212-ФЗ следует, что лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком страховых взносов пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 38 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 38 Закона N 212-ФЗ акт проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки.
Акт проверки, в течение пяти дней с даты подписания этого акта, должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его уполномоченным представителем). В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), уклоняется от получения акта проверки, этот факт отражается в акте проверки и указанный акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма (часть 4 статьи 38 Закона N 212-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 39 Закона N 212-ФЗ руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Частью 3 статьи 39 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.
Как следует из материалов дела, акт камеральной проверки от 17.02.2012 N124 подписан ведущим бухгалтером Училища Сизовой Т.С.
Довод Учреждения, что указанный сотрудник не обладал полномочиями представления интересов страхователя, в связи с чем отсутствует надлежащее извещение Училища о составлении акта камеральной проверки и дате, до которой должны быть устранены замечания по представленным сведениям, отклоняется апелляционным судом.
В ходе судебного разбирательства и в суде первой инстанции, и в апелляционном суде представителя Училища не оспаривали, что Сизова Т.С. является его сотрудником. Кроме того, в соответствии с Приказом Училища N 36-К от 30.03.2012 указанное лицо, действительно являлось ведущим бухгалтером и уволена, в связи с сокращением штатов, только02.04.2012 (л.д.109-110).
При таких обстоятельствах, апелляционный суд поддерживает позицию суда первой инстанции, что полномочия данного сотрудника явствовали из обстановки, в связи с чем нарушения процедуры проведения камеральной проверки отсутствуют.
В соответствии со ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно оплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов, причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Согласно части 12 статьи 37 Закона N 213-ФЗ в целях реализации Закона N 27-ФЗ (в редакции Закона N 213-ФЗ) отчетными периодами в 2011 году признаются полугодие и календарный год. Страхователи за первый отчетный период 2011 года (полугодие) представляют сведения, предусмотренные Законом N 27-ФЗ (в редакции Закона N 213-ФЗ), за четвертый отчетный период 2011 года (календарный год) - до 15 февраля 2012года (ст. 11 ФЗ от 01.04.1996 N 27-ФЗ в редакции ФЗ от 08.12.2010 N 339-ФЗ).
Судами установлено, что страхователем представлены недостоверные индивидуальные сведения за календарный 2011 год, а именно: в представленных по телекоммуникационным каналам связи документах персонифицированного учета (формы АДВ-6-2, СЗВ-6-2) и Расчете РСВ-1 имеются расхождения по уплаты страховых взносов по страховой части: в АДВ-6-2 указано 4 484 389 руб., а в РСВ-1 8 218 021 руб. Кроме того у застрахованного лица Рахматуллиной Г.М. (страх.N 041-246-042 04) указана фамилия "Сухорукова".
Довод Училища, что указанные расхождения не являются недостоверными данными, за которые предусмотрена ответственность, подлежит отклонению, т.к. вышеуказанные ошибки не позволяют включить содержащиеся в них сведения в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, то есть правонарушение касается всех застрахованных лиц. Кроме того, была неверно указана фамилия одного из застрахованных лиц.
Также апелляционный суд принимает во внимание, что Училище представляло сведения за указанный период 06.03.2012 (л.д.68); 23.03.2012 (л.д.70);11.04.2012 (л.д73); 13.04.2012 (л.д.76) и все они не были приняты Пенсионным фондом, т.к. имели недостоверную информацию. Только 19.04.2012 сведения за спорный период были приняты Фондом как соответствующие, ранее представленной отчетности.
В соответствии со статьей 17 названного закона за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Факт предоставления Училищем недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, подтвержден материалами дела.
Довод Училища о неправомерном неприменении судом первой инстанции при рассмотрении дела о взыскании штрафа позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 16 Информационного письма от 11.08.2004 N 79, подлежит отклонению.
Судом первой инстанции установлено, что Управление Пенсионного фонда выявило факт недостоверности указанных в ведомости сведений о сумме уплаченных за 2011 год страховых взносов, направляемых на накопительную часть трудовой пенсии, в целом за всех работников. Ошибка, допущенная страхователем в ведомости о сумме уплаченных страховых взносов, касается всех застрахованных лиц, а не отдельных конкретных работников, поэтому суд признал правомерным исчисление штрафа от всей суммы страховых взносов за 2011 год, которые работодатель обязан был уплатить за застрахованных лиц.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 22.12.2009 по делу N А05-7762/2009.
Однако суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в рассматриваемом деле обстоятельств, смягчающих ответственность страхователя, а именно заинтересованным лицом были приятны меры, направленные на устранение выявленных правонарушений, что привело к их устранению, суд также признает завышенной, несоразмерной совершенному страхователем правонарушению сумму штрафа, начисленную заявителем и предъявленную к взысканию в судебном порядке, в связи с чем снизил размер штрафных санкций до 50 000 руб., что не противоречит положениям статьи 44 Закона N 212-ФЗ.
Пенсионным фондом указанное обстоятельство не оспаривается.
На основании изложенного, апелляционная коллегия полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.02.2013 по делу N А56-64101/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Федеральному государственному казенному общеобразовательному учреждению "Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации" (197046, Санкт-Петербург город, Петроградская Набережная, 2/4, ИНН 7813054936, ОГРН 1037828008206, дата регистрации - 24.01.2003) из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению N 4339776 от 25.02.2013 государственную пошлину в сумме 1000 руб.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
В.А. Семиглазов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-64101/2012
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Петроградском районе Санкт-Петербурга
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "НАХИМОВСКОЕ ВОЕННО-МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Хронология рассмотрения дела:
29.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5674/13
07.05.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-5720/13
01.02.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-64101/12