г. Красноярск |
|
21 марта 2013 г. |
Дело N А33-12056/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "05" марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "21" марта 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дунаевой Л.А.,
судей: Иванцовой О.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Казенновой Е.С.,
при участии:
от ответчика (Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю): Смолиной О.С., представителя по доверенности от 14.02.2013 N 04-13/03399,
рассмотрев апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "28" декабря 2012 года по делу N А33-12056/2012, принятое судьей Кужлевым А.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Производственная фирма "ЖОАНТЭ" (далее - заявитель, общество, ООО ПФ "ЖОАНТЭ") (ИНН 2466226335, ОГРН 1092468056537) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю (далее - ответчик, регистрирующий орган, Инспекция) о признании недействительным решения от 02.07.2012 об оставлении без рассмотрения документов (заявление по форме N Р15001) о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведений о принятии решения о ликвидации ООО ПФ "ЖОАНТЭ"; о признании недействительным решения от 03.07.2012 об оставлении без рассмотрения документов (заявление по форме N Р15002) о внесении в ЕГРЮЛ сведений о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора ООО ПФ "ЖОАНТЭ"; о возложении обязанностей на ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что ООО ПФ "ЖОАНТЭ" находится в процессе ликвидации и формировании ликвидационной комиссии (ликвидатора).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 28 декабря 2012 года заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования на том основании, что первоначальное уведомление общества о ликвидации юридического лица по форме N Р15001 и последующее по форме N Р15002 подписано неуполномоченным лицом - директором общества, что в том числе подтверждается свидетельством подлинности подписи на документах, совершенным нотариусом.
Заявитель, уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копии определения от 04.02.2013 о принятии апелляционной жалобы, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направил, отзыв на апелляционную жалобу не представил. Дело рассмотрено в отсутствие представителей указанного лица в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Инспекции в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 24.07.2012 участниками ООО ПФ "ЖОАНТЭ" общества являются: Варданян Р.Э с долей в уставном капитале общества 51 % и Ганшин А.Г. с долей в уставном капитале общества 49%.
21.06.2012 общим собранием участников ООО ПФ "ЖОАНТЭ" приняты решения, в том числе о добровольной ликвидации ООО ПФ "ЖОАНТЭ"; о назначении ликвидационной комиссии в составе: Вартанян Ж.Э. - председатель ликвидационной комиссии, Акопян В.К., Мозолевская С.М. - члены ликвидационной комиссии; о доведении до сведения МИФНС России N 23 по Красноярскому краю, а также других государственных органов о нахождении ООО ПФ "ЖОАНТЭ" в стадии ликвидации; о поручении ликвидационной комиссии выполнить все необходимые действия, связанные с ликвидацией ООО ПФ "ЖОАНТЭ" в соответствии с требованиями действующего законодательства, поручении директору ООО ПФ "ЖОАНТЭ" Вартаняну Ж.Э. уведомить о формировании ликвидационной комиссии МИФНС России N 23 по Красноярскому краю;
21.06.2012 в адрес Инспекции были направлены уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме Р15001 и о формировании ликвидационной комиссии по форме Р15002, подписанные Вартаняном Ж.Э.
02.07.2012 Инспекцией вынесено уведомление об оставлении без рассмотрения уведомления о принятии решения о ликвидации ООО ПФ "ЖОАНТЭ" со ссылкой на то, что уведомление о принятии решения о ликвидации общества подписано и представлено в регистрирующий орган неуполномоченным лицом. 03.07.2012 Инспекцией вынесено уведомление об оставлении без рассмотрения уведомления о формировании ликвидационной комиссии ООО ПФ "ЖОАНТЭ" со ссылкой на то, что внесение записи о назначении ликвидатора ранее записи о принятии решения о ликвидации нарушает порядок установленный законодательством для процедуры ликвидации, уведомление подписано и представлено в регистрирующий орган неуполномоченным лицом.
ООО ПФ "ЖОАНТЭ", полагая, что оспариваемые акты являются незаконными, нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что регистрирующий орган не доказал законность оспариваемых актов, оформленных уведомлением об оставлении без рассмотрения уведомления о принятии решения о ликвидации ООО ПФ "ЖОАНТЭ" от 02.07.2012 и уведомления о формировании ликвидационной комиссии ООО ПФ "ЖОАНТЭ" от 03.07.2012 исходя из следующих обстоятельств.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с внесением в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
В силу подпункта 1.2 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). Подпунктом 1.3 той же статьи определено, что при государственной регистрации юридического лица при ликвидации юридического лица заявителями могут быть конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор).
Согласно оспариваемым актам основанием их вынесения послужили выводы регистрирующего органа о том, что уведомления от имени ООО ПФ "ЖОАНТЭ" представлены неуполномоченным лицом, а именно директором общества - Вартаняном Ж.Э., что согласно позиции Инспекции следует из содержания самих уведомлений.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица; указанная комиссия наделена правом выступать в суде от имени ликвидируемого юридического лица. В силу пункта 3 статьи 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде. Круг полномочий ликвидационной комиссии определен статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Следовательно, исходя из содержания указанных норм за руководителем (председателем) ликвидационной комиссии закреплено право подписывать исковые заявления при обращении в суд от имени ликвидируемого юридического лица, выдавать доверенности лицам, уполномоченным представлять интересы этого юридического лица в суде, совершать другие юридические действия от имени ликвидируемого юридического лица в соответствии с решениями ликвидационной комиссии, принятыми в пределах предоставленных ей законом прав.
В рассматриваемом споре, как следует из материалов дела, протоколом общего собрания участников ООО ПФ "ЖОАНТЭ" от 21.06.2012 Вартанян Ж.Э. назначен председателем ликвидационной комиссии, участниками общества поручено Вартаняну Ж.Э. выполнить все необходимые действия, связанные с ликвидацией ООО ПФ "ЖОАНТЭ" в соответствии с требованиями действующего законодательства, уведомить о формировании ликвидационной комиссии МИФНС России N 23 по Красноярскому краю. При этом информация о том, что именно Вартанян Ж.Э. на дату обращения является председателем ликвидационной комиссии, имелась у Инспекции на момент вынесения оспариваемых актов, что следует из приложения к уведомлению о формировании ликвидационной комиссии по форме Р15002 указанного протокола общества. Суд апелляционной инстанции полагает, что допущенное обществом нарушение в части неуказания в уведомлениях при их подписании Вартаняном Ж.Э. его правового статуса как председателя ликвидационной комиссии не является существенным, влекущим отказ в государственной регистрации.
С учетом изложенного и, принимая во внимание правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в пункте 12 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.01.2000 N 50 "Обзор практики разрешения споров связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)", руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) вправе подписывать от имени ликвидируемого юридического лица исковые заявления и совершать другие юридические действия, связанные с ликвидацией юридического лица, исходя из решений, принимаемых комиссией в пределах ее компетенции, суд апелляционной инстанции полагает, что представленные 21.06.2012 в адрес Инспекции уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме N Р15001 и о формировании ликвидационной комиссии по форме N Р15002 были подписаны уполномоченным лицом - Вартаняном Ж.Э. (председателем ликвидационной комиссии согласно протоколу общего собрания от 21.06.2012).
Кроме того, пункт 2 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ не содержит полномочий регистрирующего органа по оставлению документов: "без рассмотрения". Указанная норма содержит формулировку: "вносит в ЕГРЮЛ запись".
Бездействие регистрирующего органа по внесению записей о процессе ликвидации общества и о председателе ликвидационной комиссии ведет к затруднению в осуществлении деятельности юридическим лицом, что с учетом вышеизложенных обстоятельств свидетельствует о наличии оснований для признания оспариваемых актов Инспекции в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недействительными.
Таким образом, решение суда первой инстанции от "28" декабря 2012 года является законным и обоснованным, отмене в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "28" декабря 2012 года по делу N А33-12056/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.А. Дунаева |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-12056/2012
Истец: ООО ПФ "ЖОАНТЭ", ООО ПФ Жоантэ (Вартанян Ж. Э.)
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 23 по Красноярскому краю
Третье лицо: ООО ПФ Жоантэ, ООО ПФ Жонтэ, нотариус Царева Е. М.